Понедельник, 18.11.2019, 22:59
Высшее образование
Приветствую Вас Гость | RSS
Поиск по сайту



Главная » Статьи » Культура. Общество. Психология

ТЕОРИЯ И МЕТОДОЛОГИЯ РАЗРАБОТКИ ДЕЛОВЫХ И РОЛЕВЫХ ИГР ДЛЯ ПОДРОСТКОВ, НАПРАВЛЕННЫХ НА ИХ УСПЕШНУЮ СОЦИАЛИЗАЦИЮ

Ю.А.Ахматова,

ТЕОРИЯ И МЕТОДОЛОГИЯ РАЗРАБОТКИ ДЕЛОВЫХ И РОЛЕВЫХ ИГР ДЛЯ ПОДРОСТКОВ, НАПРАВЛЕННЫХ НА ИХ УСПЕШНУЮ СОЦИАЛИЗАЦИЮ

Игра наряду с трудом и учением - один из основных видов деятельности человека, удивительный феномен нашего существования. К анализу игры отечественные и зарубежные исследователи подходят в зависимости от методологии, существующей в каждой конкретной отрасли науки о человеке и обществе в определённый исторический период. Игра способствует укреплению контактов между людьми, командная игра повышает меру социальной общности между играющими. Существует теория игры - комплекс научных концепций и конкретных методик игровой деятельности, построенный на различных подходах: философском, эстетическом, психологическом, лингво-семиотическом и др. А. Н. Леонтьев, отмечает, что игра - это свобода личности в воображении, «иллюзорная реализация нереализуемых интересов» [3].

Классификация педагогических игр:

1. По области деятельности: физические, интеллектуальные, трудовые, социальные;

2. По характеру педагогического процесса: обучающие, тренинго- вые, контролирующие, обобщающие, познавательные, воспитательные, развивающие, репродуктивные, продуктивные, творческие, коммуникативные, диагностические, профориентационные, психотехнические;

3. По игровой методике: предметные, сюжетные, ролевые, деловые, имитационные, драматизации;

4. По предметной области: математические, химические, биологические, физические, экологические, музыкальные, театральные, литературные, трудовые, технические, производственные, физкультурные, спортивные, военно-прикладные, туристические, народные, обществоведческие, управленческие, экономические, коммерческие;

5. По игровой среде: без предметов, с предметами, настольные, комнатные, уличные, на местности, компьютерные, телевизионные, технические со средствами передвижения [3].

Игра как деятельность, по мнению М. С. Кагана, А. Н. Леонтьева - это конкретная форма деятельности человека (как взрослого, так и ребёнка), в которой моделируется либо конкретные действия, либо общие принципы практической деятельности: противоборство-сотрудничество; состязание-взаимодействие. Когда говорят об игровых технологиях, то имеют в виду, что в игровую технологию входит достаточно обширная группа методов и приёмов организации процесса коммуникации в форме определённого комплекса игр. Например, деловая игра может стать игровой технологией, если применять различные модификации деловой игры: имитационные, операционные, ролевые игры, деловой театр, психо- и социодрама [1; 3].

1. Имитационные игры - на занятиях имитируется деятельность какой-либо организации, предприятия или его подразделения, например, профсоюзного комитета, совета наставников, отдела, цеха, участка и т. д. Имитироваться могут события, конкретная деятельность людей (деловое совещание, обсуждение плана, проведение беседы и т. д.) и обстановка, условия, в которых происходит событие или осуществляется деятельность (зал заседаний и т. д.). Сценарий имитационной игры, кроме сюжета события, содержит описание структуры и назначения имитируемых процессов и объектов.

2. Операционные игры - они помогают отрабатывать выполнение конкретных специфических операций, например, методики написания сочинения, решения задач, ведения пропаганды и агитации. В операционных играх моделируется соответствующий рабочий процесс. Игры этого типа проводятся в условиях, имитирующих реальные.

3. Исполнение ролей - в этих играх отрабатываются тактика поведения, действий, выполнение функций и обязанностей конкретного лица. Для проведения игр с исполнением роли разрабатывается модель - пьеса ситуации, между учащимися распределяются роли с «обязательным содержанием».

4. «Деловой театр» - в нем разыгрывается какая-либо ситуация, поведение человека в этой обстановке. Здесь играющий должен мобилизовать весь свой опыт, знания, навыки, суметь вжиться в образ определённого лица, понять его действия, оценить обстановку и найти правильную линию поведения. Основная задача метода инсценировки - научить подростка ориентироваться в различных обстоятельствах, давать объективную оценку своему поведению, учитывать возможности других людей, устанавливать с ними контакты, влиять на их интересы, потребности и деятельность, не прибегая к формальным атрибутам власти, к приказу. Для метода инсценировки составляется сценарий, где описываются конкретная ситуация, функции и обязанности действующих лиц, их задачи.

5. Психодрама и социодрама - они весьма близки к «исполнению ролей» и «деловому театру». Это тоже «театр», но уже социально- педагогический, в котором отрабатывается умение чувствовать ситуацию в коллективе, оценивать и изменять состояние другого человека, умение войти с ним в продуктивный контакт.

Среди авторов отечественных работ по деловым играм можно назвать В. А. Павлова, П. Е. Тищенко и др. Как отмечает Г. В. Оленина, деловая игра - это форма деятельности взрослых людей, практически - духовная форма их общения, которая моделируется как процесс ролевой коммуникации команд на основе разработанных правил для достижения игрового результата по проверке знания и приобретения опыта определённой деятельности играющими в ситуации сотрудничества и/или противоборства, что способствует гедонизму, эвричности общения и укреплению социальных контактов между игроками [4; 5; 6].

Деловая игра используется для решения комплексных задач усвоения нового, закрепления материала, развития творческих способностей, формирования общеучебных умений, даёт возможность учащимся понять и изучить учебный материал с различных сторон (таблица 1).

Этап подготовки: подготовка деловой игры начинается с разработки сценария - условного отображения ситуации и объекта. В содержании сценария входят: учебная цель занятия, описание изучаемой проблемы, обоснование поставленной задачи, план деловой игры, общее описание процедуры игры, содержание ситуации и характеристик действующих лиц.

Далее идёт ввод в игру, ориентация участников и экспертов. Определяется режим работы, формулируется главная цель занятия, обосновывается постановка проблемы, и выбора ситуации. Выдаются пакеты материалов, инструкций, правил, установок. Собирается дополнительная информация. При необходимости ученики обращаются к ведущему и экспертам за консультацией. Допускаются предварительные контакты между учениками игры. Негласные правила запрещают отказываться от полученной по жребию роли, выходить из игры, пассивно относиться к игре, подавлять, нарушать регламент и этику поведения [2].

Таблица 1. Этапы технологии организации деловой игры

Этапы технологии организации деловой игры

Этап проведения игры - процесс игры. С началом игры никто не имеет права вмешиваться и изменять её ход. Только ведущий может корректировать действия участников, если они уходят от главной цели игры. В зависимости от модификации деловой игры могут быть введены различные типы ролевой позиций участников. Позиции, проявляющиеся по отношению к содержанию работы в группе: генератор идей, разработчик, имитатор, эрудит, диагност, аналитик. Организационные позиции: организатор, координатор, интегратор, контролёр, тренер, манипулятор. Позиции, проявляющиеся по отношению к новизне: инициатор, осторожный критик, консерватор. Методологические позиции: методолог, критик, методист, проблематизатор, рефлексирующий, программист. Социально-психологические позиции: лидер, предпочитаемый, принимаемый, независимый, непринимаемый, отвергаемый.

Этап анализа, обсуждения и оценки результатов игры. Выступления экспертов, обмен мнениями, защита учащимися своих решений и выводов. В заключении ведущий констатирует достигнутые результаты, отмечает ошибки, формулирует окончательный итог занятия [2].

Можно отметить, что игра как форма общения - это специфическим образом организованный контакт.

Список литературы

1. Культурология: учеб. Москва : Высшее образование, 2007. 566 с.
2. Калинкина Е. Г. Дебаты на уроках истории : учеб.-метод. комплект. БОНФИ, 2001. 168 с.
3. Леонтьев А. Н. Деятельность, сознание, личность // Психология личности : тексты. Москва, 1982. С. 20-27.
4. Оленина Г. В. Оптимизация добровольческой деятельности студентов в сфере досуга: проектный подход. Барнаул, 2006. 173 с.
5. Павлова В. А. Условия формирования духовно-нравственных ценностей подростков: педагогический аспект // Вестник МГУКИ. 2013. № 5. С. 121-124.
6. Тищенко П. Е. Досуговая деятельность у подростков как проявление социальной активности // Учёные записки университета им. П. Ф. Лесгафта. 2010. № 2(60). С. 123-127.

Источник: Инновационные технологии в гуманитарной сфере: материалы VII Международной научно-практической конференции молодых учёных, аспирантов и соискателей (28 февраля 2019 г.) / редкол.: Е. А. Полякова [и др.]; Алт. гос. ин-т культуры. – Барнаул : Изд-во АГИК, 2019.


Категория: Культура. Общество. Психология | Добавил: x5443 (17.10.2019)
Просмотров: 248 | Теги: деловые игры, ролевые игры | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
...




Copyright MyCorp © 2019 Обратная связь