Суббота, 21.04.2018, 20:15
Высшее образование
Приветствую Вас Гость | RSS
Поиск по сайту



Главная » Статьи » Физкультура и спорт. Здоровье

Современные подходы к формированию профессиональной готовности будущих тренеров-преподавателей в спортивных учебных заведениях

Т.А.Нескреба, Д.А.Чернышев

Современные подходы к формированию профессиональной готовности будущих тренеров-преподавателей в спортивных учебных заведениях

Аннотация. В статье проведен теоретический анализ современных подходовформирования профессиональной готовности будущих тренеров-преподавателей к работе в спортивных учебных заведениях в процессе профессиональной подготовки и выявлены правила эффективной организации процесса формирования профессиональной готовности будущих тренеров- преподавателей к работе в спортивных учебных заведениях. А именно: формированию профессиональной готовности будущих тренеров-преподавателей к работе в спортивных учебных заведениях необходимо предоставлять приоритетное значение в процессе профессиональной подготовки современных высших учебных заведений;
формирования профессиональной готовности в процессе специального образования должна базироваться на личностно ориентированном, компетентностном, акмеологическом, системно-деятельностном, интерактивном и интегративном подходах, для успешного формирования профессиональной готовности будущих тренеров-преподавателей к работе в спортивных учебных заведениях.

Ключевые слова: профессиональная готовность, профессиональная компетентность, формирование профессиональной готовности будущих тренеров-преподавателей к работе в спортивных учебных заведениях.

 

Актуальность исследования. Основной целью профессионального образования является подготовка квалифицированного работника соответствующего уровня и профиля, конкурентоспособного на рынке труда, компетентного, свободно владеющего своей профессией и ориентирующегося в смежных областях деятельности, готового к постоянному профессиональному росту, социальной и профессиональной мобильности.

Профессиональная готовность будущего тренера-преподавателя может рассматриваться как своеобразный ответ на проблемную ситуацию в образовании, возникшую вследствие противоречия между необходимостью обеспечить современное качество и невозможностью решить эту задачу традиционным путем за счет дальнейшего увеличения объема информации, подлежащей усвоению студентами.

Высшее педагогическое образование выполняет особую, ключевую функцию в формировании современного человека, его интеллектуального и духовного потенциала. Стратегия развития современного общества в условиях социально- экономических реформ объективно требует повышения требований к образовательной системы и профессиональной подготовки специалистов высокой квалификации. В этих условиях профессиональная компетентность будущего специалиста становится основным системообразующим фактором, определяет содержание образования, в частности педагогической. Большинство авторов считает, что компетентность не является врожденным, а приобретается человеком в течение жизни в процессе целенаправленного или неявного обучения, следовательно, понятия "компетентность" и "обучение" взаимосвязаны.

Цель статьи - провести теоретический анализ современных подходов, требований к формированию профессиональной готовности будущих тренеров- преподавателей в спортивных учебных заведениях.

Методы и организация исследования.
Методологической основой формирования профессиональной готовности будущих тренеров-преподавателей в спортивных учебных заведениях является гуманистическая модель образования, сущность которой заключается в создании благоприятной ситуации для их готовности к восприятию и адекватному реагированию на воспитательные действия обучающего и социальной среды.

Результаты исследования и их обсуждения.
В процессе формировании профессиональной готовности будущих тренеров- преподавателей в спортивных учебных заведениях существует ряд противоречий: между возросшими требованиями со стороны общества к качеству образования, в частности профессионально-физкультурной и уровнем компетентности выпускников; между массовостью подготовки будущих тренеров-преподавателей и индивидуально-творческим характером их профессиональной деятельности; между ориентацией на новые модели учебно-воспитательного процесса в высшей школе и традиционным содержанием, формами и методами подготовки будущих специалистов в области физического воспитания и спорта.

Необходимость разрешения этих противоречий требует переосмысления целей, содержания и задач формирования профессиональной готовности будущих тренеров-преподавателей в спортивных учебных заведениях в процессе профессиональной подготовки в высших учебных заведениях в соответствии с требованиями современного образования.

В то же время теоретический анализ научных исследований свидетельствует, что проблема формирования профессиональной готовности будущих тренеров- преподавателей в спортивных учебных заведениях еще недостаточно исследована в педагогической теории, а потому не нашла должного отражения в практической деятельности учебных заведений, в том числе вне поля зрения исследователей все еще остаются сущность, структура профессиональной готовности, не получили обстоятельного раскрытия и обоснования содержание, формы и методы формирования профессиональной готовности будущих тренеров-преподавателей в процессе их профессиональной подготовки в высших учебных заведениях.

Как указывает Б. Маслов педагогическая поддержка процесса формирования профессиональной готовности будущих тренеров-преподавателей в спортивных учебных заведениях обуславливает следующие требования к содержанию образовательного процесса:

1) Помощь студентам со стороны педагогов в осознании требований профессии и общества к уровню развития и содержанию их знаний, умений, навыков, личностных качеств; в диагностике и анализе характеристик собственной личности и сопоставлении их с модельными характеристиками; в проектировании индивидуальной стратегии саморазвития, самосовершенствования; в развитии их самостоятельности, осознанного отношения к образовательному процессу.

2) Обеспечение педагогами элективности, контекстности и проблемности образования, создание атмосферы сотрудничества, организация сотворчества субъектов образовательной деятельности, реализация индивидуального подхода к развитию личности студентов.

3) Применение методов интерактивного обучения (деловых и ролевых игр, дискуссий и др.) [4, с. 18].
Как указывает В. Симонов на сегодня одной из крупнейших проблем в системе подготовки специалистов по физической культуре и спорту является то, что подготовка студентов к будущей профессиональной деятельности осуществляется преимущественно в теоретическое направлении. [5, с. 28].

Вследствие чего студенты недостаточно четко представляют будущую профессию и те требования, которые выдвигаются к специалистам физического воспитания на практике. Вышеизложенное обуславливает проблему: каким образом должен быть организован и построен процесс подготовки специалистов по физическому воспитанию и спорту, чтобы происходило сочетание теоретических знаний и применение их на практике, содержание учебных дисциплин соответствовал профилю спортивной деятельности, учитывались научные достижения в подготовке специалистов по физическому воспитанию и спорту.

Как отмечает П. Ясинец современный этап развития системы образования характеризуется внедрением компетентностного подхода к содержанию обучения, который в свою очередь, подчеркивает его практическую ориентированность [6, с. 33].

Современные ученые доказали, что „в содержании обновленной подготовки профильного высшего учебного заведения первостепенную роль должны играть интегрированные (междисциплинарные) курсы [1, с. 7].

Вероятно, эти курсы или отдельные методики должны стать основой для адаптации выпускников высших учебных заведений новых профессий, специализаций, а также теоретической основой для развертывания прикладных научных исследований. С другой стороны, необходимость совершенствования содержания гуманитарного образования также обусловлена определением в современной социокультурной ситуации приоритета целостной личности [2, С. 266-270].

Н. Леонтьева также акцентирует внимание на том, что для формирования профессиональной готовности будущих тренеров-преподавателей важная междисциплинарная интеграция информации [3, с. 24].

Выводы. Анализ научных исследований свидетельствует, что проблема формирования профессиональной готовности будущих тренеров-преподавателей в спортивных учебных заведениях еще недостаточно исследована в педагогической теории, а потому не нашла должного отражения в практической деятельности учебных заведений, в том числе вне поля зрения исследователей все еще остаются сущность, структура профессиональной готовности будущих тренеров-преподавателей в спортивных учебных заведениях, не получили обстоятельного раскрытия и обоснования содержание, формы и методы формирования профессиональной готовности будущих тренеров-преподавателей в спортивных учебных заведениях в процессе их профессиональной подготовки в высших учебных заведениях, что является перспективным направлением нашего исследования и требует дальнейшего изучения и внедрения в системе высшего образования.

Литература:

1. Крылов А. М. Пути совершенствования подготовки студентов института физической культуры и воспитательной деятельности преподавателя-тренера: автореф. дис. . канд. мэд. наук / А. М. Крылов. - М, 1983. - 7 с.
2. Лузик Е. Гуманитарное образование в процессе подготовки специалистов профильных ВУЗОВ Украины : проблемы и перспективы / Е. Лузик. - Философия образования. - 2006. - № 2(4). - С. 266-270.
3. Леонтьева Н. А. Планирование теоретических и практических компонентов в профессиональном обучении студентов факультетов физической культуры: дис. . канд. мэд. наук / Н. А. Леонтьева. М. : 2001. - 24 с.
4. Маслов Б. В. О перестройке системы профессиональной подготовки специалистов в ИФК (системно-деятельностный подход) /Б.В. Маслов //Теория и практика физической культуры. -1988.-№5.-С. 18.
5. Симонов В. П. Профессиональная компетентность учителя / В.П.Симонов - К. : Наукова думка, - 2007. - 28 с.
6. Ясинец П. С. Профессиональная подготовка к тренерской работе / П. С. Ясинец - К. : Либра, 2008. - 31 с.

Современные проблемы физической культуры, спорта и молодежи: материалы III региональной научной конференции молодых ученых, 28 февраля 2017 года / под ред. А.Ф. Сыроватской. - Чурапча: ЧГИФКиС, 2017. - 363 с.

Категория: Физкультура и спорт. Здоровье | Добавил: x5443x (12.12.2017)
Просмотров: 104 | Теги: Тренер | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
...




Copyright MyCorp © 2018 Обратная связь