Воскресенье, 19.01.2020, 14:08
Высшее образование
Приветствую Вас Гость | RSS
Поиск по сайту



Главная » Статьи » Образование. Научная деятельность

ТРЕХСТОРОННИЙ ПОДХОД В ИНКЛЮЗИИ - ЗАЛОГ РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ В ОБРАЗОВАНИИ

Т.А.Егорова
И.А.Лобанова

ТРЕХСТОРОННИЙ ПОДХОД В ИНКЛЮЗИИ - ЗАЛОГ РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ В ОБРАЗОВАНИИ

Аннотация. Государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от обстоятельств. В Российской Федерации гарантируется право каждого человека на образование и создаются необходимые условия для его получения без дискриминации. Образование формирует человека и общество. Современное общество через инклюзивное образование ведет к необходимости переосмыслить образовательный процесс и морально-этические традиции. За рассмотрением положительных и отрицательных сторон инклюзивного образования ораторы забывают о факте вовлечения в этот процесс и условно здоровых участников. Только в случае реализации трехстроннего подхода в образовательной организации к вопросу инклюзии достижимо результативное взаимодействие, когда в процессе обучения осуществляется не только подготовка инвалидов к независимой жизни, их интеграция в общество, но и само общество развивается и обретает новое лицо, новую культуру, культуру, готовую принять каждого человека с его особенностями.

Ключевые слова: инклюзия, взаимодействие, адаптация, взаимоуважение, образовательная программа.

 

Каждый человек состоит из одних и тех же нот, но мелодия у каждого разная.
Дмитрий Рихтер (2016)

Все люди разные по своему внешнему виду и проявлениям, по характеру, по целям и методам их достижения, по привычкам и реакциям, по степени счастья и страдания, которые они испытывают, по внутреннему набору личных качеств, способностей и талантов, которыми они обладают, по тому, чего они достигают в жизни. Каждый человек абсолютно уникален во всём, в том числе по своему предназначению и судьбе. Хотя справедливо будет сказать, что у людей, разных групп людей - много общего, того, что их объединяет.

Статья 19 Конституции Российской Федерации гласит:

  1. Все равны перед законом и судом.
  2. Государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Запрещаются любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности.

Статья 20 Конституции Российской Федерации гласит:

  1. Каждый имеет право на жизнь.

Статья 21 Конституции Российской Федерации гласит:

  1. Достоинство личности охраняется государством. Ничто не может быть основанием для его умаления.

Статья 43 Конституции Российской Федерации гласит:

  1.  Каждый имеет право на образование.
  2.  Гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях.
  3.  Каждый вправе на конкурсной основе бесплатно получить высшее образование в государственном или муниципальном образовательном учреждении и на предприятии [1].

Федеральный закон РФ «Об образовании в Российской Федерации» №273-Ф3 в статье 5 закрепляет государственные гарантии реализации права на образование в Российской Федерации:

1. В Российской Федерации гарантируется право каждого человека на образование.

5. В целях реализации права каждого человека на образование федеральными государственными органами, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления:

1) создаются необходимые условия для получения без дискриминации качественного образования лицами с ограниченными возможностями здоровья, для коррекции нарушений развития и социальной адаптации, оказания ранней коррекционной помощи на основе специальных педагогических подходов и наиболее подходящих для этих лиц языков, методов и способов общения и условия, в максимальной степени способствующие получению образования определенного уровня и определенной направленности, а также социальному развитию этих лиц, в том числе посредством организации инклюзивного образования лиц с ограниченными возможностями здоровья [2].

Образование как раз и формирует человека и общество в целом, поведение людей в обществе.

Еще в начале прошлого века английский писатель и философ Эдвард Карпентер в своих трудах рассматривал вопрос равенства: «Равенство - это признание за всеми людьми мира одинаковых прав на пользование естественными благами мира, одинаковых прав на блага, происходящие от общей жизни, и одинаковых прав на уважение личности человека.

Закон равенства людей заключает в себе все нравственные законы; это точка, которой эти законы не могут достичь, но к которой все они приближаются». [3]

Инклюзивное образование ведет к необходимости переосмыслить образовательный процесс и морально-этические традиции современного общества. Оно ставит своей основной целью обеспечение равного доступа к получению того или иного вида образования и создание необходимых условий для достижения успеха в образовании всеми без исключения детьми, независимо от их индивидуальных особенностей, прежних учебных достижений, родного языка, культуры, социального и экономического статуса родителей, психических и физических возможностей.

К основным элементам инклюзии можно отнести:

  •  включение всех детей с различными возможностями в такую школу, которую они могли бы посещать, если бы у них не было инвалидности;
  •  количество детей с различными возможностями, обучающихся в школе, находится в естественной пропорции в отношении всей детской популяции этого округа в целом;
  •  отсутствие «сортировки» и «отбраковывания» детей, обучение в смешанных группах;
  •  дети с особенностями находятся в классах, соответствующих их возрасту;
  •  ситуационно обусловленное взаимодействие и координация ресурсов и методов обучения;
  •  эффективность как стиль работы школы, децентрализованные модели обучения [4].

Выделяют восемь принципов инклюзивного образования:

  •  ценность человека не зависит от его способностей и достижений;
  •  каждый человек способен чувствовать и думать;
  •  каждый человек имеет право на общение и на то, чтобы быть услышанным;
  •  все люди нуждаются друг в друге;
  •  подлинное образование может осуществляться только в контексте реальных взаимоотношений;
  •  все люди нуждаются в поддержке и дружбе ровесников;
  •  для всех обучающихся достижение прогресса скорее может быть в том, что они могут делать, чем в том, что не могут;
  •  разнообразие усиливает все стороны жизни человека [5].

О преимуществах инклюзивного образования сейчас говорится много и повсеместно, порой напрочь забывая про негативные моменты этого явления [6]. Однако это не является предметом настоящего исследования.

За рассмотрением положительных и отрицательных сторон инклюзивного образования ораторы забывают о факте вовлечения в этот процесс и условно здоровых участников. В научных статьях все аспекты рассматриваются исключительно с позиции лиц с ограниченными возможностями здоровья, изредка вспоминают про профессорско-преподавательский состав. При этом ведь идея инклюзии заключается именно во взаимодействии одних с другими. Инвалид или лицо с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) не просто присутствует среди условно здоровых, традиционных обучающихся, а должен именно вовлекаться в процесс взаимодействия, кооперации. И от успешности и продуктивности сотрудничества как раз и зависит успех всего процесса инклюзии.

Инклюзивное образование предполагает, что разные дети, с разными особенностями и способностями могут учиться вместе. Все индивидуальные потребности и особенности детей в процессе обучения остаются неизменными и не подвергаются коррекции под систему образования. В данном случае система образования адаптируется к потребностям каждого ребенка.

Предполагается, что образовательной организацией разрабатываются и в образовательную программу включаются специализированные курсы/ дисциплины/ модули по адаптации инвалида или лица с ОВЗ к учебному процессу либо адаптированные по форме под нужды обучающегося сами курсы/ дисциплины/ модули. Данный подход оставляет в стороне интересы традиционных обучающихся, обходит вниманием их роль в процессе инклюзии, их адаптацию к новым условиям взаимодействия с инвалидами и лицами с ОВЗ, что может породить, а порой и является основной причиной конфликтных ситуаций в среде обучающихся. Причем не только ввиду человеческой жестокости, но и в силу простого незнания того, как корректно следует контактировать с инвалидом.

Для решения главной задачи инклюзивного обучения - результативного и комфортного взаимодействия разных в физических возможностях, но равных в гражданских правах людей - необходимо адаптировать образовательные программы не в одностороннем порядке, а в трехстороннем - соблюдая интересы и педагогов, и традиционных обучающихся, и инвалидов и лиц с ОВЗ.

Примером одного из шагов предлагаемого подхода может служить разработка и введение в образовательную программу курса по этике поведения в современном обществе, в рамках которого будут рассматриваться, разъясняться и отрабатываться на практике основные правила взаимодействия с инвалидами той или иной группы нозологии, нормы корректного поведения и уважительного оказания помощи, причем только тогда, когда она уместна, когда в ней есть реальная потребность у инвалида или лица с ОВЗ.

Только в случае реализации трехстроннего подхода в образовательной организации к вопросу инклюзии достижимо результативно взаимодействие, когда в процессе обучения осуществляется не только подготовка инвалидов к независимой жизни, их интеграция в общество, но и само общество развивается и обретает новое лицо, новую культуру, культуру, готовую принять каждого человека с его особенностями.

Базируясь на постулатах, рассмотренных в данной статье, в учебных процессах экономического университета и Международного банковского института, формируются программы инклюзивного образования, взаимодействия между университетами, дорожные карты по повышению доступности и качества высшего образования для инвалидов.

Список литературы

  1.  Конституция Российской Федерации. http://www.constitution.ru/
  2.  Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 №273-ФЗ (ред. от 29.12.2017). [Электронный ресурс] Режим доступа: http://fzif.su/zakon/ob- obrazovanii-273-fz/ (дата обращения: 10.02.18).
  3.  Карпентер Э. Новый человек. Изд: Петроград, 1915. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://antimilitary.narod.ru/antology/carpenter/carpenter_bio.htm (дата обращения: 10.02.18).
  4.  Интегрированное обучение детей с ограниченными возможностями в обществе здоровых детей / Ф.Л. Ратнер, А.Ю. Юсупов. М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2006.
  5.  Ярская-Смирнова Е.Р., Лошакова И.И. Инклюзивное образование детей- инвалидов // Социологические исследования. 2003. №5. С. 100-106.
  6.  Зуева Т.Ф. Инклюзивное образование в России как инструмент гибели страны // Новый Петербургъ. 2013. №30 [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://newspb.su/ category/2013/30-01-08-2013/ (дата обращения: 10.02.18).
  7.  Материалы по инклюзивному образованию Ресурсного учебно-методического центра по обучению инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья на базе РГПУ им. А.И. Герцена [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.herzen.spb.ru/ main/structure/centers/1511512487/ (дата обращения: 10.02.18).
  8.  Зарецкий В.К. Десять конференций по проблемам развития особенных детей - десять шагов от инновации к норме // Психологическая наука и образование. 2005. №1. С. 83-95.
  9.  Инклюзивное образование в России. ЮНИСЕФ. М., 2011.
  10.  Материалы по инклюзивному образованию [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://school.msk.ort.ru/integration/index.php?p=teor_mpio (дата обращения: 10.02.18).
  11.  Инклюзивное образование - равные возможности для всех учащихся [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://nashiosobiedeti.ucoz.ru/news/inkljuzivnoe_obrazovanie_ ravnye_vozmozhnosti_dlja_vsekh_uchashhikhsja/2010-09-04-246 (дата обращения: 10.02.18).
  12.  Сайт для инвалидов «Дверь в мир» [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://doorinworld.ru (дата обращения: 10.02.18).

Источник: Научный журнал «Вестник факультета управления СПбГЭУ». 2018. Выпуск 3 (ч.2)


Категория: Образование. Научная деятельность | Добавил: x5443 (10.12.2019)
Просмотров: 28 | Теги: инклюзия, образовательная программа | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
...




Copyright MyCorp © 2020 Обратная связь