Вторник, 20.08.2019, 03:52
Высшее образование
Приветствую Вас Гость | RSS
Поиск по сайту



Главная » Статьи » Культура. Общество. Психология

ТИПАЖ «БЕДНЯК-РАЗГИЛЬДЯЙ» В ДОКОЛХОЗНОЙ ДЕРЕВНЕ ТУЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ

А.В.Федотов

ТИПАЖ «БЕДНЯК-РАЗГИЛЬДЯЙ» В ДОКОЛХОЗНОЙ ДЕРЕВНЕ ТУЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ

Аннотация. В статье рассмотрена имущественная дифференциация доколхозного крестьянства. Показано отношение селян к бедности и ее причинам.

Ключевые слова: крестьянство, доколхозная деревня, беднота, бедняки.

 

Разные теоретические подходы, которые, кстати говоря, были иногда еще и политически мотивированы, существенно отличаются от внутренней оценки бедности и ее критериев внутри самой советской доколхозной деревни. У крестьян имелись свои собственные критерии, по которым они относили домохозяйства своих соседей к категории бедняков. И эти критерии зачастую отличались от государственно-правовых кардинально. Например, если теоретики основывались на отнесении отдельных крестьянских домохозяйств к бедным на таких признаках как посевная площадь, а также инвентарь и количество работников, то вот сельское население руководствовалось причинами бедности своих односельчан. И причины выделялось всего две: собственная безответственность, приведшая к обеднению хозяйства и неблагополучное стечение обстоятельств, которое привело к таким же результатам. Другими словами, самим крестьянством выделялась бедность из-за разгильдяйства («бедняк-разгильдяй») и бедность по нужде (например, из-за пожара, падения рабочего скота и др.) .

Наиболее строгий и критичный подход односельчан наблюдался именно к первой категории - к тому самому «бедняку-разгильдяю». Важно заметить, что в первые послереволюционные годы в деревни стали переезжать целые семьи отходников, а также городские рабочие, которые решили вернуться на родину. Однако их возврат в деревню, можно сказать к истокам, далеко не всегда означал их последующий успех в ведении сельского хозяйства. Да, они без особых затруднений получали земельные наделы и оставались жить в деревне. Но ключевая сложность для них состояла часто в том, что они очень долго, а некоторые и вообще никогда не могли перестроиться на деревенский, крестьянский рабочий ритм, который уже тогда существенно отличался от городского в силу отсталости сельскохозяйственного производства . Помимо таких «возвращенцев», в деревенской среде было еще также немало и своей собственной бедноты, то есть коренных жителей, которые были бедны из поколения в поколение. И у них причины их бедности складывались даже не из-за сложностей адаптации, а, скорее, от отсутствия желания как-то улучшать свое материальное положение. Практичные односельчане характеризовали основные черты их повседневности так: «летом долго спят в холодке, по соседям шляются болтать и, если заведется копейка, [то] тащат [ее] в лавочку на рыбу или еще что: любят хорошо поесть» . Понятно, что у односельчан, которые и вставали на работы рано, и избегали праздных разговоров, ну и питались обычной пищей, такой ритм жизни осуждался, вызывал презрение.

Со сменой власти и ростом мер по поддержке маломощного, бедного крестьянства (включая, например, льготы по налогам и проч.) - бедняком в деревне стало быть и вообще выгодно. И в новых условиях - у прежних бедняков и вовсе исчезли какие-то внешние стимулы к улучшению своего хозяйства . Ведь оптимизация хозяйствования могла вывести крестьянина к утрате правомочий для получения поддержки, и средства пришлось бы добывать уже только собственным трудом.

Безусловно, односельчане еще и завидовали таким беднякам. И завидовали даже не столько объемам государственной поддержки, которая в 1920-х гг. была еще невелика и нерегулярна. А завидовали из-за специфичного деревенского взгляда на ценность продукции по объему вложенного в ее получение труда. Чем больше труда было затрачено на какой-то продукт или другого рода результат, тем ценнее он был в глазах самого получателя результата, ну и, само собой, что и всех остальных односельчан . И в этом контексте складывалось, что «разгильдяи», во-первых, легко получали то, что приобреталось другими с большими трудозатратами, чересчур легко, а, во-вторых, меньше ценили то, что получали.

Немалое значение имело также и мировоззрение «профессиональной» бедноты, выражающееся в следующей цитате: «мы были бедняками, бедняками и останемся» . Увы, но сельская бедность очень часто осмысливалась самими бедняками с долей именно такой обреченности и даже уныния. И в поздние годы этот подход даже перешел в официальные источники информации. Так, в журнале «Новая деревня», основной читательской аудиторией которого и были очень многие крестьяне, отмечалось: «Если крестьянин родился в семье захудалой, слабой, без достаточного количества рабочей силы и бедной в хозяйственной отношении, то такого ждут тяжкие испытания: какой- нибудь он способный человек к труду, все-таки его ждет нужда и избавиться от нее редко кому удается» . В результате многие крестьяне стали получать все эти убеждения уже в качестве пропаганды, что также мало способствовало росту мотивации к улучшению своего хозяйства и росту собственного потребления товаропродукции.

 

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Мищенко Т. А. Образ жизни крестьянства юго-западных губерний Центра России в 1921-1927 гг.: Традиции и новации. Дис. к.и.н.: 07.00.02. - Брянск, 2004.
2. Фицпатрик Ш. Сталинские крестьяне. Социальная история Советской России в 30-е годы: деревня / Пер. с англ. М.: РОССПЭН, 2001.
3. Росницкий Н. Лицо деревни. По материалам обследования 28 волостей и 32 730 крестьянских хозяйств Пензенской губернии. М.: Гос. изд-во, 1926.
4. Мамонтова Э.А. Социально-экономические аспекты новой экономической политики в деревне Тамбовской губернии 1921-1929 гг. / Автореф. дис. ... к.и.н.: 07.00.02. Воронеж, 2004.
5. Кузнецов И. А. Письма в «Крестьянскую газету» как источник для изучения менталитета российского крестьянства 1920-х гг. Дис. к.и.н.: 07.00.02. М., 1992.
6. Чемоданов И.В. Вятское крестьянство в период НЭПа (19211929 гг.). Дис. к.и.н.: 07.00.02. Киров, 2005.
7. Гуров П. О семейных разделах // Новая деревня. 1922. № 10.

Источник: Научно-информационный журнал “Вестник Международного юридического института” № 1 (68) 2019


Категория: Культура. Общество. Психология | Добавил: x5443 (07.08.2019)
Просмотров: 11 | Теги: крестьянство, бедняк, беднота | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
...




Copyright MyCorp © 2019 Обратная связь