Воскресенье, 19.08.2018, 06:57
Высшее образование
Приветствую Вас Гость | RSS
Поиск по сайту



Главная » Статьи » Правоохранительная деятельность

ТРАНСГРАНИЧНАЯ ПРЕСТУПНОСТЬ НА ЮЖНОМ УРАЛЕ: ОБЩЕЕ СОСТОЯНИЕ И МЕРЫ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ

Ю.А.Мерзлов, кандидат юридических наук, доцент

ТРАНСГРАНИЧНАЯ ПРЕСТУПНОСТЬ НА ЮЖНОМ УРАЛЕ: ОБЩЕЕ СОСТОЯНИЕ И МЕРЫ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ

Рассматривается криминологическая характеристика трансграничной преступности на рубежах отдельных субъектов Уральского федерального округа РФ и Республики Казахстан; предлагаются меры противодействия ей.

Ключевые слова: преступность, трансграничная преступность, противодействие преступности, криминальная миграция, наркотрафик.

 
Анализ криминологической ситуации на Южном Урале, который включает территории Республики Башкортостан, Оренбургской и Челябинской областей (только последние два субъекта РФ граничат с сопредельными государствами), позволяет сделать вывод о том, что в последние годы трансграничная преступность на данном участке Государственной границы России и Республики Казахстан характеризуется такими негативными явлениями, как незаконная иммиграция, наркотизм, контрабанда, а также незаконный оборот оружия и боеприпасов.

Внешняя миграция населения представляет собой одну из серьезных внешнеполитических проблем для любого государства, а ее регулирование — мощный рычаг не только внешней, но и внутренней политики, индикатор адекватности законодательства складывающимся геополитическим и социально-экономическим реалиям как внутри страны, так и за ее пределами. Особенно возрастает роль внешнего миграционного обмена и порядка его регулирования в стране, находящейся в состоянии активной трансформации политической и экономической систем, пересмотра законодательства, регулирующего все без исключения сферы общественной жизни. Именно в таком положении сегодня находится Россия.

Как государственная проблема иммиграция должна рассматриваться в двух аспектах. Первым является заинтересованность страны вселения во въезде иностранных граждан и возможность регулирования объемов и структуры иммиграционных потоков в собственных интересах. Второй аспект — наличие политических, экономических, территориальных интересов со стороны страны выхода иммигрантов. Такой подход предполагает существование для различных российских территорий как специфических факторов, детерминирующих иммиграцию, так и форм проявления данной проблемы.

С точки зрения геополитических государственных интересов России наибольшее значение и интерес представляет иммиграция на пограни- чье с Казахстаном, и в первую очередь ее нелегальная составляющая как в наименьшей степени подпадающая под государственное управление и, следовательно, наиболее опасная из форм. Важно подчеркнуть, что нелегальные мигранты нарушают режим пребывания на территории РФ, зачастую совершают и иные административные правонарушения. Таким образом, складывается специфическая, чаще всего криминальная среда обитания со всеми проявлениями маргинальной субкультуры, объективно формируется резерв преступности иностранцев.

В настоящее время проникновение иммигрантов на Южный Урал из Казахстана осуществляется по различным каналам, наиболее распространенными и массовыми среди которых являются следующие.

В первую очередь необходимо назвать «облегченный» безвизовый вариант въезда под видом частных торговцев промышленным ширпотребом, продуктами питания. Роль данного канала казахстанской иммиграции не исчерпывается его прямым назначением. Она состоит главным образом в том, что этот вид деятельности, будучи распространен практически повсеместно (от крупных городов до сельских поселений), приносит иностранным предпринимателям никем не учитываемые и не облагаемые российскими налогами огромные доходы. Определенная часть этих сумм вывозится в Казахстан в виде наличных денег, тратится на приобретение конвертируемой валюты (рублей, американских долларов, евро), иногда российских ценных бумаг, а также на скупку высококачественных товаров длительного пользования, металлических бытовых и промышленных товаров и других предметов, имеющих высокий спрос в Казахстане. Все это целенаправленно и в больших масштабах перемещается за пределы России.

Значительная же часть денежных средств нередко используется казахстанскими мигрантами для финансового обеспечения личных потребностей. С этой целью заключаются многомиллионные сделки с гражданами РФ. К указанным сделками в первую очередь относятся:
— покупка жилья, иной недвижимости, сельских усадеб, мелких обанкротившихся предприятий на имя своих родственников, легально проживающих в России, или на подставных лиц;
— приобретение автотранспортных средств, иных дорогостоящих объектов движимого имущества с дальнейшей регистрацией соответствующих сделок за пределами РФ;
— приобретение фальшивых виз, паспортов и иных документов, обеспечивающих пребывание нелегалов на территории Южного Урала, дающих соответствующее право на свободное передвижение по территории России. Такая форма деятельности распространена среди граждан Казахстана, завезенных для работы на строительных объектах в пограничной зоне. Крупная часть полученных средств, как показывают итоги проводимых правоохранительными органами мероприятий, попадает в руки отечественных криминогенных структур, занимающихся изготовлением такого рода документов.

Особой формой проникновения и натурализации нелегальных иммигрантов из Казахстана является заключение браков, в том числе фиктивных, с российскими гражданами, что дает право на получение российского гражданства как самим иммигрантам, так и их детям.

В настоящее время этот канал иммиграции становится все более популярным у той категории граждан, которая целенаправленно в дальнейшем пытается осесть в России — через занятие рабочих мест, поступление на учебу, ведение бизнеса и т. д. Исторический опыт свидетельствует, что специфика населения, например, Челябинской области дает реальный шанс на положительный исход этих долгосрочных, хорошо просчитанных акций по естественной ассимиляции населения. Так, одной из форм «брачной» натурализации является использование связей с жителями приграничных районов Челябинской области, достаточно большая численность которых постоянно проживает в России и имеет российское гражданство. Этот процесс сопровождается порой даже сменой казахской фамилии на русскую, вступлением в брак, внедрением в хозяйственные и управленческие структуры, обучением детей и т. п.

Анализируя аспекты трансграничной преступности в исследуемых регионах России, хотелось бы отдельно остановиться на проблеме наркотиз- ма и наркотрафика. Территориальная близость Оренбургской и Челябинской областей к государствам Средней Азии, в частности Казахстану, превратила данные субъекты России в перевалочные пункты по распространению наркотиков в другие субъекты РФ: от Поволжья до северо-западных регионов России, от Свердловской и Тюменской областей до Ханты-Мансийского автономного округа.

Природно-климатические условия Казахстана и граничащих с ним Узбекистана, Киргизии благоприятствуют культивированию дикорастущих наркосодержащих растений. Так, в Иссык- Кульской и Таласской областях той же Киргизской Республики имеются обширные территории дикорастущей конопли, содержащей большую концентрацию наркотических веществ и высоко ценящейся на черном рынке. Наркотики из Таджикистана, Афганистана поступают Узбекистан и в дальнейшем перевозятся через Казахстан в Россию.

Согласно данным официальной статистики, в 2009 г. коэффициент роста преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотических средств, в Челябинской и Оренбургской областях составлял 139,6 и 167,5 соответственно, хотя по Уральскому и Приволжскому федеральным округам показатели были 171,6 и 152,1 соответственно. В 2013 г. показатели интенсивности наркотизма в исследуемых регионах существенно изменились и составили 166,5 в Челябинской области (при 190,9 по Уральскому федеральному округу) и 137,3 в Оренбургской области (109,1 по Приволжскому федеральному округу). Приведенные показатели свидетельствуют о том, что, во-первых, превентивная деятельность по противодействию наркотизму в Челябинской области оставляет желать лучшего, а во-вторых, такие тенденции распространения наркотизма свидетельствуют о высоком уровне привлекательности Челябинской области для криминалитета: социальная, транспортная и даже административно-территориальная инфраструктура региона позволяет активно расширять и укреплять позиции данной преступной деятельности.

В приграничных районах Южного Урала широко распространена контрабанда с территорий бывших союзных республик, в особенности из Казахстана. Предметами контрабанды являются огнестрельное оружие и боеприпасы, те же наркотические средства, продолжаются перегон скота через границу, незаконный вывоз мясной продукции, леса, продуктов нефтепереработки, а в отдельных случаях и драгоценных камней и металлов.

Наркотизм, контрабанда товаров широкого потребления (от одежды до электроники, от продуктов питания до бытовой химии и спиртных напитков) нередко сопровождается, а подчас и детерминирует совершение целого комплекса насильственных и корыстных преступных посягательств. Так как формы и виды трансграничной преступности спаяны гибкими подвижными контактами, нередко семейными узами, граничащими с необходимостью ведения бизнеса и взаимозависимостью отдельных видов деятельности, в том числе и криминальных, это способствует развитию самих процессов криминализации как на приграничной территории, так и далее в глубь страны: складывается самовоспроизводимая порочная система, наживающаяся за счет разложения общества, наносящая ему невосполнимый материальный ущерб.

Следует указать, что количественно-качественная характеристика трансграничной преступности на Южном Урале и связанный с ней процесс криминализации населения имеет свои особенности. В этой связи предлагается организовать и реализовать следующие меры противодействия:

1. Борьба с незаконным пересечением Государственной границы РФ могла бы быть более эффективной при условии совершенствования организационных мер соответствующего противодействия. Как представляется, весомым средством специально-криминологического противодействия могло бы явиться усиление миграционной политики в рамках более жесткого административного воздействия.

2. Следует акцентировать внимание на совершенствовании миграционного законодательства с позиции безоговорочного визового режима въезда на территорию России и выезда за ее пределы. Это позволит снизить не только уровень нелегальных мигрантов как на Южном Урале, так и России в целом, поскольку большая часть мигрантов использует приграничные регионы в качестве транзитных, проникая в центральные регионы РФ, но и уровень незаконного перемещения через Государственную границу РФ предметов и товаров.

3. Весомую роль в данном направлении сыграет и антикоррупционная политика, сопровождаемая правовыми и социальными мерами. Охрана рубежей страны — задача чрезвычайно важная и сложная. В этой связи коррупционная составляющая деятельности должностных лиц, ее осуществляющих, весьма высока. Именно поэтому повышается значение даже не столько создания или реформы внутренней системы управления, сколько внешнего общественного влияния через органы местного самоуправления.

4. Необходимо повысить роль информационно-аналитической работы правоохранительных органов: нужен мощный информационный ресурс, межведомственное сотрудничество по значимым направлениям (наркотрафик, миграция, локальные вооруженные конфликты, террористические акции и т. д.).

5. Важен, как представляется, и определенный экономический аспект: местные органы власти приграничных населенных пунктов, в которых функционируют представители добровольных дружин, могли бы претендовать на материальное стимулирование соответствующей деятельности.

Библиографическое описание: Мерзлов, Ю. А. Трансграничная преступность на Южном Урале: общее состояние и меры противодействия / Ю. А. Мерзлов // Вестник Челябинского государственного университета. Серия: Право. — 2017. — Т. 2, вып. 1. — С. 71—74.

Категория: Правоохранительная деятельность | Добавил: x5443 (25.07.2018)
Просмотров: 26 | Теги: трансграничная, преступность | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
...




Copyright MyCorp © 2018 Обратная связь