Пятница, 20.07.2018, 06:12
Высшее образование
Приветствую Вас Гость | RSS
Поиск по сайту



Главная » Статьи » Законодательство. Государство и право

ТЕРРИТОРИАЛЬНАЯ РЕФОРМА МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В РОССИИ КАК СПОСОБ ВЫХОДА ИЗ КРИЗИСА

Т.Ю.Лушникова, доцент, кандидат экономических наук, заведующая кафедрой «Экономико-правовые основы управления» Челябинского государственного университета

ТЕРРИТОРИАЛЬНАЯ РЕФОРМА МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В РОССИИ КАК СПОСОБ ВЫХОДА ИЗ КРИЗИСА

Рассматривается проект территориальных преобразований на местном уровне власти. Актуализируются проблемы, которые требуют решения в ходе проведения государственной политики по преобразованию административно-территориального устройства субъектов Российской федерации. Обосновываются аргументы «за» и «против» новой модели территориальной организации местного самоуправления.

Ключевые слова: муниципальное образование, агломерации, межмуниципальные сообщества, межмуниципальное сотрудничество, территориальная реорганизация местного самоуправления.

 
Уже не одно десятилетие местное самоуправление в России является объектом пристального внимания со стороны органов государственной власти. Только за последние четыре года в базовый федеральный закон Российской Федерации были внесены изменения по вопросам: территориального устройства городских округов; оптимизации полномочий органов местного самоуправления сельских поселений; организации исполнительной и представительной ветвей власти .

Территориальные основы местного самоуправления не отвечают сегодня демографической, экономической, социальной ситуации в стране, тенденция объединения муниципальных образований в агломерации активно поддерживается региональными структурами. Государственные инициативы по активизации процессов создания новых муниципальных объединений не дали положительных результатов [1].
Очередная попытка ускорить данный процесс предпринята депутатами российского парламента, которые подготовили новый проект территориальной реформы местного самоуправления в России [2].

Предложенный вариант поправок к действующему законодательству позволяет органам власти субъектов Российской Федерации упразднять муниципальные районы и поселения, объединяя их по своему усмотрению в городские округа, агломерации, межмуниципальные сообщества. Позиция «единороссов» по данному проекту была практически единогласно одобрена профильным комитетом Государственной Думы Российской Федерации. Не поддержали законопроект фракции «КПРФ» и «Справедливая Россия», либеральное крыло парламента и вовсе отказалось голосовать за предложенный вариант.

Аргументы противников жесткого варианта реформы местного самоуправления основываются на следующих положениях.
Прежде всего данный вариант проекта будет способствовать отчуждению населения от власти на местном уровне, так как без учета мнения жителей муниципального образования, региональные структуры будут самостоятельно решать вопросы преобразования, изменения статуса локальных территорий субъекта.

Во-вторых, жесткий вариант реформы разрушает двухуровневую систему организации местного самоуправления в России, так как регионы будут сокращать неэффективные поселения, присоединяя их к городским округам или к межмуниципальным сообществам, что, в свою очередь, приведет к ликвидации местной власти на уровне поселений и существенно изменит территориальную модель организации местного самоуправления.

Действительно, местное самоуправление в нашей стране является самым рискованным видом управления. Существуя в условиях ограниченности финансовых, административных ресурсов, местная власть опирается в своей деятельности только на один ресурс — это население, которое выступает одновременно субъектом, объектом и целью местного самоуправления.

Поэтому без участия населения в решении вопросов местного значения муниципального образования можно говорить только о местном управлении, а не о местном самоуправлении территории.

Безусловно, объединение муниципальных образований, создание на их базе межмуниципальных сообществ повлияет на экономические основы организации местного самоуправления. Законодательного пересмотра потребуют вопросы управления муниципальной собственностью. Для реализации механизма межмуниципального сотрудничества необходимо будет снять правовые ограничения, так, например, продажа муниципального имущества создает риск того, что торги могут выиграть сторонние организации без участия муниципалитета. В результате все усилия по созданию межмуниципальной организации могут оказаться напрасными.

Новое территориальное образование — межмуниципальное сообщество, должно способствовать повышению качества жизни населения, особенно в отдаленных от центра сельских поселениях. Реформа по сокращению полномочий органов местного самоуправления сельских поселений не дала положительных результатов. По-прежнему актуальными для жителей села остаются вопросы обеспечения и доступа к качественным услугам в сфере образования, здравоохранения, социального обеспечения, жилищно-коммунального хозяйства.

Таким образом, укрупнение административно- территориальных единиц на территории субъекта направлено прежде всего на решение экономических и социальных задач жизнедеятельности населения в условиях сокращения бюджета и представляет собой один из способов выхода из кризиса экономической системы региона и страны в целом.

Поэтому тенденция на объединение должна способствовать улучшению социально-экономического положения поселений, особенно сельских. Достижению этой цели отвечает принцип эффективности реализации полномочий органами местного самоуправления, на основе которого необходимо проводить территориальную реформу. При принятии решений органы власти должны руководствоваться только интересами жителей, экономический эффект от межмуниципального сотрудничества обязательно должен реализоваться в росте социальной эффективности, в создании наиболее благоприятных условий для развития и жизнедеятельности местных сообществ.

Опыт поглощения более успешной организации менее стабильной получил распространение в социальной сфере (здравоохранение, образование), когда более крупный, успешно функционирующий объект государственной или муниципальной собственности включает в себя другой имущественный комплекс, финансовое состояние которого не позволяет выполнять обязательства в полном объеме перед населением.
Российская практика по объединению территорий уже имеет определенный опыт на субфедеральном уровне управления. В результате этого процесса на карте федеративного устройства России появились новые субъекты, и их количество сократилось до 83. Увеличились территории Красноярского края, Пермской, Иркутской областей за счет объединения с автономными округами [4].

В планах предусматривались дальнейшие шаги в направлении укрупнения регионов. Сейчас этот процесс приостановился (за исключением объективной, исторической необходимости воссоединения Крыма с Россией) по причине неоднозначности итогов объединения. Матрешечная структура управления субъектом, сочетание этнического и территориального принципов, социально-экономические различия — все это только усложняло отношения в системе управления нового государственного образования. В новой попытке укрупнения административно-территориальных единиц, образующих региональное пространство необходимо всесторонне оценивать перспективы создания городских агломераций.

Только на основе объективной, прозрачной методики оценки всех «за» и «против» должна осуществляться государственная политика по объединению «сильного» со «слабым», образовываться новая территориальная единица. Это является обязательным условием реформирования территориальной организации местной власти, без которого, на наш взгляд, преобразования будут носить сугубо политический, а не экономический характер.

Наконец, жесткий вариант реформы местного самоуправления, безусловно, усиливает позиции региональных властных структур в отношении органов местного самоуправления. Не случайно за данный проект выступают политические элиты многих субъектов Российской Федерации. Так, например, в Московской области муниципальная реформа идет уже почти полным ходом.

Смешанная модель местного самоуправления в России предоставляет регионам достаточно обширный перечень полномочий по решению вопросов организации, контроля, жизнедеятельности муниципальных образований.

Законодательство позволяет субъектам Российской Федерации:
• устанавливать ответственность за неисполнение муниципальных правовых актов;
• передавать отдельные государственные полномочия;
• преобразовывать, изменять границы муниципальных образований;
• определять наименование представительного органа, главы местной администрации;
• утверждать методику по распределению дополнительных субсидий для муниципальных образований;
• устанавливать порядок образования районных фондов финансовой поддержки поселений и другие полномочия .

Новая законодательная инициатива депутатов предоставляет еще одну возможность региональным лидерам решать по своему усмотрению организационные вопросы местного самоуправления на их территориях, но только без участия населения, лишая его права голоса, что абсолютно недопустимо. Новый порядок реализации полномочий региональных структур в сфере территориальной реорганизации местной власти объясняется сжатыми сроками по принятию решений в условиях кризиса и падения уровня и качества жизни населения.

Таким образом, муниципальная реформа, активно обсуждаемая на всех уровнях государственного управления, ставит своей целью не столько масштабную территориальную реорганизацию, а прежде всего за счет нее повысить качество муниципальных услуг и обеспечить к ним доступ населения.

Объединение требует законодательного регулирования вопросов имущественного характера, межбюджетных отношений, формирования организационной системы управления новыми территориями.

Список литературы

1. О межведомственной рабочей группе по социально-экономическому развитию городских агломераций [Электронный ресурс]. — URL: http://docs.cntd.ru/document/420281823 (дата обращения 27.03.2017).
2. Местное самоуправление [Электронный ресурс] // Коммерсантъ. — 2017. — № 41. — 11 марта. URL: http://www.kommersant.ru/doc/3240157 (дата обращения 27.03.2017).
3. Объединение регионов России [Электронный ресурс] // Википедия : свобод. энцикл. — URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/Объединение_регионов_России (дата обращения 27.03.2017).

Научный журнал "Вестник факультета управления Челябинского государственного университета"
2017. № 1

Категория: Законодательство. Государство и право | Добавил: x5443 (25.06.2018)
Просмотров: 18 | Теги: самоуправление | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
...




Copyright MyCorp © 2018 Обратная связь