Пятница, 09.12.2016, 16:26
Высшее образование
Приветствую Вас Гость | RSS
Поиск по сайту


Главная » Статьи » Физкультура и спорт. Здоровье

УКРЕПЛЕНИЕ ЗДОРОВЬЯ ШКОЛЬНИКОВ МЛАДШИХ КЛАССОВ СРЕДСТВАМИ ЗАКАЛИВАНИЯ

Ю.М.Созин, В.Я.Меньщиков
Волгоградская государственная академия физической культуры
Е.В.Митрофанова
МОУ Гимназия № 16, г. Волгоград

УКРЕПЛЕНИЕ ЗДОРОВЬЯ ШКОЛЬНИКОВ МЛАДШИХ КЛАССОВ СРЕДСТВАМИ ЗАКАЛИВАНИЯ

В статье освещены вопросы укрепления здоровья учащихся младших классов средствами закаливания. Анализируются его различные виды, приводятся методические характеристики использования в физическом в воспитании и обучении учеников. Так же в статье приведены исследовательские данные, отражающие эффективность использования обливания стоп в процессе укрепления здоровья учеников.

Ключевые слова: учащиеся младших классов, здоровье, закаливающие процедуры.

HEALTH PROMOTION OF JUNIOR CLASS PUPILS BY MEANS OF HARDENING

Sozin Y.M., Menshchikov V.J.
Volgograd State Physical Education Academy Mitrofanovа E.V.
MEI Gymnasium № 16, Volgograd
The article deals with questions of junior class pupils health strengthening by means of hardening. Various types of hardening are analyzed, methodical characteristic of using it in physical education and training of pupil are given. Also the article presents the research data, reflecting the efficient use of stop pouring in strengthening pupils' health.
Keywords: primary school pupils, health, tempering procedures.

 

Охрана здоровья подрастающего поколения - одна из важнейших проблем нашего времени. Правильное, гармоничное развитие детей - залог здоровья будущих поколений. Весь экономический и творческий потенциал, все перспективы социального развития, высокого уровня жизни, науки и культуры - всё это является итогом достигнутого уровня здоровья детьми, физической и интеллектуальной их работоспособности [1, 2].

Статистические данные однозначно свидетельствуют о том, что в последние годы наблюдается выраженный устойчивый рост заболеваемости детей школьного возраста, в основе которого, к сожалению, лежит целый ряд объективно действующих факторов. В этих условиях оздоровительная функция физического воспитания школьников приобретает особое значение и становится приоритетной.

Несмотря на наличие в отечественной специальной литературе значительного числа научно-методических публикаций фундаментального плана [5, 6] по проблемам совершенствования школьного физического воспитания, вопросы оздоровления детей, подбор специально разработанных методик для укрепления здоровья, подобранных для учеников с учётом особенностей климатических факторов, пока является наименее разработанным.

А анализ здоровья школьников вызывает особую тревогу. В России лишь 10 % выпускников школ могут считаться здоровыми. Очень быстрыми темпами ухудшается здоровье школьниц. За последние 10 лет число здоровых девушек-выпускниц уменьшилось с 28,3 % до 6,3 % - т.е. более чем в три раза [8, 9]. По данным Минздрава РФ, из 6 млн. подростков 15-17 лет, прошедших профилактические осмотры, у 94,5 % были зарегистрированы различные заболевания. При этом треть заболеваний ограничивает выбор будущей профессии. Почти треть юношей по медицинским показаниям не годятся для службы в Вооружённых Силах. Больше половины заболеваний школьников носят простудный характер, т.е. вызваны изменяющимися природными условиями, чаще всего переохлаждением организма. В этой ситуации наиболее надёжными помощниками в сохранении и укреплении здоровья будут выступать полноценная двигательная активность и оздоровительное воздействие природных факторов.

Закаливанию школьников посвящено немало работ [3, 4, 6]. Под закаливанием принято понимать систему мероприятий, способствующих повышению выносливости человека к различным вредным влияниям, и ведущих к предупреждению заболеваний. Сущность закаливания состоит в том, что в ответ на различные, повторно действующие раздражители в организме вырабатывается ответная защитная реакция, определённая для каждого вида раздражителей.

Закаливание - не самоцель. Оно служит ценным средством сохранения и укрепления здоровья людей. Его эффективность, как и любого другого воспитательного воздействия, в очень большой мере зависит от всего комплекса социально-педагогических воздействий. Оно должно быть органической частью всего уклада жизни человека [3].

Наибольшую угрозу здоровью представляют резкие колебания температуры воздуха. Климат нашей планеты характеризуется неожиданными резкими изменениями температур. При резких и необычных изменениях температуры воздуха усиливается поражающее действие холода, что ведёт к возникновению простудных заболеваний [1].

В основе закаливания лежит процесс образования условных рефлексов, благодаря которым и достигается наиболее совершенное приспособление организма к постоянно меняющимся условиям внешней среды. Закалённый человек способен легче переносить отрицательные воздействия окружающей среды. Известно, что закаливание создаёт возможность сохранять и укреплять здоровье и работоспособность.

И.П. Павлов [7] считал, что вся деятельность организма - это бесконечное приспособление к окружающим условиям.
Главная задача закаливания состоит в том, чтобы приучить организм человека давать быструю, чёткую реакцию на изменение метеорологических раздражителей.

Поэтому организация закаливания требует четкого соблюдения общеизвестных правил.

1. В начале учебного года на педагогическом совете должен быть обсуждён вопрос о проведении закаливающих процедур во всех деталях.

2. В режиме дня учащихся для проведения закаливающих процедур должно быть отведено определённое время.

3. Закаливающие процедуры назначаются врачом при участии учителя физической культуры с учётом индивидуального состояния здоровья ученика, условий жизни дома.

4. Закаливание проводят в течение года с учётом климата, сезона и погоды.

5. При организации закаливая учеников разбивают на группы:
- здоровые, раннее закаливаемые;
- здоровые, ранее не закаливаемые, а также дети, имеющие небольшие функциональные отклонения;
- дети, имеющие хронические заболевания, или те, кто перенёс длительные заболевания [4, 5].

По мере закаливания, но не более чем через два месяца, школьников можно перевести из одной группы в другую. Основанием для перевода будет отсутствие у ученика острых заболеваний, положительная эмоциональная реакция на процедуру, отсутствие отрицательных внешних проявлений на холодный раздражитель. Закаливание следует начинать с местных закаливающих процедур с постепенным переходом к общим, причём сила закаливающих факторов увеличивается постепенно [3].

В практике оздоровительной физической культуры различают закаливание воздухом, солнечными лучами, водой. Естественно, в рамках обучения детей в школе, могут использоваться не все вышеперечисленные виды оздоровления.

В школьных учреждениях в целях укрепления здоровья детей необходимо использовать такой оздоровительный прием, как регулирование температуры помещений [2]. В помещениях дети находятся от 75-95 % времени суток. Недостатком температурного режима является его постоянство. Для того, чтобы он способствовал закаливанию, оказывая тренирующее воздействие на физиологические механизмы, необходимо сделать его «пульсирующим» - систематически колебать температуру помещения с допустимой амплитудой. Для младших и средних школьников оптимальной будет амплитуда в 5-7 градусов, а для старших - 8-10. Такой температурный режим способствует не только закаливанию организма, но и повышает работоспособность. Пульсирующий микроклимат в помещениях стимулирует развитие и совершенствование физиологических механизмов терморегуляции, повышающих устойчивость организма к холоду.

Положительный закаливающий эффект окажет проведение больших перемен на открытом воздухе. Данная процедура не только укрепит здоровье учащихся, но и положительно повлияет на их работоспособность. Проведение таких перемен сочетают с организацией подвижных игр. При этом они не должны возбуждать учеников. Необходим контроль за теплозащитными свойствами одежды; они должны соответствовать погодным условиям [4, 5].

Ежедневное пребывание учащихся на открытом воздухе является одним из видов активного отдыха и обладает мощным оздоровительным фактором. Общая длительность пребывания школьников на открытом воздухе должна быть не менее 3-3,5 часов для учащихся младших классов, 2,5-2 часов для средних классов, 2 часа для старшеклассников. В результате прогулки у школьников снимается утомление, улучшается работа головного мозга [3].

В результате закаливания ребёнок становится менее восприимчивым не только к резким изменениям температуры и простудным заболеваниям, но и к другим инфекционным болезням. Закалённые люди обладают хорошим здоровьем, аппетитом, спокойны и уравновешенны, отличаются бодростью и жизнерадостностью.

В ходе нашей исследовательской работы анализировалось воздействие обливания стоп на резистентность организма школьников четвертых классов. Нами изучалась динамика заболеваемости учеников в течение учебного года, а также снимались температурные пробы. По ним фиксировались скорость восстановления температуры после дозированного охлаждения на стопах и туловище, а также поведение и самочувствие испытуемых в течение дня. В таблице 1 представлены данные учеников, закаливание которых проходило только в условиях школы (К - группа (контрольная)), а также школьников, закаливающихся дополнительно в домашних условиях при помощи обливания стоп (Э - группа).

Таблица 1

Примечание: Э - ученики экспериментальной группы, закаливающиеся при помощи обливания ног; К -ученики, в общий режим которых не было введено дополнительных закаливающих процедур.

Анализируя представленные в таблице результаты можно сделать вывод, что закаливающие процедуры в виде обливания стоп не влияют сильно на показатели температурной пробы. Скорость восстановления кожных покровов стопы и туловища после холодового воздействия учеников К и Э групп достоверно не различается. Однако, большинство учеников отметили повышенную работоспособность, активность.

Совершенно иная картина предстала при анализе динамики заболеваемости учащихся четвертых классов в течение учебного года. Данные исследования представлены на рисунке 1.
 

Э - закаливание при помощи обливания стоп;
К - не применяются дополнительные закаливающие процедуры.
Рис. 1. Динамика заболеваемости учеников Э и К групп в течение года.

Анализируя представленные графики, можно пронаблюдать динамику заболеваемости в каждой из представленной групп. Так график группы, где закаливающие процедуры проходили при помощи обливания стоп, указывает на то, что осенний, зимний и весенний периоды повлияли на заболеваемость школьников. Диаграмма демонстрирует чёткое удержание болеющих в это время на количестве 2-3 человек. Показатели же контрольной группы учеников демонстрируют наибольшую вспышку заболеваний на период зимних морозов.

Проведенная исследовательская работа позволяет сделать вывод о целесообразности использования закаливающих процедур для укрепления здоровья учащихся младших классов.

Литература

1. Енокаева, С.С. Формирование культуры здоровья подрастающего поколения как стратегическое направление развития физической культуры и спорта / С.С. Енокаева, М.М. Ебзеев // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - № 4(74) - 2011.- С. 59-63.
2. Коджаспиров, Ю.Г. Физкульт-ура! Ура! Ура!: учебное пособие / Ю.Г. Коджаспиров. - М.: Педагогическое общество России, 2002. - 202 с.
3. Козлов, Р.С. О взаимосвязи показателей развития физических качеств и уровня здоровья подростков 13-14 лет / Р.С. Козлов // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - № 8(78) - 2011. - С. 87-90.
4. Крамских, В.Я. Воздух закаливает и лечит / В.Я. Крамских. - М.: Знание. 1997 - 65 с.
5. Менхин, Ю.В. Оздоровительная гимнастика: теория и методика / Ю.В. Менхин, А.В. Менхин. - Ростов н/Д: Феникс, 2002. - 384 с.
6. Меньщиков, В.Я. Физкультурно-оздоровительные системы и технологии / В.Я. Меньщиков, Н А. Фомина. - Волгоград: ВГАФК, 2007. - 245 с.
7. Павлов, И.П. Лекции по физиологии 1912-1913 гг. / И.П. Павлов, И.Н. Разенков. - М.: Изд-во Академии мед. наук, 1952. - 331 с.
8. Панкова, Н.В. Эмоциональное благополучие и психологическое здоровье подростков из семей группы риска / Н.В. Панкова // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - № 4(74) - 2011. - С. 148-152.
9. Сивас, Н.В. Инновационная деятельность по формированию ЗОЖ в образовательных учреждениях / Н.В. Сивас // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - № 4(74) - 2011. - С. 166-170.

"Физическое воспитание и спортивная тренировка" № 4 (14) - 2015

Категория: Физкультура и спорт. Здоровье | Добавил: x5443x (07.04.2016)
Просмотров: 109 | Теги: закаливание, укрепление здоровья | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
...




Copyright MyCorp © 2016