Вторник, 18.06.2019, 17:12
Высшее образование
Приветствую Вас Гость | RSS
Поиск по сайту



Главная » Статьи » Физкультура и спорт. Здоровье

ТРЕНИРОВКА УСТОЙЧИВОСТИ К КИНЕТОЗУ В ПРОЦЕССЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПРИКЛАДНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ

ЗАЙЦЕВ А.А., доктор педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой физической культуры Калининградского государственного технического университета
ЛИТАСОВ П.П., кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры тактико- специальной, огневой и физической подготовки Калининградского филиала Санкт-Петербургского университета МВД России

ТРЕНИРОВКА УСТОЙЧИВОСТИ К КИНЕТОЗУ В ПРОЦЕССЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПРИКЛАДНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ

Кинетоз, укачивание, адаптация, теория сенсорного конфликта, прикладная подготовка.

Целью проведенного авторами исследования является теоретическое и экспериментальное обоснование методики тренировки устойчивости к кинетозу на занятиях по физической подготовке. В статье обосновывается методологический подход к подбору упражнений для тренировки устойчивости обучающихся к укачиванию на основе применения положений теории сенсорного конфликта. Эффективность предлагаемого подхода доказана результатами педагогического эксперимента.

 

Контент-анализ квалификационных требований к выпускнику юридического вуза показывает, в частности, что деятельность сотрудника органов внутренних дел связана с перемещениями в различных транспортных средствах и немыслима без умения управлять ими. Значит, способность выпускника вуза системы МВД России противостоять воздействию линейных и угловых ускорений, возникающих в процессе движения, является одним из основных профессионально важных качеств [1]. Известно, что воздействие ускорений на организм человека приводит не только к видимым проявлениям «болезни движения» (кинетоза), но и к скрытым ее формам, проявляющимся в снижении показателей таких качеств, как точность движений, простая и сложная двигательные реакции, глазодвигательная координация и др. В свою очередь, это приводит к снижению работоспособности и нарушению многих двигательных действий, связанных с выполнением служебных обязанностей (вождение автомобиля, точность и скорость стрельбы, замедленное применение боевых приемов борьбы).

Целью настоящего исследования является теоретическое и экспериментальное обоснование методики тренировки устойчивости к кинетозу на занятиях по физической подготовке.

В настоящее время существует три метода тренировки устойчивости к кинетозу. Активный метод основан на применении специальных физических упражнений, пассивный - на использовании тренажеров, в которых нахождение человека является пассивным, и смешанный, сочетающий элементы того и другого. Подбор упражнений и специальных воздействий осуществлялся на основе тех теорий, которые доминировали на различных этапах развития науки. Так, отолитовая теория В.И. Вояче- ка долгие годы являлась ведущей в объяснении причин укачивания у моряков. Как следствие, преимущественно применялись упражнения, моделирующие вертикальные линейные ускорения. Методика А.И. Яроцкого строилась на использовании быстрых вращений головы. Вместе с тем следует отметить, что одни исследовали в своих научных трудах обосновывали эффективность подобных воздействий, другие доказывали несостоятельность таких упражнений. Современные представления об отборе содержания занятий для тренировки устойчивости к укачиванию основаны на психофизиологических теориях, объясняющих возникновение кинетоза.

Таблица 1.
Виды сенсорных конфликтов в генезе кинетоза (по Л.А. Китаеву-Смык, 1983) [2]

Таблица 2.
Характеристика внутривестибулярного конфликта и примеры путей его разрешения средствами физической подготовки.

Таблица 3.
Распределение курсантов по степеням вестибулярной устойчивости до и после педагогического эксперимента

Рисунок 1.
Механизмы реагирования людей на воздействие ускорений.

Понять механизм кинетоза до конца пока не удалось, но ближе всего к его полному пониманию подошла теория сенсорного конфликта. Согласно ей кинетоз возникает в тех случаях, когда сигналы, идущие от глаз, вестибулярного аппарата и других органов чувств, воспринимающих движение, отличаются от ожидаемых организмом [3]. В соответствии с теорией сенсорного конфликта в центральной нервной системе (ЦНС) существует своеобразный банк информации, или блок нервной модели раздражителя, который связан с блоком сравнения информации. В последнем сопоставляются сигналы, поступающие от органов чувств и из блока нервной модели (Рисунок 1).

Средствам физической культуры в решении проблемы кинетоза отводится одно из ведущих мест. Исходя из имеющихся данных, охарактеризуем виды сенсорных конфликтов, влияющих на генез кинетоза (Таблица 1), и определим средства физической подготовки для профилактики кинетоза и тренировки устойчивости к факторам, его вызывающим (Таблица 2).

Аналогично данным, сведенным в Таблицу 1, можно представить типы рассогласования межанализаторных конфликтов.

На основе положений разработанной нами теории был проведен педагогический эксперимент с курсантами вуза системы МВД России. Были сформированы две экспериментальные группы и контрольная группа. Первая группа занималась по программе профессионально-прикладной физической подготовки с включением в занятия специальных упражнений, моделирующих различные виды сенсорных конфликтов как на тренажерах, так и в процессе двигательной деятельности. Вторая группа выполняла упражнения активной, пассивной и смешанной вестибулярной тренировки, не имеющих направленности на вестибулярные конфликты. Контрольная группа занималась по программе комплексного развития профессионально важных качеств с использованием рекомендуемых упражнений для развития каждого из качеств, но без упражнений, активирующих вестибулярную систему.

До, после и в процессе эксперимента, длившегося в течение года, осуществлялся контроль профессионально важных качеств по показателям психических свойств, психомоторных процессов, физических качеств и вестибулярной системы.

Сравнение результатов тестирования в экспериментальных группах выявило тенденцию к большим сдвигам в сторону улучшения у первой группы. Это положение подтверждается и результатами распределения курсантов по степеням вестибуловегетативной устойчивости по К. Л. Хилову [4] (Таблица 3).

Подводя итог исследования, можно заключить, что, во-первых, наиболее эффективной оказалась методика занятий по программе профессионально-прикладной физической подготовки в первой экспериментальной группе, в которой развитие профессионально важных качеств осуществлялось путем создания условий для сенсорных вестибулярных и межанализаторных конфликтов. Во-вторых, следует отметить, что организация профессионально- прикладной физической подготовки на основе активации вестибулярной системы является более эффективной. И в-третьих, подчеркнем, что теоретически и экспериментально нами доказано, что методологической основой тренировки устойчивости к кинетозу является теория сенсорного конфликта.

 
Библиографический список:

1. Зайцев А. А., Литасов П.П. Результаты исследования вестибулярной функции у курсанток юридического института // Научно-методические проблемы подготовки инструкторско-педагогических кадров по боевой и физической подготовке для органов внутренних дел: Сборник материалов VI межвузовской научно-практической конференции / Под общ. ред. Л.И. Тимошенко, С.Н. Кашина. Ставрополь, 2013. С. 41-44.
2. Китаев-Смык Л. А. Психология стресса. М.: Наука, 1983. 368 с.
3. Мацнев Э.И. Болезнь движения // Фармацевтический вестник. 2002. № 19. С. 13-21.
4. Хилов К. Л. Функция органа равновесия и болезнь передвижения. Л.: Медицина, 1969. 280 с.

Источник: Научно-теоретический журнал "Вестник Калининградского филиала Санкт-Петербургского университета МВД России". № 1 (51) 2018.


Категория: Физкультура и спорт. Здоровье | Добавил: x5443 (18.05.2019)
Просмотров: 34 | Теги: Укачивание, адаптация, Кинетоз | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
...




Copyright MyCorp © 2019 Обратная связь