Воскресенье, 31.05.2020, 19:05
Высшее образование
Приветствую Вас Гость | RSS
Поиск по сайту



Главная » Статьи » Образование. Научная деятельность

Тьюторство в образовательном процессе

А.А. Кежов

Тьюторство в образовательном процессе

Модернизация системы высшего образования определила необходимость повышения качества деятельности научно-педагогического состава, применения новых технологий, подходов в сопровождении обучаемого.

Ключевые слова: тьюторство, педагог, образование, технологии.
 

Становление активной жизненной позиции обучаемых как ведущая идея развития системы общего и профессионального образования определяет необходимость концептуального обоснования подходов к определению позиции педагога и обучающего и процесса обучения в целом. Прежде всего изменение обозначенных подходов определяется основными положениями ФЗ «Об образовании в РФ», Концепцией стратегии развитии науки и инноваций, Концепцией профильного обучения. В связи с этим основная проблема образовательной политики - повышение эффективности образовательного процесса через обеспечение развития индивидуальных потребностей обучающихся, развитие у них способностей к выбору с учётом объективной реальности.

Педагогическая деятельность - это специфическая деятельность, которая постоянно развивается и меняется с точки зрения содержания и технологий. Неизменным остается то, что педагогическая деятельность предполагает взаимодействие, сотрудничество педагога и обучающегося. Писк и разработка технологий такого взаимодействия определяет необходимость научно-методического поиска и обоснования новых подходов.

Мы находимся в процессе смены парадигм образования. Уже понятно, что традиционная парадигма себя исчерпала. Трансляция знаний, правда, никуда не делась, она все равно происходит, просто к ней добавляется другое - выращивание культурных норм. И здесь педагог в самом широком смысле слова находится в роли посредника. Но есть и другая парадигма, которая появилась на рубеже столетий - парадигма создания нового, еще не существующего опыта. И тогда педагог попадает в еще одну позицию - выращивания этого нового, а здесь он открыт перед тем, чего сам не знает. Поэтому трудно сказать, какие навыки нам будут нужны завтра. Но педагог не может выращивать в обучаемых то, чего он сам в себе вырастить не может.

В практике накоплен некоторый опыт сопровождения обучающихся, но этот опыт недостаточно, на наш взгляд, систематизирован и требует теоретического обоснования. Педагогический опыт инновационных образовательных организаций показывает, что для разрешения противоречий между целями и средствами образования необходим педагог-наставник, который, опираясь на основные положения теории построения научного знания, современной теории учебной деятельности, готов выявлять познавательные интересы подопечных и сопровождать их развитие. Таким педагогом может стать тьютор, а педагогической технологией - тьюторское сопровождение.

Хотя должностные обязанности тьютора закреплены нормативно (приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 26 августа 2010 г. № 761н), тьюторство как педагогическая технология требует некоторого научно-категориального обоснования и систематизации подходов.

Рассмотрим некоторые подходы к исследованию тьюторских технологий сопровождения обучающихся.

Педагогическая деятельность по своей сути является развивающейся и, будучи социальным инструментом, не может оставаться неизменной. Содержание педагогической деятельности в разные исторические эпохи постоянно изменялось. Цели педагогической деятельности определяются спецификой той модели, которая реализуется. И. Г. Фомичева выделяет теоцентрическую модель (опора на ценности творческого саморасскрытия, самореализации личности), социоцентрическую (воспитание как подготовка к выполнению социальных ролей), натуроцентрическую (следование индивидуальной природе человека) [8].

И. Ю. Алексашина отмечает, что гуманизация образования меняет профессиональную позицию педагога, который выступает как «фасилитатор» и принимает ученика как полноправного участника обсуждения задач, результатов [1].

И. А Колесникова, развивая идеи гуманизации образования, особое внимание уделяет значимости внутреннего и внешнего диалога. Диалоговые отношения предполагают осознание потребности в групповых формах работы, включение учащихся в самостоятельную познавательную деятельность. [5]

Современная педагогика - это система, стремящаяся расширить образовательные возможности для каждого обучающегося и обучающего. В современном образовательном процессе сочетаются адаптивные и инновационные методы реагирования. Такие подходы предполагают рассмотрение педагогической деятельности как профессиональной деятельности в условиях высокой неопределённости. Одним из направлений развития профессиональной деятельности педагога может стать его тьюторская позиция.

Слово «тьютор» переводится как «учитель, преподаватель, наставник, опекун, репетитор». Впервые позиция тьютора введена в XII в. сначала в Оксфордском, а потом в Кембриджском университетах как форма университетского наставничества, с целью создания совершенно новой среды для обучения студентов и формирования новых программ обучения. Должность тьютора была введена для сопровождения образовательного процесса, формирования индивидуальной образовательной программы для каждого студента, консультирования в ответ на конкретные образовательные запросы.

С первых шагов своего развития тьюторство формировалось как особая культура преподавания и обучения. С годами функции тьюторов расширялись. Тьютор осуществлял не только посреднические функции, но и образовательные и воспитательные, при этом сам вёл собственные научные исследования.

Содержательно термин «тьютор» включает такие элементы, как наставничество, преподавание, консалтинг, тренинг, коучинг. Представления о тьюторстве в историческом и организационно-педагогическом контексте учитывают различные особенности:

- как организатор тьютор обеспечивает процесс открытого образования и самообразования, ведёт учебные модули [3];

- как андрагог тьютор является наставником, оказывая помощь взрослым в решении проблем организации обучения [2];

- как фасилитатор тьютор - знающий партнёр, облегчающий процесс обучения[4].

В. В. Максимова, изучая развитие тьюторской позиции, отмечает, что впервые должность тьютора появилась в средневековых университетах для выполнения наставнической функции по отношению к обучающимся и осуществления духовной практики. В дальнейшем тьютор превращается в ассистента, и акцент в его деятельности перемещается на методическую составляющую [6].

В России наставничество развивалось среди домашних педагогов, но по сравнению с тьюторами им явно не хватало корпоративности, открытого образовательного пространства, т.к. существовал только индивидуальный подход к обучаемому. Культура обучения в России того времени и не предполагала таких явлений, как свободное время, независимость, обмен мнениями, общение.

Современные образовательные стандарты усиливают проектно-исследовательское направление. И тьюторская деятельность выполняет консультационную и разработческую (проектировочную) функцию. В современных образовательных организациях тьютор совмещает позиции наставника, ассистента, проектировщика и решает такие задачи, как:

- методические разработки;

- проведение групповых занятий;

- помощь в проведении практических занятий;

- различные формы психологической и педагогической поддержки;

- индивидуальная помощь в решении личных и учебных проблем;

- профессиональное (карьерное) консультитро- вание.

В зарубежной литературе отмечается, что существуют различные представления о функциях и содержании деятельности тьютора.

В условиях дистанционного обучения тьютор - индивидуальный преподаватель студента, взаимодействующий с ним дистанционно. В этой ситуации тьютор организует обсуждение содержания курса, обеспечивает обратную связь, отслеживает успешность студента в выполнении заданий, оценивает качество выполнения заданий, обеспечивает помощь в выполнении заданий, решении организационных вопросов.

В условиях организации индивидуального обучения значимость роли тьютора значительно возрастает. В этом случае тьютор решает не только организационно-педагогические задачи: главным становится коррекционно-педагогическое и социально-психологическое сопровождение обучающего.

К качествам профессионального тьютора можно отнести хорошие педагогические, организационные, коммуникативные и социальные навыки, эрудированность, способность к сотрудничеству, к созданию комфортной среды и др.

В России тьюторская деятельность связана с дистанционным образованием. (1993-1994 гг.). В публикациях этого периода тьюторство рассматривается как разновидность педагогической деятельности. Тьторство характеризует принципиальные положения: тьютор помогает обучающемуся учиться самостоятельно, организует пространство для совместной деятельности, обеспечивает включение в содержание обучения собственного, реального опыта обучающихся, обеспечение сетевого характера обучения [7].

В современных исследованиях тьютору отводится посредническая роль между педагогом и обучающимся, организаторская функция в индивидуальном обучении. С учётом изменения профессиональных стандартов усиливается новая позиция взрослого, который помогает осуществлять проектирование индивидуального образовательного маршрута, что также является функцией тьютора.

Особым направлением современной образовательной практики, которая не может развиваться без тьюторского сопровождения, является дистанционное образование. В этом случае тьютор, являясь помощником преподавателя, выполняет более организационную и посредническую функции, нежели педагогическую.

Ещё одной функцией современного тьютора является деятельность, направленная на раскрытие потенциальных возможностей студента, т.е. модерирование. Процесс модерирования включает применение социальных технологий, направленных на свободную коммуникацию, обмен мнениями, актуализацию внутреннего потенциала, принятие обоснованных решений.

Кроме функциё модератора, тьютор выполняет функции супервизора. Супервизия включает в себя профессиональное консультирование, исключающее формальную оценку и контроль; создание комфортных условий для субъектов профессиональной деятельности; исправление профессиональных ошибок.

Представленный анализ позволяет определить тьюторскую деятельность как особый вид педагогической деятельности, предусматривающей выполнение различный функций и ролей для обеспечения единства обучения, самообразования и самовоспитания обучающихся. Для выполнения этих функций тьютор использует специальные взаимосвязанные и дополняющие друг друга технологии: проектная деятельность, технология работы с портфолио, консультирование, тренинговые технологии, технологии профильных и профессиональных проб, информационные технологии. Развивающий потенциал тьюторских технологий можно определить как систему, позволяющую формировать у обучающихся способности самостоятельно реализовывать свой потенциал и решать различные практические задачи в различных жизненных ситуациях.

Список литературы

1. Алексашина, И. Ю. Педагогическая идея: зарождение, осмысление, воплощение. Практическая методология решения педагогических задач. - СПб.: Спелит, 2000. - 223 с.
2. Амоношвили, Ш. А. Размышления о гуманной педагогике. - М.: Изд. дом Ш.А. Амоношвили, 1995. - 496 с.
3. Арсеньев, А. М. Основные направления творческих поисков учителей в связи с переходом на новые программы. - М.: Знание, 1970. - 97 с.
4. Белякова, Н. Ю. Исторический опыт тьюторства в британской школе // Высшее образование сегодня. - 2006. - № 8. - С. 64-68.
5. Грачёв, Ю. А. Тьютерские технологии обучения студентов в российских и зарубежных вузах. - Орел: Издательство Орловского государственного университета, 2015. - С. 178-181.
6. Грачёв, Ю. А. Тьютерская деятельность преподавателя вуза: тендеции становления. - СПб.: Издательство Санкт-Петербургского университетского консорциума, 2015. - С. 156-160.
7. Колесникова, И. А. Педагогические цивилизации и их парадигмы // Педагогика. - 1995. - № 6. - С. 84-89.
8. Максимова, В. Н. Системно-комплексная диагностика как звено управления качеством школьного образования // Школьные технологии. - 2006. - № 4. - С. 171-173.
9. Сериков, В. В. Личностно-ориентированное образование // Педагогика. - 1994. - № 5. - С. 16-21.
10. Фомичева, И. Г. Модели педагогической деятельности: опыт систематизации : монография. - Тюмень: Издательство Тюменского госунивеситета, 1997. - 256 с.

Источник: Научно-теоретический журнал «Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России» № 2 (78) 2018 г.


Категория: Образование. Научная деятельность | Добавил: x5443 (09.05.2020)
Просмотров: 33 | Теги: тьюторство | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
...




Copyright MyCorp © 2020 Обратная связь