Вторник, 22.10.2019, 19:04
Высшее образование
Приветствую Вас Гость | RSS
Поиск по сайту



Главная » Статьи » Культура. Общество. Психология

ТИПОЛОГИЯ ПРАЗДНИКОВ БЕЛЬГИИ: ФИЛОСОФСКО-КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ

А. Н. Мясников

ТИПОЛОГИЯ ПРАЗДНИКОВ БЕЛЬГИИ: ФИЛОСОФСКО-КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ

Автор раскрывает типологические особенности праздничной культуры Бельгии как философско-культурологической категории. Делаются выводы о необходимости концептуального подхода к типологической классификации праздника. Даётся полное описание характерных типологических черт бельгийских праздников, исходя из особенностей их проведения, сценарной специфичности, места их проведения. Исходя из проведённых исследований, автор приводит типологическую систему классификации праздников с анализом проблематики праздничной культуры Бельгии и её роли в глобализационных процессах. В статье также анализируется влияние праздничной культуры на социальную интеграцию, консолидацию и инкультурацию социума в полиязыковом бельгийском обществе.

Ключевые слова: праздник, праздничная культура, Бельгия, типология праздника, этнокультурная идентичность.


Для исследования материальной и духовной культуры народов многие учёные используют в своей методологии познания такой феномен, как праздник.

Невозможно обойти праздник и в изучении этногенеза, общественного быта, народного искусства и т.д. Можно с уверенностью сказать, что праздник является универсальным инструментом в изучении и используется многими учёными. Действительно, праздник в своем универсализме представляет огромную ценность для понимания многих факторов проявления динамики и развития общества: исчезновение в потребности праздника свидетельствует об упадке общества, о потере веры, идеологического стержня; и, наоборот, сохранение старых и появление новых праздников - показатель развитого общества, способности сохранять ценности, веру в будущее и процветание.

Свое понимание праздника - празднества - выразил М. М. Бахтин: «Празднество всегда имеет существенное отношение к времени. В основе его всегда лежит определённая и конкретная концепция природного (космического), биологического и исторического времени. При этом празднества на всех этапах своего исторического развития были связаны с кризисными, переломными моментами в жизни природы, общества и человека [1, с. 13-14», а польский учёный К. Жигульский добавляет: «каждый праздник связан с определённой ценностью, иногда высшего порядка, которая является святыней (sacrum) для празднующей группы [5, с. 63]».

На сегодняшний день нет единого толкования понятия «праздник».Например, Т. А. Бернштам дал свое понимание: «Под словом "праздник" обычно подразумевают все сколько-нибудь значительные обряды календарно-хозяйственного и жизненного циклов, в том числе и те, что происходят в будни [2, с. 136]». Что же касается классификаций праздника, то также нет единства в подходах и критериях создания универсальной схемы. По заявлению Д. М. Генкина: «Праздник вообще - такое сложное, многосто- ронное явление, что, очевидно, единой, всесторонней классификации его для всех времён и народов создать невозможно [4, с. 56]». Тем не менее были представлены различные подходы к классификации и типологии, исходя из различных признаков: всеобщие, локальные, личностные [4]; праздничная культура, обрядовая культура, развлекательная культура, игровая культура [3, с. 21-23].

В чём же заключается сложность понимания и определения праздника?

Прежде всего, это обусловлено невозможностью сущностного наполнения определения феномена праздника через исследования в каком-то одном концептуальном направлении. Многие исследователи работали над созданием универсальной формы концептуального подхода к изучению праздника, определив тем самым важные направления познания его природы: философско-культурная (миросозерцательная) концепция (М.Бахтин, А. Белкин, Д. С. Лихачев, Л. С. Лаптева, А. И. Мазаев, А. М. Панченко и другие); игровая концепция (Х-Г. Гадамер, Е. Финк, Й. Хейзинга и другие); рекреативная концепция (Н. И. Мизов, С. Токарев и другие); трудовая концепция (В. Чичеров, В. Пропп и другие); мифологическая (или религиозно-обрядовая) концепция (А. Н. Афанасьев, Ф. И. Буслаев, А. А. Потебня и другие); школа заимствования как разновидность мифологической концепции (Е. Аничков, А. Ве- селовский, В. Миллер и другие); эмпири- ко-описательная концепция (И. Снегирев, А. Сахаров, А. Терещенко и другие).

Типология концептуальных подходов к изучению неотъемлемо связана с классификацией праздников. Одним из пионеров, предложившим классификацию праздников, является И. М. Снегирев, который определял праздник как подвижный и неподвижный с точки зрения фиксированной даты проведения, а также исключительный (по причине особого события), сельский и городской, отечественный и заимствованный. «Само слово "праздник" выражает упразднение, свободу от будничных трудов, соединённую с весельем и радостью. Праздник есть свободное время, обряд — знаменательное действие, принятый способ совершения торжественных действий; последний содержится в первом [7, с. 58]».

Из всех предложенных типологических, концептуальных, классификационных подходов к изучению праздника невозможно выбрать универсальную константу для понимания этого многогранного и многообразного феномена. Проблема кроется также в том, что, несмотря на предпринятую систематизацию, не уменьшается потребность в изучении праздника на основе научного подхода. «Классификация по существенным, а не формальным признакам праздников является на самом деле научно обоснованной типологией. Она основывается на понятии типа как единицы расчленения изучаемой реальности. Эмпирическая ти- пологизация связана со систематизацией и обобщением культурно-исторического опыта формирования праздников, с выявлением устойчивых признаков или групп свойств, свойственных тем или иным праздникам. Теоретическая типологиза- ция предлагает концептуальную модель, понимание объекта как системы со специфическими структурными уровнями организации и системообразующими факторами [6, с. 104—105».

Особое и наиболее важное место в праздничной культуре, несомненно, занимают массовые праздники, которые вбирают в себя различные виды праздничного действа, находясь на стыке жизненных реалий и искусства. Присущие массовым праздникам специфические качества обладают собственной морфологией, что позволяет рассматривать данный феномен исторически и генетически, в процессе зарождения и дальнейшей проекции. Также, с нашей точки зрения, главное качество — это ориентированность на активную вовлечённость аудитории в действо с чередованием разнообразных художественно-выразительных средств, которое определяет состояние праздничности.

Для полноты изучения многообразия праздничной культуры, в частности европейской, в нашем исследовании мы обратимся к рассмотрению, анализу и систематизации праздников в полиязыковом обществе Королевства Бельгия. Культурный пласт этого государства имеет отличительную черту в этнокультурной идентичности, заключающуюся в первую очередь в федерализации, разделении на языковые сообщества и их изолированности между собой в культурных, политических, экономических взаимоотношениях, федеральные органы управления при этом выполняют в основном внешнеполитические и внешнеэкономические функции. Тем интереснее будет понять проблематику бельгийского общества, рассмотрев его через призму типологи- зации праздников на современном эволюционном этапе состояния праздничной культуры.

Один из концептуальных подходов к типологии исходит из предложенной французским этнологом Л. С. Фурньи [8] классификации праздников.

Обозначив этот подход как «диспо- зициальный» (от фр. la disposition — 'расположение'), можно выявить четыре основных направления современной праздничной культуры Бельгии, которые основаны на её детальном изучении и анализе. Эти направления определяются формой и сценарным подходом к реализации праздничного мероприятия. Диспозициальная концепция типологии вбирает в себя понятие места проведения праздника не с точки зрения географического положения, а социального образования обитания и жизнедеятельности социума, такие как город и сельские местность.

Отсюда можно определить типологию праздничной культуры Бельгии так.

1. Праздник «шапито». Праздники, проводимые с использованием установок павильонов, шатров, аттракционов и т.д. В основном это ярмарочные, народные гулянья, базары, которые проводятся как в крупных городах, так и в сельской провинции (например, народные гуляния Ля фуар дe Льеж (La foire de Liege)1 или наиболее известное Гронд Кермесс в Брюсселе (Grande Kermesse de Bruxelles)2).

1 Foire d'Octobre. La foire de Lie ge. URL: https://www.fete-foraine.be/fr/bon-reduction- korting/38/foire-d-octobre-liege
2 Grande Kermesse. La kermesse de Bruxelles Berchem-Sainte-Agathe. URL: https://www.fete- foraine.be/fr/bon-reduction-korting/47/grande- kermesse-bruxelles-berchem-sainte-agathe

Сюда также можно отнести праздники, проводимые по календарному признаку (например, окончание сбора яблок "Fete de la pomme" в провинции Льежа в городе Муля дю Рви (Moulin du Ruy) ).

Все эти праздники отличаются статичностью проведения, привязанного к одному общедоступному месту с точки зрения исторического значения или лёгкости в логистике.

2. Праздник "а л'онсьен" (a I'ancienne). Эта классификация праздников подразумевает реконструкцию исторических событий, образа жизни городской или сельской местности: ремесленных мастеровых с демонстрацией работ кузнецов, ткачей,животноводов, производителей продуктов питания (выпечка хлеба, производство молочной продукции) с возможностью последующей дегустации (например, "Djins d'amon nos otes" в провинции Люксембург в городе Са-Убер (Saint- Huber)), военных баталий разных эпох: от древних рыцарских поединков (например, исторический праздник в феодальном замке Ля Рош-он-Арден (La Roche- en-Ardenne) ), до наиболее крупной формы, такой как реконструкция битвы под Ватерлоо 1815 года .

Праздники этой классификации имеют свою особенность: более детальный сценарный подход; привлечение профессиональных аниматоров, реконструкторов, режиссёров, сценаристов; масштабность вовлечённости участников в про
цесс организации и реализации праздника и проведение вне городов.

3. Праздник-шествие. К этой категории относятся многочисленные карнавальные праздники Бельгии (например, карнавал де Бинч , Квармэ в Мальмеди ), кавалькады , кортеж кошек , кортеж Золотого дерева в Брюгге  и т.д.). Характерность этих праздничных мероприятий заключается в том, что основное действо происходит в движении, чаще всего с использованием механизированных средств передвижения, а также повозок-платформ, передвигающихся с помощью гужевого транспорта.

4. Праздник-искусство. К этой классификации праздников можно отнести все праздничные мероприятия, по- свящённые различным видам искусства (музыка, живопись, скульптура, танцы, театр, флористика, фестивали разной направленности и т.д.). В качестве примера можно привести Кунстенфестивалдэзар (Kunstenfestivaldesarts)  — один из самых крупных фестивалей в Бельгии (танец, театр, музыка, кино, с большим количеством выставок), праздник Ириса (Fete de l'iris a Bruxelles)  [20] и много других, перечисление и описание которых выходит за рамки нашей статьи.

Одними из главных отличительных черт, благодаря приведённой типологи- зации праздников, можно выделить следующие особенности праздничной культуры Бельгии: культурная потребность в индивидуальном и коллективном проявлении творческого начала человека и его самоутверждении; система сохранения норм и ценностей общественных отношений, их консолидация и коммуникация; социально-культурная модель поддержания и сохранения традиций; механизм образно-художественного культивирования символов. Являясь показателем изменений в культурном обществе, а также ключом к культурологическому аспекту изучения общества, праздник отражает происходящие процессы, позволяя рассматривать в единении элементы традиций, передаваемые из поколения в поколение. Правильно выстроенная типология праздников открывает перспективу детальной систематизации изучения роли праздничной культуры в обществе, понимания её как важного элемента вовлечённости и охваченности социума, вне зависимости от социального положения, желания отождествления своей исключительности.

Происходящий процесс глобализации создаёт предпосылки и материал для новых исследований праздничной культуры с использованием различных методологических подходов. Рынок, как главная константа глобализации, стал главенствующим в современном обществе, основной формой жизненных установок. В современной рыночной парадигме, где критерием является коммерческая выгода реализации, праздник сливается с экономическим потреблением, которое, в свою очередь, является стимулирующим фактором развития праздничной культуры. В этих новых реалиях современного общества есть опасность потерять основное значение праздника в развитом обществе, выраженное в функции духовного объединения, примирения и сплочённости людей, нравственного очищения, коллективного самовыражения и вовлечённости в общественные процессы, где наиболее важным является этическое и эстетическое образование нового поколения в получении социального опыта. Не стоит забывать и ещё об одной немаловажной функции праздника: социальная интеграция социума и создание базиса групповой консолидируемости.

Примечания

1. Бахтин М. М. Творчество Франсуа Рабле и народная культура средневековья и Ренессанса. Москва : Художественная литература, 1990. 544 с.
2. Бернштам Т. А. Будни и праздники: поведение взрослых в русской крестьянской среде (XIX - начало XX века)// Этнические стереотипы поведения : сборник статей / АН СССР, Ин-т этнографии им. Н. Н. Миклухо-Маклая ; под ред. А. К. Байбурина. Ленинград : Наука : Ленингр. отд- ние, 1985.
3. Гагин В. Н. Национальные праздники и обряды, или Праздничность как феномен русской культуры. Москва : Профиздат, 2005. 320 с.
4. Генкин Д. М. Массовые праздники : [учебное пособие для институтов культуры]. Москва : Просвещение, 1975. 140 с.
5. Жигульский К. Праздник и культура : Праздники старые и новые. Размышления социолога : [пер. с польского] / [вступ. ст. А. И. Арнольдова]. Москва : Прогресс, 1985. 336 с.
6. Орлов О. Л. Праздничная культура России. Санкт-Петербург : КультИнформПресс, 2001. 159 с.
7. Снегирев И. М. Русские простонародные праздники и суеверные обряды. Москва : Советская Россия, 1990. Часть 1.
8. Fournier L. S. Le patrimoine, un indicateur de modernite. A propos de quelques fetes en Provence. Ethnologie fran^aise. 2004, no. 4 (34), pp. 717-724.

Источник: Научный журнал "Вестник Московского государственного университета культуры и искусств". 2018. № 2 (82)


Категория: Культура. Общество. Психология | Добавил: x5443 (14.10.2019)
Просмотров: 31 | Теги: Бельгия, праздник, праздничная культура | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
...




Copyright MyCorp © 2019 Обратная связь