Пятница, 09.12.2016, 18:23
Высшее образование
Приветствую Вас Гость | RSS
Поиск по сайту


Главная » Статьи » Образование. Научная деятельность

УЧАСТИЕ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ В ПАТРИОТИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ МОЛОДОГО ПОКОЛЕНИЯ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ

В.Н.Фурсов, доктор исторических наук, профессор, Б.А.Ершов, доктор исторических наук, профессор, Я.Я.Лубкин

УЧАСТИЕ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ В ПАТРИОТИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ МОЛОДОГО ПОКОЛЕНИЯ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ

АННОТАЦИЯ. В статье рассматривается роль Русской Православной Церкви в сфере морального, этического воспитания молодого поколения в современной России. Особое внимание уделено вопросам взаимодействия Церкви и государства в благотворительной сфере, противодействии терроризму и защите прав и убеждений прихожан.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: Церковь, государство, священник, молодёжь, образование.

 

Трансформация российского общества на сегодняшний день невозможна без его духовного оздоровления, интеграции всех граждан страны вокруг общей идеи нации, которая отражает потребности развития государства в России. Она принимает вызовы и риски современности, но в то же время и сохраняет мировоззренческую основу, составляющую ядро русской цивилизации на протяжении долгих столетий. Важная роль в этом принадлежит Православной Церкви как крупному конфессиональному традиционному институту, пользующемуся доверием широких слоёв населения.

Православная вера внесла огромный вклад в создание государственности в России как таковой. Она смогла сберечь и укрепить суверенитет страны. Сегодня, когда возникает потребность выработки идеологии национального сознания, Церковь способна направить трансформационные процессы в органичную для России сферу, уменьшить вероятные риски трансформации; роль Церкви в настоящее время приобретает особую значимость.

Любовь к Родине молодых людей может стать основой высоконравственного развития страны и осмысленного отношения молодежи к своим обязанностям как граждан России в будущем. Это утверждение не результат абстрактных рассуждений, а опыт мировой практики становления наиболее удачно формирующихся в экономическом и политическом аспекте стран.

В современных условиях, когда в обществе отмечается восстановление интереса молодых людей к патриотизму, тяжесть этих трудов должна лечь на сферу просвещения. Со своей стороны, Православная Церковь, имеющая колоссальный опыт в этой области, может внести большой вклад в общее национальное достояние [1, с. 110—111].

В то же время любовь к Родине в понимании православия подразумевает не только любовь к своим гражданам как хранителям тысячелетней благочестивой культуры, но и уважение и любовь ко всем иным народам, живущим в нашем государстве, поскольку об этом нам сообщает заповедь о любви к ближнему.

Смена власти в 1990-е гг. привела к радикальным изменениям во взаимоотношениях Церкви и государства. В начале 1990-х гг. был утвержден акт «О свободе вероисповедания», в котором был сохранен неконфессиональный характер государства, отмечалось положительное отношение к деятельности духовных конфессий. Соответствующие законодательные статьи нашли своё отображение в Конституции 1993 г. В России как светской стране никакое вероисповедание не может учреждаться в качестве непременного и государственного. Духовные институты отделены от светской власти и равноправны перед законом. Каждому человеку дано право придерживаться любой религии, включая право индивидуально исповедовать или вместе с другими религию иную или не придерживаться никакой, свободно избирать, распространять и иметь духовные и другие взгляды и в соответствии с ними действовать. Кроме того, было разрешено освобождать людей от армейской службы по религиозным соображениям, что получило действительное воплощение в 2002 г. после ратификации законодательного акта об альтернативной службе.

Активная работа религиозных конфессий вылилась в принятие в 1997 г. закона «О религиозных объединениях и свободе совести», заменившего предшествующий. Несмотря на противоречия в либеральных кругах, которые выступали против некоторых положений данного закона, он был утвержден Государственной Думой и официально одобрен Советом Федерации. В нем отводилась первостепенная роль православию в истории Российского государства, в развитии и становлении еге духовных основ и культуры и говорилось, что другие религии должны составлять неотъемлемый компонент исторического наследия граждан России. Закон подразделял религиозные организации на два вида - религиозные группы и религиозные учреждения. Он учредил порядок и необходимость регистрирования религиозных учреждений.

В 1990-х гг. энергично вырабатывалась нормативная основа для взаимоотношений государственных структур и Церкви в сфере морального, этического воспитания молодых людей, а также в сфере просвещения. В этот период улучшилось взаимодействие государственных институтов с Церковью и иными религиозными учреждениями при выработке содержания государственных стандартов в образовании, учебных проектов, учебных пособий по преподаваемым курсам гуманитарного цикла с целью учета нравственных и духовных интересов граждан России и традиционных религиозных объединений; оказывалась помощь религиозным учреждениям в создании и работе учреждений образования. Также было уделено внимание взаимодействию с духовными учреждениями по обеспечению защиты пристрастий ребёнка и его семьи в образовательной сфере. Работа в учреждениях просвещения была направлена на нормальное физиологическое, нравственное, умственное развитие детей в соответствии со взглядами их родителей, при условии, что эти воззрения не повлекут поступков, противоречащих государственным законам [2, с. 132133].

Ключевым направлением взаимоотношений религиозных учреждений с государственными структурами продолжает оставаться сфера образования. Образование формирует моральные устои, мировоззрение подрастающего поколения, стандарты поведения граждан в обществе. В настоящее время существуют страны, в которых ликвидировано или отсутствует духовное просвещение в средних школах (в частности Франция). Помимо России, есть группа государств, где системно организовано духовное просвещение, в том числе в тесном взаимодействии с Церковью (Великобритания, Швеция).

В Советское время в светских вузах изучение церковных предметов было невозможно, студентам преподавали курс научного атеизма. На территории РСФСР имелось лишь два религиозных заведения - Московская и Ленинградская духовные академии.

В современной России первые учебные духовные заведения начали возникать с развитием системы общего православного воспитания и образования. Это были воскресные школы, православные детские сады, лицеи, гимназии, духовные училища. Кроме того, в начале 1990-х гг. были организованы и первые институты, где получали богословское образование. В 1992 году стал действовать Православный Свято-Тихоновский богословский институт, а с 2005 г. - Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет. Дальнейшие шаги светской власти были направлены на сотрудничество с федеральными и общественными учреждениями; осуществлялась общецерковная деятельность с привлечением верующей молодёжи, активизировалась образовательная, катехизационная и информационно- издательская работа.

В результате Православная Церковь постепенно восстанавливала и укрепляла свои позиции и положение в стране, происходила дальнейшая систематизация и централизация её деятельности в области молодёжной политики.

Переломным моментом в формировании данной политики Православной Церкви, явились события 2000 г.:
1) принятие в 2000 г. Синодом Русской Церкви с последующим утверждением на прошедшем в 2000 г. Юбилейном Соборе «Концепции молодёжного духовного служения Церкви» как ключевого документа Православной Церкви в данной области;
2) создание в системе Православной Церкви на основе Православного движения молодёжи отделения Синода, который занимался практической реализацией и координацией действий положений, внесенных в концепцию молодёжного движения Православной Церкви и других значительных актов Русской Церкви по осуществлению и организации политики Церкви среди молодёжи.

Таким образом, процесс становления воспитательной политики Православной Церкви среди молодого поколения можно условно разбить на 2 периода: первый - с 1991 по 2000 гг.; второй - с 2000 г. до нынешнего времени [3, с. 46-48].
На первом этапе в сознании части священников отсутствовало понимание особых и необходимых форм работы с молодым поколением. Второй этап ознаменовывался модификацией сознания представителей Церкви и изменением отношения к современной молодёжи. Молодежь стала пониматься как особая общественная группа, которая соответственно требует и своеобразных методик работы. Следует признать, что духовный элемент образования вызывает бурные споры в обществе.

На процессы усиливавшейся интеграции религиозных учреждений в структуру образования оказало влияние изменение политики государства в сфере духовной безопасности. Это положение содержалось в концепции безопасности страны, утвержденной В.В. Путиным в январе 2000 г. С этого времени возникает ряд нормативных документов, которые определили направления духовного развития России: это, в частности, Концепция информационной безопасности, программа государства, направленная на воспитание патриотических чувств среди граждан России, государственная программа по формированию толерантных аспектов сознания людей в профилактике экстремистских и террористических действий в российском обществе. В 2008 г. была принята концепция национальной безопасности страны до 2019 г., в ней утверждается важность укрепления и сохранения нравственных ценностей людей, культурного и церковного наследия, исторической памяти и обычаев. Для претворения в жизнь этих постулатов признается роль Церкви в формировании системы патриотических чувств и духовного воспитания молодых людей. Политика светской власти в сфере укрепления духовной безопасности страны и развития нравственного воспитания создает для культовых учреждений возможность участия в этом процессе, обращая особое внимание на образование.

Ключевой проблемой взаимоотношения Церкви с государством в вопросах подготовки священнослужителей в духовных вузах являлась невозможность признания получаемых ими дипломов на государственном уровне. После ратификации документа «О внесении дополнений в отдельные нормативные акты России в части аккредитования институтов профессионального духовного просвещения» организациям духовного образования была дана возможность приобретения документа об аккредитации и получения права на выдачу дипломов федерального образца. Светские вузы получили право выдавать аналогичные дипломы. В середине 1990-х гг. было издано распоряжение Министерства образования об учреждении федеральных стандартов по направлению «Теология». В 2001 г. на заседании экспертного совета направление «Теология» было введено в список направлений высшей школы. Кроме того, Министерство образования одобрило федеральный стандарт по теологии [4, с. 89-94]. На совещании экспертных советов по усовершенствованию направлений и специальностей работников науки в декабре 2008 г. встал вопрос о введении в реестр специальности «Религиоведение, теологическая философия». В процессе диалога организаторы заседания постановили отложить тему о введении теологических предметов в реестр специальностей деятелей науки.

Сегодня государственными институтами накоплен существенный опыт взаимоотношений с религиозными учреждениями. Эти взаимоотношения, как правило, базируются на взаимовыгодной основе. Власть заинтересована в активном участии конфессий в нравственном воспитании граждан в духе уважения обычаев и толерантного отношения ко всевозможным религиям. Конфессии в свою очередь представляют власть как компаньона, умеющего обеспечить действенную защиту интересов мирян, оказать помощь в исполнении разных программ, которые направлены на улучшение условий их деятельной сферы. В настоящее время идет обстоятельный конструктивный диалог при содействии Совета по взаимоотношению с церковными учреждениями при Президенте России, Совета по проблемам церковных организаций при Правительстве, Совета Федерации и Государственной Думы. Этот диалог устремлен на достижение всеобщих целей в духе гармонии и компромисса.

Среди дискуссионных вопросов между Церковью и государством можно назвать темы о месте религии в вузах, о поддержке благотворительной сферы, о результативном синтезе противодействия терроризму в образовательных организациях и защиты прав и убеждений прихожан. Существенное значение в их решении играют обращения к положительному национально-историческому и международному опыту, который осмыслен с учетом исторических обычаев и нынешнего состояния общества в России. Сегодня государство и ключевые религиозные конфессии России осознают важность активного сотрудничества в разнообразных областях деятельности при сохранении независимости каждого из участвующих в диалоге.

Аналогичная точка зрения воспроизведена в документе «Основы социальной доктрины Церкви», где сказано, что православный патриотизм направлен к народу как нравственной общности людей. Патриотизм православного человека обязан быть эффективным. Он выражается в защите Родины от агрессора, труде на благо страны, попечению об устройстве общенародной жизни, в том числе в результате участия в управленческих процессах государства. Православный должен оберегать и приумножать российскую культуру, народное сознание. Духовные основы жизни выработали самобытный менталитет российского народа. По мнению многих ученых-этнографов, в ходе исторического развития в среде простых людей термин «русский» снискал характер не столько этногеографический, сколько религиозный и стал одновременно созвучным со словом «православный». В особенности чрезвычайно сильно такого рода российская идентификация выражалась в период военной агрессии [5, с. 69-76].

В результате христианская вера оказала сильное влияние на сознание людей, что предопределило, помимо воли, миропонимание и поведение каждого человека от рождения до смерти, это происходило даже вне видимых связей с Церковью. Поэтому после отрицания религии некоторыми государственными деятелями и провозглашения эры атеизма эти церковные догматы всенародной жизни осуществлялись и проявлялись во всей полноте. Несмотря на все невзгоды, прошедшие через души людей революциями, русский человек всегда был по духу православным.

Тем не менее, наряду с восстановлением интереса к духовному воспитанию, имеются в образовательной структуре российского государства абсолютно иные, негативные для страны по своей сути установки. Это так называемые программы поощрения сиюминутного образа жизни и им подобные, такие программы были введены в качестве региональных составляющих в систему образования некоторых областей [6, с. 12-14]. Этот компонент в программах школ претендует на формирование у подростков «определенной идеологии», к сожалению, весьма далеко стоящей по своим параметрам от обычаев русской культуры. Идейные ценности программы поощрения сиюминутного образа жизни основываются на принципах либеральных стандартов, которые строятся на достижении счастья «сегодня и здесь».

Возникает вопрос: какой может получиться человек, если ему уже с детских лет внедряют в голову идеи о том, что потребительская идеология и ханжество есть главные цели в жизни, предопределяющие человеческое счастье? Разве такой человек осмелится рисковать своим здоровьем, в трудной ситуации будет ли он способен на самопожертвование, героизм?

Однозначно можно говорить, что данные программы с их идеологиями приводят к чрезвычайно плачевным результатам в кругу верующих и простых мирян. Целью этих программ является воспитание новых людей на принципах моральной распущенности, себялюбия, отстраненности от изначально русского понимания патриотических чувств и основ жизненного пути [7, с. 38-40].

Не менее важной темой в реализации политики Церкви среди молодежи является её неполное финансовое обеспечение. Не всякий приход и епархии, не говоря уже об организациях в молодежной среде, располагают достаточным количеством средств, чтобы полноценно и масштабно сформировать и реализовывать молодёжную деятельность.

Отсутствие материальных ресурсов, нищета и бедность многих приходов часто ставят священнослужителей перед дилеммой, во что вложить имеющиеся финансовые средства: в ремонтные работы или в систему духовного воспитания молодых людей? Предпочтение не всегда отдается последнему, в силу чего данные условия однозначно замедляют темпы развития политики Православной Церкви среди молодежи [8, с. 75-83].

Таким образом, работа Православной Церкви среди молодого поколения имеет огромное значение для формирования духовного здоровья русского народа [9, с. 38-39]. Несмотря на имеющиеся сложности, с которыми приходится сталкиваться Церкви при реализации своих устремлений, тем не менее её деятельность в этом направлении достаточно целеустремленна, структурирована, системна, а уже имеющиеся позитивные сдвиги позволяют говорить о её огромном потенциале, который может быть действенно осуществлен благодаря тесному взаимодействию с государственными структурами, иными традиционными для Российского общества духовными конфессиями и социальными институтами.

 
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Зубок, Ю.А. Социальная регуляция в условиях неопределённости. Теоретические и прикладные проблемы в исследовании молодёжи [Текст] / Ю.А. Зубок, В.И. Чупров. - М. : Академия, 2008. - С. 110—111.
2. Крутер, М.С. Молодежь как социальный наследник проблем периода несовершеннолетия [Текст] / М.С. Крутер II Философские науки. - 2001. - № 4. - С. 132-133.
3. Левчук, Д.Г. Духовно-нравственное воспитание детей и молодежи России: комплексное решение проблемы [Текст] / Д.Г. Левчук, О.М. Потаповская. - 2-е изд., доп. - М. : Планета-2000, 2003. - 64 с.
4. Митрохин, Н. Русская православная церковь: современное состояние и актуальные проблемы [Текст] / Н. Митрохин. - М. : Новое лит. обозрение, 2004. - 646 с.
5. Одинцов, М.И. Государство и церковь в России. XX век [Текст] / М.И. Одинцов. - М. : Луч, 1994. - 171 с.
6. Протоиерей Пелин, А.А., Григорьев Н.И. Маркетинг и менеджмент в православных НКО: анализ, стратегия, осуществление [Текст] / А.А. Протоиерей Пелин. - Саранск, 2011. - С. 12-14.
7. Тайчинов, Н.Г. Религиозная культура и воспитание [Текст] / Н.Г. Тачинов // Педагогика. - 1993. - № 2. - С. 38-40.
8. Федоров, В.А. Духовное образование в Русской Православной Церкви [Текст] / В.А. Федоров // Педагогика. - 2000. - № 5. - С. 75-83.
9. Церковь и мир. Основы социальной концепции Русской Православной Церкви. - М., 2000. - С. 38-39.

Известия ВГПУ. Педагогические науки № 1(270), 2016

Категория: Образование. Научная деятельность | Добавил: x5443 (31.08.2016)
Просмотров: 94 | Теги: патриотическое воспитание | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
...




Copyright MyCorp © 2016