Четверг, 13.12.2018, 22:50
Высшее образование
Приветствую Вас Гость | RSS
Поиск по сайту



Главная » Статьи » Физкультура и спорт. Здоровье

Тренеры и спортсмены — как компоненты системы подготовки борцов

Подливаев Б.А.

Тренеры и спортсмены — как компоненты системы подготовки борцов

Аннотация. В системе подготовки борцов основными компонентами являются тренер и спортсмен, взаимодействие которых осуществляется через реализацию тренировочных программ и коррекцию величины и содержания тренировочных нагрузок на основании контроля за состоянием спортсмена.

На различных этапах подготовки к тренерам и спортсменам предъявляются различные требования. От степени соответствия этим требованиям зависит эффективность учебно-тренировочного процесса.

Ключевые слова: основные компоненты системы подготовки; психолого-педагогическая характеристика деятельности тренера; модель деятельности тренера; требования к спортсменам на разных этапах подготовки, нормативы физической подготовленности.

 

В систему подготовки борцов входят следующие основные компоненты: — тренеры; спортсмены; система педагогических воздействий (тренировочные программы по отдельным аспектам подготовки на отдельные этапы); система контроля и коррекции тренировочного процесса; факторы ограничения функционирования системы.

В настоящей статье мы рассмотрим первые два блока — Тренеры и Спортсмены.

Тренеры в спортивной борьбе должны отвечать следующим требованиям:

На этапе начальной подготовки — инструкторы, методисты и организаторы, владеющие методами отбора, начальной подготовки и формирования мотивации и устойчивого интереса к регулярным систематическим занятиям греко-римской борьбой;

На этапе начальной углубленной специализации — специалисты, понимающие технологию и принципы планирования спортивной тренировки в борьбе, хорошо знающие методику проведения групповых занятий;

На этапе спортивного совершенствования — специалисты высокой квалификации, владеющие технологией построения и программирования различных этапов тренировочного процесса, методикой групповых и индивидуальных форм тренировочных занятий;

На этапе высшего спортивного мастерства — специалисты высшей квалификации, владеющие методикой индивидуальной подготовки борцов и хорошо понимающие взаимосвязь и взаимообусловленность основных компонентов системы подготовки высококвалифицированных борцов.

Физическая культура и спорт как важные элементы общей культуры человеческого общества создают предпосылки для всестороннего развития личности, сохранения работоспособности и обеспечения здорового образа жизни. Спорт как деятельность, связанная с преодолением себя, с реализацией внутренних резервных возможностей человеческого организма, преодолением внешних и внутренних сил, разрешением большого числа задач, возникающих в ходе вариативных конфликтных ситуаций, — является одной из лучших форм подготовки человека к действиям в экстремальных условиях.

В связи с этим специалист сегодняшнего дня в области физической культуры и спорта должен обладать основательной мировоззренческой подготовкой, современным экономическим мышлением, навыками управленческой и организаторской работы, активными методами использования электронно-вычислительной техники применительно к профилю своей деятельности, высокой общей культурой. Современного специалиста должны отличать инициатива, потребность в постоянном обновлении и обогащении своих знаний, способность смело принимать новаторские решения и активно проводить их в жизнь. Действуя в условиях научно-технической революции, он поставлен в такие условия, когда ему необходимо не только многое знать и уметь, но и быть подготовленным профессионально, а также физически и психически к постоянному поиску более эффективных организационных и экономических решений в различных, в т.ч. экстремальных ситуациях.

Таблица 1.

На основе анализа содержания подготовки тренеров-преподавателей в институтах физической культуры А. Хархури (1984) разработал модель деятельности тренера по спортивной борьбе, вбирающую в себя 20 основных функций:

а) очень важных — управление технико-тактической подготовкой;
повышение своего профессионального и культурного уровня; организация воспитательной работы в коллективе; планирование процесса подготовки борцов; управление физической подготовкой борцов; управление соревновательной деятельностью; управление волевой подготовкой борцов; контроль тренировочного процесса и состояний воспитанников;

б) важньх — проведение спортивного отбора; управление теоретической подготовкой сборов; организация восстановительных процедур; оказание медицинской помощи; проведение учета и отчетности; участие в научно-методической работе; решение организационных вопросов подготовки спортсменов; контроль за повышением образовательного ценза воспитанников; организация соревнований;

в) менее важных — подготовка тренеров-общественников и судей; судейство соревнований.

Таблица 2.

И. П. Соколова (1979) в процессе наблюдения за работой тренеров по лёгкой атлетике выявила общий арсенал дидактических умений, которые характерны и для тренеров по другим видам спорта, в том числе и по борьбе.

Наиболее существенными из этих умений являются следующие:

  1.  видеть ошибку;
  2.  видеть причину ошибки;
  3.  кратко и доходчиво объяснить упражнение;
  4.  выбрать место для наблюдения;
  5.  анализировать технику выполнения упражнения с учетом индивидуальных и возрастных особенностей;
  6.  подбирать упражнения — с переходом от простых и легких к более трудным;
  7.  определять логическую последовательность упражнения;
  8.  подобрать имитационные упражнения;
  9.  выделить основные элементы техники;
  10.  предвидеть возможные затруднения в овладении техникой движений;
  11.  подобрать систему разнообразных упражнений для развития специальных физических качеств.

Менее существенными, но имеющими место в деятельности тренера, являются умения:

  1.  заставить выполнить задание;
  2.  образно сравнить изучаемое упражнение;
  3.  создать ассоциации с имеющимся двигательным опытом;
  4.  оказать практическую помощь ученику (вовремя подтолкнуть, поддержать, наклонить и т.д.);
  5.  разделить упражнение на составные элементы;
  6.  выполнить правильно упражнение;
  7.  показать упражнение в целом с различной скоростью и акцентом на узловые части и элементы;
  8.  показать упражнение по частям и элементам. Таким образом, мастерство тренера характеризуется комплексом умений, необходимых для продуктивного решения образовательных, воспитательных и оздоровительных задач, составляющих основу спортивной тренировки.

Умение в данном случае представляет собой освоенный субъектом способ выполнения действия, который опирается на совокупность знаний, навыков, задатков и способностей, сознательно реализуемый тренером в конкретной педагогической ситуации. Способ решения предусматривает отражение в деятельности всей совокупности ее структурных и функциональных компонентов, благодаря чему создается возможность выполнения действия не только в привычных, но и в изменившихся условиях.

Кроме умений и навыков профессионализм тренера обусловлен и личностными качествами и авторитетом.

В структуре личности тренера выделяют четыре подструктуры.

Мировоззренческие и нравственные качества личности тренера, определяющие мотивационную направленность его педагогической деятельности:

  •  устойчивое желание и стремление передать социальный и профессиональный опыт спортивной деятельности;
  •  убежденность, его активность в общественно-политической жизни,
  •  увлеченность профессией, самоотверженность в труде, ответственное и творческое отношение к делу, поддержка и товарищеская критика учеников.

Профессиональные качества тренера:

  •  знание конкретного вида спорта и владение конкретными спортивными умениями;
  •  качество преподавания;
  •  организаторские способности;
  •  отношение к работе;
  •  соотношение требовательности, строгости, справедливости, принципиальности, объективности;
  •  способность организовать обучение и отдых;
  •  умение сохранять и создавать положительные традиции и привычки в коллективе.

Индивидуально-психологические черты личности тренера: эрудиция, ум, память, мышление, волевые качества, эмоциональность, жизнерадостность.

Динамические свойства личности тренера: возраст, пол, темперамент.

По данным А. А. Деркача и А. А. Исаева (1981), доминирующими качествами тренера, работающего с юными спортсменами, являются:

  •  умение привить любовь к избранному виду спорта;
  •  любовь к детям;
  •  стремление помочь в трудную минуту;
  •  полная самоотдача любимому делу, способность не жалеть свободного времени;
  •  оказание помощи в становлении личности, формирование характера;
  •  осуществление контроля за поведением учеников во внеучебное время (за успеваемостью и поведением в школе, на улице, в семье);
  •  оказание помощи в решении жизненно важных вопросов.

Таким образом, деятельность тренера, являясь по существу одним из видов управленческой деятельности, представляет сложноорганизованный многофакторный процесс, который осуществляется в рамках определенной педагогической системы, а мастерство тренера характеризуется комплексом умений, необходимых для продуктивного решения образовательных, воспитательных и оздоровительных задач, составляющих основу спортивной тренировки.

Роль и значение основных функций тренера на разных этапах подготовки меняется — от тренера-организатора до тренера-педагога, роль которого резко возрастает на этапе высшего спортивного мастерства. В этом случае тренер должен помимо глубокого понимания специфики двигательной деятельности борца, уметь объективно оценивать возможности и потенциал конкретного спортсмена и создать условия для их максимального раскрытия. К сожалению, таких тренеров-педагогов становится все меньше, а им на смену приходят тренеры из числа бывших, зачастую великих спортсменов, но которые, по сути, особенно на первых порах являются тренерами-демонстраторами. Они великолепно показывают технику борьбы, но не всегда могут научить этой технике.

Для того, чтобы перейти от стадии тренера-демонстратора к тренеру-педагогу требуется время, а, самое главное, стремление глубоко проникнуть в суть профессиональной деятельности. Подготовка тренера — это не только процесс овладения знаниями, умениями и навыками. Эта профессия требует наличия и специфических педагогических качеств, главными из которых является любовь к своим ученикам, требовательность и полная самоотдача любимому делу.
 
Борьбой могут заниматься дети 10-12 лет, годные по состоянию здоровья и допущенные врачом, проявившие интерес к занятиям борьбой и выполняющие контрольно-нормативные требования. В процессе занятий борьбой для оценки уровня физической подготовленности спортсменов можно использовать таблицы, разработанные нами в процессе многолетних исследований борцов разного возраста, занимающихся вольной и греко-римской борьбой (2004, 2009).

На этапе начальной углублённой специализации борьбой должны заниматься спортсмены, характеризующиеся высоким уровнем физической подготовленности, психической устойчивости и технико-тактического мастерства.

На этап спортивного совершенствования отбираются высокоодарённые спортсмены, с высоким уровнем технико-тактической, физической подготовленности, способные переносить большие физические и психические нагрузки в процессе тренировочной и соревновательной деятельности.

Для этих спортсменов важнейшими качествами, обуславливающими достижение высоких спортивных результатов и вытекающими из требований соревновательной деятельности, являются:

  •  устойчивая мотивация постоянного соперничества, желания быть во всем первым, обладать с точки зрения спортивных психологов, «спортивным» характером;
  •  наличие двигательной одарённости;
  •  наличие способности терпеть, преодолевать боль и усталость, выдерживать тренировочные и соревновательные нагрузки.

Международные спортивные игры «Дети Азии» -- фактор продвижения идей Олимпизма и подготовки спортивного резерва: материалы международной научной конференции, 7-8 июля 2016 г. / под общ. ред. М.Д. Гуляева. - Якутск, 2016.

Категория: Физкультура и спорт. Здоровье | Добавил: x5443 (28.11.2018)
Просмотров: 9 | Теги: Тренер, спортсмен | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
...




Copyright MyCorp © 2018 Обратная связь