Суббота, 14.12.2019, 15:46
Высшее образование
Приветствую Вас Гость | RSS
Поиск по сайту



Главная » Статьи » Культура. Общество. Психология

ТЕОРЕТИКО-МЕТОДИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ГОТОВНОСТИ ВОКАЛИСТОВ К ИСПОЛНИТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В КЛАССЕ СОЛЬНОГО НАРОДНОГО ПЕНИЯ

Л. С. Майковская, О. С. Славина

ТЕОРЕТИКО-МЕТОДИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ГОТОВНОСТИ ВОКАЛИСТОВ К ИСПОЛНИТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В КЛАССЕ СОЛЬНОГО НАРОДНОГО ПЕНИЯ

Формирование профессиональной готовности вокалистов к исполнительской деятельности в классе сольного народного пения - сложный системный процесс, состоящий из взаимосвязанных элементов и подсистем теоретической и практической направленности. При этом данный процесс напрямую связан со спецификой исполнительства народной песни, которая обладает особой ритмической организацией, часто содержит диалектную лексику, при исполнении может сопровождаться народными танцами, имеет собственные средства выражения экспрессии, допускает разные уровни импровизации в зависимости от цели исполнения. Авторские песни в народном стиле - особая категория песен, созданных и стилизованных профессиональными композиторами и поэтами в строгом соответствии с закономерностями народных песен, воссоздающих фольклорный колорит и обеспечивающих преемственность этнокультурных (музыкальных и лингвистических) традиций. Теоретико-методическая модель формирования профессиональной готовности вокалистов к исполнительской деятельности в классе сольного народного пения состоит из четырёх блоков (концептуально-целевого, теоретико-практического, организационно-технологического, оценочно-рефлексивного), включает следующие взаимосвязанные между собой компоненты: цель, задачи, принципы, методы и содержание обучения, этапы, педагогические условия, диагностический инструментарий.

Ключевые слова: модель, профессиональная готовность, исполнительская деятельность вокалиста, авторская песня в народном стиле, сольное народное пение.
 

Одним из приоритетных направлений в сфере современного музыкального искусства и образования является сохранение, популяризация и преумножение народных певческих традиций. В рамках данного направления, наравне с работой по дешифровке и распространению аутентичного музыкального фольклора, специалисты выделяют особую категорию народных песен, максимально близких по своим музыкальным и текстологическим характеристикам к первозданному виду народной песни, однако имеющих авторство и ведущих свою историю не из глубины веков, а с прошлого столетия [1; 4].

Имеется в виду накопленный в отечественной культуре целый пласт песен, стилизованных в строгом соответствии с закономерностями народной песни как самодостаточного специфического жанра, воссоздающих фольклорный колорит и обеспечивающих преемственность этнокультурных (музыкальных и лингвистических) традиций, однако созданных профессиональными композиторами и поэтами. Так, например, творчество А. П. Аверкина и многих других российских композиторов-песенников широко популярно в российском обществе.

Несмотря на то, что исполнители, работающие в данном интегрированном жанре, пользуются большой популярностью у слушателей концертов и фестивалей народной песни, творчество отечественных композиторов, писавших в народной песенной традиции, составляет отдельный пласт в системе вокального искусства, требующий глубокого изучения для понимания и воспроизведения вокалистом соответствующей исполнительской манеры и поведения на сцене, до сих пор отсутствуют специальные исследования, посвящённые подготовке вокалистов к исполнительской деятельности в классе сольного народного пения, а также конкретные методические рекомендации, учебные материалы и технологический инструментарий для педагогов-вокалистов, работающих с исполнителями авторских песен, написанных в народном стиле.

Формирование профессиональной готовности вокалистов к исполнительской деятельности в классе сольного народного пения - сложный системный процесс, состоящий из взаимосвязанных элементов и подсистем теоретической и практической направленности. При этом данный процесс напрямую связан со спецификой исполнительства народной песни, которая обладает особой ритмической организацией, часто содержит диалектную лексику, при исполнении может сопровождаться народными танцами, имеет собственные средства выражения экспрессии, допускает разные уровни импровизации в зависимости от цели исполнения [см.: 2; 3; 5; 6; 7].

Недостаточная разработанность проблемы, её несомненная актуальность явились основанием для создания теоретико- методической модели формирования профессиональной готовности вокалистов к исполнительской деятельности в классе сольного народного пения. Теоретико-методическая модель состоит из четырёх блоков: концептуально-целевого, теоретико-практического, организационно-технологического и оценочно-рефлексивного.

Концептуально-целевой блок включает: цель, задачи, объект, субъект и принципы обучения будущих вокалистов - исполнителей авторской песни в народном стиле.

Цель - формирование профессиональной готовности вокалистов к исполнительской деятельности в классе сольного народного пения.

Данная цель диверсифицируется в процессе решения следующих задач:

1. Формирование мотивационно-цен- ностного отношения студентов к исполнению авторской песни в народном стиле и потребности в её изучении.

2. Формирование теоретических знаний и представлений о народной музыке и её особенностях, жанрах авторской песни в народном стиле; о сущности и структуре исполнительской деятельности и т.д.

3. Формирование умений анализа и интерпретации музыкального языка народной песни.

4. Формирование качеств личности, необходимых для успешной профессиональной деятельности в этой области.

5. Формирование специальных качеств для освоения исполнительских традиций народного певческого искусства.

6. Формирование рефлексии, позволяющей оценивать уровень успешности собственного исполнения авторской песни в народном стиле.

Объект - педагогический процесс вуза, осуществляющий профессиональную подготовку студентов по направлению 53.03.04 -«Искусство народного пения», профилю «Сольное народное пение». Данный объект является трансформируемой педагогической системой, которая совершенствуется в процессе реализации поставленных задач.

Субъекты - будущие исполнители авторской народной песни; профессорско-преподавательский состав образовательной организации, осуществляющей подготовку данных специалистов.

Учитывая специфику исполнения авторской песни в народном стиле, предлагаются следующие принципы, входящие в концептуально-целевой блок теоретико-методической модели.

Культурологический принцип предполагает накопление учащимся информации не только об особенностях народной музыки, но и о других элементах народной культуры в их взаимодействии с музыкальной традицией. Так как народная песня тесно связана с определённым культурным контекстом, её понимание и интерпретация невозможны без знания этого контекста.

Принцип поликультурности рассматривается как внутреннее признание уникальности национальных культур при наличии единых общечеловеческих культурных ценностей. Предполагает воспитание личности в процессе освоения культурного наследия на основе толерантности и взаимодействия различных этнических традиций через сравнение с русской народной традицией, нахождение в них общего и особенного.

Принцип целостной подготовки к исполнительской деятельности означает освоение студентами всех компонентов, входящих в её структуру. В частности, работа над вокальной техникой должна быть связана с формированием индивидуальной манеры исполнения, освоением актёрского мастерства, культуры движения на сцене и т.д. Задачи реализуются комплексно, рациональные и эмоциональные компоненты тесно взаимодействуют.

Принцип диалогичности предполагает самореализацию обучающегося в процессе коммуникации с народной культурой, а также диалог преподавателя и студента в процессе обмена ценностями - культурными, моральными, интеллектуальными, эмоциональными, экспрессивными и другими.

Теоретико-практический блок отвечает за формирование у будущего исполнителя авторской песни в народном стиле теоретических знаний, практических умений и навыков.

Теоретический аспект подготовки включает знания о народной музыке и её специфике (особенности лексики, в том числе диалектной, состав жанров, обряды, характерные для каждой отдельной территории (региона), манера исполнения, многоголосие и его склад, состав народных инструментов и т.д.); о жанрах авторской песни в народном стиле; о сущности и структуре исполнительской деятельности вокалиста и пр.).

Практический аспект подготовки направлен на развитие вокальной техники, в том числе артикуляции и певческого дыхания; формирование индивидуальной манеры исполнения; освоение сценических движений; развитие актёрских способностей; формирование навыков анализа и интерпретации вокальных сочинений.

Организационно-технологический блок модели включает в себя этапы, методы и педагогические условия формирования профессиональной готовности вокалистов к исполнительской деятельности в классе сольного народного пения.

Этап 1 - диагностический. На этом этапе диагностируются реальные возможности студента, текущий уровень развития его музыкальных способностей и сценических данных, готовность к исполнительской деятельности.

Этап 2 - аналитический. На данном этапе осуществляется подбор произведения для разучивания и его сценической реализации. Анализируется жанр, текст, идея, выразительные особенности мелодии и т.д.

Этап 3 - операциональный. Предполагает вокальную и сценическую работу над художественным образом песни.

Этап 4 - исполнительский. Включает художественную интерпретацию произве
дения, разработку деталей индивидуальной трактовки и реализации (вокальных, художественных, психологических), непосредственную подготовку к концерту и выступление на концерте (классном, факультетском, институтском и пр.). Данный этап включает и технические аспекты, такие как работа со звуковой аппаратурой.

Среди методов формирования профессиональной готовности вокалиста к исполнительской деятельности в классе сольного народного пения выделяются такие, как:

• метод психологической настройки на успешные действия вокалиста, способствующий развитию мотивации и актёрских способностей исполнителя;

• метод мысленного пропевания произведения, в том числе в условиях воображаемой концертной ситуации;

• метод театрализации, целью которого является использование элементов сценической игры (анализ вокального произведения как драматического, выявление его сверхзадачи и разыгрывание песни как мини-спектакля);

• метод моделирования ситуации концерта в учебном процессе;

• метод ролевой игры (студент воображает себя каким-либо известным исполнителем, копирует его поведение, что способствует преодолению страха сцены и других психологических препятствий, а также усвоению ряда полезных сценических и вокальных приёмов);

• метод выявления сходства и различия (сравнение разных исполнительских трактовок, выявление общего и особенного в народной и классической традициях вокального исполнения);

• метод идентификации (распознавание и отождествление явлений и процессов, например, распознавание региональных особенностей звучащей песни);

• метод перекодирования информации (использование иной семиотической системы для выражения образного содержания музыки, например, на занятиях можно планировать воссоздание содержания народной песни языком танца, обсуждать, как аналогичное содержание можно передать в других музыкальных стилях).

Педагогическими условиями, необходимыми для эффективного функционирования теоретико-методической модели, являются: включение широкого культурологического контекста в учебный материал, адаптация учебных сведений к индивидуальным особенностям учащихся; мотивация учащихся к широкому использованию само- стоя-тельных форм работы.

Оценочно-рефлексивный блок модели направлен на оценку показателей профессиональной готовности вокалистов к исполнительской деятельности в классе сольного народного пения.

Он включает:

1. Оценку мотивации студента (на базе психологических тестов мотивации и экспертной оценки).

2. Оценку уровня развития вокально- исполнительских умений (звукообразование, дыхание, дикция и т.д.).

3. Оценку точности интерпретации произведения, понимания его жанровых, стилевых и иных особенностей, адекватности их отражения на сцене.

4. Оценку уровня креативности (степень оригинальности художественного образа, интерпретации произведения и сценического поведения).

5. Оценку рефлексии (способности к самоанализу, адекватной оценке собственного творчества и его коррекции).

6. Оценку музыкального вкуса (способности исполнителя к эстетической оценке исполняемого произведения).

Таким образом, предложенная теоретико-методическая модель формирования профессиональной готовности вокалиста к исполнительской деятельности в классе сольного народного пения носит комплексный характер, в то же время это целостная система конкретно реализуемых элементов, находящихся в структурно-содержательной взаимосвязи, относительно каждого из которых возможна его дальнейшая декомпозиция.

В ключевых моментах модель может быть реализована алгоритмически, допуская инкорпорацию дополнительных педагогических технологий как традиционного, так и инновационного характера.

Примечания

1. Мякишева Н. М. Освоение авторской музыки в процессе обучения народного певца // Вопросы певческого искусства : сборник статей. Вып. 1. / под общей редакцией профессора Л. В. Шаминой. Москва, 2003. С. 58-60.
2. Пашина О. А. Календарно-песенный цикл у восточных славян : монография. Санкт-Петербург :Композитор, 2006. 279 с.
3. Пивницкая О. В. Основные подходы к обучению народному пению в отечественной педагогике // Вестник кафедры ЮНЕСКО «Музыкальное искусство и образование». 2015. № 1 (9). С. 123-132.
4. Смирнова Н. И. Русская народная песня на эстраде. Москва : Знание, 1985. 48 с.
5. Топчий А. В. Специфика наддиалектного общерусского народного пения // Межкультурное взаимодействие в современном музыкально-образовательном пространстве. 2018. № 15. С. 156-162.
6. Шамина Л. В. Основы народно-певческой педагогики : учебное пособие / Российская академия музыки имени Гнесиных. Москва : Графика, 2010. 202 с.
7. Щуров В. М. Стилевые основы русской народной музыки. Москва : Московская государственная консерватория имени П. И. Чайковского, 1998. 464 с.

Источник: Научный журнал "Вестник Московского государственного университета культуры и искусств". 2019. № 1 (87)


Категория: Культура. Общество. Психология | Добавил: x5443 (03.12.2019)
Просмотров: 13 | Теги: пение, вокалист | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
...




Copyright MyCorp © 2019 Обратная связь