Понедельник, 11.12.2017, 05:03
Высшее образование
Приветствую Вас Гость | RSS
Поиск по сайту



Главная » Статьи » Образование. Научная деятельность

К ВОПРОСУ О РЕАЛИЗАЦИИ ПРАВА ОБУЧАЮЩИХСЯ НА ПОЛУЧЕНИЕ ИНФОРМАЦИИ, КАСАЮЩЕЙСЯ ОРГАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В ВЫСШЕМ УЧЕБНОМ ЗАВЕДЕНИИ

Л.В.Сотникова

К ВОПРОСУ О РЕАЛИЗАЦИИ ПРАВА ОБУЧАЮЩИХСЯ НА ПОЛУЧЕНИЕ ИНФОРМАЦИИ, КАСАЮЩЕЙСЯ ОРГАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В ВЫСШЕМ УЧЕБНОМ ЗАВЕДЕНИИ

(на примере государственной итоговой аттестации и порядка прохождения практик)

Система высшего профессионального образования находится в состоянии постоянного реформирования. Целью данного процесса является повышение качества выпускников высших учебных заведений и реальное овладение ими необходимыми общекультурными, а главное — профессиональными компетенциями.

Ключевые слова: обучающийся, образование, организация образовательного процесса, аттестация обучающихся.

 
Современное российское законодательство, регулирующее деятельность высшей школы, многообразно и представлено актами разного уровня: начиная от Конституции РФ  и заканчивая локальными актами вузов. Государство, признавая принципы демократизма и автономии высшего образования, позволяет вузам самостоятельно регулировать большинство вопросов, включая вопросы реализации основных образовательных программ. Одними из неотъемлемых черт демократического общества являются открытость и возможность полного информирования социума происходящих в нем процессах [1]. Не является исключением и сфера образования. Принцип информационной открытости законодательно закреплен в ст. 3 и 29 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее — Закон № 273-ФЗ) .

Реализация данного принципа весьма разнообразна. Это и обязанность иметь официальный сайт вуза, информация на котором должна быть актуальна, и необходимость размещать сведения о вузе, перечень которых определен нормативно и т. д. В рамках данной статьи остановимся на особенностях реализации права обучающихся на получение информации относительно осуществления образовательного процесса в вузе.

В соответствии с подп. 18 п. 1 ст. 34 Закона № 273-ФЗ обучающиеся имеют право на ознакомление со свидетельством о государственной регистрации, с уставом, лицензией на осуществление образовательной деятельности, со свидетельством о государственной аккредитации, с учебной документацией, другими документами, регламентирующими организацию и осуществление образовательной деятельности в образовательной организации. Информация о государственной регистрации, аккредитации, наличии лицензии размещается в соответствующем виде на сайте. Кроме того, при необходимости студент всегда может получить заверенные копии этих документов в вузе. В отношении актов, регулирующих учебную деятельность и осуществление образовательной деятельности в образовательной организации, все не так просто.

Рассмотрим два аспекта:
- получение обучающимися вузов актуальной информации относительно проведения государственной итоговой аттестации;
- получение обучающимися вузов актуальной информации относительно порядка прохождения практики.

Порядок прохождения обучающимися государственной итоговой аттестации урегулирован Приказом Министерства образования и науки РФ от 29 июня 2015 г. № 636 «Об утверждении Порядка проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам высшего образования — программам бакалавриата, программам специалитета и программам магистратуры»  (далее — Приказ № 636), в который уже 1 января 2016 г., то есть после вступления в силу, дважды вносились изменения (приказами Министерства образования и науки РФ от 9 февраля 2016 г. № 86 и от 28 апреля 2016 г. № 502). Данный приказ значительно изменил требования к проведению государственной итоговой аттестации. В частности была упразднена должность заместителя председателя государственной экзаменационной комиссии, а также произошло существенное увеличение числа членов комиссии из числа работодателей (не менее четырех человек).

Произошли изменения и в регулировании возможности подать апелляцию на результаты сдачи государственного экзамена. Итогом стало внедрение письменной формы проведения государственного экзамена, которая имеет свою специфику.

Однако на сайтах вузов информация о порядке проведения государственной итоговой аттестации либо размещена без учета изменений 2016 г. (например, на сайте Амурского гуманитарно-педагогического университета «Положение о государственной итоговой аттестации» датировано 12 февраля 2016 г.), либо размещены локальные акты, не соответствующие Приказу № 636. Примером могут служить акты Амурского государственного университета (апрель 2015), Арктического государственного института искусства и культуры (ноябрь 2011), Астраханского государственного медицинского университета (декабрь 2014), Белгородского государственного аграрного университета им. В. Я. Горина (декабрь 2011) и др.

Возникает вопрос о качестве результатов государственной итоговой аттестации и информированности обучающихся о порядке ее проведения. Если информация, размещенная на сайтах перечисленных вузов, утратила актуальность и фактически государственная итоговая аттестация проводится в соответствии с действующим законодательством, то каким образом вузы доводят данный порядок до студентов? Кроме того, возникает проблема размещения на сайте вуза недостоверной информации, что является одним из оснований для проведения уполномоченными государственными органами проверочных мероприятий. Если же государственная итоговая аттестация проводится в соответствии с локальными актами, размещенными на сайте, то ее порядок не соответствует федеральному законодательству, а результаты могут быть оспорены.

Аналогичная ситуация складывается с локальными актами, регламентирующими порядок прохождения обучающимися практики в процессе обучения. Порядок проведения практики, которую должны пройти все студенты вуза в процессе обучения, урегулирован Приказом Министерства образования и науки от 27 ноября 2015 г. № 1383 «Об утверждении Положения о практике обучающихся, осваивающих основные профессиональные образовательные программы высшего образования» (далее — Приказ № 1383) . Основные положения данного акта:

1) учебная практика проводится в целях получения первичных профессиональных умений и навыков, а производственная — в целях получения профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности;

2) проведение практики осуществляется вузами на основе договоров с профильными организациями; практика может быть проведена непосредственно в вузе;

3) практика может быть стационарной (проводится в вузе либо в профильной организации, расположенной в том же населенном пункте) либо выездной (проводится вне данного населенного пункта);

4) при проведении выездных производственных практик порядок оплаты проезда к месту проведения практики и обратно, а также дополнительные расходы, связанные с проживанием вне места постоянного жительства (суточные), устанавливаются локальным нормативным актом вуза;

5) при прохождении стационарной практики проезд к месту проведения практики и обратно не оплачивается, дополнительные расходы, связанные с проживанием вне места постоянного жительства (суточные), не возмещаются.

Как видим, данный приказ вновь требует активизации локального нормотворчества вузов и доведения информации до студентов, которые должны закрепить теоретические знания и сформировать практические навыки, а также получить представление об особенностях будущей профессиональной деятельности в процессе прохождения учебной и производственной, в том числе преддипломной практики.

Анализ сайтов вузов позволяет утверждать, что не все учебные заведения оперативно отреагировали на изменения законодательства. Так, положения, касающиеся вопросов прохождения разного вида практик названных выше учебных
заведений, не соответствуют Приказу № 1383.

Исходя из изложенного можно сделать вывод о недостаточной работе вузов в области локального нормотворчества, что вызывает серьезные проблемы с реализацией права обучающихся на получение достоверной информации о порядке проведения в вузах таких этапов реализации образовательных программ, как практика и итоговая государственная аттестация.

Список литературы

1. Кирилловых, А. А. О регламентации образовательных правоотношений и деятельности высшей школы / А. А. Кирилловых // Журн. рос. права. — 2010. — № 10. — С. 106—113.

Вестник Челябинского государственного университета. 2016.
Серия: Право. Том 1 Выпуск 4

Категория: Образование. Научная деятельность | Добавил: x5443x (21.06.2017)
Просмотров: 65 | Теги: образование | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
...




Copyright MyCorp © 2017 Обратная связь