Суббота, 14.12.2019, 15:34
Высшее образование
Приветствую Вас Гость | RSS
Поиск по сайту



Главная » Статьи » Культура. Общество. Психология

ТРАДИЦИОННЫЕ И СОВРЕМЕННЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ ВОЙЛОКОВАЛЯНИЮ

Ю.А.Неприятель, Л.В.Шокорова

ТРАДИЦИОННЫЕ И СОВРЕМЕННЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ ВОЙЛОКОВАЛЯНИЮ

На Первой Всемирной конференции по художественному образованию (2006 г.) было заявлено о значительном влиянии художественного образования на развитие творческого потенциала, просвещение и культурное разнообразие. Также были сформированы общие принципы и подходы к анализу и возможные пути совершенствования данной сферы. Принятая на конференции «Дорожная карта художественного образования» определяет качественное образование, как образование, построенное на трёх принципах:

• принятие во внимание потребностей каждого учащегося, но при этом содействие распространению универсальных ценностей;

• обеспечение равноправия с точки зрения доступа и результатов и гарантия социальной инклюзивности;

• наконец, отражение индивидуальных прав и их соблюдение [3, с. 20].

Воспитание интеллектуально-творческой личности является важнейшей целью современного российского художественного образования. Эта позиция отражена в «Национальной доктрине образования в Российской Федерации» (2000), «Концепции развития образования в сфере культуры и искусства в Российской Федерации на 2008-2015 годы», «Концепции Федеральной целевой программы развития образования на 2016-2020 годы» и др. В обозначенных законотворческих документах заостряется внимание на необходимости сохранения и развития народной культуры посредством внедрения ее в образовательную практику.

Декоративно-прикладное искусство является важнейшей составляющей частью народной традиционной культуры. Многие его виды имеют древнюю историю, уходящую вглубь веков. К такому виду декоративно- прикладного искусства относится войлоковаляние, популярное среди народных мастеров в настоящее время. Войлоковаляние - «процесс трансформации волокнистого шерстяного сырья в цельное войлочное полотно» [4, с. 255], в результате ручного труда создаются неповторимые эксклюзивные войлочные изделия. Повышенный интерес к этому виду декоративно-прикладного творчества можно также объяснить эко-направленностью модных тенденций и высокими художественно- эстетическими качествами. К тому же войлочная одежда обладает определёнными лечебными свойствами, которые современными исследованиями объясняются стимуляцией кровообращения, появлением электростатического поля, длительному сохранению тепла, наличию ланолина (животного воска). Возникновение в последние десятилетия большого ассортимента сырья (волокон) по качеству, составу и цвету даёт возможность говорить о «художественном войлоковалянии» как социокультурном феномене [1, с. 167].

Несмотря на популярность, на сегодняшний день существуют определённые проблемы в обучении войлоковалянию студентов вузов, это обусловлено как особенностью самого процесса валяния и его терминологией, так и со спецификой мышления студента. Всё чаще возникает конфликт между индивидуальным когнитивным стилем усвоения студентом информации и традиционной, линейной, подачей информации, преимущественно лекционной [5, с. 154].

Рассмотрим исторические аспекты художественного образования в России в контексте передачи знаний о войлоковалянии и возможные пути решения обозначенных проблем.

Институт российского художественного образования, не имеющий аналогов в мире, опирается на прочные традиции. Беря начало в эпоху Просвещения, обогащаясь изысканиями В. Н. Татищего, Н. М. Карамзина, «народностью воспитания» К. Д. Ушинского, российское художественное образование развивается благодаря Л. Н. Толстому, А. Г. Рубинштейну, И. И. Шувалову и многим другим. Россия знаменита Императорской Академией художеств (1757), Петербургским филармоническим обществом (1802), Русским музыкальным обществом (1859), Московским архитектурным обществом (1867), Товариществом передвижных художественных выставок (1870), Императорским обществом поощрения художеств (1875), Русским хоровым обществом (1878) и многими другими учреждениями [3, с. 8].

В XIX века в России войлочные изделия ценились, но технологии войлоковаляния, так называемого «шерстобитного дела», держались в строгом секрете в связи с высокой конкуренцией и дороговизной. Был востребован широкий ассортимент предметов обихода: шляпы, колпаки для бань, ботики, напоминающие калоши («коты», «чуни», «кеньги»), предметы скотоводческого снаряжения (хомутины и подседельники) и др. [1, с. 168]. Мастера валяльного дела «воспитывались» в семейном обучении, знания передавались по наследству, в связи с этим в учебных заведениях «шерстобитное дело» не преподавалось.

В XX веке художественное образование претерпело изменения: создавались новаторские проекты, появилась советская система многоуровневого художественного образования, программы эстетического воспитания школьников Д. Б. Кабалевского, Б. М. Неменского, Л. М. Предтеченской [3, с. 12] и др. Но происходили и негативные процессы вследствие унификации системы образования 1990-х. В указанном столетии произошёл спад интереса к войлоковалянию, ассоциированному лишь с производством валенок, в широком кругу общественности.

Современные магистральные направления государственной политики в области художественного образования призваны повысить уровень художественного образования, в том числе выявить одарённых детей и молодёжь как необходимое условие развития сферы культуры и искусства в целом [3, с. 13]. Это невозможно без усиления практической направленности профессиональной подготовки специалистов, обучения ремеслу студентов.

Как видим из истории, на данный момент нет единой технологии преподавания войлоковалянию, разрозненные успехи в некоторых учреждениях среднего и высшего образования не систематизированы. Некоторые специалисты указывают на малое количество часов, посвящённых этому виду декоративно-прикладного искусства [2, с. 143].

Необходимо отметить, что войлоковаляние - достаточно сложный учебный предмет, включающий две принципиально отличающихся друг от друга техники: мокрое и сухое валяние. Достаточно проста техника сухого валяния (фелтинг) - создание изделий из шерсти при помощи специальных зазубренных игл, которые проталкивают волокна в более глубокие слои, спутывая их и укрепляя изделие. Иглы для фелтинга довольно острые, возможна травматизация, поэтому обязательно вводное занятие по технике безопасности и ограничение возрастных рамок обучающихся. Для того чтобы поверхность изделия получилась плотной и держало форму, наносится очень большое число «ударов» иглой. Это требует продолжительного времени, что является недостатком данной техники.

Современный быстрый темп жизни сказывается на мышлении обучающегося, не способного долгое время задерживать внимание на одном элементе. Данная тенденция может привести к невыполнению заданий, предложенных преподавателем. Однако отметим, что на практике некоторые обучающиеся в монотонности процесса видят некоторый успокаивающий, со слов студентов, «терапевтический эффект».

Виды мокрого валяния разнообразнее, техники создания изделий сложнее, терминологический словарь значителен. При мокром валянии волокна шерсти под воздействием горячей воды и щелочи (мыла) «сцепляются» друг с другом, образуя плотное нетканое полотно. Этот процесс многоэтапен: укладывание волокон шерсти на горизонтальной поверхности, смачивание шерсти щелочным (реже - кислым) составом, сваливание шерсти в единое полотно («префельт») путём механического воздействия, усаживание префельта, выполаскивание готового полотна, отделка полотна [4, с. 255]. Каждый этап имеет свои особенности и чреват совершением ошибок, например, от выбора способа раскладки зависят многие потребительские показатели качества готового изделия, необходима равномерность раскладки (если концепция полотна не требует иного), выбор способа раскладки волокон зависит от предполагаемого дизайна изделия (приталенное, свободное, наличие краёв-воланов, толщина полотна).

К видам мокрого валяния относятся:

• нунофелтинг или нуновойлок («нуно» в переводе с японского - ткань) - техника войлоковаляния, в основе которой лежит приваливание шерстяных волокон к ткани;

• техника «шибори» или «сибори» (от японского - «узелок»), характерная созданием складок, драпировок, объёмных деталей;

• техника «карвинг» - декорирование различных поверхностей путём прорезания материала во внутренние слои и создания объёмных эффектов;

• техника аппликаций - создание войлочного полотна, декорированного кусочками войлока и фетра. Как разновидность техники аппликации можно назвать «технику пиццы», в которой небольшие обрезки приваливаются к полотну с помощью волокон, размещаемых поверх обрезков. Как видим, техники войлоковаляния разнообразны и ежегодно появляются всё новые их модификации.

Многообразны и способы декорирования войлочных изделий: при- валивание узора, батика; аппликация тканью, кожей; использование декоративной стежки, украшение бисером, бусинами и др.; роспись по войлоку и др. Таким образом, ассортимент изделий, полученных в процессе войлоковаляния поистине огромен, очевидно, ограниченный лишь фантазией мастеров ручного труда.

Терминологический словарь описываемого вида декоративно- прикладного творчества содержит не менее полусотни специфических слов.

Приведём некоторые из них:

• пасма (мера длины пряжи);

• кашемир, альпака, ангора, блюфэйс лестер, готланд, фолькленд (отличающаяся друг от друга шерсть пород овец);

• кардочёс, бат (шерстяная вата);

• ровинг, сливер (тонкая лента кардочёса);

• гребенная лента, топс (результат обработки шерсти, лента, в которой все волокна одной длины и выложены в одном направлении);

• кудри (волнистые локоны от 8 см);

• непсы (небольшие шарики шерсти, используемые для декорирования) и др.

В связи со сложностью техник и терминологии войлоковаляния создание электронного учебно-методического пособия для обучающихся и преподавателей - рациональная возможность систематизировать и упорядочить информацию. Ещё одним положительным моментом электронного пособия является возможность оперативно добавлять и систематизировать новые сведения.

Неоспоримыми достоинствами мокрого валяния являются относительно краткосрочный процесс, от 3 часов, крупные изделия создаются длительнее. Возможность использовать технику, такую как виброшлифовальная машина на этапе создания префельта также облегчает и ускоряет процесс. Однако различные способы раскладки и валяния, различная усадка, в том числе чрезмерная, дефект краёв может оттолкнуть начинающих мастеров войлоковаляния. Необходимо отметить, что свалянным волокнам в неудачном изделии трудно найти применение, лишь в технике аппликаций или технике пиццы, описанных выше. Тогда как шерсть, натуральные и искусственные волокна обладают сравнительно высокой стоимостью.

Кратко описав особенности войлоковаляния, обратимся к особенностям когнитивного мышления современного студенчества. Кардинальные трансформации общества, изменение способов получения, переработки, хранения и использования информации заставляют говорить о социально- психологическом феномене современного информационного общества. На смену линейному чтению пришло чтение непоследовательное, фрагментарное, что повлекло за собой изменение когнитивных структур личности (восприятия, категоризации, анализа получаемой информации). Это заставляет говорить о появлении нового, «клипового», типа мышления. В связи с этим во время учёбы в школе и в дальнейшем в вузе проявляется «конфликт между индивидуальным когнитивным стилем усвоения студентом информации (клиповым) и традиционной, линейной, подачей информации» [8, с. 110].

Для механизма клипового мышления характерны фрагментарное восприятие окружающего мира. Причинами данного изменения являются: ускорение темпов жизни, увеличение разнообразия поступающей информации, увеличение требовательности к актуальности информации, увеличение количества дел, которыми человек занимается одновременно. Поэтому мозг не может критически осмыслить информационный поток, создать целостную картину, а «усваивает информацию в виде образов, образцов, клипов (от англ. clip - вырезка, фрагмент)» [5, с. 154]. Обратим внимание, что при клиповом мышлении возрастает способность к многозадачности, повышается скорость переключения с одного фрагмента информации на другой, с одной задачи на другую. Однако гиперактивность, дефицит внимания и предпочтение визуальных символов логике и внимательному изучению текста - сопутствующие проблемы в обучении таких студентов.

Таким образом, необходимость поиска инновационных технологий преподавания в контексте особенностей мышления современного студента очевидна. Цель таких технологий - не в изменении самого типа мышления, но в развитии у студентов мыслительных навыков анализа и синтеза информации, обобщения и классификации информационного потока [5, с. 155]. Предложенное выше электронное учебно-методическое пособие положительно повлияет на когнитивные способности современного студента. Оформление текста с выделением терминов и важных моментов, подача материала в графическом виде, включение видеоматериала - всё это будет способствовать запоминанию, анализу и синтезу информации обучающимся.

Традиционная лекционная форма подачи материала в процессе обучения войлоковалянию отходит на задний план. Её с успехом заменит лекция-визуализация, сопровождаемая показом фотографий этапов вой- локоваляния; фотографий войлочных изделий, выполненных в различной технике, графических схем, видео с мастер-классами. Такая подача информации обеспечивает более активное включение в процесс мышления зрительных образов. Систематизация и выделение наиболее значимых элементов облегчает усвоение материала и побуждает студента к анализу, синтезу, обобщению.

К одному из действенных современных методов обучения войлоко- валянию можно отнести кейс-метод (от англ. case study), также называемый методом коллективного анализа конкретных ситуаций. Профессионально-прикладной характер данного метода при обучении войлоковаля- нию заключается в практическом применении теоретических знаний. В войлоковалянии могут быть поставлены проблемные ситуации широкого спектра: дизайн изделия, выбор способа раскладки, расчёт степени усадки, постройка выкройки, выбор шерстяных волокон и наполнителей (волокна льна, бамбука, вискозы, бисер, бусины, ракушки и т. д.) для конкретного изделия и т. д.

К дополнительным положительным моментам метода можно отнести развитие навыков работы в команде, междисциплинарный характер, высокий воспитательный потенциал, формирование позитивной мотивации к учёбе, развитие навыков самостоятельной деятельности студентов, их взрослению как специалистов.

Проведение мастер-класса - незаменимое средство передачи необходимой информации по войлоковалянию обучающимся. На возникшие вопросы тотчас даются ответы, обучающийся к визуальному и аудио- информационному потоку добавляет тактильные ощущения. Эмоциональная окраска мастер-класса с появлением готового изделия служит запоминанию материала. К минусам такой формы подачи материала можно отнести его длительность, изготовление крупных вещей невозможно на одном мастер-классе.

Таким образом, на сегодняшний день в войлоковалянии прослеживается необходимость сочетания традиционных и современных методов и технологий обучения, применение мультимедийных средств, новый, образный формат подачи материала для улучшения познавательной деятельности обучающихся.

Список литературы

1. Авдеева О. Г. Художественное войлоковаляние как современный социокультурный феномен. Белгород : Изд-во Белгород. гос. ин-та искусств и культуры. 2017. № 1 (13). С. 167-173.
2. Акрамов Х. М. Ознакомление студентов с историей народного промысла как фактор их профессиональной подготовки / Х. М. Акрамов, Ж. Р. Мухитдинова, М. Х. Тиллаева // Приволжский научный вестник. 2016. № 5 (57). С. 140-144.
3. Алексеева Л. Л. Художественное образование в странах СНГ: развитие творческих возможностей в XXI веке / Л. Л. Алексеева [и др.]. Москва, 2011. 68 с.
4. Зайцева Т. А. Анализ способов раскладки волокнистого холста с учётом свойств формируемых валяных полотен / Т. А. Зайцева,
М. В. Жогова, И. А. Шеромова // Современные проблемы науки и образования. 2015. № 2. С. 255.
5. Землинская Т. Е. Методики вузовского обучения в контексте клипового мышления современного студента / Т. Е. Землинская, Н. Г.Ферсман // Научно-технические ведомости СПбГПУ. Гуманитарные и общественные науки. 2016. № 4 (255). С. 153-160.
6. Кадиева К. К. Древние секреты целебных свойств войлока // Аргументы и факты. URL: http://www.adigea.aif. ru/health/details/48620 (21.12.2018).
7. Махоткина Л. Ю. Создание моделей одежды из новых видов материалов с заданными свойствами на основе натуральных полимеров / Л. Ю. Махоткина, О. И. Голованева, Ю. В. Голованева // Вестник технологического университета. 2015. Т. 18. № 19. С. 190-193.
8. Шокорова Л. В. Народное декоративно-прикладное искусство в системе художественного образования России // Alma mater (Вестник высшей школы). 2015. № 7. С. 110-113.

Источник: Инновационные технологии в гуманитарной сфере: материалы VII Международной научно-практической конференции молодых учёных, аспирантов и соискателей (28 февраля 2019 г.) / редкол.: Е. А. Полякова [и др.]; Алт. гос. ин-т культуры. – Барнаул : Изд-во АГИК, 2019.


Категория: Культура. Общество. Психология | Добавил: x5443 (29.11.2019)
Просмотров: 28 | Теги: декоративно-прикладное искусство, войлоковаляние | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
...




Copyright MyCorp © 2019 Обратная связь