Вторник, 23.07.2019, 11:12
Высшее образование
Приветствую Вас Гость | RSS
Поиск по сайту



Главная » Статьи » Образование. Научная деятельность

УЧЕБНЫЙ КВЕСТ КАК ИГРОВОЙ ЭЛЕМЕНТ АУДИТОРНОГО ЗАНЯТИЯ ПО ЮРИДИЧЕСКИМ ДИСЦИПЛИНАМ (НА ПРИМЕРЕ ДИСЦИПЛИН «УГОЛОВНЫЙ ПРОЦЕСС» И «КРИМИНАЛИСТИКА»)

В.В.Сидоров, кандидат юридических наук, доцент кафедры криминалистики Калининградского филиала Санкт-Петербургского университета МВД России
 О.С.Зиберова, кандидат юридических наук, старший преподаватель кафедры криминалистики Калининградского филиала Санкт-Петербургского университета МВД России

УЧЕБНЫЙ КВЕСТ КАК ИГРОВОЙ ЭЛЕМЕНТ АУДИТОРНОГО ЗАНЯТИЯ ПО ЮРИДИЧЕСКИМ ДИСЦИПЛИНАМ (НА ПРИМЕРЕ ДИСЦИПЛИН «УГОЛОВНЫЙ ПРОЦЕСС» И «КРИМИНАЛИСТИКА»)

Игра, квест, семинар, практическое занятие, деловая игра, мотивация, уголовное судопроизводство, криминалистика, следственные действия, повышение качества знаний, учебный процесс, педагогика.

Статья посвящена изучению проблемы улучшения качества практических навыков и умений, повышения уровня заинтересованности и мотивированности при изучении профильных дисциплин курсантами высших учебных заведений системы МВД России путем применения различных моделей деловой игры. Авторы обосновывают актуальность и эффективность применения игрового учебного квеста в учебном процессе при изучении юридических дисциплин. Делается вывод о том, что выбор формы, метода и времени проведения занятия с элементами игрового квеста зависит от цели и задач, которые ставит преподаватель перед учебным занятием и обучающимися.

 
Традиционные формы обучения в высших учебных заведениях системы МВД России составляют фундаментальную основу педагогического процесса. Вместе с тем динамичность прохождения учебных дисциплин, большой массив информации, предлагаемой к усвоению обучающимся, заставляет педагогический состав прибегать к креативным решениям при проведении учебных занятий. В своих работах ранее мы неоднократно касались вопросов использования различных форм проведения занятий на примере преподавания на кафедре уголовного процесса. К таким формам следует отнести как традиционно построенные лекционные, семинарские и практические занятия, так и по-новому «заигравшие» виды занятий, например, учебные квесты.

Квест (от английского «quest» - «долгий или трудный поиск чего-то») представляет собой жанр игр (изначально и в первую очередь - компьютерных), важнейшим элементом которых является решение головоломок и задач, требующих от игроков умственных усилий. Под квестом в образовательном процессе можно понимать игровую форму проведения занятия с заранее разработанными учебными вопросами, решать которые обучающиеся должны самостоятельно, исходя из складывающихся тактических ситуаций (как заранее смоделированных, так и возникающих в процессе прохождения квеста).

В рамках учебного квеста как формы организации занятия преподавателем задаются определенные условия прохождения (решения) квеста. При этом проведение квеста возможно в рамках далеко не всех форм занятий. Квест реализуем, как правило, на практических занятиях, задачей которых является достижение практических целей, реализация и отработка полученных ранее навыков.

Квест - это лишь одна из игровых форм, получивших свое распространение в последнее время. Вместе с тем привнесение игры в процесс обучения началось давно. Так, Ф. Фребель еще в XIX веке говорил, что ядром педагогического обучения ребенка следует считать игру. В игре проявляется внутренний мир ребенка. Идея обучения детей через игру также была озвучена Н.К. Крупской, которая отмечала, что «игра для них - учеба, игра для них - труд, игра для них - серьезная форма воспитания». На необходимость использования игры при воспитании ребенка указывал и А.С. Макаренко, блестяще реализуя свои идеи в работе и воспитании трудных подростков.

В настоящее время идея внедрения игры в основном реализуется в начальной или средней школе. Что касается высшего образования, то в виду специфики и профильной направленности образовательных программ занятиями в форме игры часто пренебрегают. Важную роль здесь приобретает педагогическая технология. Под ней в общем смысле следует понимать совокупность психологических и педагогических приемов и установок, которая определяет подбор способов, методов, приемов обучения и воспитания [1].

Педагогическая технология определяется как специальный набор форм, методов, способов, приемов обучения и воспитательных средств, системно используемых в образовательном процессе на основе декларируемых психолого-педагогических установок, приводящий всегда к достижению прогнозируемого образовательного результата с допустимой нормой отклонения. Использование педагогической технологии по внедрению игры в образовательную деятельность может проводиться с различной степенью интенсивности. Такое внедрение осуществляется пассивным, активным и интерактивным методами.

Пассивный метод внедрения игры в образовательную деятельность реализуется в форме опросов, тестов, самостоятельных занятий. В данном случае следует говорить о минимальной роли игровой деятельности в образовательном процессе. Она будет сводиться к самостоятельному выполнению занятий, где игровой момент может быть реализован лишь в содержании и условиях самостоятельно выполняемых заданий. Такой способ полностью не исключает игру как таковую, однако она будет носить скорее факультативный, нежели определяющий характер. Характерным примером квеста для такого вида игровой деятельности является «квест в реальности». Этот вид квеста - первый шаг в развитии подобного игрового направления. Здесь не ставится обязательной задачи выбраться из комнаты или иного помещения. Обучаемые вполне могут выполнять задания, находясь на своих рабочих местах (парта, учебная аудитория, криминалистический полигон). Дверь наружу может быть вовсе не закрыта. В таком кве- сте игрокам предлагается прожить определенную сюжетную линию. Спасти одного персонажа или все человечество, изготовить эликсир молодости или философский камень и т.п. В нашем случае - решить логическую уголовно-процессуальную или криминалистическую задачу, предложенную преподавателем (раскрыть преступление, завершить предварительное расследование, установить истину по делу).

При моделировании ситуаций обучающимся предлагаются задачи, в ходе решения которых возможна определенная вариативность их поведения. Так, в рамках предлагаемой фабулы (квартирная кража, совершенная двумя преступниками) в момент установления одного из участников преступления у обучающихся возникает необходимость его процессуального задержания. После задержания в соответствии со ст.ст. 91, 92 УПК РФ обучающиеся приходят к выводу, что необходимо избрать меру пресечения. В качестве вариантов ими выбирается одна из двух «основных» мер пресечения: заключение под стражу или подписка о невыезде и надлежащем поведении. Каковы пути развития событий?

1. Первая группа (немотивированных, безынициативных курсантов, студентов, слушателей) идет по пути наименьшего сопротивления, самостоятельно избирает меру пресечения в виде подписке о невыезде и надлежащем поведении, после чего преподаватель сообщает, что подозреваемый скрылся. У обучаемых появляется необходимость подготовить новый пакет документов для объявления подозреваемого в розыск, затем произвести действия по его поиску, задержанию. Далее обучающиеся из первой группы готовят еще один пакет документов для обращения в суд с ходатайством об аресте (избрании в отношении подозреваемого меры пресечения в виде заключения под стражу), поддерживают в смоделированном учебном судебном процессе заявленное ходатайство. Если документы подготовлены надлежащим образом, позиция следователя обоснована, заявленное ходатайство отвечает требованиям законности, мотивированности и обоснованности, суд принимает решение о заключении подозреваемого под стражу. При этом обучающиеся первой группы пишут объяснение о причине избрания подписки о невыезде (в реальности такое развитие событий может обернуться проведением служебной проверки).

2. Вторая группа (большинство обучающихся) к вопросу избрания меры пресечения по заданной фабуле подходит более грамотно, продуманно. В ее составе могут находиться и обучающиеся из первой группы, исправившие замечания и перешедшие на новый игровой этап. Здесь принимается решение ходатайствовать перед судом об избрании в отношении подозреваемого меры пресечения в виде заключения под стражу. Вместе с тем качество предоставляемых обучающимися документов на данном этапе, как правило, оказывается средним, в них допускаются значительные упущения. Поэтому преподавателем принимается решение о продлении срока задержания подозреваемого еще 102 на 72 условных часа для более качественной подготовки документов. Далее у обучающихся появляется выбор: отпустить подозреваемого под подписку о невыезде, перейдя на стадию первой группы, или переосмыслить свои действия и подготовить качественный процессуальный материал для суда с целью разрешения вопроса о заключении подозреваемого под стражу.

3. Третья группа обучаемых представляет в «суд» (преподавателю) полный комплект документов, поддерживает позицию в «суде», после чего «судья» принимает решение о заключении подозреваемого под стражу. В эту группу могут входить как обучаемые из первых двух групп, так и те, кто сразу выбрал верный путь решения квеста.

При реализации этого квеста активно используется не только кабинетная форма работы, задействованы также учебно-ситуационные полигоны, такие как комната для допроса, зал судебного заседания, помещение ИВС.

При этом в роли адвоката-защитника при рассмотрении вопроса судом об избрании в отношении подозреваемого меры пресечения в виде заключения под стражу будут выступать обучающиеся из второй группы, роль судей будет предоставлена курсантам, проявившим максимальную подготовленность и знания и сразу предоставившим необходимый комплект документов. Оцениваются обучающиеся согласно проделанной работе. Участники первой группы, несмотря на максимальное количество подготовленных документов, получают оценку «удовлетворительно», представители второй группы - оценку «хорошо», а представители третьей, показавшие отличные знания, подготовку и эрудицию будут оценены на «отлично».

При реализации подобного тактического учебного квеста работа начинается с пассивного метода и постепенно переходит на следующий уровень погружения в игровую деятельность [ ].

Следующим уровнем игровой формы проведения занятий предлагаем считать активный метод. Он заключается во взаимодействии преподавателя с обучающимися. При активном методе происходит игровой диалог «преподаватель - слушатель». Он применим, как нам кажется, к формам интеллектуальной игры. Примером может служить проведение викторин, игр наподобие «Своя игра», «Ворошиловский стрелок», где на первый план выходят личностные качества и способности обучаемого, а взаимосвязь с преподавателем осуществляется напрямую. В активном формате проведения занятия предполагается реализация таких форм квеста, как квест-реальность, квест-перфоманс и их сочетание. Принципиальное отличие от предыдущего формата квеста заключается в том, что актером выступает сам преподаватель. На этой стадии при преподавании юридических дисциплин роль преподавателя может сводиться к участию в качестве условного руководителя следственного органа, начальника криминалистического подразделения, начальника отдела, прокурора или судьи. Такой формат роли преподавателя как условного должностного лица, которое при непосредственном взаимодействии с исполнителем определяет законность, полноту, всесторонность принятых курсантом решений или производимых действий в зависимости от возлагаемой на него (курсанта, студента, слушателя) роли, реализует квест в активной форме.

Третий уровень погружения представлен интерактивной формой проведения занятия. На этом уровне взаимодействие происходит разнонаправ- лено. Преподаватель осуществляет организационные функции на занятии. Классическими играми для проведения занятия в интерактивной форме, проводимыми при преподавании юридических дисциплин, являются «Брейн-ринг», «Что? Где? Когда?». Среди игровых учебных квестов основными являются квесты-перформансы и экшн-игры. Максимальный результат при проведении учебных занятий в подобных интерактивных формах способствует продуктивному усвоению дисциплин прикладного характера, как правило, изучаемых на старших курсах обучения. Классическим примером следует считать учебную дисциплину «Учения» (4 курс). В этой форме квеста приглашенные сотрудники правоохранительных органов, судьи, преподаватели выступают уже не участниками событий, а судьями, оценивающими теоретические знания и практические навыки обучающихся, качество производимых следственных и иных процессуальных действий, слаженность работы.

Итак, выделим основные принципы организации занятия с элементами игры в виде учебного квеста:

1) активное участие обучаемых в игровой деятельности вне зависимости от степени вовлеченности в учебную игровую форму;

2) следование определенным, понятным, заранее установленным игровым правилам;

3) сочетание творческих и приобретенных навыков обучаемых; взаимосвязь различных видов деятельности как игрового, так и неигрового обучения с переносом основного смысла игровых действий в реальные жизненные обстоятельства, практические навыки деятельности;

4) принципы перехода от простейших игр к сложным игровым формам, связанные с постепенным углублением разнообразного содержания игровых заданий и правил.

Игра как метод проведения занятия известна и применяется уже достаточно долгое время. Актуальность и эффективность применения игрового учебного квеста в образовательном процессе при изучении юридических дисциплин трудно оспорить. Выбор формы, метода и времени проведения занятия с элементами игрового квеста во многом зависит от цели и задач, которые ставит преподаватель перед учебным занятием и обучающимися.

 
Библиографический список:

1. Зиберова О.С. «Снежный ком» - авторская методика обучения профайлингу при подготовке специалистов по противодействию «теневым» экономическим процессам // Воспитание и обучение: теория, методика и практика: материалы X Междунар. науч.-практ. конф. (Чебоксары, 9 июля 2017 г.) / редкол.: О. Н. Широков [и др.]. Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2017.
2. Сидоров В.В. Квест как интерактивная форма практических занятий (на примере обучения по кафедре уголовного процесса) // Прикладная психология и педагогика. 2017. Т. 2. № 2.

Источник: Научно-теоретический журнал "Вестник Калининградского филиала Санкт-Петербургского университета МВД России". № 3 (49) 2017.


Категория: Образование. Научная деятельность | Добавил: x5443 (12.07.2019)
Просмотров: 8 | Теги: деловая игра, семинар, практическое занятие, Квест, Игра | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
...




Copyright MyCorp © 2019 Обратная связь