Воскресенье, 19.08.2018, 06:59
Высшее образование
Приветствую Вас Гость | RSS
Поиск по сайту



Главная » Статьи » Правоохранительная деятельность

УЧРЕЖДЕНИЯ ДЛЯ ВОСПИТАНИЯ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ В ПЕРИОД СТАНОВЛЕНИЯ СОВЕТСКОГО ИСПРАВИТЕЛЬНО-ТРУДОВОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

И.А.Гнедышева

УЧРЕЖДЕНИЯ ДЛЯ ВОСПИТАНИЯ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ В ПЕРИОД СТАНОВЛЕНИЯ СОВЕТСКОГО ИСПРАВИТЕЛЬНО-ТРУДОВОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

Рассматриваются вопросы развития и функционирования учреждений для воспитания несовершеннолетних в период становления советского исправительно-трудового законодательства.

Ключевые слова: пенитенциарная политика, воспитательные учреждения,трудовые дома, школы фабрично-заводского ученичества (ФЗУ), трудовые колонии.

 
Для рассмотрения и изучения истории советской пенитенциарной политики интересны многие отрасли тюремной системы, но наиболее актуальной и малоизученной является тема становления и развития тюрем и колоний для несовершеннолетних правонарушителей.

Долгое время несовершеннолетние содержались в тюрьмах совместно со взрослыми осужденными, и такое одновременное пребывание малолетних и взрослых арестантов в одной камере приводило к тяжелым последствиям. Царская тюрьма становилась для несовершеннолетних настоящей школой порока [1].

Декрет Совета Народных комиссаров РСФСР от 14 января 1918 г. «О комиссиях для несовершеннолетних» упразднил суды и тюремное заключение для подростков [3]. Это говорит о том, что советское правительство проводило политику правовой и социальной защиты детства. Все лица, не достигшие совершеннолетия, которые содержались в тюрьмах и арестных домах, были освобождены. Начали проводиться мероприятия по реорганизации старых и созданию новых воспитательных учреждений для несовершеннолетних правонарушителей, отбывающих в них уголовное наказание. Уголовная ответственность несовершеннолетних до 17-летнего возраста также исключалась этим декретом.

Организаторы реформаториев ставили перед собой задачу: «Изъять из тюрьмы молодых людей в возрасте от 17 до 21 года и поместить их в учебно-воспитательное заведение с целью обучения, воспитания и подготовки их к трудовой жизни путем преподавания практических знаний и путем расширения общего их интеллектуального развития». Однако к концу 1919 г. из-за нехватки материальной базы, а также отсутствия педагогических кадров реформатории стали закрываться.

На первый план в колониях выдвигался учебный процесс. Считалось, что из тюрем люди должны выйти вооруженными знаниями и готовыми к нормальным, законным условиям жизни.

В 1921 г. появились трудовые дома для несовершеннолетних. В таких заведениях действовали общеобразовательные школы и учебно-производственные мастерские. Все несовершеннолетние делились в соответствии с уровнем запущенности, возрастом. Из воспитанников формировались группы по 10 — 20 человек, за каждой из них следили два воспитателя поочередно.

Труд должен был играть главную роль в перевоспитании малолетних преступников, однако чаще всего воспитанникам давались только элементарные трудовые навыки, которые, несомненно, пригождались в жизни, но не помогали в воспитании.

В 1930 г. начался процесс реформирования трудовых домов. При этом широко использовался опыт трудовых учреждений ОГПУ (например, таких как трудовая коммуна на ст. Болшево Московской области, трудовая коммуна им. Ф. Э. Дзержинского, которой руководил А. С. Макаренко) [2]. В итоге в марте 1931 г. все трудовые дома были преобразованы в школы фабрично-заводского ученичества (школы ФЗУ). В таких школах воспитывались дети 15 — 18 лет.

Школы ФЗУ тесно сотрудничали с фабриками, заводами. После обучения в школе воспитанники сразу попадали в среду фабричных рабочих, что, несомненно, играло важную роль в перевоспитании.

В школах разрешались свидания с родственниками, посещения несовершеннолетних, однако эти встречи проходили на территории школы и под наблюдением воспитателя. Таким образом, наставники старались оберегать воспитанников от плохого влияния со стороны посетителей.

Школы ФЗУ стали открываться повсеместно, но между тем возникал ряд проблем, препятствовавших дальнейшему их распространению. Во-первых, они нуждались в крепкой технической базе, во-вторых, стала очевидной нехватка высококлассных кадров.

Постановление Совета Народных комиссаров СССР от 31 мая 1935 г. «О ликвидации детской беспризорности и безнадзорности»1 установило типы учреждений для несовершеннолетних правонарушителей: изоляторы, трудовые колонии, приемники-распределители.

Это же постановление установило уголовную ответственность с 12 лет и смертную казнь в качестве наказания.

Трудовые колонии для несовершеннолетних, так же как и школы ФЗУ, подразделялись на колонии открытого и закрытого типа. Колонии открытого типа предназначались для несовершеннолетних, судимых в первый раз, в колониях закрытого типа отбывали наказание несовершеннолетние рецидивисты (12—18 лет), имеющие две и более судимости [4].

В 1931 — 1938 гг. перестали существовать комиссии по делам несовершеннолетних всех уровней — от комиссии при Совнаркоме СССР до местных органов. Обязанности по организации противодействия преступности перешли к правоохранительным органам.
1 Постановление СНК СССР, ЦК ВКП(б) от 31 мая 1935 г. «О ликвидации детской беспризорности и безнадзорности» // Собр. законов СССР. 1935. № 32. Ст. 252.

В соответствии с Постановлением от 31 мая 1935 г. в системе НКВД были созданы приемники-распределители для несовершеннолетних

К 1940 г. в Советском Союзе сформировалась и активно действовала взаимосвязанная сеть органов, которая решала вопросы существования несовершеннолетних, нуждающихся в социальной помощи, поддержке, заботе со стороны общества. Эти органы проводили работу с несовершеннолетними от момента учета необходимости помощи вплоть до наблюдения за ними после отбытия наказания.

Итак, советская пенитенциарная система в первые годы своего существования была сложной и разнообразной благодаря той энергии и энтузиазму, с которыми новая верховная власть взялась за ее устройство. Были отвергнуты все старые тюремные порядки, уничтожена вся старая система. Начиная с 1917 г. в нашей стране появилась новая система наказания и исправления тех социальных элементов, которые вопреки новому политическому курсу занимались «пережитками прошлого» — убийствами, грабежами и т. п.

Список литературы

1. Ашин, А. Воспитательная колония: история и современность / А. Ашин. — Владимир : Изд-во Владим. гос. ун-та, 2008. — 428 с.
2. Исправительные приюты и исправительно-трудовые учреждения для малолетних [Электронный ресурс]. — URL: http://alcala.ru/brokgauz-slovari/izbrannoe/slovar-I/I3990.shtml (дата обращения: 10.05.2016).
3. Кудимов, А. Историческая справка о создании и организации пенитенциарных учреждений для несовершеннолетних правонарушителей / А. Кудимов // Вопр. ювенал. юстиции. — 2006. — № 3 (8). — С. 2 — 5.
4. Новик, В. И. Становление и организация пенитенциарных учреждений для несовершеннолетних правонарушителей в России [Электронный ресурс] / В. И. Новик. — URL: http://www. justicemaker.ru/view-article.php?id=15&art=3848 (дата обращения: 10.05.2016).
5. Пишикина, А. Система предупреждения безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних: история и современность / А. Пишкина // Криминология: вчера, сегодня, завтра : тр. С.-Петерб. криминол. клуба. — 2015. — № 2 (9). — С. 168 — 185.

Библиографическое описание: Гнедышева, И. А. Учреждения для воспитания несовершеннолетних в период становления советского исправительно-трудового законодательства / И. А. Гнедышева // Вестник Челябинского государственного университета. Серия: Право. — 2017. — Т. 2, вып. 1. — С. 104 — 106.

Категория: Правоохранительная деятельность | Добавил: x5443 (01.08.2018)
Просмотров: 17 | Теги: исправительно-трудовой | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
...




Copyright MyCorp © 2018 Обратная связь