Вторник, 20.08.2019, 04:54
Высшее образование
Приветствую Вас Гость | RSS
Поиск по сайту



Главная » Статьи » Культура. Общество. Психология

ТИПЫ СОЦИАЛЬНО-РОЛЕВОГО ПОВЕДЕНИЯ ЛИЧНОСТИ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ, ПРОХОДЯЩИХ СЛУЖБУ ПО ПРИЗЫВУ

Л.Б.Михайлова
ФАДЕЕВА В.В.Фадеева, доктор педагогических наук, профессор, профессор кафедры административно- правовых дисциплин и информационного обеспечения ОВД Калининградского филиала Санкт-Петербургского университета МВД России

ТИПЫ СОЦИАЛЬНО-РОЛЕВОГО ПОВЕДЕНИЯ ЛИЧНОСТИ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ, ПРОХОДЯЩИХ СЛУЖБУ ПО ПРИЗЫВУ

Социально-ролевое поведение, индивид, личности военнослужащих по призыву, военная служба, эксперимент.

Статья посвящена психолого-педагогическим условиям формирования статусно-ролевых отношений личности военнослужащих, проходящих службу по призыву. В результате изучения отношений таких военнослужащих в новой воинской среде авторами выделено пять типов социально-ролевого поведения личности. Выделенные типы являются гипотетическими и служат основанием для последующего эмпирического подтверждения их содержательных характеристик.

 
В настоящее время в условиях формирования Вооруженных сил и Военно-морского флота ведущей ценностью становится личность военнослужащего. Это предъявляет высокие требования к психолого-педагогической компетентности командиров всех уровней, особенно в части, касающейся знаний о сущности, структуре и индивидуально-психологических характеристиках личности воина, а также его статусно-ролевом поведении.

В результате изучения психолого-педагогических условий формирования статусно-ролевых отношений личности военнослужащих, проходящих службу по призыву, в новой воинской среде нами выделено пять типов, позволяющих проверить высказанные предположения исследования. Все исследуемые военнослужащие в период обследования проходили воинскую службу по призыву и проживали в условиях казарменного общежития. Основанием для выделения психологических типов послужил методологический анализ «заданности» и «создаваемости» статуса, а также учет стремлений индивида, его индивидуально-психологических особенностей и особенностей первичной социальной среды воспитания. Выделенные типы социально-ролевого поведения личности военнослужащих являются гипотетическими и служат основанием для последующего эмпирического подтверждения их содержательных характеристик. Итак, выделим пять типов личности военнослужащих, проходящих службу по призыву.

1. Зависимый тип военнослужащих, вечный помощник. У испытуемых данного типа наблюдается преобладание пассивной личностной позиции. В отношениях с авторитетными личностями проявляется зависимость. Также для военнослужащих данного типа характерны такие черты, как повышенное внимание к тонким проявления эмоциональной жизни, высокая чувствительность, сентиментальность, душевная ранимость, отрицание грубости.

У личностей данного типа одними из ведущих потребностей являются потребности в заботе, понимании, любви, доброжелательном отношении к себе. Для них характерен пессимистический взгляд на мир. Данные военнослужащие часто эмоционально неустойчивы: «...для этого типа характерен фатализм, т.е. тенденция полагаться на то, как все «само собой складывается», «куда кривая вывезет», и «как повезет», нежели самим пытаться повлиять на судьбу» [1].

Такие особенности могут быть объяснимы тем, что среди военнослужащих обозначенного типа много сирот, а также лиц из неблагополучных семей, находившихся в условиях семейной депри- вации. Данные представители, как правило, выбирают в качестве товарищей военнослужащих с лидерским потенциалом, соглашаясь на зависимую от них позицию. Склонны к копированию поведения бунтующего типа (протеста с экзальтацией, агрессивностью, активным самоутверждением). Быстро вживаются в новые социальные роли.

Поведение данного типа часто неверно трактуется командирами как бунтарское. Однако на самом деле это поведение носит демонстрационный характер. Данные личности стремятся производить впечатление на людей. Как отмечает Л.Н. Собчик, «.высокий уровень притязаний сочетается с потребностью в ощущении причастности к интересам группы, эгоистичность - с альтруистическими декларациями, агрессивность - со стремлением нравиться окружающим» [1].

У личностей данного типа самооценка низка и неустойчива. Часто могут проявляться сомнения, неуверенность. Военнослужащие данного типа часто склонны к самокритике, постоянно испытывают эмоциональное напряжение. При стрессовых ситуациях для них нередко характерны необдуманные поступки, ориентация на более сильных военнослужащих, употребление алкоголя и легких нар - котиков. Коррекция поведения данных военнослужащих должна проявляться в поощрении и поддержке, должна быть направлена на повышение их самооценки, формирование уверенности в себе, формирование самостоятельности мышления и стрессоустойчивости. С военнослужащими данного типа эффективны упражнения, направленные на релаксацию.

Для юношей этого типа характерны, сердечные заболевания, а также травмы и ушибы. Виды спорта предпочитают не соревновательные, например пауэрлифлинг.

Для личностей зависимого типа характерно набивание татуировок с воинской тематикой.

При благоприятных условиях развития личности представителей выделенного нами типа к концу воинской службы сглаживаются демонстративные реакции поведения. Эмоциональный фон несколько снижается. Они приобретают такие черты как спокойствие, уравновешенность и рассудительность. Потребность в более сильном лидере рядом с собой еще может оставаться.

2. Военнослужащий с бунтарским духом, тип потенциального лидера. Для военнослужащих этого типа характерны следующие личностные характеристики: проявление неконформности, стремление к власти. Потребность к обретению статуса, признания, склонность искать ситуации соперничества, лидерский потенциал. Для молодых людей данного типа характерны такие черты, как импульсивность, нетерпеливость, склонность к риску, высокий уровень притязаний. Практически сразу они демонстрируют активную личностную позицию. Юноши такого типа раскованы в общении. Для них характерны низкая подчиняемость и активное стремление к независимости. Предпочитают доминировать, болезненно переживают, когда ими начинают командовать. Молодые люди данной категории ранимы и вспыльчивы, при грубом отношении к себе со стороны командиров и старшин, могут проявлять протест, агрессивность. Данные проявления часто неверно трактуются командирами как проявление строптивости и неуважения к старшим. «Императивные способы воздействия по отношению к этим людям и авторитарный тон могут натолкнуться на заметное противодействие, особенно если пытающийся манипулировать индивидом лидер не пользуется должным авторитетом и не вызывает у данной личности эмоций уважения, восхищения или страха» [1].

Военнослужащие обозначенного типа стремятся к постоянной новизне, «монотония нагоняет на них сонливость, стереотипный тип деятельности - скуку». Проживание в жестких рамках казарменного общежития приводит к обостренной потребности в независимости. Юноши предпочитают соревновательные виды спорта, например футбол, греко-римскую борьбу, панкратион.

Длительные условия проживания и воспитания по авторитарному типу могут приводить к тому, что у этих личностей проявляются психосоматические заболевания. Для военнослужащих такого типа характерен шейный остеохондроз. Об этом свидетельствует анализ медицинских карт испытуемых данной категории. Представители этого типа нередко демонстрирует завышенную самооценку, однако это повышение компенсаторное, в действительности она низка и неустойчива. В качестве психологической защиты выбирают протест с экзальтацией, браваду. Часто имеют обостренное чувство гордости.

Необходимо отметить, что для военнослужащих данного типа самым тяжелым и переломным периодом являются шесть месяцев службы. Так как в этот период у них идет активный процесс самоутверждения. Именно в этот период у военнослужащих наблюдается высокий процент нарушения дисциплины и Воинского устава. Директивные способы воздействия (воспитания) на военнослужащих такого типа могут привести к закреплению девиантного паттерна поведения и, как следствие, к совершению ими противоправных поступков.

Молодым людям данного типа необходимо вовремя и правильно сформировать психологические условия их самореализации. В таких условиях у них может проявляться свободный творческий подход 106 к решению проблемных и сложных ситуаций. Психологическое сопровождение играет особо важную роль в процессе формирования личности выделенного нами бунтарского типа военнослужащих. В значимый для них период становления необходимо сохранить индивидуальность военнослужащих. Индивидуальная работа и работа в малых группах являются эффективными средствами воздействия на такие личности. Вовремя запущенный процесс самоанализа и переосмысления своих личностных качеств и поступков задает верное направление личностного развития юношей. При условии достижения высокого морально-нравственного уровня и эмоциональной зрелости у военнослужащих этого типа к завершению годичной службы формируются устойчивые лидерские позиции и такие черты, как настойчивость, упорство, целеустремленность.

3. Конформный тип военнослужащих. Данному типу личности военнослужащих присущ высокий уровень самоконтроля и следующие личностные характеристики: высокая исполнительность, ориентация на правила и инструкции, сдерживание активной самореализации, контроль над агрессивностью, гиперсоциальная направленность интересов, инертность в принятии решений, избегание серьезной ответственности по причине страха не справиться [1].

У юношей данного типа на протяжении всего периода службы наблюдается повышенный уровень нервно-психического напряжения. Данное состояние накладывает свой отпечаток на поведение представителей данного типа. Они очень сдержаны в проявлении эмоций, осторожны в своих высказываниях. В общении проявляют осторожность и осмотрительность, придерживаясь четких инструкций и твердых правил. В казарменном общежитии такие военнослужащие пассивно усваивают неформальные «правила» и установки старослужащих. Не склонны анализировать свое поведение и ситуации, в которые они попадают. Стиль мышления конформного типа военнослужащих можно охарактеризовать как «... инертный, несколько догматический с опорой на существующие общепринятые точки зрения, лишенный свободы, независимости и раскованности» [1].

У командиров данная категория военнослужащих числится на хорошем счету, так как они всегда исполнительны, умеют подчиняться установленному порядку и следовать установленным инструкциям и директивам.

К употреблению алкоголя и нар - котиков такие военнослужащие относятся негативно. Это объяснимо добросовестно усвоенными ими в начале службы нормами поведения в казарменном общежитии и заданными правилами существующей в данной субкультуре. Представители этого типа военнослужащих могут проявлять осуждение поступков других военнослужащих (тип потенциального лидера) с точки зрения морали. Данные личности не склонны вступать в конфликты. Часто выбирают стратегию избегания.

Психологическое сопровождение военнослужащих данного типа не носит систематического характера. Это обусловлено тем, что поведение данных личностей является социально желательным. Однако юноши-конформисты часто имеют высокий уровень агрессивности, который они направляют внутрь себя (самоагрессия).

Психосоматическим проявлением у данного типа личности являются гастроэнтерологические заболевания.

В процессе прохождения воинской службы могут хорошо зарекомендовать себя ответственными исполнителями. К концу службы конформисты четко ориентированы на воинские ценности. Но такая ориентация является пассивно усвоенной. Нередко в этот период представители конформистов пытаются применять жесткие воспитательные меры к вновь прибывшим военнослужащим.

4. Военнослужащий «наблюдатель-пессимист». Данный тип личностей относится к обособленному типу военнослужащих. Им свойственна интровертированность, склонность к раздумьям, к одиночеству, уходу в мир мечтаний и фантазий. Данные военнослужащие имеют аналитический склад ума, эстетически ориентированы.

Как отмечает Л.Н. Собчик, «личностям этого круга труднее адаптироваться к обыденным формам жизни, прозаическим аспектам быта. Индивидуальность у них настолько выражена, что прогнозировать их высказывания и поступки, сравнивая с привычными стереотипами, фактически бесполезно. У них недостаточно сформирована рациональная платформа, базирующаяся на житейском опыте, они больше ориентируются на свой субъективизм и интуицию» [1].

Представители данного типа крайне обидчивы, склонны к «застреванию» на негативных переживаниях. Нередко преувеличивают важность проблем, проявляют чрезмерные реакции. Имеют высокий уровень тревожности и склонность к сомнениям. Адаптация данных военнослужащих проходит сложно. Пессимисты склонны к философским размышлениям и рефлексии. Не терпят грубого отношения к себе, воспринимая это как насилие над личностью. У представителей этого типа отмечается заниженная самооценка.

Коррекционная работа с военнослужащими- пессимистами должна быть очень тонкой, ювелирной. Необходимо создание таких психологических условий, в которых данные личности воспринимали бы коррекционную работу с ними как эмоциональное сопереживание, а психологическое сопровождение воспринималось бы как углубленный анализ их собственных мыслей. К концу прохождения службы при благоприятных условиях у представителей данного типа наблюдается снижение пессимистического настроения и негативного восприятия действительности.

Выделенная нами категория военнослужащих- пессимистов в дальнейшем может вполне адаптироваться к воинской службе при условии формирования устойчивой жизненной позиции и перспектив карьерного (служебного) роста.

5. Военнослужащий «озлобленного типа». У военнослужащих данного типа есть стремление к власти, к доминированию. Проявляется явная дисгармония личности и дезадаптивные состояния. Данные личности в референтной группе претендуют на лидерство, склонны яро отстаивать свою точку зрения. Часто вступают в конфликты. Демонстрируют соперничество, ревнуют к чужому успеху. Часто проявляют агрессивные реакции, которые впоследствии объясняют как защитные, вынужденные действия в ответ на враждебность и недоброжелательность тех, кто вызвал эти реакции. Злопамятны. «Не прощая обид, лица этого типа могут реализовать свою месть длительное время спустя и весьма жестоким образом» [1]. Склонны к обвинительным реакциям, не признают своей вины. Как правило, полностью не приемлют систему воинской службы. Среди представителей этой категории много военнослужащих из неблагополучных семей. У военнослужащих озлобленного типа часто имеются проблемы с законом в регионах, откуда они прибыли.

Надо отметить, что представители группы военнослужащих озлобленного типа часто не проходят службу до конца.

На начальном этапе эксперимента (начало прохождения службы) доля зависимого типа военнослужащих составляет 34,8%. Это большая часть от всего состава испытуемых. Такое количество обусловлено процессом адаптации военнослужащих и социальными характеристиками контингента, поступающего на службу. В этой группе больше всего военнослужащих из категории сирот, не работавших и не учившихся в специальных учебных заведениях до призыва.

Группа военнослужащих «конформистов» в начале службы по количеству занимает второе место - 25%. Это обусловлено пассивным отношением к военной службе и формальным отношением к уставным правилам и нормам военной службы.

Третье место - 22,8% - занимают военнослужащие из группы «лидеров». В эту группу попадают испытуемые из материально обеспеченных семей и имеющие постоянные денежные поступления. Здесь на начальном этапе эксперимента, который совпадает с началом воинской службы, в личностных отношениях выступает на первый план не сама личность военнослужащего, а наличие у него денежных средств.
13% составляют военнослужащие из группы «пессимистов». Данная категория военнослужащих имеет ряд запущенных психологических проблем, которые они переносят из своей гражданской жизни. Эти неэффективные поведенческие стратегии являются базовой основой для статуса их личности в воинской среде.

Самый меньший процент - 4,3% - составляет тип «озлобленных» военнослужащих. Они являются самым трудным в воспитательном отношении и мало поддающимся воздействию контингентом.

Таблица 1.
Распределение количества военнослужащих по типам личности в начале и в конце прохождения службы

На конечном этапе эксперимента (конец прохождения воинской службы) происходят, как правило, количественные изменения среди испытуемых. В нашем случае из 92 военнослужащих осталось 72. Из общего числа военнослужащих, участвовавших в эксперименте, на конец прохождения службы осталось 28 человек (38,9%) «зависимого» типа. Из этой категории за период эксперимента перевелись в другие воинские подразделения с целью дальнейшего прохождения службы по контракту 8 человек.

Количество военнослужащих из категории «конформистов» на конец прохождения службы составило 20 человек, что составляет 27,8%. Из данной группы за год ушло 3 человека. «Лидеров» на конец службы осталось 17 человек - 23,6%. Из этой группы выбыли 4 человека. Из группы «пессимистов» выбыла половина военнослужащих - 6 человек. Это 50% от общего количества респондентов. Осталось 6 человек, что составило 8,3%. В группе «озлобленного» типа остался один человек, что в процентном соотношении составило 1,4%. Трое военнослужащих ушли из военной системы «по статье».

Рис. 1. Распределение военнослужащих по типам на начало

Рис. 2. Изменение количества испытуемых по типам на конец прохождения службы
 
Библиографический список:

1. Собчик Л.Н. Диагностика индивидуально-типологический свойств и межличностных отношений. Практическое руководство. СПб: Речь, 2013. 96 с.

Источник: Научно-теоретический журнал "Вестник Калининградского филиала Санкт-Петербургского университета МВД России". № 4 (50) 2017.


Категория: Культура. Общество. Психология | Добавил: x5443 (18.07.2019)
Просмотров: 27 | Теги: военнослужащий | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
...




Copyright MyCorp © 2019 Обратная связь