Понедельник, 05.12.2016, 07:26
Высшее образование
Приветствую Вас Гость | RSS
Поиск по сайту


Главная » Статьи » Образование. Научная деятельность

ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПОСТРОЕНИЯ КОНЦЕПЦИИ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ

И.Г.Ноговицына, Вестник Северо-Восточного государственного университета. Магадан 2013. Выпуск 19

ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПОСТРОЕНИЯ КОНЦЕПЦИИ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ

Раскрывается теоретическое обоснование построения концепции воспитательной системы высшей школы с учётом всех необходимых методологических составляющих, а именно: на основе введенных определений воспитательной системы, выделив её основные черты как социально-педагогического феномена, можно обозначить понятие «модель воспитательной системы» со свойственными ей этапами. Самым первым этапом создания модели и является разработка исходной концепции воспитания, которая понимается как система взглядов отдельного ученого или группы исследователей на воспитательный процесс - его сущность, цель, принципы, содержание и способы организации, критерии и показатели его эффективности. Структурные компоненты теоретической концепции воспитательной системы, которым дан полный и комплексный анализ в указанной статье: ценностно- ориентационный; индивидно-групповой; функционально-деятельностный; отношенческо-коммуникативный; диагностико-результативный.

Ключевые слова: воспитание, воспитательная система (цели, задачи, функции, принципы, субъекты, системообразующий вид деятельности, отношения), концепция воспитательной системы, модель воспитательной системы, воспитательный процесс, воспитательная деятельность, воспитательная работа, критерии и показатели эффективности воспитательной системы, принципы построения воспитательной системы, компоненты теоретической концепции воспитательной системы: ценностно-ориентационный; индивидно-групповой; функционально-деятельностный; отношенческо-коммуникативный; диагностико-результативный.

 

 

Воспитание человека как носителя нравственности и духовности извечно являлось глобальной проблемой всей цивилизации, однако особо актуализировалось в начале XXI века в связи с усиливающейся техно- кратизацией (автоматизацией, компьютеризацией, роботизацией) общества в целом, прагматизацией социального бытия людей, снижением уровня нравственных барьеров (запретов), экологическим неблагополучием Земли и многими другими причинами.

В России эта ситуация усугубляется растянутостью и неопределенностью общественного реформирования, ломкой сложившихся смысловых и ценностных ориентаций, отсутствием общественных ценностей, бесспорно общих для большинства россиян, стратификацией общества, часто соотносимой с нарушениями нравственных и моральных норм и т. д.

Углубление и необратимость социально- экономических и политических преобразований во всех сферах общественной жизни нашего государства, в том числе и в образовании, ставит новые задачи перед обществом и всеми его организационно-управленческими структурами. Это, прежде всего, задачи воспитания современного поколения в духе активного созидательного труда, соблюдения и гармонизации интересов общества и личности, развития духовности человека, сохранения его физического и нравственного здоровья.

В то же время приходится, к сожалению, констатировать, что в настоящее время в России далеко не всегда имеются условия, благоприятные для развития личности. Многочисленные нерешенные социальные проблемы мешают учреждениям, работающим с подрастающим поколением, выполнять свои функции по воспитанию в полном объеме и тем самым эффективно противостоять отрицательному стихийному влиянию того окружения, в которое оказывается втянутым ребенок, подросток, молодой человек. Недостаток воспитательной работы, в свою очередь, безусловно, является одной из причин наблюдаемых сегодня негативных процессов в среде детей и молодежи.

Социально-политический кризис в стране - пишет академик РАО Н.Д. Никандров - влияет не только на образование, но и на гражданское воспитание молодежи [3]. Низкий авторитет власти, особенно исполнительной, межнациональные конфликты, криминальная обстановка в стране, падение уровня воспитанности у подрастающего поколения и отсутствие у них основных ценностных жизненных ориентиров, неопределенность перспектив развития, тяготы экономики - все это не способствует воспитанию патриота своей страны, человека, ориентированного на честный труд, терпимо и дружелюбно настроенного к другим людям. Растет влияние факторов, упрощающих развитие личности человека, часто поощряется циничное отношение к другим людям и к своей стране в целом, которые рассматриваются как средство достижения личных выгод, а не благих общественных целей.

Именно поэтому в современном обществе так остро стоит проблема воспитания нового поколения молодежи, которое бы:
- было адаптировано к новым социально-экономическим условиям;
- обладало высоким творческим потенциалом не только в профессионально- производственной, но и в различных сферах научно-исследовательской деятельности;
- имело высокоразвитое чувство патриотизма и любви к своей стране, Родине, народу на фоне устоявшихся ценностных установок и ориентиров;
- уважало традиции своей культуры, нации, семьи;
- обладало чувством корпоративной культуры и этики и мн. др.; что все вместе является приоритетным направлением государственной политики в области образования.

В связи с этим на сегодняшний день актуализировалась проблема пересмотра не только самой системы образования, но и концептуальных идей, лежащих в ее основе. Являясь составной частью системы образования, воспитательный процесс постепенно наполняется новыми ориентирами, свойственными социальной системе, поэтому решающее значение приобретает создание в каждом образовательном учреждении воспитательной системы, в которых бы центральное место занимала личность школьника, студента, т. е. молодого, жизнерадостного, целеустремленного молодого поколения россиян.

Благодаря исследованиям Л.И. Новиковой, Л.В. Байбородовой, Е.В. Бондаревской, З.И. Васильевой, Б.3. Вульфова, О.С. Газмана, О.В. Заславской, В.А. Караковского, И.А. Колесниковой, Л.Н. Куликовой, Ю.С Мануйлова , С.Л. Паладьева, А.Г. Пашкова, Л.А. Пиковой, В.Л. Полукарова, С.Д. Полякова, Н.Л. Селивановой, А.М. Сидоркина, Е.Н. Степанова, Ю.П. Сокольникова, Н.М. Таланчука и других были разработаны теоретические и методические основы воспитательных систем, что позволило значительно обогатить как педагогику, так и целостный педагогический процесс новыми знаниями о системной природе и сущности этого явления, его компонентах и структуре, закономерностях построения, управления и преобразования, путях и способах развивающего влияния на формирующуюся личность.
В научной литературе существует несколько дефиниций, посредством которых исследователи пытаются отразить сущность данного феномена. Так, Л.И. Новикова, Н.Л. Селиванова и В. А. Караковский определили это явление:
«Воспитательная система есть целостный социальный организм, возникающий в процессе взаимодействия основных компонентов воспитания (цели, субъекты, их деятельность, общение, отношения, материальная база) и обладающий такими интегративными характеристиками, как образ жизни коллектива, его психологический климат» [2].

«Воспитательная система - это развивающийся во времени и пространстве комплекс взаимосвязанных компонентов: целей, ради которых система создается; совместной деятельности людей, ее реализующих; самих людей как субъектов этой деятельности; освоенной ими среды; отношений, возникающих между участниками деятельности; управления, обеспечивающего жизнеспособность и развитие системы» [2].

Петербургские исследователи И.А. Колесникова и Е. Н. Барышников считают, что «воспитательная система отражает специфический способ организации воспитательного процесса на уровне конкретного учреждения» [1]. Е.Н. Степанов полагает, что главное предназначение воспитательной системы заключается в педагогическом обеспечении и содействии развитию личности ребенка, поэтому выделяет в дефиниции данное предназначение наряду с другими сущностными характеристиками воспитательной системы. На его взгляд, «воспитательная система - это упорядоченная целостная совокупность компонентов, взаимодействие и интеграция которых обусловливает наличие у образовательного учреждения или его структурного подразделения способности целенаправленно и эффективно содействовать развитию личности учащихся» [7]. Общая способность содействовать развитию личности ребенка представляется как целое, складывающееся из отдельных (частных) способностей, таких, как: способность диагностировать развитие личности учащегося, детского и педагогического коллективов; способность выдвинуть и обосновать цель воспитательного процесса; способность организовать жизнедеятельность сообщества детей и взрослых в максимальной степени благоприятную для самореализации и самоутверждения личности ребенка, педагога и родителя; способность интегрировать усилия субъектов воспитательного процесса, сделать их наиболее эффективными; способность создать в образовательном учреждении и за его пределами развивающую среду, нравственно благоприятную и эмоционально насыщенную; способность осуществить научно обоснованный анализ сложившейся социально-педагогической ситуации, подученных результатов воспитательной деятельности и т. д.

Ученые называют также черты воспитательной системы, характерные для данного социально-педагогического явления:

Воспитательная система - это система социальная. Ее ядро - люди и их потребности, мотивы, интересы, ценностные ориентации, действия, отношения. Функционирование воспитательной системы осуществляется в соответствии с законами общественного развития.

Воспитательная система - это система педагогическая. Ее функционирование связано с реализацией целого ряда педагогических задач, для решения которых используются разнообразные формы, приемы и методы педагогической деятельности. Результаты решения задач свидетельствуют об эффективности воспитательной системы.

Воспитательная система - это система ценностно-ориентированная. Любая воспитательная система ориентирована на определенные ценности. В современной педагогической науке и практике признаны педагогически нецелесообразными идеи построения воспитательного процесса на основе антигуманных ценностей и авторитарного стиля отношений между педагогом и ребенком и взят курс на моделирование, построение и исследование воспитательных систем гуманистического типа.

Воспитательная система - это система целостная. Нередко ее называют организмом, как бы подчеркивая, что она состоит из органов-компонентов, взаимосвязь и взаимодействие которых позволяет системе функционировать как единое целое и обладать системными интегративными качествами.

Воспитательная система - это система открытая. Она имеет множество связей и отношений с окружающей социальной и природной средой, которые обеспечивают функционирование и развитие системы.

Воспитательная система - это система целенаправленная. Ее невозможно представить без цели. При отсутствии целевых ориентиров воспитательная деятельность теряет свой смысл, ведь ее сущностной характеристикой является целенаправленность.

Воспитательная система - это система сложная и вероятностная. Сложность воспитательной системы обусловлена большим количеством элементов и связей между ними, полиструктурностью и качественной сложностью самой системы и ее составляющих компонентов. Будущее сложных систем трудно предсказать, поэтому прогнозы носят вероятностный характер.

Воспитательная система - это система саморазвивающаяся и самоуправляемая. Внутри системы скрыта способность к преодолению противоречий развития усилиями самих участников педагогических процессов, способность к самоуправлению: постановке целей, проектированию нового состояния системы воспитания и этапов его достижения, корректировке образовательно- воспитательных процессов, объективному анализу их хода и результатов, выдвижению новых перспектив и т. д.

Любая воспитательная система является единством не только общего и особенного, но и единичного - того специфического, что свойственно конкретному учреждению с данным составом педагогов и учащихся, окружающей его средой. Существует множество путей развития воспитательной системы. Это определяется ее внутренними свойствами.
Между понятиями «воспитательная система» и «воспитательный процесс» четко просматривается взаимосвязь. С одной стороны, в процессе поставленных педагогических целей в образовательном учреждении создается и развивается воспитательная система; с другой - эта система выступает в качестве главного фактора успешного решения воспитательных задач.

Модель воспитательной системы образовательного учреждения - это описание той будущей системы, которую намерены создать будущие субъекты воспитательной системы: администрация учреждения, педагоги, учащиеся (студенты), их родители, другие активные участники воспитания.

Этапы создания модели воспитательной системы:
1. Разработка исходной концепции.
2. Прогнозирование условий, в рамках которых будет строиться система.
3. Построение описательной модели как модели будущего состояния воспитательной системы (компоненты, связи между ними, назначение компонентов); оформляется как определенный документ [13].

Моделируя воспитательную систему, закладывая в нее разнообразие элементов, их связей, альтернативные пути ее развития, важно выбрать главное: что будет определять ее лицо, что послужит в дальнейшем основанием для самоорганизации системы. Таким главным для воспитательной системы должна стать концепция как совокупность основных педагогических идей, положенных в основу системы, и целей, во имя которых она создается. Если обратиться к философскому энциклопедическому словарю и толковому словарю русского языка, то под концепцией понимается система взглядов на что-нибудь, основная идея, ведущий замысел, руководящая идея. Исходя из такого понимания термина «концепция», можно дать определение концепции воспитания как системы взглядов отдельного ученого или группы исследователей на воспитательный процесс - его сущность , цель, принципы, содержание и способы организации, критерии и показатели его эффективности.

В качестве основных целей выступают развитие и саморазвитие личности, освоение культуры, включение подрастающего поколения в жизнь общества. Как правило, концепция состоит из следующих разделов:
- краткий анализ состояния учебно-воспитательного процесса в образовательном учреждении (излагаются основные результаты педагогического наблюдения и диагностического исследования, положительные и отрицательные стороны содержания и организации воспитательной работы);
- принципы построения воспитательной системы;
- задачи и направления реализации цели (в некоторых концепциях данный раздел состоит из перечня проблем, решение которых позволяет достичь цели);
- механизм функционирования воспитательной системы (описание системообразующих видов деятельности; наличие воспитательных комплексов, центров, проектов; основные внутренние и внешние связи системы, развитие материально-технической базы и т. д.);
- критерии и показатели эффективности воспитательной системы [2; 3; 9; 11; 12].

Теоретическая концепция воспитательной системы реализуется в четырех взаимосвязанных, взаимозависимых компонентах (управление, содержание, организация, общение), которые, в свою очередь, влияют на ее сущность и содержание.

Как известно, воспитательная система состоит из совокупности компонентов. К числу таких компонентов можно отнести следующие:
- ценностно-ориентационный;
- индивидно-групповой;
- функционально-деятельностный;
- отношенческо-коммуникативный;
- диагностико-результативный [8; 9; 10].

Ценностно-ориентационный компонент состоит из следующих элементов:
- ценности сообщества детей и взрослых;
- цели воспитания;
- принципов и ключевых идей построения воспитательной системы и жизнедеятельности образовательного учреждения.

Этот компонент часто называют ценностно-смысловым ядром воспитательной системы, или главным детерминирующим и интегрирующим фактором ее функционирования и развития. Базисные ценности воспитательной системы определяют ее цели, которые, в свою очередь, служат не просто элементами, а важнейшими факторами образования, функционирования и развития этой системы. На пути к достижению целевых ориентиров происходят изменения в жизнедеятельности образовательного сообщества, содержания и организации воспитательного процесса. Из совокупности идей, отражающих представления сообщества детей и взрослых о ценностях, целях, перспективах и принципах организации воспитательного процесса и жизни в учебном заведении, как правило, выделяют одну наиболее важную, определяющую «лицо» и стратегическую линию развития данного учреждения. Эту идею называют ключевой.

Индивидно-групповой компонент представляет собой сообщество личностей, участвующих в создании, управлении и развитии воспитательной системы образовательного учреждения. Он состоит из нескольких элементов, таких, как, например, администрация, преподаватели и сотрудники образовательного учреждения; учащиеся или студенты; родители и другие специалисты, участвующие полноценно в жизнедеятельности данного учреждения и являющиеся ее полноценными субъектами.

Функционально-деятельностный компонент складывается из следующих элементов:
- системообразующего вида деятельности, форм и методов организации совместной деятельности и общения;
- основных функций воспитательной системы;
- управления и самоуправления воспитательной системой.

Этот компонент обеспечивает упорядоченность и целостность воспитательной системы, функционирование и развитие ее основных элементов и связей. Его основу составляют совместная деятельность и общение всех субъектов воспитательной системы. В образовательных учреждениях выбираются в качестве приоритетного различные виды деятельности: трудовая, клубная, краеведческая, познавательная и др. Его выбор зависит от следующих факторов: интересы и потребности учащихся или студентов, особенности педагогического коллектива, тип учебного заведения, традиции учреждения образования и окружающего социума, финансово-материальные возможности учебного заведения.
Управление (в том числе самоуправление, соуправление) воспитательной системой понимается как процесс реализации управленческих функций: информационно- аналитической; планово-прогностической мотивационно-целевой; организационно-исполнительской; контрольно-диагностической; регулятивно-коррекционной для достижения целей наиболее эффективным способом. Процесс управления можно считать системным, если в него включены все субъекты деятельности и ни одна из управленческих функций не «выпадает».

Отношенческо-коммуникативный компонент состоит из двух элементов:
- отношений в обществе детей и взрослых;
- внутренних и внешних связей воспитательной системы.

Отношения проявляются и формируются в общении и деятельности. Являясь внутренней, субъективной основой общения, они отражают внутренние, личностные связи совместной деятельности, взаимодействия.

Диагностико-результативный компонент включает в себя следующие элементы:
- критерии эффективности воспитательной системы;
- методы и приемы изучения ее результативности;
- формы и способы анализа, оценки и интерпретации полученных результатов.

Под результатами воспитательного процесса понимают те изменения, которые произошли с участниками педагогического процесса и в отношениях между ними. Эффективность воспитательного процесса определяется мерой соотношения поставленных целей, прогнозируемого результата и реально достигнутого.

Применяется технология мониторинга качества воспитательного процесса:
1. Определение методологических оснований, в том числе целей, критериев и показателей.
2. Определение объектов мониторинга.
3. Подбор комплекса методов и конкретных методик.
4. Планирование мониторинга.
5. Предварительная подготовка.
6. Реализация диагностических методик.
7. Обработка результатов.
8. Фиксация результатов и оформление результатов в форме, удобной для анализа и демонстрации.

Воспитательная система - не застывший, а постоянно развивающийся феномен. Появляются и исчезают различные идеи, представления, устойчивые способы взаимодействия участников воспитательного процесса, те или иные виды деятельности, организационные структуры; усложняется и упорядочивается жизнедеятельность коллектива или, наоборот, увеличивается дезорганизация - все эти явления характеризуют процесс развития воспитательной системы [4].

Процесс развития воспитательной системы противоречив и нелинеен. В нем бывают и спады, и подъемы, и достаточно длительные периоды стабильности, для него характерны и регрессивные явления, когда система как бы движется вспять, теряет свои позитивные приобретения. Этого не надо бояться, необходимо знать и анализировать причины и последствия таких явлений.

На разных этапах развития воспитательной системы более позитивным процессом может быть как интеграция, так и дезинтеграция. Так, на этапах становления и функционирования системы или послекризисного развития позитивны процессы интеграции, создающие для субъектов воспитательной системы стабильную комфортную среду. На этапе становления системы позитивными бывают дезинтеграционные процессы, удовлетворяющие потребности в новизне, формирующие активность субъектов педагогической деятельности, их креативность.

Противоречия между интеграцией и дезинтеграцией развития воспитательной системы конкретизируются в противоречии между системой и личностью. Личность - активный участник создания системы. Создавая ее, она начинает подчиняться ей. По сути, человек подчиняется той системе, которую творит сам. Поэтому развитие воспитательной системы есть условие развития личности.

В.А. Караковский выделяет две группы критериев, по которым можно оценить развитость воспитательной системы школы [2].

Первая группа - критерии факта, позволяющие ответить на вопрос, есть ли в образовательном учреждении воспитательная система. Об этом могут свидетельствовать упорядоченность жизнедеятельности учреждения, наличие сложившегося единого учебного коллектива, единство воспитательных воздействий в педагогические комплексы. Вторая группа - критерии качества, отвечающие на вопрос, каков уровень развития воспитательной системы, ее эффективность.

Об этом говорят степень приближенности системы к поставленным целям, реализация педагогической концепции; общий психологический климат, стиль отношений, самочувствие всех субъектов воспитательной системы, внутренний комфорт; уровень воспитанности выпускников образовательного учреждения.

Теория становления, развития и управления воспитательной системы свидетельствует о ее целесообразности, суть которой заключается в следующем:
- при использовании системного подхода в воспитании происходит интеграция усилий субъектов воспитательной деятельности, укрепляется взаимосвязь компонентов педагогического процесса (целевого, содержательного, организационно-деятельностно- го, технологического, оценочно-результативного). Важно подчеркнуть, что всестороннее и гармоничное развитие личности может обеспечить лишь целостный воспитательный процесс; создание воспитательной системы, включающей в себя освоенную социальную и природную среду, позволяет расширить диапазон возможностей воспитательного воздействия на личность;
- воспитательная система позволяет экономить время и силы субъектов деятельности. При построении этой системы следует уделять особое внимание формированию традиций, они придают устойчивость системе, повышают ее жизнеспособность;
- при построении воспитательной системы специально моделируются условия для самореализации и самоутверждения личности, что, несомненно, способствует саморазвитию, творческому самовыражению, проявлению неповторимой индивидуальности, гуманизации деловых и межличностных отношений в коллективе [7; 8].

Концепция воспитания не может создаваться непосредственно «из головы». Ее нельзя придумать. Это серьезный стратегический документ, разработка которого требует длительной предварительной подготовки (знакомства с литературой, изучения практического опыта воспитания, анализа ситуации, сложившейся в образовательном учреждении, регионе, стране).

Концепция - этот всегда новое видение, понимание, интерпретация ситуации, проблемы. При разработке концепции воспитания необходимо ответить на следующие основные вопросы:
1. С какими концепциями воспитания вы уже знакомы?
2. Чем они вас не устраивают (содержат противоречия, устарели, практически не применимы и т. д.)? Иными словами, зачем нужна новая концепция?
3. Какие проблемы в сфере воспитания остаются нерешенными именно в вашем учреждении, регионе, стране?
4. Какие внутренние и внешние противоречия мешают конструктивно решать эти проблемы?
5. Какие из них могут быть сняты или решены педагогическими средствами?
6. Какой позитивный опыт организации воспитания существует в практике работы вашего учреждения (региона, страны)? Что из него необходимо сохранить?
7. Что нового хотелось бы внести в существующую практику воспитания (идеи, подходы, принципы, содержание, формы, методы и др.)?
8. Где вы и ваши коллеги могли бы обеспечить преобразование системы воспитания (только в своем учреждении, районе, городе, области, стране в целом)?
9. Какие именно ресурсы (научные, организационные, административные, кадровые, методические, финансовые) вами могут быть привлечены для изменения ситуации воспитания?

Составляющие концепции:

1. Преамбула, или вступление, содержит краткие обоснования необходимости создания новой концепции: история вопроса; диагностические данные, выявленные противоречия между потребностями практики и наличным состоянием воспитания на интересующем для вас пространстве, тенденции и потребности в развитии теории и практики воспитания; указание на мировые аналоги; имеющиеся предпосылки для улучшения ситуации и др.

2. Ценностно-смысловой контекст характеризует круг ценностей, на которых базируется предполагаемый подход; смыслы, связанные с авторским пониманием воспитания; центральные идеи, которые положены в основу концепции. Таким образом, содержание двух первых разделов позволяет сформировать проблемное поле, демонстрирующее новизну и перспективность вашего взгляда на воспитание.

3. Тезаурус - толкование основных категорий и понятий, используемых в тексте; необходим, так как новый концептуальный подход всегда связан с новой интерпретацией традиционных категорий и понятий, используемых для описания воспитательных явлений, процессов, систем. Предлагая свой тезаурус, вы тем самым определяете язык, на котором рассказываете о своих замыслах.

4. Цели и задачи, которые могут быть поставлены и решены на основе концепции. Здесь рассматриваются возможные пути и этапы движения к цели, а также истоки противоречий и трудностей, которые могут при этом возникнуть.

5. Стратегическая направленность действий - это принципы и подходы, на которых будет основана деятельность тех, кто призван преобразовывать ситуацию воспитания (воспитательную систему) и в выбранных масштабах (учреждение, город, регион, страна).

6. Содержание раскрывает суть, логику и непосредственную программу реализации концептуальных замыслов, т. е. представляет содержательную основу педагогических преобразований: какие и на каком уровне ожидаются результаты (изменение отношения к воспитанию в регионе; включение проблем воспитания в систему переподготовки кадров; конкретные изменения в поведении определенной категории молодежи; освоение новых способов организации воспитательной деятельности, привлечение внимания студентов к проблеме самовоспитания и др.); каковы критерии и показатели оценки результативности и эффективности воплощения концепции в жизнь.

7. Прогноз социальных результатов и рисков реализации концепции готовится обычно на основании комплексной экспертизы, предполагающей участие специалистов различного профиля, представителей различных концептуальных взглядов.
 
8. Необходимое комплексное обеспечение. Чтобы в педагогической действительности произошли какие-то серьезные изменения, спрогнозированные на уровне концепции, следует четко обозначить направления и оценить реальную возможность поддержки преобразований сразу на нескольких уровнях:
идеологическом (как будет обеспечено широкое распространение новых идей или идеологии воспитания);
административном (как создать стимулы к поддержке предлагаемых изменений в подходах к воспитанию со стороны властных структур);
научном (кому заказать разработку необходимых теоретических материалов);
• методическом (как создать и запустить механизмы перевода концептуальных идей на уровень деятельности педагогов-практиков);
кадровом (каким образом подготовить достаточное число реальных носителей новых способов воспитательной деятельности);
экономическом (где найти источники формирования финансовой и материальной базы преобразований).

Концепция должна одновременно исходить из социального заказа общества образовательному учреждению, учитывать степень реализации образовательным учреждением его ведущих функций, опираться на внешние и внутренние возможности образовательного учреждения в решении стоящих перед ним проблем.

Высшая школа, являясь частью социального института образования, представляет собой сознательно организованное и управляемое учреждение, т. е. форму совместной деятельности совокупности людей (преподавателей, студентов, администрации вуза, вспомогательного персонала), целенаправленно организующих и обеспечивающих процесс обучения и воспитания молодых специалистов, передачи им социально значимых ценностей науки, культуры, морали. Как социальный институт высшая школа реализует свои функции формирования социально зрелых граждан, образованных и воспитанных людей именно через взаимодействие преподавателей и студентов в рамках организации, при этом каждая из сторон взаимодействия имеет не только общую с другими цель, но и свой социальный статус, свои ролевые функции и ожидания.

Высшая школа строит свою учебно- воспитательную деятельность на основе принципов целесообразности, историзма, координации и субординации, дифференциации и интеграции, комплексности, преемственности. Она как организация выполняет социально значимые функции - культурно-образовательную, регулятивно-воспитательную, организационно-управленческую, коммуникативную, социально-интегративную, социально-трансляционную, а также функции саморазвития личности и социального наследования.

Эти принципы и функции реализуются через различные формы общения преподавателей со студентами: групповые - индивидуальные, формальные - неформальные, аудиторные - внеаудиторные. Эффективность образования и воспитания во многом зависит от того, на какой основе осуществляется это общение (свободное или вынужденное, добровольное или принудительное, бессистемное или целенаправленное и т. д.).

Библиографический список

1. Воспитательная деятельность педагога / под ред. В.А. Сластенина, И.А. Колесниковой. - М. : Академия, 2008. - 336 с.
2. Воспитательная система школы: проблемы управления. Очерки прагматической теории / под ред. В.А. Караковского, Л.И. Новиковой, Н.Л. Селивановой, Е.И. Соколовой. - М. : Сентябрь 1997. - 112 с.
3. Никандров Н.Д. Россия: социализация и воспитание на рубеже тысячелетий. - М. : Гелиос АРВ, 2000. - 229 с.
4. Никандров Н.Д. Ценности как основа целей воспитания // Педагогика. - 1998. - № 3. - С. 3-12.
5. Рожков М.И. Теория и методика воспитания: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / М.И. Рожков, Л.В. Байбородова. - М. : Изд-во ВЛАДОС- ПРЕСС, 2004. - 384 с.
6. Словарь-справочник по теории воспитательных систем / сост. П.В. Степанов ; под ред. Н. Л. Селивановой. - Изд. 2-е, доп. и перераб. - М. : Педагогическое общество России, 2002. - 33 с .
7. Степанов П.В. Диагностика и мониторинг процесса воспитания в школе / П.В. Степанов, Д.В. Григорьев, И.В. Кулешова. - М. : Академия : АПКиПРО, 2003. - 82 с.
8. Степанов Е.Н. Методология моделирования воспитательной системы образовательного учреждения // Педагогика. - 2001. - № 4. - С. 14-23.
9. Степанов Е.Н. Педагогу о воспитательной системе школы и класса: учеб.-метод. пособие. - М. : ТЦ Сфера, 2004. - 224 с.
10. Степанов П.В. Как создать воспитательную систему школы: возможный вариант : учеб. пособие. - М. : Педагогическое общество России, 2005. - 64 с.
11. Управление воспитательной системой школы: проблемы и решения / под ред. В.А. Караковского, Л.И. Новиковой, Н.Л. Селивановой, Е.И. Соколовой. - М. : Педагогическое общество России, 1999. - 264 с.
12. Управление образовательными системами: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Т.И. Шамова, Т.М. Давыденко, Г.Н. Шибанова ; под ред. Т.И. Шамовой. - 2-е изд., стереотип. - М. : Издательский центр «Академия», 2005. - 384 с.
13. Шамова Т.И. Воспитательная система школы: сущность, содержание, управление / Т.И. Шамова, Г.Н. Шибанова. - М. : ЦГЛ, 2005. - 200 с.

Вестник Северо-Восточного государственного университета
Магадан 2013. Выпуск 19

Категория: Образование. Научная деятельность | Добавил: x5443 (19.10.2016)
Просмотров: 40 | Теги: воспитание | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
...




Copyright MyCorp © 2016