Вторник, 20.08.2019, 03:44
Высшее образование
Приветствую Вас Гость | RSS
Поиск по сайту



Главная » Статьи » Правоохранительная деятельность

УЧАСТИЕ НАСЕЛЕНИЯ РОССИЙСКОГО ГОСУДАРСТВА В ОХРАНЕ ОБЩЕСТВЕННОГО ПОРЯДКА В XX - НАЧАЛЕ XXI ВЕКА (ИСТОРИКО-ПРАВОВОЙ И АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВОЙ АСПЕКТЫ)

И.А.Макеева, кандидат юридических наук, доцент кафедры административного права Санкт-Петербургского университета МВД России
Т.Г.Лясович, кандидат юридических наук, доцент, доцент кафедры истории государства и права Санкт-Петербургского университета МВД России
А.О.Дрозд, кандидат юридических наук, заместитель начальника кафедры административного права Санкт-Петербургского университета МВД России

УЧАСТИЕ НАСЕЛЕНИЯ РОССИЙСКОГО ГОСУДАРСТВА В ОХРАНЕ ОБЩЕСТВЕННОГО ПОРЯДКА В XX - НАЧАЛЕ XXI ВЕКА (ИСТОРИКО-ПРАВОВОЙ И АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВОЙ АСПЕКТЫ)

Объединения граждан, общественный порядок, общественная безопасность, полицейская повинность, добровольные народные дружины, дружинники, общества содействия милиции, сельские исполнители, Бригадмил, ДНД.

В статье анализируются вопросы взаимодействия населения с правоохранительными структурами в сфере охраны общественного порядка и борьбы с преступностью в СССР и России в XX - начале XXI века. Исследуются формы такого взаимодействия, особенности их правового регулирования. Авторы делают вывод, что в этот период деятельность объединений граждан по охране правопорядка стала неотъемлемой частью советской правовой действительности. С образованием в 2011 г. полиции и принятием в 2014 г. Федерального закона «Об участии граждан в охране общественного порядка» начался новый этап в развитии процессов взаимодействия населения и правоохранительных органов.

 
Новейшая история Российского государства содержит богатый положительный опыт привлечения граждан и их объединений к охране правопорядка. Привлечение советских граждан и их объединений к охране правопорядка приобрело особенно широкое распространение в 20-30 годы XX века, период, когда Советское государство пыталось преодолеть последствия политического и экономического кризиса, победить внутренних и внешних врагов, провести кардинальные реформы в сфере промышленности и сельского хозяйства. Но если в 1920-е годы ключевым вопросом государственной жизни стало создание эффективно действующей единой общесоюзной управленческой и правоохранительной системы (в связи с образованием СССР), то в 1930-е годы акценты были смещены в сторону повышения эффективности работы правоохранительных структур, усовершенствования их работы, кадровых перестановок и, как следствие, привлечения населения к охране правопорядка в качестве вспомогательной силы.

Важным этапом развития процессов правовой регламентации взаимодействия населения и правоохранительных органов стало принятие Постановления Совета народных комиссаров РСФСР от 25 мая 1930 г. «Об обществах содействия органам милиции и уголовного розыска», на основании которого создавались указанные в его названии общества для привлечения широких масс трудящихся к активному участию в работе этих структур по борьбе с нарушениями общественного порядка, хулиганством и другими негативными проявлениями [8]. Добровольные общества содействия милиции и подразделениям уголовного розыска формировались при административно-правовых секциях советов и действовали под руководством городских, поселковых, сельских советов. Для членов обществ устанавливался возрастной, политический и социальный ценз: достижение 18-летнего возраста, наличие избирательных прав, отсутствие судимости и статуса подследственного. Деятельность членов обществ содействия милиции и уголовному розыску считалась общественной, в то же время их члены наделялись правом составления протоколов в случае выявления нарушений обязательных предписаний местной власти, правом содействия правоохранительным органам в прекращении нарушений общественного порядка. Кроме того, они имели возможность извещать милицию и уголовный розыск об имевших место правонарушениях. В свою очередь, органы милиции и уголовного розыска могли возлагать на членов обществ (с их согласия) обязанности участия в обходах по выявлению преступников, в производстве обысков в качестве понятых или охраны, дежурства в милиции, несения постовой службы, конвоирования арестованных, наблюдения за порядком в общественных местах.

В целом появление самой идеи формирования обществ содействия милиции и уголовному розыску объясняется, прежде всего, нехваткой кадров в советской милиции и уголовном розыске в рассматриваемый исторический период, а также особенностями проводимой в СССР политики коллективизации, которая повлекла за собой голод в деревне 1932-1933 гг. и затяжной продовольственный кризис в городе. Опасаясь «аграрных» беспорядков и проникновения в ряды «добровольных правоохранителей» вражеских антисоветских элементов, Всероссийский центральный исполнительный комитет и Совет народных комиссаров РСФСР приняли Постановление от 10 мая 1932 г. «О сельских исполнителях», которым был существенно сужен круг лиц, имевших возможность стать сельским исполнителем. Таковыми теперь не могли быть лица, лишенные избирательного права, находящиеся под судом и следствием, ограниченные по суду в праве занимать должности в госучреждениях, сосланные, высланные и имеющие неснятую судимость [9].

В рассматриваемый исторический период сельским исполнителям на время несения службы обеспечивался статус должностных лиц, что подкреплялось соответствующими документами (удостоверениями), выдаваемым сельсоветом. Устанавливался срок несения обязанностей (от двух до трех месяцев), определялись меры материального стимулирования (рабочее время, затраченное на выполнение обязанностей сельского исполнителя, учитывалось как обычная работа в колхозе с начислением трудодней). На сельских исполнителей возлагались обязанности по надзору за порядком и принятию мер к восстановлению нарушенного порядка, наблюдению за выполнением противопожарных правил, охране государственного и общественного имущества, сопровождению и препровождению в сельсовет задержанных, наблюдению за порядком в общественных местах и местах массового скопления граждан, надзору за реализацией обязательных постановлений, составлению протоколов об их нарушении и др.

29 апреля 1932 г. Советом народных комиссаров РСФСР было принято Постановление «О реорганизации обществ содействия органам милиции и уголовного розыска», согласно которому такие общества были преобразованы в бригады содействия милиции (Бригадмилы) [10]. Для вступления в бригады устанавливались возрастной, политический, социальный и моральный цензы. Так, членами бригад содействия могли быть трудящиеся, достигшие 20-летнего возраста, которые обладали избирательным правом, не состояли под судом и следствием, понимали цели и задачи Бригадмила и имели возможность выполнять соответствующие обязанности. В бригады не допускались лица, замеченные в пьянстве, хулиганстве, дезорганизаторы производства, классово чуждые элементы, лица, которые своим поведением могли дискредитировать Бригадмил и милицию. Для поступающих в Бригадмил был установлен шестимесячный кандидатский срок. Членам бригад на оперативной работе милиция могла выдавать оружие, оно возвращалось по окончании выполнения задания. Члены Бригадмила носили на левой руке голубую повязку.

Начало следующего этапа развития процессов правового регулирования участия граждан и их объединений в охране общественного порядка и борьбе с преступностью было положено Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 2 марта 1959 г. № 218 «Об участии трудящихся в охране общественного порядка в стране» [11]. Согласно данному постановлению дружины создавались повсеместно: на предприятиях, объектах транспорта, стройках, в учреждениях, совхозах, колхозах, учебных заведениях и домоуправлениях. Руководство дружинами возлагалось на районные (городские) штабы. Комплектовались дружины личным составом строго на добровольных началах из передовых членов общества. Правоохранительные органы обязывались оказывать всемерную помощь добровольным дружинам в их деятельности, что подчеркивало ту важную роль, которая им отводилась государством и обществом. Е.А. Евсеев справедливо отмечал, что «деятельность дружин была одной из форм реализации конституционного права граждан на участие в управлении государственными и общественными делами» [15, с. 211]. Ст. 126 Конституции СССР 1936 г. гарантировала право граждан на участие в управлении государственными и общественными делами посредством объединения в общественные организации [3].

Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР № 218 был также одобрен Проект временного положения о добровольных народных дружинах, на основании которого в 1960 г. было утверждено Положение о добровольных народных дружинах РСФСР по охране общественного порядка [12]. В качестве цели создания дружин (далее - ДНД) данный документ определял широкое вовлечение трудящихся в охрану общественного порядка и соблюдение законности. На народные дружины возлагались такие задачи, как обеспечение общественного порядка в общественных местах и при массовых мероприятиях, охрана общественного порядка посредством рейдов, дежурств, патрулирования, выставления постов, совместное ведение с органами правопорядка борьбы с хулиганством, пьянством, хищениями, нарушениями правил торговли и другими правонарушениями и проступками и ряд других.

Выполнение дружинниками обязанностей по охране правопорядка считалось показателем высокой степени доверия народа, в силу этого дружинники были наделены специальным статусом, который закреплялся в уголовном законодательстве. Так, уголовные кодексы РСФСР [4] и других советских республик предусматривали ответственность за посягательство на жизнь, здоровье и достоинство не только работников милиции, но и народных дружинников.

Аналогичные нормы содержал и Указ Президиума Верховного Совета СССР от 15 февраля 1962 г. «Об усилении ответственности за посягательство на жизнь, здоровье и достоинство работников милиции и народных дружинников» [13]. Согласно этому акту противодействие законной деятельности дружинников, посягательство на их жизнь, здоровье и достоинство оборачивались привлечением к ответственности. Так, злостное неповиновение законному распоряжению или требованию не только работника милиции, но и народного дружинника при исполнении ими служебных обязанностей по охране общественного порядка наказывалось арестом на срок до 15 суток, или исправительными работами сроком до 1 месяца, или штрафом до 20 рублей.

Для поднятия престижа и поощрения гражданской инициативы Постановлением Совета министров РСФСР для награждения особо отличившихся в охране правопорядка и борьбе с преступностью представителей населения был учрежден нагрудный знак «Отличный дружинник» [14].

Перечисленные выше нормативные правовые акты, начиная с Постановления ЦК КПСС и Совмина СССР № 218, были основными документами, определявшими задачи, полномочия и формы организации добровольных народных дружин до середины 1970-х годов.

Следующий этап развития процессов правового регулирования деятельности ДНД характеризуется значительным усовершенствованием нормативно-правовой базы [15, с. 212]. Его начало связано с принятием Постановления ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 20 мая 1974 г. № 379 «О дальнейшем совершенствовании деятельности добровольных народных дружин по охране общественного порядка» [5]. Оно обязывало партийные и советские органы сосредоточить деятельность дружин на поддержании общественного порядка, пресечении фактов хулиганства, пьянства и иных антиобщественных проявлений.

В том же году Указ Президиума ВС СССР от 20 мая определил в новой редакции основные права и обязанности ДНД. Они были конкретизированы в примерном Положении о добровольных народных дружинах по охране общественного порядка и в соответствующих положениях союзных республик. Они предусматривали расширение функций ДНД, деятельность которых строилась в границах территории общественного пункта охраны порядка в составе спецформирований народных дружин по основным направлениям их деятельности (секции или группы). Создавались звенья, пятерки, объединявшие дружинников цехов, участков, бригад. Руководство деятельностью ДНД, согласно Указу Президиума ВС СССР от 19 марта 1971 г. [6], возлагалось на местные Советы народных депутатов.

19 июля 1974 г. Совет министров РСФСР принял Постановление № 423 «О дальнейшем совершенствовании деятельности добровольных народных дружин РСФСР по охране общественного порядка» [7], которым ощутимо улучшалась организация и деятельность общественников. К указанному постановлению прилагалось «Положение о добровольных народных дружинах РСФСР по охране общественного порядка», которое более детализировано и развернуто регламентировало статус добровольных общественных формирований и их деятельность в сфере обеспечения правопорядка. В Положении закреплялся социальный и возрастной цензы для кандидатов в дружинники: наличие гражданства СССР, достижение 18-летнего возраста, принадлежность к передовым представителям общества, обладание высокими деловым и морально-политическими качествами. В числе основных задач и функций ДНД провозглашалось: участие в охране общественного порядка в общественных местах, содействие в укреплении правопорядка, проведение воспитательной работы по соблюдению правил общежития и предупреждению антиобщественных поступков, борьба с детской безнадзорностью и правонарушениям несовершеннолетних, участие в обеспечении безопасности дорожного движения и др.

Положение предоставляло дружинникам право: требовать от граждан соблюдения общественного порядка и прекращения правонарушений, требовать от нарушителей предъявления документа, удостоверяющего личность, составлять в отсутствие уполномоченных лиц протокол о злостных нарушениях общественного порядка или причинении ущерба, доставлять в милицию или в штаб ДНД правонарушителей, изымать орудия правонарушения для передачи в милицию. Таким образом, основные усилия дружин сосредоточивались на поддержании общественного порядка, пресечении хулиганства, пьянства и иных антиобщественных проявлений, борьбе с хищениями социалистической собственности, предупреждении правонарушений несовершеннолетних [15, с. 214-215].

Период Перестройки (начиная с 1985 г.) характеризовался снижением общественной активности в борьбе с правонарушениями [18, с. 105], ростом правового и политического нигилизма, критикой деятельности правоохранительных органов. Впрочем, именно в этот период шла активная подго- 124 товка проектов законов «Об основах правового положения общественных правоохранительных формирований», «Об общих началах профилактики преступлений в СССР», «О правовой защищенности лиц, выполняющих служебные обязанности или общественный долг по охране общественного порядка». Однако эти проекты так и не были претворены в жизнь. Таким образом, на протяжении почти десяти лет так и не был разработан и принят единый закон, регламентирующий привлечение граждан и их объединений к охране правопорядка и борьбе с преступностью. В то же время некоторые вопросы участия граждан в охране общественного порядка позднее были регламентированы не связанными друг с другом федеральными законами и нормативно-правовыми актами субъектов Российской Федерации (в субъектах были приняты 63 региональных закона, например законы Вологодской области «Об участии граждан Российской Федерации в охране общественного порядка на территории Вологодской области» [2], г. Москвы от 26 июня 2002 г. № 36 «О Московской городской народной дружине», Кабардино-Балкарской Республики от 26 июля 2002 г. № 46-РЗ «Об участии граждан в осуществлении охраны общественного порядка», Чувашской Республики от 25 ноября 2003 г. № 35 «О народных дружинах в Чувашской Республике», Республики Татарстан от 1 ноября 2005 г. № 107-ЗРТ «Об участии граждан в обеспечении общественного порядка в Республике Татарстан» и др., и одно постановление законодательного органа).

В этот период существовали различные формы участия граждан в обеспечении правопорядка: общественные инспекции по предупреждению правонарушений несовершеннолетних, добровольные объединения по охране общественного порядка, городские оперотряды, общественные пункты охраны порядка, отряды содействия милиции, добровольные молодежные и народные дружины, дружины и студотряды по охране общественного порядка, спецдружины по линии ГИБДД. Исследование деятельности иных правоохранительных органов, в частности МЧС России - на примере добровольной пожарной охраны, также свидетельствует о плодотворном взаимодействии с общественностью при реализации возложенных на них функций [16, с. 100-102].

Тем не менее требовалось законодательное упорядочение участия населения в охране общественного порядка на федеральном уровне с учетом проведенных в правоохранительной сфере в 2011 году реформ. В результате был принят Федеральный закон от 2 апреля 2014 г. № 44-ФЗ «Об участии граждан в охране общественного порядка» [1], которым было положено начало нового этапа развития процессов правовой регламентации взаимодействия населения и правоохранительных органов в сфере охраны правопорядка.

Подводя итог, отметим, что в эволюции отечественного законодательства XX - начала XXI столетия, регламентирующего привлечение граждан и их объединений к охране правопорядка, можно выделить ряд этапов.

1. Период становления и укрепления советской власти (1920-30 годы - 1991 г.). Этот период связан со становлением и укреплением советской власти и советской правоохранительной системы, преодолением кадровых проблем, повышением эффективности деятельности. В это время привлечение населения к охране правопорядка рассматривалось сначала как необходимость в условиях кадрового голода и нехватки милицейских кадров. Рост правосознания населения и народной инициативы обусловил формирование ряда добровольных общественных структур с широкими полномочиями в правоохранительной сфере. Участие в охране правопорядка связывалось с реализацией конституционного права граждан на участие в управлении делами государства и считалось почетной общественной нагрузкой.

2. Переходный период (1991-2011 гг.). Это время связано с политическими и правовыми трансформациями, распадом СССР и деструктуриза- цией советской правоохранительной системы, реформой полиции 2011 года, изменением подхода к пониманию места и роли органов внутренних дел в обществе и государстве. В этот период в ряде регионов России предпринимались попытки организации муниципальной милиции, проводились эксперименты по привлечению населения к охране правопорядка в форме создания общественных комитетов, комиссий, дружин. Однако единых нормативных основ регулирования этого процесса в данный период разработано не было.

3. Современный период (с 2014 г. по настоящее время). Этот этап характеризуется всплеском законотворчества, направленного на поиск новых форм привлечения общественности к охране общественного порядка. Федеральный закон «Об участии граждан в охране общественного порядка» на основе анализа положительного исторического опыта взаимодействия милиции (полиции) и общественности предусмотрел новые формы и принципы объединения граждан, определил круг потенциальных участников взаимоотношений полиции и общественных структур, закрепил правомочия и обязанности сторон, предусмотрел атрибутику и возможность решения некоторых организационных вопросов в сфере охраны правопорядка на уровне субъектов федерации [17, с. 132]. Принятие этого закона стало важным шагом нормативного регулирования деятельности общественных объединений по охране правопорядка и их взаимодействия с полицией.

 
Библиографический список:

1. Федеральный закон от 02.04.2014 № 44-ФЗ «Об участии граждан в охране общественного порядка» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2014. № 14. Ст. 1536.
2. Закон Вологодской области от 01.03.2007 № 1570-ОЗ «Об участии граждан Российской Федерации в охране общественного порядка на территории Вологодской области» // Красный Север. 2007. № 23.
3. Конституция (Основной Закон) Союза Советских Социалистических Республик, утв. Постановлением Чрезвычайного VIII Съезда Советов СССР от 05.12.1936 // Известия ЦИК СССР и ВЦИК. № 283. 06.12.1936.
4. Уголовный кодекс РСФСР: Закон РСФСР от 25.07.1962 // Ведомости ВС РСФСР. 1960. № 40. Ст. 591.
5. Постановление ЦК КПСС, Совмина СССР от 20.05.1974 № 379 «О дальнейшем совершенствовании деятельности добровольных народных дружин по охране общественного порядка» // СП СССР. 1974. № 12. Ст. 67.
6. Указ Президиума ВС СССР от 19.03.1971 № 1336-VIII «Об основных правах и обязанностях районных Советов депутатов трудящихся» // Ведомости ВС СССР. 1971. № 12. Ст. 132.
7. Постановление Совмина РСФСР от 19.07.1974 № 423 «О дальнейшем совершенствовании деятельности добровольных народных дружин РСФСР по охране общественного порядка» // СП РСФСР. 1974. № 21. Ст. 114.
8. Постановление СНК РСФСР от 25.05.1930 «Об обществах содействия органам милиции и уголовного розыска» // СУ РСФСР. 1930. № 25. Ст. 324.
9. Постановление ВЦИК, СНК РСФСР от 10.05.1932 «О сельских исполнителях» // СУ РСФСР. 1932. № 44. Ст. 194.
10. Постановление СНК РСФСР от 29.04.1932 «О реорганизации обществ содействия органам милиции и уголовного розыска» // СУ РСФСР. 1932. № 38. Ст. 173.
11. Постановление ЦК КПСС, Совмина СССР от 02.03.1959 № 218 «Об участии трудящихся в охране общественного порядка в стране» // СП СССР. 1959. № 4. Ст. 25.
12. Постановление Бюро ЦК КПСС по РСФСР, Совмина РСФСР от 30.03.1960 № 435 «Об утверждении Положения о добровольных народных дружинах РСФСР по охране общественного порядка» // СП РСФСР. 1960. № 14. Ст. 56.
13. Указ Президиума ВС СССР от 15.02.1962 «Об усилении ответственности за посягательство на жизнь, здоровье и достоинство работников милиции и народных дружинников» // Ведомости ВС СССР. 1962. № 8. Ст. 83.
14. Постановление Совмина РСФСР от 06.06.1967 № 410 «Об учреждении нагрудного знака «Отличный дружинник»» // СП РСФСР. 1967. № 15. Ст. 72.
15. Евсеев Е.А. Правовой статус добровольных народных дружин РСФСР в конце 1950-х - конце 1980-х гг. // Вестник Кемеровского государственного университета. 2013. № 2. С. 211-215.
16. Зуев А.В., Алибеков А.А. Добровольная пожарная охрана в России: история, перспективы // Добровольная пожарная охрана: истоки, проблемы, перспективы: материалы круглого стола, 17 мая 2012 года / Под общ. ред. О.М. Латышева. СПб: СПбУ ГПС МЧС России, 2013. С. 100-101.
17. Новиков С.В. Проблемы правового регулирования подготовки сотрудников добровольных дружин в Российской Федерации // Социально-экономические явления и процессы. 2016. Т. 11. № 1. С. 132-135.
18. Толдиев А.Б. К вопросу об участии населения в охране общественного порядка // Юристъ-Правоведъ. 2014. № 6 (67). С. 103-106.

Источник: Научно-теоретический журнал "Вестник Калининградского филиала Санкт-Петербургского университета МВД России". № 4 (50) 2017.


Категория: Правоохранительная деятельность | Добавил: x5443 (19.07.2019)
Просмотров: 32 | Теги: общественная безопасность, общественный порядок, Объединения граждан | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
...




Copyright MyCorp © 2019 Обратная связь