Четверг, 23.02.2017, 06:07
Высшее образование
Приветствую Вас Гость | RSS
Поиск по сайту


Главная » Статьи » Правоохранительная деятельность

УГОЛОВНАЯ ПОЛИТИКА В СФЕРЕ ЭТНОКОНФЕССИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ (МЕЖКОНФЕССИОНАЛЬНЫЕ И ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ)

ПИЛЯВЕЦ В.В.,
кандидат юридических наук, доцент, заместитель начальника
учебного отдела Калининградского юридического института МВД России


УГОЛОВНАЯ ПОЛИТИКА В СФЕРЕ ЭТНОКОНФЕССИОНАЛЬНОЙ
БЕЗОПАСНОСТИ (МЕЖКОНФЕССИОНАЛЬНЫЕ И ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ)



Этноконфессиональная  безопасность
-  относительно  новая  социально-юридиче-
ская  категория.  Рассмотрение  этнических
и  конфессиональных  аспектов  в  сфере  за-
щиты  личности,  общества  и  государства  в
настоящее время имеет особую социальную
остроту как в России, так и в ряде европей-
ских  и  иных  государств.  Проблемы  разгра-
ничения  межэтнических  и  межконфессио-
нальных общественных отношений требуют
специального теоретического анализа. В од-
них случаях правовые отношения возникают
непосредственно  в  рамках  межконфессио-
нальных отношений, в других - в рамках ме-
жэтнического взаимодействия. Имеют место
симбиозные  феномены:  этнические  и  кон-
фессиональные  (религиозные)  взаимоотно-
шения  являются  неразрывными  сторонами
одного социального явления.
В настоящей статье основной акцент
будет  сделан  на  проблеме  юридической
оценки деятельности в сфере реализации
права  на  свободу  совести  и  вероиспове-
дания.
Статьи 13, 14, 19, 28, 29 Конституции
РФ закрепляют право на свободу совести и
вероисповедания,  устанавливают  осново-
полагающие  принципы  деятельности  рели-
гиозных и иных объединений граждан. Тем
не  менее,  современная  социальная  ситуа-
ция  в  сфере  государственно-религиозных
отношений характеризуется наличием кри-
зиса. Это проблема не только российского,
но  и  зарубежного,  прежде  всего,  европей-
ского  общества.  Терроризм,  группа  экс-
тремистских преступлений, посягательства
на  личность  и  общественный  порядок  по
религиозным  мотивам  -  вот  лишь  неболь-
шой срез тех негативных явлений, которые
с  усиливающейся  динамикой  происходят  в
сегодняшнем обществе.
Подтверждается  состояние  кризиса
фактами  межконфессиональных  конфлик-
тов.  Мировой  терроризм  нередко  связы-
вается  не  с  политической,  этнической,  а
именно  религиозной  подоплекой.  Стала
привычной  дефиниция  «исламский  фак-
тор», которую либо напрямую, либо косвен-
но  связывают  с  глобальными  процессами
в  деятельности  международных  террори-
стических групп. События 11 сентября 2001
года в Нью-Йорке, взрывы в метро в Москве
2010  г.  и  другие  события  не  могут  быть  в
принципе рассмотрены вне религиозной со-
ставляющей этих катастрофических и отли-
чающихся  особой  жестокостью  и  массово-
стью жертв явлений.
Однако  терроризм,  ядром  которого
(или  одной  из  сильнейших  детерминант)
является  религиозный  фактор  -  крайнее  и
наиболее  опасное  с  точки  зрения  фактиче-
ских  последствий  преступное  проявление.
Конфликты на религиозной почве все более
дают о себе знать и в повседневной жизни.
Зачастую юридическая практика последних
лет  изобилует  примерами,  когда  правопри-
менителю  было  достаточно  сложно  прини-
мать  решения  по  конкретным  уголовным
делам,  поскольку  имело  место  спорное  и
неоднозначное  толкование  таких  «тонких»
проявлений,  как  оскорбленные  чувства  ве-
рующих и т.п. С одной стороны, конституци-
онное  право  на  свободу  совести  и  свободу
вероисповедания, с другой - права и свобо-
ды  лиц,  исповедующих  конкретное  верои-
споведание.
В  частности,  речь  идет  о  громком
процессе  по  факту  организации  выставки,
результатом  которого  стало  осуждение  по
пункту  "б"  части  2  статьи  282  УК  РФ  (воз-
буждение ненависти либо вражды, а равно
унижение человеческого достоинства лицом
с  использованием  своего  служебного  по-
ложения) Как установило следствие, на вы-
ставке «Запретное искусство-2006», которая
проходила с 7 по 31 марта 2007 года в Обще-
ственном центре имени Сахарова на Земля-
ном валу в Москве, демонстрировались про-
изведения,  содержащие  «унизительные  и
оскорбительные  изображения  в  отношении
христианской  религии  и  к  гражданам,  ис-
поведующим  эту  религию».  Инициаторами
возбуждения  уголовного  дела  выступили
представители движения «Народный собор»
и Союза православных хоругвеносцев, обра-
щавшиеся в различные инстанции с много-
численными жалобами и заявлениями.
В  свою  очередь,  сторона  защиты  на-
стаивает  на  нарушении  конституционного
права  на  свободу  совести  и  вероиспове-
дания.  Осуждённые  реализовывали  своё
право в этой сфере. В поддержку организа-
торов  выставки  выступили  видные  деятели
культуры и даже бывший министр культуры
М. Швыдкой.
Таким образом, исключительно миро-
воззренческие установки повлияли на оцен-
ку конкретных действий в сфере реализации
права  на  свободу  совести  и  вероисповеда-
ния. Отсутствие чётких правовых критериев
в  этой  сфере  чревато  повторением  подоб-
ных ситуаций, вносящих раскол в общество
и ставящих под сомнение объективность ре-
шений правоприменителя.
 В европейских странах регулярно воз-
никают  юридические  казусы,  вызывающие
широкий  общественный  резонанс.  Это  так-
же  связано  с  определением  грани  между
свободой  вероисповедания  и  положениями
светского государства. Запреты на ношение
одежд  женщинами  мусульманского  верои-
споведания в общественных местах, запре-
ты на ношение головных уборов, предписы-
ваемых  религией,  иные  подобные  решения
органов  власти  в  государствах  Европы  вы-
зывают широкий общественный резонанс.
Кроме  того,  имели  место  ситуации,
которые  также  ставили  непростой  право-
вой вопрос: где заканчивается свобода сло-
ва  и  начинаются  оскорбительные  действия
для определенных религиозных групп. Изо-
бражения  в  печатных  изданиях  карикатур,
изображающих  в  оскорбительных  формах
святые вещи для исламской религии, также
вызвали  бурную  реакцию  в  мусульманских
странах и общинах внутри светских европей-
ских государств. В свою очередь, оппоненты
отстаивали право СМИ на свободу печати и
свободу слова.
Нелишним  будет  отметить  наметив-
шиеся  признаки  снижения  толерантности
в  европейском  обществе  по  отношению,  в
частности, к исламу. Запреты на строитель-
ство минаретов, вышеназванные процессы,
связанные  с  запретом  ношения  определен-
ных  одежд  -  симптомы  изменения  вектора
европейского либерализма по отношению к
определенным религиозным группам.
Следующий  аспект  актуальности  свя-
зан с непростой, с точки зрения квалифика-
ции,  уголовно-правовой  проблемы  оценки
деятельности  лиц  в  религиозных  объеди-
нениях,  относимых  к  числу  деструктивных
(тоталитарных).  Неоднозначный  подход  к
отнесению конкретных религиозных групп к
числу незаконных, тем более - преступных,
обусловлен нерешенностью проблематики в
самом религиоведении. Неудивительно, что
некоторые культы в отдельных странах при-
знаются незаконными, а в других функцио-
нируют легально.
Другим  специфическим  аспектом  те-
матики  является  квалификация  действий
религиозных  лидеров  как  мошеннических.
И здесь нередко возникают проблемы опре-
деления  умысла,  возможности  в  принципе
признания  мошеннических  действий  в  ходе
осуществления  религиозных  или  псевдоре-
лигиозных практик.
Таким  образом,  актуальность  рели-
гиозного феномена для юридической науки
и  практики  очевидна.  Обозначенные  выше
аспекты  актуальности  показывают  много-
плановость проблематики. Несомненно, лю-
бые  правовые  коллизии  в  вышеназванной
области  заслуживают  пристального  вни-
мания  юристов.  Если  же  речь  идет  о  при-
менении  наибольшей  правовой  репрессии,
которой обладает уголовный закон, то необ-
ходимость комплексного подхода в решении
проблемы возрастает многократно.
Применительно  к  уголовному  праву
религиозный  феномен  приобретает  особое
значение и остроту. УК РФ содержит значи-
тельный  объём  норм,  содержащих  катего-
рию «религия» и производных от неё дефи-
ниций. Это нормы Общей части (ст.ст. 4, 63),
нормы Особенной части (ст.ст. 105, 111, 112,
115,  116,  117,  119,  136,  148,  213,  214,  239,
244, 282, 282.1, 282.2, 357).
Сложность квалификации деяний, со-
вершенных  в  сфере  реализации  права  на
свободу совести и вероисповедания, связа-
на с рядом факторов:
1.  Наличием  значительного  объема
оценочных категорий, характеризующих обо-
значенную сферу общественных отношений.
2.  Зависимостью  оценки  конкретных
действий от субъективного восприятия пра-
воприменителя.
3.  Зависимостью  от  социально-идео-
логической формации общества.
Значительная  часть  исследований  в
уголовно-правовой науке посвящена пробле-
ме  применения  норм  уголовного  законода-
тельства к лицам, совершающим свои дей-
ствия по религиозным мотивам или в связи с
реализацией религиозных норм. Акцент со-
средоточен на исследовании возможностей
применения уголовно-правовой репрессии к
лицам, нарушающим закон в сфере деятель-
ности религиозных объединений. Между тем
религия в уголовном праве - проблема ком-
плексная.  И  она  отнюдь  не  исчерпывается
применением УК к лицам, нарушающим пра-
вовые запреты при реализации религиозных
установлений.  Огромный  пласт  названной
проблемы  лежит  с  «противоположной  сто-
роны». Точнее, он находится внутри самого
уголовного права.
Обусловленность  уголовно-правовых
норм  религиозными  нормами  на  сегодняш-
ний день обычно остается за рамками акту-
альных  исследований  в  уголовно-правовой
науке. Речь не идет об исключительно исто-
рическом анализе при изучении генезиса тех
или иных положений уголовного закона. Ак-
туальные научные исследования по опреде-
лению ограничены тем фактом, что консти-
туционно  Россия  определена  как  светское
государство. Логично, что религия как фак-
тор,  пусть  даже  опосредующий,  не  берется
в  расчет  как  детерминанта  действующих
норм уголовного закона.
Тем  не  менее,  рассмотрение  пробле-
мы  религиозных  норм  в  уголовном  праве
требует  отдельного  исследования.  Престу-
пление,  виновность,  наказание,  нормы  об
ответственности  за  преступления  в  сфере
деятельности  религиозных  объединений  -
все эти аспекты имеют в своей основе либо
историческую, либо современную составля-
ющую, основанную на специфической взаи-
мосвязи религиозных и светских норм.
Надо  отметить,  что  отдельные  эпизо-
дические исследования вопросов такой вза-
имосвязи предпринимались 1 .
Однако  на  проблемном  уровне  такая
проблематика не рассматривалась комплек-
сно.  Либо  освещался  аспект  применения
норм уголовного закона против преступных
проявлений,  обусловленных  реализацией
экстремистских  религиозных  установлений,
либо  анализировался  генезис  уголовно-
правовых  норм  под  призмой  влияния  рели-
гиозных  норм  на  развитие  светского  зако-
нодательства,  либо  отдельно  исследовался
мотив религиозной ненависти как квалифи-
цирующий признак ряда составов.
По  этой  причине  на  сегодняшний  мо-
мент  в  юридической  науке  целесообразно
проводить  исследования  по  проблематике
взаимосвязи религии и уголовного права.
Таким образом, можно говорить о фор-
мирующемся самостоятельном направлении
в юридической науке - разработке правовых
институтов  обеспечения  этноконфессио-
нальной безопасности.

1  См., например, Никонов В.А. Библия и уголовный закон. Тюмень, 1995. Библиографический список:

1. Всеобщая декларация прав человека ООН от 10.12.1948 г.
2. Международный Пакт ООН «О гражданских и политических правах» от 16.12.1966 г.
3. Конвенция Совета Европы «О защите прав человека и основных свобод» от 04.11.1950 г.
4. Конвенция Содружества Независимых Государств «О правах и основных свободах человека» от 26.05.1995 г.
5. Конвенция ООН «О правах ребенка» от 20.11.1989 г.
6. Конституция Российской Федерации. М., 2011.
7. Уголовный кодекс Российской Федерации. М., 2010.
8. Гражданский кодекс Российской Федерации. М., 2010.
9. Федеральный закон «Об общественных объединениях» от 19 мая 1995 г. (Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, №21, ст.1930).
10. Федеральный закон «О некоммерческих организациях» от 12 января 1996 г. // Собрание законодательства Российской Федерации. 1996. №3. Ст.145.
11. Федеральный закон «О свободе совести и о религиозных объе-динениях» от 26 сентября 1997 г. // Собрание законодательства Российской Федерации. 1997. №39. Ст.4465.
12. Федеральный закон от 11.07.2001 №95-ФЗ «О политических партиях».
13. Федеральный закон от 25.07.2002 №114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности».
14. Кадиева А.М. Религиозный экстремизм: сущность, причины, пути преодоления: Автореф. дисс. ... к.ф.н. Махачкала, 2008.
15. Пилявец В.В. Уголовно-правовые меры борьбы с преступлениями в сфере деятельности религиозных объединений. Калининград, 2002.
16. Поминов С.Н. Организация деятельности органов внутренних дел в сфере противодействия проявлениям религиозного экстремизма: Автореф. дисс. ... к.ю.н. М., 2007.
17. Рахматулина Н.Г. Религиозный экстремизм: проблемы, пути противодействия. Ставрополь, 2010.
18. Религиоведение / Под ред. М.М. Шахнович. СПб., 2007.
19. Религиозный экстремизм в современном мире: Учебное пособие. М., 2011.
20. Рязанкина Е.В. Деструктивные отношения и профилактика созависимости: психологопедагогические материалы. М., 2008.
21. Яворский М.А. Организация взаимодействия органов внутренних дел с религиозными объединениями в сфере противодействия проявлениям религиозного экстремизма: Дисс. ... к.ю.н. Саратов, 2009.






 

Категория: Правоохранительная деятельность | Добавил: x5443x (15.12.2012)
Просмотров: 507 | Теги: Этноконфессиональная безопасность, межэтнические отношения, религиозные объединения, вероисповедание | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
...




Copyright MyCorp © 2017