Понедельник, 05.12.2016, 11:32
Высшее образование
Приветствую Вас Гость | RSS
Поиск по сайту


Главная » Статьи » Рынок. Предпринимательство. Бизнес

ТОРГОВЫЙ ОБОРОТ И СПЕЦИАЛЬНЫЕ СУБЪЕКТЫ КОММЕРЧЕСКОГО ПРАВА

Предыдущая страница   Читать дальше

Раздел 2. СУБЪЕКТЫ КОММЕРЧЕСКОГО ПРАВА

ТОРГОВЫЙ ОБОРОТ И СПЕЦИАЛЬНЫЕ СУБЪЕКТЫ КОММЕРЧЕСКОГО ПРАВА

Е.А. АБРОСИМОВА

Абросимова Е.А., кандидат юридических наук, доцент кафедры коммерческого права и основ правоведения юридического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова.

Стратегические задачи выстраивания цивилизованного торгового оборота в Российской Федерации, процессы интегративного развития и глобализации, планируемое вступление страны во Всемирную торговую организацию, безусловно, требуют повышенного внимания к участникам торгового оборота и делают необходимым надлежащее правовое регулирование различных видов субъектов коммерческого права, которые ставят своей целью формирование условий для основных участников торговли.

Структура современного товарного рынка представляет собой совокупность объединяемых договорно-хозяйственными связями звеньев, участвующих в продвижении товара от изготовителя к потребителям <1>. Товарный рынок представляет собой систему субъектов и их отношений (производителей, потребителей, посредников и организаций, обеспечивающих их взаимоотношения).

--------------------------------

<1> Пугинский Б.И. Коммерческое право России. М., 2008. С. 86 - 87.


Торговля, по мнению Г.Ф. Шершеневича, есть "посредничество между производителями и потребителями" <1>. Более широкое определение торговли - деятельность по реализации товаров. Понятие "торговый оборот" является более узким по сравнению с понятием "торговая деятельность". Совокупность юридических сделок, направленных на осуществление посреднической деятельности в ходе реализации товара, - это торговый оборот.

--------------------------------

<1> Шершеневич Г.Ф. Учебник торгового права (по изд. 1914 г.). М., 1994.


Товарооборот предполагает переход права собственности на товар (купля-продажа, поставка) от одного субъекта права к другому непосредственно или при содействии посредников.

Торговая деятельность - деятельность по реализации товара, предполагающая изменение принадлежащего собственнику капитала с товарной формы на денежную и, наоборот, переход права собственности на товар, которая включает в себя следующие процессы:

1) исследование рынка;

2) сбыт изготовителем производимого товара и приобретения его потребителем;

3) посредническую деятельность.

Причем эти процессы могут меняться местами и даже взаимозаменять друг друга в зависимости от конкретных интересов субъектов.

Торговая деятельность начинается задолго до изготовления товара. Постоянно усиливающаяся конкуренция, борьба за новые рынки сбыта, ускорение и совершенствование процессов производства привели к тому, что производитель должен заблаговременно обладать информацией о возможностях сбыта того или иного товара, будущей его цене и планируемой прибыли. Изучение конъюнктуры рынка является важной составляющей торгового оборота.

Маркетинг - деятельность, которая управляет продвижением товара и услуг от производителя к потребителю. Система маркетинга предполагает согласование производства товаров с запросами покупателей и потребностями рынка.

Осуществить маркетинговую деятельность позволяют в том числе и некоммерческие организации (автономные некоммерческие организации, некоммерческие партнерства).

Сбыт изготовителем производимого товара является центральным участком торговой деятельности, на котором происходит непосредственное перемещение товара от одного лица к другому с переходом права собственности. Сбыт выражается в собственно торговом обороте и необходимых сопутствующих организационных операциях (логистике) торгового обращения - договорах перевозки, хранения, страхования, кредитования, расчетов и других, которые оформляют вспомогательные действия.

Одним из важнейших принципов любого предпринимательства является следующий принцип: "прежде чем начинать производство товара, надо организовать его сбыт" <1>.

--------------------------------

<1> Пугинский Б.И. Коммерческое право России. М., 2000. С. 65.


Посредническая деятельность - действия посреднических организаций по приобретению, перераспределению товара или по выполнению отдельных операций с товаром в интересах участников торгового оборота.

Главным субъектом торгового оборота традиционно считается торговое общество или торговец. Во всех торговых кодексах зарубежных стран есть отдельный раздел, посвященный торговым обществам и товариществам (исключение составляет Единообразный торговый кодекс США).

Круг участников торгового оборота обладает своей спецификой: он уже, чем круг субъектов гражданского права. Так, среди юридических лиц различают две основные группы: коммерческие организации и некоммерческие организации <1>. Основную часть участников торгового оборота составляют коммерческие организации, а также индивидуальные предприниматели. Некоммерческие организации участвуют в торговом обороте ограниченно. В основном они выступают в роли покупателей, а не продавцов. Реализовывать товар они могут только в рамках целей, предусмотренных их уставами.

--------------------------------

<1> Там же. С. 36.


Вряд ли можно согласиться с теми исследователями, которые определяют некоммерческие организации как юридические лица, "ставящие перед собой неэкономические задачи" <1>. Более корректным подходом к анализу зарубежного законодательства в отношении этих организаций можно считать перевод их наименования "non-profit", т.е. как бесприбыльные корпорации, но не как непредпринимательские <2>. Структура формирования дохода в этих организациях совершенно иная, чем в коммерческих организациях. Российский закон не только не запрещает некоммерческим организациям заниматься предпринимательской деятельностью, но предписывает занятие предпринимательством для таких организаций в строгих рамках с соблюдением всех законодательных ограничений (Гражданский кодекс РФ <3>, Федеральный закон от 12 января 1996 г. N 7 "О некоммерческих организациях" <4>).

--------------------------------

<1> Козлова Н.В. Понятие и сущность юридического лица, М., 2003. С. 208.

<2> Законы отдельных штатов о бесприбыльных корпорациях в США. (Нормативные акты из собственного архива автора 1993 - 2005 гг.)

<3> Некоммерческой организацией признается юридическое лицо, не имеющее извлечение прибыли в качестве основной цели и не распределяющее полученную прибыль между участниками этой организации (п. 1 ст. 50).

<4> СЗ РФ. 1996. N 3. Ст. 145.


Некоммерческие организации играют значительную роль в развитии российской экономики. Такие некоммерческие организации, как биржи, торгово-промышленные палаты, ассоциации промышленников и предпринимателей, выполняют очень важную функцию формирования и развития товарного рынка в стране. Именно благодаря некоммерческим организациям в торговом обороте происходит становление цивилизованной структуры товарного рынка.

По состоянию на 2009 г. из 4 млн. юридических лиц некоммерческих организаций чуть более 600 тыс. - это 6,5% от числа юридических лиц, значащихся в реестре. Такое же соотношение и в западноевропейских странах. Таким образом, эти специальные субъекты составляют довольно заметный сектор экономики современных государств.

Большинство исследователей коммерческого права относят некоммерческие организации к специальным субъектам торгового оборота, часть из них выступает в роли организаторов товарного обращения.

Цель организаторов торгового оборота не в совершении сделок, а в создании условий и возможностей для совершения торговых операций другими участниками торгового оборота. Эти организации являются коммерческими по своей роли в структуре рынка, по своему торговому предназначению и некоммерческими по своей природе и организационно-правовой форме, так как они создаются не для извлечения прибыли, а для формирования условий для реализации товара другими субъектами.

Характерной чертой развития оптовой торговли в развитых странах стало повышение степени концентрации оптового оборота. В результате крупные независимые оптовые фирмы превратились в организаторов торгового оборота в стране <1>.

--------------------------------

<1> Проект "Стратегии развития торговли в Российской Федерации на 2010 - 2015 годы и период до 2020 года" // http:// www.minprom.gov.ru/ activity/ trade/ strateg/ 0.


Одними из наиболее заметных участников торгового оборота становятся организаторы торгового оборота. Эта группа специальных субъектов коммерческого права является наименее изученной. Современное российское законодательство, регулирующее деятельность этих субъектов коммерческого права, находится в стадии своего становления и характеризуется отсутствием системности, последовательности, единообразия понятийного аппарата. Отдельные организаторы торгового оборота вообще выпали из поля зрения российского законодателя. Неадекватность законодательного обеспечения этой группы участников торгового оборота современным потребностям развития цивилизованного рынка создает многочисленные проблемы в правоприменительной практике.

Важным вопросом для определения правового статуса организаторов торгового оборота является определение их правоспособности. Некоммерческие организации обладают так называемой специальной правосубъектностью. Общая правосубъектность определяется законодательством как возможность совершать любые действия, кроме тех, которые запрещены законом. Специальная правосубъектность, напротив, принципиальное значение придает определению круга тех действий, которые организации разрешены. Это связано с тем, что организация, обладающая такой правосубъектностью, не вправе производить иные, кроме разрешенных, действий. Перечень возможных для такой организации действий приводится в ее учредительных документах или в законе. Именно поэтому специальная правосубъектность имеет еще название "уставная" <1>.

--------------------------------

<1> Нефедов Д.В. О юридической природе банковской правосубъектности // Актуальные проблемы науки и практики коммерческого права: Сб. науч. тр. Вып. 3. СПбГУ, 2000. С. 86.


Разделяя правоспособность на общую и специальную, необходимо иметь в виду тот факт, что в содержание правоспособности входят не конкретные права и обязанности, а лишь потенциальная возможность их приобретения. В этом отношении весьма убедительной представляется точка зрения Н.В. Козловой, которая критикует позицию В. Кудашкина, утверждая, что "при регулировании тех или иных правоотношений субъектов гражданского права, имеющих специальную правоспособность, необходимо правильно понимать юридическую природу их правоспособности и правовое основание - регулируется ли она разрешительным порядком в сфере действия общего запрета или же общедозволительным порядком в сфере действия общего дозволения" <1>. В. Кудашкин имеет в виду, что, с одной стороны, если юридическое лицо, например, получает лицензию на осуществление деятельности, не запрещенной законом, то этой лицензией оно как бы легитимирует (реализует) уже имеющуюся правоспособность. Государство подтверждает факт участия данного субъекта в коммерческом обороте. В этом случае лицензия устанавливает специальную правоспособность, а посему сделки, не соответствующие ее содержанию, могут быть признаны недействительными судом в силу ст. 173 ГК РФ. С другой стороны, если закон запрещает все юридические действия, кроме прямо разрешенных, в этом случае юридическое лицо не легитимирует свою правоспособность, так как наделяется специальной правоспособностью в сфере осуществления только тех действий, которые прямо разрешены. Поэтому сделки, противоречащие содержанию специальной правоспособности в сфере действия общего запрета, являются ничтожными в силу несоответствия закону или иному нормативному акту (ст. 168 ГК РФ). Представляется, что данный вывод не вполне обоснован, поскольку в нем автор смешивает разные правовые явления и понятия. Попытаемся обосновать данное положение.

--------------------------------

<1> Козлова Н.В. Правосубъектность юридического лица. М., 2005. С. 17.


Во-первых, смешиваются понятия специальной правоспособности юридического лица и ограничения правоспособности юридического лица.

Во-вторых, категория правоспособности понимается автором не как юридически закрепленная возможность обладать гражданскими правами и обязанностями, а как совокупность уже существующих субъективных прав: "Правовым основанием специальной правоспособности в сфере общего запрета является... наделение правоспособностью вследствие отсутствия каких-либо прав на юридически значимые действия в данной сфере" <1>.

--------------------------------

<1> Кудашкин В.В. Правовое регулирование международных частных отношений. М., 2004 // СПС "Гарант".


В-третьих, понятие специальной правоспособности субъекта подменяется понятием законности сделки, предполагающим соблюдение конкретных предписаний закона в отношении субъекта, объекта, порядка совершения сделки и т.д. При этом не учитывается, что правила, установленные гражданским законодательством в отношении конкретных сделок с объектами, ограниченными в обороте, одинаковы для всех участников правоотношений, имеющих как общую, так и специальную правоспособность (п. 2 ст. 129 ГК РФ). В силу ст. 168 ГК РФ сделка, не соответствующая требованиям закона или иного правового акта, ничтожна, если закон не устанавливает иное <1>.

--------------------------------

<1> Козлова Н.В. Указ. соч. С. 18.


Наличие специальной правоспособности не следует рассматривать как способ ограничения правоспособности юридического лица в буквальном смысле этого слова. Безусловно, предписанная в законе специальная правоспособность юридического лица в какой-то мере ограничивает правоспособность юридического лица, но это, скорее, не форма ограничения, а специальный механизм регламентации, сообразования статуса различных юридических лиц в зависимости от целей деятельности (коммерческие и некоммерческие) и организационно-правовых форм.

Правоспособность организаторов торгового оборота предполагается целевой (специальной, ограниченной), допускающей их участие лишь в определенном, ограниченном круге коммерческих правоотношений.

Современный ГК РФ смягчил правила о специальной правоспособности для многих видов юридических лиц.

В силу п. 4 ст. 213 ГК РФ некоммерческие организации могут использовать имеющееся у них имущество лишь для достижения целей, указанных в их учредительных документах, а извлечение прибыли не может являться основной целью деятельности некоммерческой организации в соответствии с нормами п. 1 ст. 50 ГК РФ, т.е. некоммерческие организации участвуют в хозяйственном обороте "ограниченно" <1>.

--------------------------------

<1> Пугинский Б.И. Коммерческое право России: Учебник. 2-е изд. М., 2006. С. 56.


Отсюда следует вывод, что некоммерческие организации участвуют в торговом обороте в качестве специальных субъектов, целью которых является не совершение сделок, а создание условий для совершения сделок другими участниками торгового оборота.

Эту деятельность необходимо отличать от собственно коммерческой деятельности, связанной именно с куплей-продажей товаров ради получения прибыли.

Иными словами, по формальному признаку некоммерческие организации не преследуют цель получения прибыли, а по функциональному признаку они являются организаторами предпринимательского (в том числе коммерческого) оборота <1>.

--------------------------------

<1> Там же. С. 57.


Эти организации являются коммерческими по своей роли в структуре рынка, по своему торговому предназначению и некоммерческими по своей природе и организационно-правовой форме.

К таким непредпринимательским по целям деятельности организациям относятся, в частности, товарные биржи, объединения юридических лиц в форме ассоциаций и союзов, торгово-промышленные палаты и др. Особенности участия этих организаций в торговой деятельности, торговом обороте будут рассмотрены более подробно далее.

Таким образом, основной функцией таких специальных субъектов в торговом обороте является осуществление непредпринимательской по своим целям деятельности, направленной на содействие профессиональным участникам торгового оборота (предпринимателям, коммерсантам) в продвижении товаров от производителей к потребителям.

Функции в самом общем виде можно рассматривать как назначение и смысл существования системно организованных объектов. Любое системное исследование должно быть ориентировано на познание "функционального назначения", роли и эффективности воздействия системы на среду. Исходя из этого функциями юридических лиц можно считать основные направления их деятельности по решению стоящих перед ними задач.

Следует отметить, что исследование функций субъектов торгового оборота позволяет определить не только роль субъекта в регулировании торговой деятельности, но и возможности для содействия повышению эффективности торгового оборота в целом. Соглашаясь с мнением о том, что функции выражают основное назначение объекта, нельзя вместе с тем принять взгляд на функции как на цели использования права, так как при этом утрачивается указание на объекты, в отношении которых выполняются соответствующие функции <1>.

--------------------------------

<1> Пугинский Б.И. Теория и практика договорного регулирования. М., 2008. С. 100.


Компетенция субъектов, организующих коммерческую деятельность, как правило, является специальной. Специальный характер их правоспособности дает возможность в первую очередь осуществлять защиту прав и интересов участников торгового оборота и обеспечивать нормальную работу их на товарных рынках.

Организаторы торгового оборота в целом выполняют важнейшую функцию в товарном обороте - регулирующую. Они организуют нормальную работу, создают условия и возможности для совершения субъектами торговых операций, порождая инициативу и интерес к дальнейшей деятельности. В частности, решают одну из важнейших проблем, от которой зависит становление и развитие торгового оборота России, - проблему организации сбыта произведенных товаров, что ведет к налаживанию устойчивых торгово-хозяйственных связей, совершенствованию структуры и инфраструктуры рынка, имеет решающее значение для более полного использования возможностей российской экономики, что должно способствовать ее успешному развитию.

Оказание содействия основным участникам торговли - изготовителям товаров и торговым организациям в осуществлении сбыта и снабжения является основной задачей организаторов торгового оборота. Реализация этой задачи может происходить с осуществлением различных функций, свойственных организаторам торговли.

Классификация специальных субъектов торгового оборота может проводиться по разным критериям, но наиболее значимым является тот, который учитывает функции, выполняемые ими в организации торгового оборота.

Исходя из основных этапов торгового оборота, включающих в себя процессы исследования рынка, сбыта изготовителями производимых товаров, приобретения их потребителями и посредническую деятельность, организаторов торгового оборота можно классифицировать в зависимости от тех функций, которые они осуществляют на каждой из этих стадий.

На стадии исследования рынка работают организаторы торгового оборота - маркетологи. Это в основной массе коммерческие организации, основной задачей которых является проведение по заказам изготовителей и оптовых торговых организаций исследований возможностей продаж и рынков сбыта определенных товаров.

Наряду с ними маркетинговые исследования проводят некоммерческие организации. К их числу можно отнести Рекламный совет России, некоммерческие партнерства "Гильдия маркетологов" и "Русбренд", разного рода союзы, ассоциации и объединения, а также саморегулируемые организации. Эти организации обеспечивают предоставление объективной информации о товаре, анализ спроса и предложения на товарных рынках, вовлечение потенциальных потребителей в торговый оборот.

Сбыт изготовителем производимого товара и приобретение его потребителем (материальное и товарное снабжение) является центральным участком торговой деятельности, на котором происходит непосредственное перемещение товара от одного лица к другому с переходом права собственности.

На этой стадии активно работают организаторы торгового оборота - логистики, снабженцы и др. К их числу относятся товарные биржи, оптовые ярмарки, оптовые продовольственные рынки и выставки. Так, основная функция товарных бирж как организаторов торгового оборота состоит в выявлении спроса и предложения и формировании обоснованных рыночных цен на основные сырьевые продукты. Обеспечивая концентрацию спроса и предложения, в условиях рынка товарная биржа становится действенным механизмом выявления реального их соотношения и прогнозов на будущее. Эта функция товарной биржи отмечается многими исследователями в юридической литературе <1>.

--------------------------------

<1> Пугинский Б.И. Коммерческое право России: Учебник. 2-е изд. С. 75; Андреева Л.В. Биржевое право. С. 12, и др.


Что касается оптовых ярмарок и оптовых продовольственных рынков, то их главная задача заключается в создании условий и возможностей для совершения торговых операций другими участниками торгового оборота. Так, оптовые продовольственные рынки - важнейший инструмент рыночной экономики, которые, по мнению ряда авторов, в последние годы становятся лидером среди других организаторов оптовой торговли <1>.

--------------------------------

<1> Пугинский Б.И. Коммерческое право России: Учебник. 2-е изд. С. 59; Елагин Ю.А., Николаева Т.И., Николаева Н.А. Организация коммерческой деятельности в торговле: Учеб. пособие. Екатеринбург, 2002. С. 59, 135.


С функциональной точки зрения отдельную группу в классификации организаторов торгового оборота составляют "инфраструктурные" субъекты торгового оборота: торгово-промышленные палаты, бизнес-ассоциации (к их числу относится Российский союз промышленников и предпринимателей, некоммерческое партнерство "Содружество бумажных оптовиков", отраслевые объединения товаропроизводителей и др.) и бизнес-инкубаторы (некоммерческое партнерство "Национальное содружество бизнес-инкубаторов"). Их основной задачей является формирование современной цивилизованной торговой инфраструктуры и создание благоприятных условий для торговой деятельности, включая вопросы внутренней и внешней коммуникации и вопросы подготовки кадров для торговой сферы.

Анализ законодательства о структуре рынка свидетельствует о серьезных просчетах в ее правовом регулировании. Многие вопросы пока не получили решения. Отсутствие законодательной базы, недостаточность государственной поддержки сдерживают развитие товарного рынка в России <1>. В создании нормативных актов, регулирующих структуру и инфраструктуру товарных рынков, должны принимать участие и организации, представляющие и защищающие интересы предпринимателей, организаторы торгового оборота, - им в этом направлении принадлежит лидирующая роль. Это позволит законам и иным нормативным актам, регулирующим сферу товарного обращения, стать максимально эффективными и отвечающими реальным потребностям экономики.

--------------------------------

<1> Пугинский Б.И. Коммерческое право России: Учебник. 2-е изд. С. 80.


Изучение института организаторов торгового оборота имеет большое значение для научной доктрины. Наличие в российской коммерческой практике специальных субъектов - организаторов торгового оборота - вынуждает специалистов по-новому взглянуть на многие проблемы теории юридического лица. Представляется, что юридическое лицо в современных условиях в определенном смысле утрачивает свое значение как единственно возможный субъект коммерческого оборота. На смену формально-статическому взгляду на юридическое лицо приходят его функционально-деятельностные характеристики. Такие организаторы торгового оборота, как оптовые рынки, ярмарки и выставки, являясь специальными субъектами торгового оборота, в том числе представляют собой особые формы торговли. Формализм законодательства в этой области часто не успевает за динамичным развитием торговых отношений.

Таким образом, организаторы торгового оборота, обладая специальной правоспособностью, играют вспомогательную, но весьма значимую роль, способствующую становлению торгового оборота в России и формированию цивилизованной структуры товарного рынка.

Предыдущая страница   Читать дальше

Категория: Рынок. Предпринимательство. Бизнес | Добавил: x5443 (01.03.2016)
Просмотров: 303 | Теги: коммерческое право | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
...




Copyright MyCorp © 2016