Вторник, 20.08.2019, 03:50
Высшее образование
Приветствую Вас Гость | RSS
Поиск по сайту



Главная » Статьи » Культура. Общество. Психология

ТЕРРИТОРИАЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ РЕЛИГИОЗНО-КУЛЬТУРНОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ: КОНФЛИКТОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ

Е.А.Ветрова, кандидат экономических наук, доцент кафедры менеджмента и административного управления Российского государственного социального университета (РГСУ)
Е.Е.Кабанова, кандидат социологических наук, старший преподаватель кафедры менеджмента и административного управления Российского государственного социального университета (РГСУ)
Т.А.Евстратова, кандидат социологических наук, доцент кафедры менеджмента и административного управления Российского государственного социального университета (РГСУ)

ТЕРРИТОРИАЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ РЕЛИГИОЗНО-КУЛЬТУРНОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ: КОНФЛИКТОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ

Долгие годы после распада СССР на территории российского государства остро стоял вопрос формирования новой идеологии, определения единого вектора культурного развития. И до сих пор не существует единого мнения о решении данной проблемы, которое ведет, прежде всего, к представлению общества о направленности устойчивого развития государства, обеспечивает стабильный рост уровня общественной культуры, придает форму мировоззрению и менталитету общества. Сегодня многие эксперты говорят о попытке возвращения к истокам русской цивилизации, что отражается в организации культурного пространства, построении специальной инфраструктуры. Тем не менее, подобная перспектива скрывает в себе ряд конфликтогеных направлений. Во-первых, многонациональный характер государства подразумевает существование множества конфессий, каждая из которых отстаивает своё право на разностороннее развитие с использованием как человеческих, так и информационных, экономических ресурсов. Во-вторых, за несколько десятилетий образовался определенный идейный вакуум, который подразумевает под собой нежелание граждан принимать навязанные сверху ориентации. На сегодняшний день не достигнута оговоренная Генеральным планом города обеспеченность жителей озелененными территориями общего пользования. Этот вопрос является проблемой общегородского значения, так как повсеместно происходит сокращение площади растительности посредством градостроительного освоения экологически важных зон. Особое внимание следует уделить развитию коммуникаций с различными группами населения, особый упор следует делать на близлежащие территории с местами предполагаемого строительства. Необходимо снабжение исчерпывающей информации о технико- экономических показателях культовых объектов с подтверждающим документальным обеспечением. И только после проведения данных процедур жители могут самостоятельно решить вопрос о необходимости строительства и возможном месте реализации. Подобная технология может стать инструментом социального диалога, развитием гражданской общественности.

Ключевые слова: территориальная организация, религиозно-культурная инфраструктура, конфликт, общество, государство

 
Решение о воздвижении религиозно-культурных сооружений должно подвергаться детальному анализу, сопоставленному с проведением социальных программ и строительством иных объектов, необходимо проводить мониторинг мнения всех заинтересованных групп населения с учетом организации специальных встреч, целью которых является разъяснение социальных функций и вклада в духовное развитие культовых сооружений [1, C. 125].

Правоотношения в области прав человека и гражданина на свободу совести и свободу вероисповедания, а также правовое положение религиозных объединений, в том числе порядок создания, государственной регистрации, ликвидации, регулируются Федеральным законом от 26.09.1997 г. № 125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях». Законы и иные нормативные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации и затрагивающие реализацию права на свободу совести и свободу вероисповедания, а также деятельность религиозных объединений, должны соответствовать данному федеральному закону.

Религиозные организации подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральными законами от 26.09.1997 г. № 125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях» и от 08.08.2001 г. № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей». Решение о государственной регистрации религиозной организации принимается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области государственной регистрации общественных объединений, или его территориальным органом. Такими органами являются Министерство юстиции Российской Федерации и его территориальные органы.

Критерии, условия, документы, необходимые для принятия решения о государственной регистрации религиозной организации, а также основания для отказа в государственной регистрации установлены вышеуказанным Федеральным законом от 26.09.1997 г. № 125. Уполномоченный орган вправе провести государственную религиоведческую экспертизу. Экспертный совет по проведению религиоведческой экспертизы может быть создан Управлением Министерства юстиции Российской Федерации в соответствии с пунктом 8 статьи 11 Федерального закона от 26.09.1997 г. № 125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях», приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 18.02.2009 г. № 53 «О государственной религиоведческой экспертизе», Положением об Управлении Министерства юстиции Российской Федерации по субъекту (субъектам) Российской Федерации, утвержденным Министерства юстиции Российской Федерации от 21.05.2009 г. № 147.

С учетом конституционного принципа отделения религиозных объединений от государства религиозное объединение осуществляет свою деятельность в соответствии со своей собственной иерархической и институциональной структурой, выбирает, назначает и заменяет свой персонал согласно соответствующим условиям и требованиям и в порядке, предусматриваемом своими внутренними установлениями [2].

Таким образом, в соответствии с действующим законодательством общественное мнение, показатели посещаемости культовых сооружений и их кадровое обеспечение не являются условиями регистрации общественных объединений Управлением Министерства юстиции Российской Федерации. С учетом части 4 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) выдача разрешений на строительство, в том числе и культовых сооружений, осуществляется органами местного самоуправления, за исключением случаев, установленных законодательством Российской Федерации.

Основания для отказа органа местного самоуправления в выдаче разрешения на строительство установлены пунктом 6 статьи 55 Кодекса. Кроме того, в соответствии с Кодексом в целях соблюдения права человека на благоприятные условия жизнедеятельности, прав и законных интересов правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства публичные слушания по вопросу предоставления разрешения на условно разрешенный вид использования проводятся с участием граждан, проживающих в пределах территориальной зоны, в границах расположен земельный участок или объект капитального строительства, применительно к которым запрашивается разрешение.

Кодексом не предусмотрена необходимость получения согласия граждан и их объединений на осуществление градостроительной деятельности по проектированию, строительству и реконструкции объектов недвижимости.

Объектом обсуждения с гражданами по поводу градостроительной деятельности является - проектная документация, а конкретным предметом обсуждения - охраняемые законом интересы в области градостроительной деятельности.

Организационно-правовая форма юридического лица, принадлежность к определенной религиозной конфессии, наименование и иные характеристики обращающихся за разрешением на строительство, а также отношение граждан к религии, общественное мнение, показатели посещаемости сооружений, не предусмотренные в качестве препятствий законом, не являются основанием для отказа в выдаче разрешения на строительство (реконструкцию) объекта недвижимости. Отказ по указанным основаниям неправомерен и может быть обжалован в судебном порядке.

В современных теоретических материалах недостаточное внимание уделено анализу деятельности властей по реализации территориальных ресурсов с целью расширения культовых сооружений, направлениям взаимодействия представителей конфессиональных движений и жителей соответствующих территорий [3]. В последние годы появилось значительное количество работ, исследующих религиозную инфраструктуру отдельных территорий. В этих исследованиях представлен анализ этапов параллельного формирования национального состава населения и конфессионального пространства, изучение особенностей состава населения, зонирование территории на предмет состава культовых сооружений.

Однако, разработка рекомендаций по развитию культурно-религиозной инфраструктуры российских территорий должна опираться на анализ существующих социологических исследований, управленческих практик, их ресурсного обеспечения и наиболее значимых ограничений [4]. В данном контексте интерес представляет анализ результатов опроса населения и работников религиозных организаций.

Анализ законодательных актов по вопросам развития религиозной инфраструктуры позволил сделать вывод, что в ряде документов отождествляются понятия «общественные организации» и «религиозные организации». На это указывает определение, данное в п. 1 ст. 117 ГК РФ: «Общественными и религиозными организациями (объединениями) признаются добровольные объединения граждан, в установленном законом порядке объединившихся на основе общности их интересов для удовлетворения духовных или иных нематериальных потребностей». Основанием для такого вывода служит место данных понятий в структуре предложения во взаимосвязи с употреблением сочинительного союза «и», а также отсутствие указания на специфику обоих видов организаций (объединений). Однако, против подобного отождествления говорит, как наличие различных специальных законов (отдельно для общественных объединений, отдельно для религиозных), так и нахождение категорий «общественное» и «религиозное» в родовидовых отношениях (при этом наличие разных законов, делающих, на первый взгляд, данные категории однопорядковыми, обусловлено не сутью понятий, а лишь соображениями практического удобства для детального раскрытия специфики религиозного) [5; 6].

Авторами данного исследования предпринята попытка анализа вопросов формирования и развития культурно-религиозной инфраструктуры, основных направлений мнений населения различных регионов относительно развития религиозных организаций, ограничений и перспектив их развития в современных условиях. Информационной базой исследования являются федеральные и региональные нормативно-законодательные акты, статистические данные, информационно-аналитические материалы. В статье также используются результаты исследования «Влияние государственной власти и органов местного самоуправления на формирование культурно-религиозной инфраструктуры». Исследование проведено в апреле-мае 2017 г. Респондентами данного опроса выступили сотрудники религиозных организаций и жители субъектов РФ. Цель - анализ процесса формирования карты культурно-религиозных объектов и влияние мнения населения на решение данного вопроса. Для анализа оценок населения также использовались результаты исследований Всероссийского Центра изучения общественного мнения (ВЦИОМ), Левада-центра, статистические данные по количественным изменениям культовых сооружений были взяты в «Российской статистическом ежегоднике» за 2016 г., предоставленном Федеральной службой государственной статистики.

Прежде всего, мы решили выяснить, как обыватели трактуют понятие «религия». Результаты показали, что большая часть людей исследуемой выборки 73 % религию связывают с существованием божественных сил, иначе, признают факт существования Бога. Не удалось дать ответ 13 % респондентов исследуемой выборки, что указывает на низкий уровень познания в данной сфере, отсутствии представления о содержании религии, 11 % обозначают религию частью культуры, общества, формой общественного сознания, мировоззренческой позицию, степень связи с разумной энергией (упоминание божественных сил отсутствует)» и для 4 % подходят к феномену религии как манипулятивному средству.

Нельзя отрицать того факта, что каждая из мировых религий, несмотря на свой самобытный и неповторимый характер, внесла неповторимый вклад в развитие общечеловеческой культуры, обогатила человеческое сознание. Именно поэтому интересным может стать осознание того, как современный человек обосновывает существование различных религий, отношение к другим религиям [7].

В результате анализа данных на вопрос «Почему в мире существуют разные религии?» были выделены следующие подгруппы.

В первой из них чаще всего обращают свое внимание к теориям существования различных этнических групп, культурно-историческими и социально-психологическими особенностями формирования разных народов и национальностей разных традиций и представлений о Боге - 78 % выборки.

Респонденты второй подгруппы отметили основной мотив достаточно негативным образом, суть заключается в том, что существование различных конфессий обусловлено таким своеобразным способом доступа к власти - ведь в рамках одной религии это становится более проблематичным - 2 % исследуемой выборки.

20 %, составляющих третью подгруппу, не смогли ответить на вопрос, что указывает на слабо развитый когнитивный компонент в данном контексте.

Сегодня россияне к распространению веры относятся негативнее чем 25 лет назад [8, C. 250]. Таким образом, в случае опроса за 1990 г. с тем, что воцерковление граждан пойдет на пользу развития общества соглашалась большая часть анкетированных (61 %), на сегодняшний день с данным утверждением согласна лишь третья часть (36 %). Благоприятное влияние религии на личностный рост прежде отмечали 41 % респондентов, на сегодняшний день часть таковых составляет 33 %. В большей степени данной позиции придерживаются сторонники православия, представители старшего поколения, жители городов федерального значения.

Напротив, наиболее популярным стало мнение о негативном влиянии религиозных взглядов на общественное развитие: в разрезе общего влияния - с 5 % в 1990 г. показатели поднялись до 23 %, в отношении собственного развития - с 3 до 18 %, соответственно. Значительно увеличилось число респондентов, утверждающих, что религиозные общины не окажут должного влияния на развитие общества (28 против 18 % в 1990 г.), в том случае как мнение относительно самих себя почти никак не поменялось (43 и 39 %).

В отношении строительства около дома культового объекта респонденты больше склоняются к положительной оценке в том случае, если речь идет о предмете собственной веры (с данным утверждением согласились 48 %), но если разговор касается расположения аналогичного строения с целью богослужений сторонников иной религии, часть положительных ответов сокращается в раза (20 %).

Между последователями различных конфессий прослеживается ощутимое несоответствие в суждениях [9, C. 122]. Православные, равно как и жители России в целом, к строительству религиозных сооружений относятся положительно (54 %) или высказывают свое безразличие (23 %), однако касательно иных культовых организаций настроены не столь положительно (20 %). Приверженцы иных конфессий аналогичным образом наиболее благоприятно воспринимают развитие религиозной инфраструктуры относительно собственной веры (58 %), однако развитие инфраструктуры иных религиозных течений тоже воспринимают абсолютно положительно (42 %).

Помимо всего прочего, значение религии в своей повседневной жизни признает большее количество респондентов нежели в 1990 г. [10, C. 151]: вдвое больше стало тех, кто указывает на поддерживающую функцию религии в кризисных ситуациях: с 23 до 55 % (однако стоит отметить, что среди атеистов число аналогичных значительно снизилось - 15 %). Вместе с тем значительно ниже стало число респондентов, которым не удалось вспомнить ситуаций, где религия оказала поддержку - ранее данный показатель составлял 55 %, в то время как сегодня он равен 39 %.

Важно отметить, что 41 % россиян осуществляют или осуществляли посещение святых мест, самостоятельно или при помощи организации экскурсий (26 и 15 % соответственно). К причинам, которые способствуют посещению религиозных мест, относят веру и духовное развитие, возможность приблизиться к Богу (51 %), возможность расширить свой кругозор и лучше узнать историю (16 %), внутренняя потребность в поддержке (8 %), очищение или раскаяние (7 %), затруднились ответить на данный вопрос 16 % респондентов.

Отдельный блок вопросов был посвящен знанию законодательной базы и принятию активной гражданской позиции в вопросах образования инфраструктуры города.

С основами Конституции знакомо большинство граждан (74 %), однако значительное число респондентов имеют только общее представление о наивысшем своде законов (66 %). Хорошо владеют знаниями конституционной балы лишь 9 % населения страны.

Только 47 % населения страны знакомы с Градостроительным кодексом РФ, 41 % респондентов изучали или работали с Земельным кодексом РФ. Что касается знания отдельных федеральных законов, приведенных выше - число опрошенных, имеющих представление о содержании данных законодательных актов колеблется между 8 и 15 % - как правило это граждане, имеющие соответствующие образование, стандарты которого подразумевают знание нормативно-правовых основ данной отрасли, или сотрудники специализированных подразделений.

На вопрос «Приходилось ли Вам участвовать в публичных слушаниях за последний год?» положительный ответ дали всего лишь 4 % респондентов. 21 % опрошенных принимал участие в опросах системы электронных референдумов «Активный гражданин» относительно создания инфраструктуры города. Однако 55 % опрошенных говорят о желании принять участие в публичных слушаниях относительно религиозно-культурной инфраструктуры муниципального образования.

Строительство новых православных храмов, мечетей и синагог в г. Москве актуально и позитивно воспринимается верующими жителями, особенно востребовано это в новых районах, где возведение культовых объектов не реализовывалось в периоды репрессий религиозного сегмента. Одновременно с этим существует ряд случаев, когда жители негативно встречают инициативу развития культурно-религиозной инфраструктуры [11, C. 40]. Способствуют такому отношению различные причины, в числе которых состояние территорий природного комплекса города Москвы, территории общего пользования такие как парки, скверы, бульвары, сады.

 

Литература

1. Карпов В. Концептуальные основы теории десекуляризации. Государство. Религия. Церковь. 2012. № 2 (30). С. 114-165.
2. Кырлежев А. Постсекулярная концептуализация религии: к постановке проблемы // Государство. Религия. Церковь. 2012. № 2 (30).
3. Ричардсон Д. Т. Социальное конструирование правового плюрализма // Государство. Религия. Церковь. 2013. № 2 (31).
4. Шишков А. Некоторые аспекты десекуляриза- ции в постсоветсой России // Государство. Религия. Церковь. 2012. № 2 (30).
5. Верховский А. Противодействие «религиозному экстремизму»: российское государство в поисках ответов на вызовы десекуляризации // Государство. Религия. Церковь. 2013. № 2 (31).
6. Голованова Т. Н. Формирование целостного понимания и объяснения действительности через религиозное и нерелигиозное отношение к миру (на примере студентов-педагогов): автореф. дис. ... канд. психол. наук. Йошкар-Ола, 2004.
7. Добродум О. Конфликты религиозной идентичности в глобальном мире // Конфликтология. 2014. № 2.
8. Малявина С. С. Религиозная компетентность представителей современной молодежи, идентифицирующих себя в качестве православных христиан // Известия Смоленского государственного университета. 2012. № 1. С. 250-259.
9. Малявина С. С. Особенности эмоционального отношения к религиозной культуре в среде современной молодежи (кросс-культурное исследование) // Сибирский психологический журнал. 2014. Т. 52. С. 115128.
10. Горина. К. В., Булаев В. М. Конфессиональное пространство как предмет социальной географии // Вестник Российского государственного университета им. И. Канта. Серия Естественные науки. 2011. Вып. 1. С. 147-156.
11. Горина К. В. Конфессиональное пространство: понятие и специфика формирования. Географические исследования как конструктивно-информационное обеспечение региональной политики: мат-лы Всеросс. науч.-практ. конф. Чита, 2008. С. 38-43.

Источник: Международный научно-теоретический и прикладной журнал «Социально-экономические явления и процессы». Т. 13, № 103, 2018


Категория: Культура. Общество. Психология | Добавил: x5443 (14.08.2019)
Просмотров: 8 | Теги: общество, государство | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
...




Copyright MyCorp © 2019 Обратная связь