Понедельник, 18.11.2019, 22:00
Высшее образование
Приветствую Вас Гость | RSS
Поиск по сайту



Главная » Статьи » Культура. Общество. Психология

ТЕОРИЯ И МЕТОДОЛОГИЯ РАЗРАБОТКИ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНЫХ ПРОГРАММ В УЧРЕЖДЕНИЯХ КУЛЬТУРЫ И ДОСУГА

Е.А.Середа

ТЕОРИЯ И МЕТОДОЛОГИЯ РАЗРАБОТКИ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНЫХ ПРОГРАММ В УЧРЕЖДЕНИЯХ КУЛЬТУРЫ И ДОСУГА

На современном этапе развития общества, который характеризуется изменчивостью и подвижностью, начинает преобладать проектный тип культуры. Он становится одним из главных культурных направлений преобразования действительности и новой образовательной парадигмой XXI века. Это можно объяснить тем, что с одной стороны проектная деятельность постепенно превращается в источник развития социально- культурной сферы, а, с другой, проявляется в стремлении активно вмешаться в несовершенство окружающего мира и преобразовать его. То есть проектирование становится способом улучшения и преобразования, конструирования реальности, на основе модели идеального будущего, в рамках идеологических, религиозных, воспитательных и образовательных практик.

Г. В. Оленина определяет социально-культурный проект как комплекс мероприятий, направленных на решение социально-культурной проблемы определённой целевой аудитории или проблемы определённой местности, в течение определённого периода времени на основе ресурсного обеспечения и получения качественных результатов, которые можно диагностировать [1], а социально-культурное проектирование как «твор- ческо-конструктивную деятельность, результатом которой является научное и практически обоснованное развитие новых процессов и явлений социально-культурной деятельности» [1, с. 117]. Многие исследователи (А. П. Марков, И. А. Колесникова, М. П. Горчакова-Сибирская,) отмечают, что проектная активность является неоднозначным понятием. С одной стороны, проектирование рассматривается как особый вид активности, направленный на умения человека создавать модели, прообразы «потребного будущего» и воплощать их, а с другой стороны, как один из механизмов культуры, который позволяет человеку проявлять творческий подход, креативность, социальную активность и раскрывать его творческий потенциал. Т. е проектная деятельность становится специфической формой социально-культурного творчества, которая является универсальным средством личностного, профессионального развития и усовершенствования окружающей действительности.

Следовательно, программа является более широким понятием по сравнению с проектом. Сроки реализации программы более продолжительные, чем у проекта, сроки которого более конкретные. Программа может включать в себя несколько проектов. Через социально-культурные программы и проекты наиболее эффективно решаются проблемы, возникающие в обществе.

Методологией разработки социально-культурных программ является теория и методология социально-культурного проектирования. Социально-культурное проектирование в 80-е годы XX в. в России выделилось из социального проектирования. Как отмечает В. И. Курбатов, «социальное проектирование - это научно-теоретическая и одновременно предметно- практическая деятельность по созданию проектов развития социальных систем, институтов, социальных объектов, их свойств и отношений с целью улучшения управления социально-экономическими и социально- культурными комплексами» [2, с. 211]. Ф. Бегьюли определял социально культурное проектирование как способность к созданию целевых прообразов и деятельностных программ находит отражение в формах, моделирования, конструирования, проектирования. Таким образом, проектирование - это ограниченная, естественная для человека деятельность и может быть освоена каждым. [3, с. 112]. Социальное проектирование разрабатывало инновации и решало проблемы социальной сферы. Но в науке, в теории социально-культурной деятельности ситуация с названиями проектов изменилась. Во-первых, в связи с развитием философии культуры и появлением в науке культурологии, в гуманитаристике произошло понимание того, что культура не является придатком социальной сферы, сферы экономики.

Современная социокультурная ситуация ставит в ряд первостепенных проблем изучение культурного пространства с целью его прогнозирования и проектирования. Социально-культурное проектирование занимает особое место в системе специализированных технологий, в силу того, что является мировоззренческой и технологической основой целого ряда профессий социально-культурной, социально-педагогической и культурологической направленности. Успешность деятельности специалиста социально-культурной сферы во многом зависит от степени овладения им технологией социально-культурного проектирования, содержание которой составляет компетентный анализ конкретной ситуации, разработка и реализация проектов и программ разного уровня [4].

В учреждениях социально-культурной сферы происходит процесс расширения социальных связей личности с окружающим его миром. Как отмечает Г. В. Оленина, «учреждения социально-культурной сферы, направленная не только на трансляцию специальных социально- ориентирующих знаний, умений, навыков, но и на формирование мотивов, ценностей, необходимых для социокультурной активной деятельности...» [5, с. 190]. Создавая образцы решения конкретных социально значимых проблем, проектирование в социально-культурной сфере обеспечивает научно-обоснованные управленческие мероприятия, способствующие эффективному разрешению конкретной проблемы. В социально- культурном учреждении разрабатывается модель «должного» в соответствии с наличными ресурсами, проблема соотносится с общим образом ее решения, допуская альтернативные пути и средства достижения цели, задаются обоснованные временные рамки решения проблемы, обусловленные характеристиками проблемной ситуации. Актуальность овладения основами социально-культурного проектирования обусловлена тем, что данная технология имеет широкую область применения для всех профессий социотехнической направленности. Владение технологией и логикой социокультурного проектирования позволит специалистам более эффективно осуществлять организационно-управленческие, консультационно-методические, а также аналитические, функции в социально- культурной сфере [6]. Владение основами проектирования позволяет
специалистам более эффективно осуществлять организационно- управленческие, аналитические, и консультационно-методические функции в социально-культурной сфере.

Остановимся на теории социально-культурного проектирования. Теоретическими понятиями высокой степени сложности - категориями, необходимыми проектировщику при разработке проекта, являются три таких категории. Это проблематизация, целеполагание и инструментализация [2]. Общую схему формирования проекта по мнение В. И. Курбатова можно представить следующим образом (см. таб. 1).

Таблица 1
Концептуальная схема формирования проекта по В. И. Курбатову

Данная таблица показывает, что первый и второй блоки схемы относятся к методологии и теории проектирования, третий блок указывает на технологию проектирования и ресурсное обеспечение работ по проекту, четвёртый блок показывает результат усилий проектировщика. Теория проектирования включает систему основных теоретических понятий, относящихся к категориям проблематизации и целеполагания. Эти теоретические понятия должен знать проектировщик любого проекта, в том числе социально-культурного проекта. Следует отметить, что не только конструктивная фаза разработки проекта (этап инструментализации), но и целеполагание носит творческий, созидательный характер. Единство схеме придаёт главный системообразующий элемент - цель. Цель проекта, понимаемая как образ желаемого, всегда выходит за рамки наличного состояния объектной области проектирования. Исходя их реальных проблем, противоречий и ресурсов (т. е. данного, существующего), она включает также и потенциальные возможности осуществления тех или иных изменений.

Проектирование как особый вид деятельности имеет свои методы и охватывает целостный процесс создания и отбора замыслов, их трансформацию в форме проекта и процедур, обеспечивающих его принятие и адекватное воплощение. Остановимся более подробно на методологии и методах проектирования.

Методологией проектирования является системный подход [7]. Это общенаучный, универсальный метод, в рамках которого проекта рассматривается как система человеческой деятельности вообще и представляет собой конструкцию, структуру определённых блоков и операций.

Системообразующий элемент сохраняет устойчивость всей системы. Процесс целеполагания придаёт осмысленность существованию человека и удовлетворение человека жизнью, если цель и средства их достижения созидательные, а не разрушительные. Системный подход предполагает рассмотрение каждого системного объекта (в данном случае, проекта или программы) как часть метасистемы, то есть системы большей по объёму, недели сам объект. Метасистема влияет на системный объект, создавая специфические условия, причины внешнего порядка, которые либо способствуют существованию и развитию системного объекта либо в какой- то момент влияют на сбой функционирования этого объекта, порождая трудности. Такие проблемы и призван решить проект.

Останавливаясь на методологии именно социально-культурного проектирования, следует отметить, что она складывается из методологических характеристик социально-культурной деятельности: социально- культурная деятельность разворачивается в досуговое время человек, т. е. это деятельность досуговая со своим специфическим досуговым поведением людей; социально-культурная деятельность - это деятельность творческая, ориентированная на такой тип творчества как творчество художественное, социальное, экологическое, техническое, и результатом творческой деятельности является создание культуры и изменение, улучшение самого человека; социально-культурная деятельность характеризуется особыми видами коммуникации и общения на массовых мероприятиях в досуговых группах и коллективах; спецификой коммуникации в социально-культурной деятельности является пиар, маркетинг и реклама. Это является движущей силой реализации социально- культурного проекта.

Методология проектирования вообще и социально-культурного проектирования, в частности, показывает, что социально-культурное проектирование важно для развития общества, культуры и человека, так как с помощью социально-культурного проекта: улучшается деятельность конкретных учреждений социально-культурной сферы, а также социально-культурная среда, изменяется к лучшему личность самого проектировщика, т. е повышается его проектная квалификация, активность и самостоятельность, именно потому, что проектировщик и его группа увидели и решили проблему с помощью проекта, организовав свои действия логично, системно и обдуманно [2]. Из методологии проектирования вытекают следующие принципы педагогики досуга: интерес, удовольствие (радость), свободный выбор досуговых занятий (добровольность). Методологические положения теории досуга, теории творчества и теории коммуникации и общения в социально-культурной деятельности помогают проектировщику разрабатывать именно социально-культурный, а не технический или бизнес-проект.

К теории проектирования также относится вопрос о принципах проектной деятельности. Принципы проектирования выполняют двоякую функцию: на основе реализации в проекте определённых принципов оценивают не противоречивость проекта, а меру его созидательности; служат теоретической основой для технологических операций проектировщика в процессе разработки проекта.

Принципы проектирования вообще, в том числе и проектирования социально-культурного, делятся на пять общих и четыре специфических. К общим принципам относятся следующие: принцип персонифицирован- ности процесса и результатов проектной деятельности,, принцип проблемно-целевой и проблемно-ситуативной ориентации, принцип оптимизации зоны ближайшего развития личности участников целевых групп, принцип допустимого порога модификации и модернизации объекта проектирования, принцип оптимальной ориентации на сохранение традиционного. К специфическим принципам относятся: принцип реалистичности, принцип социальной и личностной целесообразности проекта, принцип комплексности, принцип соразмерности проектируемых перемен [6]. Среди перечисленных принципов охарактеризуем подробнее принцип проблемно-целевой и проблемно-ситуативной ориентации. Данный принцип является ведущим технологическим принципом социально- культурного проектирования, который определяет систему технологических операций проектировщика, направленных на определение и формулировку проблем и цели проекта. Цель является вариантом решения проблемы, которую увидел и сформулировал конкретный проектировщик. Если цель инновационная, то есть оригинальная, которая встречается редко, то это уже идея проекта. Для того чтобы реализовать главный общий принцип проектирования, проектировщик определяет и анализирует проблемную ситуацию на основе анализа социально-культурной ситуации (с учётом структуры последней).

Рассматривая классификацию социально-культурных проектов, обратимся к исследованиям Г. В. Олениной. Автор предлагает классификацию социально-культурных проектов, в основе которой лежит следующий критерий: сферы жизнедеятельности человека и социально- культурная и природная среда как условия развития культуры, общества и саморазвития человека в контексте антропологического подхода.

Анализирую данную таблицу, можно отметить, что решение проблем социально-культурных проектов касается: защиты природы и оптимизации жизни определённых слоёв населения, которые в этом нуждаются (приро- дозащитная и социально-защитная и деятельность); развития культуры общества и корпоративной культуры (культуротворческая и культурозащит- ная деятельность); рекреации и оздоровления человека (рекреационно- оздоровительная и спортивно-массовая деятельность); развития общественных отношений и создания его новых организационных структур (социально-творческая деятельность); просвещения и дополнительного образования человека (информационно-просветительная и образовательная деятельность). Нами также отмечено, что при создании этнокультурной информационно-просветительной программы, её вид следует определять как информационно-просветительная и образовательная программа II типа. Ко второму типу относится аудитория, которая является субъектом информационно-просветительной деятельности, т. е. информирует, просвещает, разрабатывает и реализует проект. Данный вид программы возьмём за основу при разработке этнокультурной информационно-просветительной программы в деятельности центров национальных культур.

Таким образом, теория и методология разработки социально- культурных программ в учреждениях социально-культурной сферы содержит различные термины, называющая проекты и программы социальными, социокультурными, и, наконец, социально-культурными, а также основные категории (проблематизация, целеполагание, инструментализа- ция); методологией проектирования является системный подход, на основе которого проект определяется как совокупность элементов системы, связанной между собой структурно-функциональными связями, где главный системообразующий элемент - цель. В свою очередь, именно социально- культурное проектирование в учреждениях социально-культурной сферы позволяет удовлетворять культурные запросы населения, предопределяет необходимость в создании тех программ и проектов, которые оптимизируют его культурный, педагогический и развлекательный потенциал с помощью основных и специфических принципов проектирования. Именно социально-культурное проектирование помогает в создании социально- культурных программ в учреждениях социально-культурной сферы.

Список литературы

1. Оленина Г. В. Социально-культурное проектирование и продвижение гражданских инициатив молодёжи: история, теория, методология, практика. Барнаул, 2012. 311 с.
2. Курбатов В. И. Социальное проектирование. Ростов-на-Дону: «Феникс», 2001. 416 с.
3. Бэгьюли Ф. Управление проектом. Москва, 2004. 208 с.
4. Максютин Н. Ф. Культурно-досуговая деятельность. Казань, 1995. 168 с.
5. Оленина Г. В. Технологии культурно-досуговых программ: технологии информационно-просветительных программ. Барнаул, 2008. 99 с.
6. Марков А. П. Основы социокультурного проектирования. Санкт- Петербург, 1998. 361 с.
7. Блауберг И. В. Становление и сущность системного подхода. Москва, 1973. 271 с.

Источник: Инновационные технологии в гуманитарной сфере: материалы VII Международной научно-практической конференции молодых учёных, аспирантов и соискателей (28 февраля 2019 г.) / редкол.: Е. А. Полякова [и др.]; Алт. гос. ин-т культуры. – Барнаул : Изд-во АГИК, 2019.


Категория: Культура. Общество. Психология | Добавил: x5443 (01.11.2019)
Просмотров: 16 | Теги: Культура, досуг | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
...




Copyright MyCorp © 2019 Обратная связь