Вторник, 16.10.2018, 00:05
Высшее образование
Приветствую Вас Гость | RSS
Поиск по сайту



Главная » Статьи » Физкультура и спорт. Здоровье

Изучение первоначального опыта организации третьего урока физической культуры в общеобразовательных школах

В.П.Умнов, Ю.Ю.Чурова

Изучение первоначального опыта организации третьего урока физической культуры в общеобразовательных школах Ухтинского района Республики Коми

Аннотация. В объем недельной учебной нагрузки общеобразовательных учреждений всех видов и типов введён третий час физической культуры. Однако соответствующих учебных программ Министерством образования РФ не подготовлено. Есть только рекомендации. В этой связи представляет как теоретический, так и практический интерес изучение первоначального опыта организации и проведения 3-его урока физической культуры в общеобразовательных школах.

Ключевые слова: урок физической культуры, материально-спортивная база, анкетирование, отношение к 3-ему уроку физкультуры.

 

Содержание образования по физической культуре с учетом введения третьего часа определяется общеобразовательными программами, разрабатываемыми образовательными учреждениями самостоятельно на основе федерального государственного образовательного стандарта общего образования и примерных основных образовательных программ.

Нами проведено исследование, целью которого явилось изучение первоначального опыта организации 3-го урока физической культуры и отношение учащихся к этому уроку в общеобразовательных школах Ухтинского района Республики Коми.

Были поставлены следующие задачи:
Разработать анкету для изучения организации и проведения 3-го урока физической культуры.
Выявить формы организации проведения 3-го урока физической культуры.
Изучить отношение школьников к 3-му уроку физической культуры.

Исследование было проведено в СОШ № 14, № 15 и Гимназиииностранных языков (ГИЯ), различающиеся состоянием материально-спортивной базы.

Характеристика материально-спортивной базы школы № 14: 2 больших спортивных зала, тренажёрный зал, зал единоборств, 1 бассейн, 2 стандартные спортивные площадки, нестандартное оборудование, лыжная база. Материально- спортивная база школы № 15: 1 большой спортивный зал, 1 бассейн, 1 спортивная площадка, лыжная база. Материально-спортивная база ГИЯ: 1 спортивный зал, зал для занятия настольным теннисом, спортивная площадка, лыжная база. В этой связи мы условно отнесли школу № 14 к учебным учреждениям с более высоким уровнем материально-спортивной базы, а школу № 15 и ГИЯ - с относительно низким уровнем материально-спортивной базы.

В опросе приняли участие 14 учителей с различным стажем работы: до 5 лет — 2 чел., до 10 лет — 5 чел., свыше 10 лет — 7 чел. Анкетированием были охвачены 254 учащихся выпускных классов разных возрастных групп: из 4-х классов - 142 чел., из 9-х классов - 123 чел., из 11-х классов - 89 чел. Учителя заполняли анкету в свободное время, а учащиеся перед началом урока физической культуры. Анкетирование проводилось анонимно, регистрировались № школы, стаж работы, пол, класс.

Для решения первой задачи нами была разработана следующая анкета для учителей физической культуры.

Инструкция
Выберите по каждому утверждению опросника один из удовлетворяющих Вас ответов и отметьте его галочкой. Ответы на вопросы без альтернативных вариантов пишутся рядом от руки.

Текст опросника

Какую главную цель Вы преследуете при проведении 3-го урока физической культуры?
Какие задачи являются для Вас приоритетными? (проранжируйте по степени значимости от 1 до 3):
а) оздоровительные, б) образовательные, в) воспитательные
Какую направленность 3-го урока физической культуры Вы осуществляете?
а) оздоровительную, б) образовательную, в) воспитательную, г) образовательно-тренировочную, д) спортивно-оздоровительную, е) спортивную
Из каких видов спорта включаете учебный материал в 3-й урок физической культуры?
Что включаете в содержание 3-го урока в 1-4 классах; 5-9 классах; 10-11 классах.
Способствует ли повышению уровня физической подготовленности школьников введение 3-го урока физической культуры в вашей школе? а) да б) нет в) не знаю
Чем отличается структура 3 -го урока от общепринятых?
Материально-спортивная база способствует эффективности проведения 3-го урока?
а) да б) нет в) не совсем
Перспективы развития материально-технической базы.
Отношение школьников к урокам физической культуры, на Ваш взгляд, изменилось?
а) улучшилось б) не изменилось в) ухудшилось
Произошли ли изменения в пропусках школьниками уроков физической культуры в связи с введением 3-го часа?
а) увеличились б) не изменились в) уменьшились

С целью изучения мнения школьников и их отношения к введению в расписание учебных занятий третьего урока физической культуры нами была разработана следующая анкета.

Инструкция
Выберите по каждому утверждению опросника один из удовлетворяющих Вас ответов и отметьте его галочкой. Ответы на вопросы без альтернативных вариантов пишутся рядом от руки.

Текст опросника

Как Вы восприняли введение в расписание 3-й урок физической культуры? а) положительно б) отрицательно в) безразлично
Стало ли интересней Вам заниматься физической культурой с появлением 3-го урока?
а) да б) нет в) безразлично
Какое влияние оказывает на Ваше самочувствие введение 3-го урока физической культуры?
а) положительное б) отрицательное в) не могу ответить
Считаете ли Вы оправданным введение 3-го урока физической культуры?
а) да б) нет в) безразлично
Вы с желанием идёте на 3-й урок физической культуры? а) да б) нет в) безразлично
Какие задания больше всего Вам нравится выполнять на 3-м уроке физической культуры?
Какие задания Вам не нравится выполнять на 3-м уроке физической культуры? Чем бы Вы хотели заниматься на 3-м уроке физической культуры?

Анализ результатов анкетирования учителей физической культуры позволяет заключить, что основной направленностью в организации и проведении урока физической культуры является оздоровительная. В этой связи учителя для проведения третьего урока физкультуры подбирают материал с повышенной двигательной активностью. В основном это различные виды спортивных и подвижных игр. Учителя отмечают, что у школьников улучшается функциональное состояние организма, дети лучше переносят нагрузку, быстрее восстанавливаются после длительной нагрузки. Повышается качество знаний. Дети лучше воспринимают полученные знания. Повышается двигательная подготовленность.

Включение третьего часа физической культуры в сетку расписания учебных занятий в отсутствии единых учебных программ и различном уровне готовности материально-спортивных сооружений средних общеобразовательных школ может приводить к разным подходам в формировании содержания третьего урока физической культуры. Учителя в школах с более высоким уровнем материально- спортивной базы в большей степени осуществляют оздоровительную, образовательно-тренировочную и спортивную направленность 3-го урока физической культуры, чем учителя общеобразовательных школ с более низким уровнем материально-спортивной базы.

В школах с достаточно высоким уровнем материально-спортивной базы имеется возможность так организовать и проводить уроки, которые в большей мере будут способствовать развитию и укреплению интереса школьников к занятиям физической культуры. Это подтверждают результаты нашего исследования: школьники из школ с достаточно высоким уровнем материально- спортивной базы значительно лучше относятся к урокам физической культуры по сравнению с учащимися школ с низкой материально-спортивной базой. И это важно - необходимо, чтобы школьникам нравилось заниматься физкультурой, иначе большого положительного эффекта от уроков не будет.

Вместе с тем следует отметить, что включение в сетку расписания третьего урока физической культуры вызвало в большей мере положительный интерес у школьников начальных классов. К старшим классам этот интерес существенно снижается. Причём в одиннадцатых классах имеется большой процент школьников, которые отрицательно отнеслись к нововведению или оказались безразличными к нему. Нами установлено, что только 27% старшеклассников идёт с желанием на третий урок физической культуры, а 42% учеников ответили на этот вопрос «нет».

Обобщая полученные данные можно заключить, что школьники в целом восприняли положительно введение третьего урока физкультуры в сетку учебного расписания, причём на лиц мужского пола это оказало более положительное влияние, чем на лиц женского пола.

Современные проблемы физической культуры, спорта и молодежи: материалы III региональной научной конференции молодых ученых, 28 февраля 2017 года / под ред. А.Ф. Сыроватской. - Чурапча: ЧГИФКиС, 2017. - 363 с.

Категория: Физкультура и спорт. Здоровье | Добавил: x5443x (04.01.2018)
Просмотров: 193 | Теги: урок, физической культуры | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
...




Copyright MyCorp © 2018 Обратная связь