Суббота, 03.12.2016, 07:37
Высшее образование
Приветствую Вас Гость | RSS
Поиск по сайту


Главная » Статьи » Культура. Общество. Психология

ТРАДИЦИОННАЯ ПРАЗДНИЧНАЯ КУЛЬТУРА КОРЕННЫХ НАРОДОВ СЕВЕРО-ВОСТОКА РОССИИ

А.Н.Фролова

ТРАДИЦИОННАЯ ПРАЗДНИЧНАЯ КУЛЬТУРА КОРЕННЫХ НАРОДОВ СЕВЕРО-ВОСТОКА РОССИИ

В статье автор раскрывает сущность и особенности традиционных народных праздников, праздничных обрядов, подвижных игр в воспитании чукчей, эскимосов, коряков, эвенов. Рассмотрены структура, содержание праздников, игр, через своеобразие национального менталитета.

Ключевые слова: праздник, празднично-обрядовая культура, система традиционных производственных праздников; обрядовые, летние, зимние семейные, личные праздники; подвижные игры и состязания; воссоздание праздничной культуры; педагог как субъект праздничных инноваций.

 
Народам Крайнего Северо-Востока присуща своеобразная система ценностей, которая служит основой культурного комплекса этноса. Приоритетным в духовном наследии Северо-Востока является ценностное отношение к природе, которое обеспечило «вхождение» в экосистему и устойчивость социокультурной структуры, а также трансляцию культурного опыта. Воспитание рассматривается как процесс воспроизводства культурных поколений, являющийся условием сохранения преемственности в развитии этноса. При этом большое внимание уделяется принципам природосообразности и культуросообразности воспитания (Демокрит, Коменский, Руссо, Дистервег) как условиям учета природных, культурных различий людей, значения социальной среды, практического опыта. Взаимосвязь принципов природосообразности и культуросообразности в воспитательном процессе способствует формированию у этносов представлений об индивидуальности как гармонии природного и культурного в человеке. Первые упоминания об аборигенах Северо-Востока в русских документах относятся к 30-40-м гг. ХУ11 в. Аборигенные народы (коряки, эвены, чукчи, эскимосы) разделялись на следующие хозяйственно-культурные типы: береговые - рыболовы и охотники на морского зверя и тундровые - оленеводы.

Несмотря на огромную разбросанность проживания, оленеводы и береговые жители прочно сохранили культурно-бытовое и языковое единство. Только в ХХ в. заметной становится миграция коренных малочисленных народов Севера (КМНС) за пределы традиционной территории обитания. Единственным типом поселения оленеводов было стойбище, состоящее из нескольких жилищ-яранг, у эскимосов - землянки. Традиционная зимняя одежда - кухлянка изготавливалась из меха - ровдуги, оленьих шкур; летняя камлейка (рубаха) из грубой замши или материи. Одежда украшалась орнаментом и подвесками. Основная пища оленеводов - оленье мясо в вареном виде. Сырыми съедались почки, мозг, хрящи. Вяленое мясо шло на приготовление ритуального блюда - толкуши (толченое мясо со съедобными растениями, жиром и ягодами).

Береговые чукчи и эскимосы варили и замораживали мясо морских животных. Повсеместно употреблялись продукты собирательства: съедобные дикие корешки растений, ягоды, орехи. С конца Х1Х в. все большее распространение стали получать покупные продукты: мука, чай, сахар, табак. Основные виды труда КМНС - охота, рыболовство, морской зверобойный промысел, оленеводство, а также художественная обработка мягких материалов (женское занятие) и изготовление изделий из камня, кости, дерева и металла (мужское). Мужчины-резчики из моржового клыка вырезали фигурки животных, птиц, людей, украшали весла, черпаки, костяные серьги гравированным орнаментом и рисунками.

Традиционное мировоззрение КМНС связано с анимизмом. Северные народы одушевляли весь окружающий мир: растения, море, камни, звезды, поклонялись священным местам, на праздниках приносили жертвоприношения - собак и оленей. У каждой территориальной группы были свои предания, обычаи, праздники, различающиеся именами героев и событиями.

Традиционные праздники связаны с трудовой деятельностью человека, с сезонными изменениями в природе, важными для народа событиями и датами.

Мыслители Древней Греции, размышляя об обществе, большое внимание уделяли празднику, называя его «величайшим досугом», рассматривая его в качестве звена, обладающего мощной стабилизирующей функцией, способствующей укреплению государственных, нравственных и религиозных норм общества. Праздник - не только развлечение, дающее человеку отдых; это искусство «высокого досуга», т. е. истинная духовность, смысл человеческого существования, средство массовой информации. Существует прямая зависимость между сохранением праздничных традиций, исполнением ритуалов, танцев и игр и единством народа. Утрата национальных основ делает праздник беззащитным перед натиском коммерциализации, что приводит к бездуховности, потере интереса к культурным традициям. В закрытой семейно-родственной среде народы Севера из поколения в поколение стремятся передать многие традиции, способствующие стабилизации этноса, поддерживающие территориальное и временное единство людей в пределах их этнической принадлежности.

В контексте этой проблемы сделан анализ знаковой сущности традиционной празднично-обрядовой культуры, определена ее роль в духовности северных народов. У арктических малочисленных народов существовала продуманная система праздников. Все они отражали годовое движение светил по небосклону солнца, луны, звезд, от поведения которых зависело, будут ли сильные морозы, пурги, громы и молнии. Все эти бедствия, казалось людям, светила насылают человеку за какие-нибудь провинности. Поэтому следовало просить у природы прощения, благодарить за помощь, за благополучие своей семьи, удачную охоту. У многих северных народов существует и сегодня древнее поверье: если встретить добрыми мыслями и пожеланиями, песнями и танцами Полярную звезду, вспыхивающую на небе после самой долгой ночи, то весь год будет удачным. Следовательно, благодарность нужно выражать песней, танцем, веселым праздником.

Тенденция бережного отношения к природе отражалась в обрядах: поклонение солнцу, воде, огню, животным, птицам, лодочным веслам. Совершались жертвоприношения границам леса, моря, камню. Обрядность чукчей, эскимосов, эвенов формировалась на протяжении веков, охватывала разные стороны семейного быта, обусловлена историческими, социально-экономическими и природными условиями.

Нами изучена разновидность традиционных праздников (общественные, семейные, личные) в социально-педагогическом аспекте. Выявлено, что праздники связаны с трудовой деятельностью человека. Выделены основные черты праздника, характеризующие его воспитательные функции. Это коллективность и массовость, наличие средств эмоционального воздействия (реплики, насмешки, пение и игра на бубне, танцевальные пантомимы, кукольные представления, игры), включение детей и взрослых в позитивную социально и этнически значимую деятельность.

Древние арктические народы делили год на праздничные периоды по сезонному календарю. Праздничный период начинался с января.

Январь - проверка выносливости оленеводов: гонки на оленьих упряжках, готовность пастуха без помощи нарт и погонялки для оленей благополучно прийти первым. У чукчей и эвенов - состязания на опережение: гонки на лыжах, бег в снегоступах. В каждой семье дети играли в настольные игры с камушками, спичками, веревочками.

Февраль - спортивные зимние праздники: бег с посохом, метание чаата, спортивная борьба, поднятие тяжестей. На семейных, веселых праздниках, таких как «синак» после угощения, молодые эскимосы, встав по двое, держа во рту полоску китового уса, откусывали ее с двух сторон. На празднике «талъик» танцевали в кругу с пучками белой оленьей шерсти. Праздник продолжался целый день.

Март - чукотский праздник Ръилет включал: жертвоприношения, оленьи (собачьи) бега, различные виды физических упражнений - бег, прыжки, стрельба. Состязания заканчивались катанием на нартах с сопки.

Апрель - традиционный чукотский праздник «рогов» - «кильвэй», посвященный первым телятам. После отела стадо оленей подгоняли к стойбищу. Отпавшие рога важенок пастухи собирали в кучу для проведения праздника.

Май - второй праздник «кильвей» - проводился чукчами после отела совсем молоденьких важенок. В конце мая оленеводы - эвены, чукчи готовились к проведению ритуального Праздника Первой Рыбы. Развлечениями на празднике были спортивные состязания, игры, борьба, бег, прыжки, упражнения с поднятием тяжестей, стрельба из лука, метание маута (аркана). Праздник эвенов включал элементы песенно- танцевального искусства, старинный хороводный танец «хэйдэ», у чукчей - различные ритуальные представления. Приморские охотники-эскимосы перед началом весеннего морского промысла устраивали праздник «Скат байдары». Праздник, проводится на берегу моря у места ската байдары. Праздник начинается словами старейшины селения: «Пробудись, байдара!», Ритуал «умывания» байдары заключается смачиванием ее носа водой («нос судна считается его лицом». Хозяин дает команду: «Спустить байдару на воду!». Жители поселка встречают гостя - «Моржа» человека, ряженого в шкуру моржа. Гостя спрашивают, как он доплыл, как живут морские звери, много ли добычи в море, его одаривают подарками, гость «благодарит», обещает удачную охоту. «Моржа» провожают к байдаре. Байдара отходит от берега, делает круг по направлению движения солнца и удаляется. Праздник на берегу продолжается.

Июнь - начало лета. Перекочевка на постоянное место. Строительство яранг. На месте постоянной летней стоянки в дар реке или озеру, в зависимости от того, где остановились, забивают жертвенного оленя. Проводят летние игрища, спортивные состязания, свадебные обряды.

В начале июня (до наступления летнего солнцестояния), сразу после отела оленей, эвены празднуют свои главные праздники Хэбденэк, Бакылдыдяк. Это праздники пробуждения природы, торжества духа человека, единения всех людей. С праздника Хэб- денэк начинался у эвенов отсчет нового времени, приход нового солнца, Нового года.

У береговых чукчей «Праздник Солнца» начинается - 21 июня. В полночь старейшие родов разжигают два ритуальных костра. В них бросают ветви рододендрона. Считается, что дым его очищает от скверны. С первыми лучами солнца начинается движение людей. Люди перешагивают через первый ритуальный костер, двигаясь против хода солнца. Так человек «переходит через небесные ворота», затем все идут навстречу солнцу, затем поворачивают налево и перешагивают через другой костер. Движение идет по ходу солнца. Смысл ритуала: движение налево против хода солнца, через небесные ворота, означало похороны старого года. Движение через второй костер - это символ перехода от старого года к новому, обновление, пробуждение после долгой зимы. Присутствующие подражают в танцах «хорканью» оленей, птицам. Завершает обряд традиционный хороводный танец. Праздник продолжается четыре дня.

Июль - летние праздники. У чукчей праздники «первой рыбы», «первой нерпы», у эвенов - «праздник бурого медведя», «праздник новой воды», у эскимосов - праздник «Камарилья» (состязания на байдарах). Главным праздником чукчей в этот месяц был летний праздник Гэчеваттэн.

Летние праздники устраивали на берегу моря, когда уходили льды, а также перед летним ходом рыбы: кеты, горбуши. Например, эскимосский праздник «Камарилья» (состязания на байдарах) начинался с соревнований на байдарах. В гонках участвовали 3-4 байдары. Экипаж байдары состоял из шести гребцов и рулевого. Байдары, участвовавшие в гонке, выстраивались в ряд. Один из старейшин выстрелом из ружья давал команду начать гонки. Старт и финиш находились на одном месте, так было удобнее определять победителя. Как правило, байдары доходили до какого-нибудь определенного места (валуна или выступа соседней скалы) и двигались в обратном направлении. На финише старейшина определял байдару- победительницу.

Праздник Гэчеваттэн проводился на площадке. Это три круга - внешний, средний и внутренний. Бег начинался одновременно по трем кругам. В игре принимали участие старики, юноши, дети. По самому большому внешнему кругу бежали юноши, по второму - старики, по наименьшему - дети 6-7 лет. Бег начинается в замедленном темпе, затем постепенно нарастает, ускоряется. Во время бега уставшим и детям разрешается выходить из круга. Бег в большом круге может продолжаться очень долго, пока не останется один человек. Выигрывал состязание тот, кто оставался последним. На празднике состязались в поднятии тяжестей, прыганьи на моржовой шкуре. Прыжки на моржовой шкуре были своеобразным состязанием: здесь побеждал тот, кто мог приземлиться на обе ноги наибольшее число раз. По команде шкуру встряхивали, и стоящие на ней игроки взлетали вверх, а затем должны были приземлиться на обе ноги. Праздник завершался состязанием певцов и танцоров. После танцев начинались угощения и различные детские игры: прыжки через ремень, соревнования в быстром беге, борьба.

Август - подготовка к празднику «Молодого оленя». Женщины спешат закончить выделку шкур и шитье праздничной одежды для проведения праздника. А также летние развлечения с мячом, на воде (гонки на лодках).

Сентябрь - Праздник забоя оленей. На празднике забивают телят на одежду, а мясо заготавливают впрок на зиму. Праздник длится три дня. Пора праздников включала игрища с мячом, бег на длинные дистанции с шестом, перетягивание каната, прыжки, борьбу, состязания в горловом пении.

Октябрь - эскимосский «Праздник Кита (Полъа)». В содержание праздника входили: встреча кита и охотников-морзверобоев с ритуальным деревянным блюдом, оповещение всех жителей селения об удачной охоте, ритуал поения морского зверя, символизирующего начало морзверобойного промысла, угощение мальчиков кусочками итгилгы- на - кожа кита, с надеждой, на то что они будут хорошими охотниками-морзверобоями. В обрядовых танцах изображали охоту на кита. Праздник включал танцевально- песенные соревнования, древние кукольные представления, конкурсы сказителей на лучшее знание сказок о ките.

Эвенские посиделки: «Чайрудяк»-«чае- питие» проводились в осеннее, зимнее и весеннее время. Это древняя традиция общения эвенских семейных династий с элементами обрядов и ритуалов. Во время «чай- рудяка» родители договаривались о браке молодых, обменивались новостями, вспоминали кочевье, беседовали о детях, месте встречи Нового года.

Содержание праздника. В центре юрты разжигали костер, подвешивали чайник. У входа хозяйка в праздничной одежде встречает гостей. Перед ней стоит чаша с дымящимися ветками багульника. Размахивая ветками, она совершает обряд окуривания гостей. Гости, прошедшие обряд «очищения», проходят в юрту и рассаживаются на шкуры перед низкими столиками отдельными семейными династиями. В сопровождении бубна представители семей поют личные или родовые песни, пьют чай. Молодежь танцует вокруг очага древний эвенский танец «хэйдэ». Этот древний обычай посиделок проводится и в наши дни в Оль- ском и Северо-Эвенском районах Магаданской области.

Ноябрь - по окончании осеннего морского промысла приморские жители устраивали праздник «нерпы» - хололо (ололо).

Декабрь - устраиваются особые религиозные церемонии по случаю добычи на охоте барана, медведя и пр. На празднике «белого медведя» устраивались обрядовые пляски, представляющие подражания движениям животных и птиц: тюленей, медведя, оленя, ворона. Использовались музыкальные инструменты: кроме узкоободного бубна, был распространен варган - зубной бубен в виде костяной или железной пластинки.
Эскимосский обрядовый праздник «Праздник белого медведя». Содержание праздника. Ритуал «кормления медведя». Охотник, добывший медведя, «поит» его пресной водой (ымисекук). Обряд посвящения добыче зверя. Жертвоприношения «духу» моря кусочков медвежьего мяса за удачный исход охоты. После варки мясо медведя выкладывают на блюдо (каюкак), шаман шепчет заклинания с пожеланиями «удачи» будущим охотникам. Затем начинаются угощения и поедание мяса.

На второй день мужчины несут в родовой жертвенник череп зверя, заклинаниями, уговорами оповещают, что медведь добыт не для забавы, а для благополучия людей. Праздник продолжается несколько дней. Хозяин играет на бубне, поет, импровизирует сценки из охоты во льдах. Во время праздника никто не выходит из жилища и не занимается охотой. Этот древний обычай сохранился и в наши дни.

Зимние личные праздники коряков, чукчей: «нерпичий пузырь», «деревянный кит», «поднятие тяжестей», «встреча оленьего стада», «охотник, добывший зверя». Существовали обряды «исцеления больного», «посвящения в охотники», «управления ветром», «возвращения солнца». Они отличались от коллективных промысловых праздников культово-магической окраской.

«Семейные» праздники эскимосов включали обряды «чистого жилища», «удачной охоты». «Семейные» и «личные» праздники проводились в зимние месяцы. Семейные праздники отличаются длительностью, выбором места проведения, количеством обрядов (3-4), торжественностью, насыщенностью ритуалов. Главное действующее лицо в обряде - шаман или старейшина селения. Обряды, ритуальные действия носят религиозную и вместе с тем духовно-эстетическую направленность. Педагогическая значимость семейных праздников заключается в том, что полученный на них опыт поведения дети могли перенести в повседневную жизнь.

Среди наиболее известных элементов национальной культуры в новых условиях выступают праздники, которые хорошо знакомы большинству жителей Северо-Восточного региона - «Хэбденек», «Бакылдыдяк», «Праздник Кита», «Праздник молодого оленя», «Праздник забоя оленей». Дважды в Магаданской области проводился праздник- фестиваль творчества народов Севера «Холиа», в г. Анадыре ежегодно проводится «Праздник - фестиваль корюшки», который завоевал огромные зрительские симпатии, в том числе и зарубежных гостей.

К сожалению, вследствие ускорения ассимиляционных процессов коренных малочисленных народов традиции, ритуалы, обряды, которые должны способствовать нормированности, регуляции и обновлению культурного пространства этноса в историческом развитии, перестали быть значимыми для современных аборигенов. Результаты проведенного нами исследования среди студентов свидетельствуют о негативных тенденциях освоения праздничной культуры коренными народами. Более половины опрошенных (из 24 человек) не знают традиций, праздников и не соблюдают их. На вопрос, знаете ли вы национальные традиции, праздники своего народа, семьи? ответили - не знают, не соблюдают : (Ольский  ОС— район - 52 %, Северо-Эвенский район - 34,6 %, Анадырь - 30 %); знают народные праздники (Ольский район - 9,1 %, СевероЭвенский район - 17 %, Анадырь - 29 %); знают обряды (Ольский район - 0,8 %, Се- веро-Эвенский район - 2,2 %, Анадырь - 4 %), приносят жертвоприношение природным богам, стихиям (Ольский район - 1 %, Северо-Эвенский район - 6 %, Анадырь - 15 %). Знаете народные танцы - Анадырь - 12 %; Ольский район - 8 % .

Вопрос: соблюдаете ли вы традиции и обычаи вашего народа?
(В опросе участвовали студенты 3-4-го курсов заочной формы обучения СевероВосточного государственного университета, жители г. Магадана, Ольского и Северо-Эвен- ского районов).
Нет - ответило 56 % человек; да - 30,7 %; затрудняюсь ответить - 12,7 %.

В современных условиях назрела необходимость ознакомления подрастающего поколения с традиционными праздниками в общеобразовательных учреждениях, осознания важности использования фольклорного начала в качестве оздоровляющего компонента этнической культуры, что позволит человеку гармонично сосуществовать с миром природы.

К сожалению, в ныне действующих учебных программах учащихся начальных классов народные праздники представлены незначительно. Кроме того, 56 % учащихся начальных классов национальной школы показали низкий уровень знания народных традиций.

Анализ анкет студентов позволил выделить основные проблемы в данном направлении, требующие решения:

1. Из-за того, что жители малочисленных чукотских поселков имеют информацию о воспитании детей в любой соседской семье, то многие родители испытывают комплекс, который проявляется в недоверии разглашения семейных традиций и проблем. Поэтому педагогам ДОУ и школ приходится проводить убедительно-разъяснительную работу с родителями о целесообразности выхода из трудной ситуации в воспитании детей.

2. Соблюдение семейных традиций в основном проявляется со стороны пожилых или обучающихся в вузе или колледже молодых родителей.

3. Методическое сопровождение по вопросам традиционной культуры в семьях чукотских поселков обеспечено в основном специалистами органов районного управления образования, работа которых построена на добровольных началах.

4. Партнерское сотрудничество ДОУ и школы по проблеме народной культуры налажено с такими социальными институтами, как реабилитационные организации, отдел семьи районного или городского управления образования, центр развития детского творчества г. Анадыря, Музейный центр Чукотского автономного округа «Наследие Чукотки», ДЮСШ, детской библиотекой, клубы. Однако из-за отсутствия в поселках научных центров и отдаленности расположения от г. Анадыря наблюдаются трудности в построении партнерских отношений с перечисленными структурами.

5. Следует отметить и то, что в беседах, творческих сочинениях у студентов 4-го курса заочной формы обучения педагогического факультета Северо-Восточного государственного университета уточнялись представления о традиционной празднично-обрядовой культуре древних малочисленных народов. Было отмечено, что студенты практически не используют полученные в университете знания о культуре малочисленных народов, многие из них равнодушны к играм, традициям, обрядам и обычаям северных народов, хотя некоторые студенты являются участниками-зрителями массовых летних производственных праздников чукчей и эвенов. Особо необходимо подчеркнуть, что там, где праздники сохраняются, это во многом заслуга педагогов, работников областных центров народного творчества и досуга, оценивших их высокий гуманный смысл и нравственное значение.

Приобщение к народным традициям способствует конструированию деятелями культуры, преподавателями вузов, учителями, воспитателями и родителями единого процесса социализации на основе национальных и общечеловеческих ценностей путем освоения ребенком позиции субъекта в народной празднично-игровой культуре; определение эффектных педагогических условий приобщения к ней, воссоздание и преобразование праздничных средств с учетом народности и современности.

Исследование показало, что некоторые праздники народов Севера сохранились, продолжают существовать, но нуждаются в специальных проектах воспроизведения. Полагаем, что традиционные праздники, организованные в новое время и в новых условиях, уже будут инновацией.

По нашему мнению, работа по воссозданию праздничной культуры коренных народов должна вестись по следующим направлениям:
1. Отбор содержания регионального компонента на основе особенностей региона и включение его в празднично-образовательные программы.
2. Накопление знаний традиционных этнических календарных праздников в свете экологического и эстетического воспитания детей и молодежи.
3. Сохранение фонда традиционной праздничной культуры древних народов.
4. Возрождение этническими фольклорными ансамблями сценической реконструкции летних и зимних традиционных праздников.
5. Создание условий для перерастания праздника в ежегодное всенародное коллективное обрядовое действие восстановления гармонии с природой.
6. Организация и проведение конкурсов взрослых и детских фольклорных коллективов, семейных номеров, блюд национальной кухни, рисунков, вышивок, книжных ярмарок, участие в традиционных подвижных играх.

Библиографический список

1. Автонова И.В. Праздники и игры науканских эскимосов и чукчей / И.В. Автонова // Региональные проблемы образования, родные языки, традиционная культура народов Чукотки. - Анадырь, 1993. - Ч 2.- С. 42-52.
2. Доржеева В.В. Женщины северной цивилизации : монография / В.В. Доржеева. - Магадан : Изд-во СВГУ, 2009. - 261 с.
3. Железная М.П. Возрождение национальной культуры, народных обычаев, традиций эвенов / М.П. Железная // Северо-Восток России: проблемы экономики и народонаселения. - Магадан, 1998. - Т. 2. - С. 36-37.
4. Кузнецова В.Г. Материалы по праздникам и обрядам амгуэмских оленных чукчей / В.Г. Кузнецова // ТИЭ. - М. ; Л., 1957. - Т. 35. - С. 318.
5. Праздники и обряды народностей Чукотки / сост. М.К. Такакава. - Магадан : Магадан. кн. изд-во, 1990.
6. Современные проблемы социокультурного развития коренных малочисленных народов Севера: монография / науч. ред. Е.М. Кокорев. - Магадан : Изд-во СВГУ, 2009. - 265 с.
7. Теин Т.С. И было так... : очерки традиционной культуры азиатских эскимосов / Т.С. Теин. - Магадан : Магадан. кн. изд-во, 1992. - 65 с.
8. Фролова А.Н. Праздники коренных народов Крайнего Северо-Востока России: описание популярности в древности праздников с методикой их проведения / А.Н. Фролова. - Магадан : Кордис, 2002. - 142 с.

Вестник Северо-Восточного государственного университета
Магадан 2014. Выпуск 21

Категория: Культура. Общество. Психология | Добавил: x5443x (29.07.2016)
Просмотров: 221 | Теги: праздник | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
...




Copyright MyCorp © 2016