Суббота, 27.05.2017, 18:33
Высшее образование
Приветствую Вас Гость | RSS
Поиск по сайту



Главная » Статьи » Правоохранительная деятельность

Уголовно-правовая характеристика преступных нарушений правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного, воздушного или водного т

Уголовно-правовая характеристика преступных нарушений правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного, воздушного или водного транспорта

Уголовная ответственность за нарушение правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного, воздушного или водного транспорта установлена ст. 263 УК РФ. В соответствии с данной уголовно-правовой нормой уголовная ответственность предусмотрена за совершения следующих действий:

1. Нарушение правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного, воздушного, морского или речного транспорта лицом, в силу выполняемой работы или занимаемой должности обязанным соблюдать эти правила, если это деяние повлекло по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью человека.

2. То же деяние, повлекшее по неосторожности смерть человека.

3. Деяние, предусмотренное частью первой настоящей статьи, повлекшее по неосторожности смерть двух или более лиц.

Объектом данного преступления является безопасность движения и эксплуатации перечисленных в этой статье видов транспортных средств, а непосредственным объектом - жизнь и здоровье людей.

Состав преступления, предусмотренного ст. 263 УК, имеет только «материальную» основу в виде наступления вполне определенных последствий: причинение тяжкого вреда здоровью человека либо причинение смерти человека и смерти двух или более лиц.

Субъектом рассматриваемого преступления является лицо, в силу выполняемой работы или занимаемой должности обязанное соблюдать правила безопасности движения и эксплуатации железнодорожного, воздушного, морского или речного транспорта. В их число входят все лица, фактически выполняющие работу, связанную с безопасностью движения и эксплуатации железнодорожного, воздушного, морского или речного транспорта, и допустившие нарушение соответствующих правил, в результате чего наступили перечисленные в законе последствия.

В отношении лиц, которые по занимаемой должности обязаны соблюдать правила безопасности движения и эксплуатации, в системе каждого из видов транспорта (железнодорожного, воздушного, морского и речного) предусмотрены строгие требования. Сами такие должности весьма многочисленны.

3. Применительно к железнодорожному транспорту Правила эксплуатации и обслуживания железнодорожных путей (Приказ МПС от 18 июня 2003 г. № 26) содержат следующие основные положения. Лица, поступающие на железнодорожный транспорт на должности, связанные с движением поездов, должны пройти медицинское освидетельствование для определения годности их к выполнению соответствующей работы.

Лица моложе 18 лет не допускаются к занятию следующих должностей и профессий, непосредственно связанных с движением поездов: машинистов локомотивов, моторвагонных поездов, автомотрис, грузоподъемных кранов на железнодорожном ходу и их помощников, кочегаров паровозов, водителей дрезин и их помощников, диспетчеров, дежурных по станциям, дежурных по постам, паркам и горкам, операторов сортировочных горок, операторов при дежурных по станциям, кондукторов поездов, работников составительских бригад, регулировщиков скоростей движения вагонов, сигналистов, операторов поста сигнализации, дежурных стрелочного поста, дорожных, мостовых и тоннельных мастеров, бригадиров пути, обходчиков, монтеров пути (второго разряда и выше), дежурных по переездам, электромехаников и электромонтеров по переездам, электромехаников и электромонтеров по обслуживанию устройств СЦБ и сортировочных горок, осмотрщиков-ремонтников вагонов, осмотрщиков вагонов, начальников (механиков-бригадиров) пассажирских поездов, проводников вагонов, мастеров и рабочих на безотцепочном ремонте вагонов, операторов пунктов технического обслуживания вагонов, поездных электромехаников, мастеров и электромехаников дистанций электроснабжения, механиков рефрижераторных поездов и секций, наладчиков дефектоскопных и путеизмерительных вагонов, машинистов путевых машин и механизмов, операторов дефектоскопных тележек, операторов по путевым измерениям и их помощников.

Нарушение правил безопасности движения и эксплуатации практически любым из представителей этих должностей может привести к тяжким последствиям и должно при наличии всех элементов состава преступления квалифицироваться по ст. 263 УК РФ. Перечисленные лица могут непосредственно управлять локомотивом, поездом и т. п., либо следовать в нем с иной служебной целью (например, кондуктор), либо обслуживать подвижной состав, пути и другие объекты (дежурный стрелочного поста, дежурный по станции и др.), либо иным образом участвовать в обеспечении движения (диспетчер, сигналист, оператор и др.).

Понятием «железная дорога» и соответственно «железнодорожным транспорт» охватываются все виды железнодорожных путей, по который осуществляется движение соответствующих транспортных средств, а также сооружения, устройства, механизмы и оборудование, обеспечивающие безопасность движения. Железнодорожный путь включает в себя комплекс сооружений и устройств, образующих дорогу с направляющей рельсовой колеей.

К железнодорожному транспорту относится, также и метрополитен.

4. Не менее строгие требования предъявляются к должностным лицам воздушного транспорта, обеспечивающим безопасность полетов. Согласно Воздушному кодексу Российской Федерации (ВК РФ), воздушным судном считается «летательный аппарат, поддерживаемый в атмосфере за счет взаимодействия с воздухом, отличного от взаимодействия с воздухом, отраженным от поверхности земли или воды».

К авиационному персоналу относятся лица, имеющие специальную подготовку и сертификат (свидетельство) и осуществляющие деятельность по обеспечению безопасности полетов воздушных судов или авиационной безопасности, а также деятельность по организации, выполнению, обеспечению и обслуживанию воздушных перевозок и полетов воздушных судов, авиационных работ, организации использования воздушного пространства, организации и обслуживанию воздушного движения.

Перечни должностей авиационного персонала утверждаются Правительством Российской Федерации (ст. 52 ВК РФ).

Глава 8 названного Кодекса посвящена экипажу воздушного судна, который состоит из летного и кабинного экипажей и возглавляется командиром воздушного судна. Командир руководит работой экипажа, отвечает за дисциплину и порядок на воздушном судне, а также принимает необходимые меры по обеспечению безопасности находящихся на борту воздушного судна людей.

В систему воздушного транспорта входят авиационные предприятия, под которыми понимаются юридические лица независимо от их организационно-правовой формы собственности, имеющие основными целями своей деятельности осуществление за плату воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов, почты и (или) выполнение авиационных работ.

С учетом социально-экономического положения, сложившегося в стране, ВК РФ относит к числу эксплуатантов авиационной техники гражданина или юридическое лицо, имеющих воздушное судно на праве собственности, на условиях аренды или на ином законном основании, использующих указанное воздушное судно для полетов и имеющих сертификат (свидетельство) эксплуатанта.

Российские авиационные предприятия и российские индивидуальные предприниматели вправе осуществлять коммерческую деятельность в области гражданской авиации при наличии лицензий, полученных в установленном порядке. Иностранные авиационные предприятия, международные эксплуатационные агентства и иностранные индивидуальные предприниматели также вправе осуществлять коммерческую деятельность в области гражданской авиации в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и международными договорами. Для осуществления в пределах территории Российской Федерации международных воздушных перевозок и (или) выполнения авиационных работ иностранные предприятия, международные эксплуатационные агентства и иностранные индивидуальные предприниматели должны получить в установленном порядке соответствующие лицензии.

Отметим, что для допуска к полету на борту каждого воздушного судна должны находиться среди прочих соответствующие документы на каждого члена экипажа.

Требования по соблюдению правил, обеспечивающих безопасность полетов, предъявляются и к лицам наземной авиационной службы. Эти лица обслуживают аэродромы и объекты, входящие в единую систему организации воздушного движения. Такими объектами являются комплексы зданий, сооружений, коммуникаций, а также наземные объекты средств и систем обслуживания, навигации, посадки и связи, предназначенные для организации воздушного движения. Перечень объектов единой системы организации воздушного движения определяется федеральными авиационными правилами.

Нет необходимости перечислять все предприятия, учреждения и другие объекты воздушного транспорта, где могут работать и занимать соответствующие должности возможные субъекты преступления, предусмотренного ст. 263 УК РФ, а также сами эти должности. По делам, которые находились на рассмотрении в судах, в качестве субъектов анализируемых преступлений проходили: командиры самолетов и вертолетов, пилоты-инструкторы и штурманы, руководители полетов и прыжков с парашютом, диспетчеры и другие работники различных авиационных предприятий и служб. Определяющим условием является то обстоятельство, что нарушение названными лицами своих должностных обязанностей может привести к перечисленным в законе тяжким последствиям.

5. Аналогично положение с кругом субъектов рассматриваемого преступления, которые в силу занимаемой должности могут при исполнении служебных обязанностей допустить нарушение правил безопасности движения и эксплуатации на морском и речном транспорте.

Основные требования в этой сфере изложены в Кодексе торгового мореплавания (КТМ РФ), уставах служб на судах различных флотов, правилах и иных нормативных актах.

В частности, капитан и все члены экипажа должны иметь заключение медицинской комиссии о годности для работы в соответствующей должности. Лица командного состава обязаны иметь диплом, а лица судовой команды - квалификационное свидетельство, удостоверяющее право занятия определенной должности.

Каждый член экипажа наряду с выполнением других обязанностей должен заботиться о безопасности судна и при обнаружении опасности, грозящей людям, судну, грузу и техническим средствам, обязан немедленно доложить об этом вахтенному помощнику капитана (вахтенному механику), одновременно принять все возможные меры к ее ликвидации.

Одной из особенностей нормативных актов, устанавливающих требования к сотрудникам морского и речного транспорта (а равно воздушного и железнодорожного), является детальное перечисление возлагаемых на них обязанностей и правил, которые они должны соблюдать, а также установление во многих случаях принципа единоначалия, неукоснительного исполнения указаний старшего по должности. Это позволяет обеспечивать слаженность в работе отдельных звеньев и системы в целом, а в случае «сбоя» определить конкретное лицо, по вине которого произошел этот сбой. К примеру, все члены экипажа судна в зависимости от выполняемых функций распределяются по службам, состав которых утверждается капитаном. Служба эксплуатации обеспечивает безопасное судовождение и производственную деятельность судна, служба технической эксплуатации - исправность технических средств и т. п.

В целях обеспечения безопасности мореплавания проводка судов на подходах к морским портам, в пределах вод этих портов, между портами, а также в районах, затрудненных для плавания, независимо от флота и принадлежности судна, осуществляется государственными морскими лоцманами, имеющими выданные капитанами морских портов лоцманские удостоверения (ст. 87 КТМ РФ). В соответствии с «Положением о государственных морских лоцманах», ими могут быть граждане, имеющие высшее или среднее судоводительское образование и опыт плавания на морских судах в должности не ниже вахтенного помощника.

Конкретные требования по обеспечению безопасности судоходства, возложены на капитанов портов и на инспекцию портового надзора. Так, запрещается выпускать судно в море: при перегрузке судна сверх установленной нормы; наличии крена судна свыше 5°, а также дифферента на нос, если этот дифферент не предусмотрен конструкцией судна; водотечности корпуса судна; недостаточной герметичности палубных закрытий, водонепроницаемых дверей и кингстонов; отсутствия полного комплекта аварийного имущества и спасательных средств. Одним из обстоятельств, влекущих запрещение выпуска судна, является неподготовленность экипажа к борьбе за живучесть судна. При сложных гидрометеорологических условиях на момент выхода судна в море возможность разрешения выхода определяется совместно капитаном судна и капитаном морского порта с учетом мощности главных двигателей судна, прочности его корпуса, прогноза погоды и других факторов.

Обеспечением безопасности на внутренних водах в числе других организаций занимается главная инспекция по безопасности судоходства, на которую возложены широкие полномочия по функциональному и методическому руководству деятельностью пароходств в области судовождения с целью предупреждения аварийности. Она же осуществляет контроль через инспекции портового надзора за безопасностью плавания судов на внутренних судоходных путях, задачами которого является предупреждение и пресечение нарушений, способных привести к авариям.

Изучение судебной практики показывает, что в основном в качестве субъектов преступлений, связанных с нарушением правил безопасности и эксплуатации на водном транспорте, выступают капитаны, помощники капитанов морских и речных судов различных типов, штурманы, судоводители и иные лица, имеющие непосредственное отношение к управлению судами. Нередки случаи, когда работу по судовождению исполняют некомпетентные лица, в обязанности которых такая деятельность не входит.

6. Анализ многих нормативных актов, определяющих требования на железнодорожном, воздушном и водном транспорте к лицам, занимающим должности, связанные с безопасностью движения и эксплуатации этих видов транспорта, позволяет сделать ряд общих выводов.

Применительно к лицам, соблюдение которыми установленных правил является должностной обязанностью, есть все основания говорить о специальном субъекте преступления, предусмотренного ст. 263 УК РФ. В зависимости от конкретной должности к ним предъявляются требования по возрасту, здоровью, специальной подготовке и ряду других параметров.

Только лица, удовлетворяющие этим требованиям, могут быть назначены на соответствующие должности.

Нижний предел возраста, с которого наступает уголовная ответственность по данной статье, в соответствии со ст. 20 УК РФ определен в 16 лет. Выше приводился список должностей на железной дороге, на которые не попускаются лица моложе 18 лет. Возникает вопрос: как быть в случае, когда на одну из таких должностей оказалось назначенным лицо, не достигшее 18 лет, но старше 16 лет, если оно совершило деяние, предусмотренное ст. 263 УК? Здесь определяющее значение имеет возраст, установленный УК, и факт исполнения данным лицом обязанностей в соответствии с занимаемой им должностью. В зависимости от того, были ли представлены этим лицом фальшивые документы, удостоверяющие его возраст или состояние здоровья, либо была допущена ошибка должностными лицами, принявшими решение о назначении, может встать вопрос об ответственности за соответствующие правонарушения. Однако квалификация действий виновного, нарушившего правила на транспорте, по ст. 263 УК должна иметь место в любом случае. Возможна квалификация по этой статье и действий должностного лица, виновного в незаконном назначении.

Другой вывод связан с уяснением соотношения между должностными обязанностями по соблюдению правил безопасности движения и эксплуатации транспорта и обязанностями, налагаемыми на лицо в силу выполняемой работы. В связи с этим нельзя не обратить внимания на то, что законодатель между этими двумя обязанностями поставил союз «или», а не «и». Таким образом, это две различные по своему правовому, фактическому или иному закреплению формы, обязывающие субъекта соблюдать установленные правила. Следовательно, лицо может и не занимать одну из многочисленных должностей, характеризующих специального субъекта анализируемого преступления, но фактически выполнять работу, от которой зависит безопасность движения и эксплуатации. Наконец, им может оказаться частное лицо, самовольно и безотносительно к его служебным обязанностям взявшееся за управление самолетом, судном, мотовозом или за выполнение иной работы, требующей соблюдения правил безопасности движения и эксплуатации воздушного или иного транспорта. В зависимости от конкретных обстоятельств дела, действия последних могут быть квалифицированы одновременно и по иным, не «транспортным» статьям УК.

Субъективная сторона преступления определена в диспозиции ст. 263 УК РФ, где говорится о неосторожном причинении перечисленных в ней вредных последствий.

В связи со спорами относительно понятия «двойная вина» отметим, однако, что, по нашему мнению, установление формы психического отношения субъекта к самому факту нарушения правил безопасности необходимо, и оно (отношение) является реальной действительностью. С точки зрения понимания, осознания, желания совершить со стороны субъекта это, конечно, психическое отношение, и оно, бесспорно, способствует выявлению мотивов, целей иных обстоятельств нарушения и должно учитываться в процессе расследования и судебного рассмотрения дел о транспортных преступлениях.

Полагаем также, что подразделять эти формы психического отношения к действию (бездействию) на принятые в Уголовном кодексе формы вины можно весьма условно. Условно можно говорить о прямом или косвенном умысле, о небрежности или самонадеянности применительно к самим нарушениям. Но эта терминология понятна, ее содержание разработано в теории права, а потому, помимо удобства в пользовании, она несет и смысловую нагрузку. Вина же, как основание для уголовной ответственности при квалификации действий субъекта по ст. 263 УК, должна определяться всегда и исключительно по психическому отношению субъекта к вредным последствиям. Оно (это отношение) может быть лишь в форме небрежности или самонадеянности, т. е. неосторожным.

Если же виновное лицо предвидело возможность или неизбежность наступления этих последствий и желало или сознательно допускало их наступление, т. е. проявляло умысел, то квалификация должна наступать по иным статьям УК (диверсия, умышленное преступление против личности, умышленное уничтожение или повреждение имущества и т. п.).

Составляющими объективной стороны анализируемого преступления являются нарушения правил безопасности движения и эксплуатации, наступившие вредные последствия, перечисленные в законе, и причинная связь между ними.

Проанализируем объективную сторону транспортных преступлений с учетом ведомственных нормативно-правовых актов, регламентирующих движение транспортных средств.


 

Предыдущая страница   Следующая страница

Категория: Правоохранительная деятельность | Добавил: x5443x (14.01.2013)
Просмотров: 2429 | Теги: движения, водного, Уголовно-правовая, безопасности, правил, нарушений, воздушного, железнодорожного, эксплуатации, характеристика | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
...




Copyright MyCorp © 2017 Обратная связь