Пятница, 20.07.2018, 05:48
Высшее образование
Приветствую Вас Гость | RSS
Поиск по сайту



Главная » Статьи » Физкультура и спорт. Здоровье

Теоретическое обоснование методики развития кординации движений рук у юных гимнасток

Е.В.Бурцева

Теоретическое обоснование методики развития кординации движений рук у юных гимнасток

Аннотация. В статье представлено теоретическое обоснование методики развития координации движений рук у девочек, занимающихся художественной гимнастикой. Методика включает тестирующую и обучающую части. Тестирующая часть включает в себя батарею тестов для выявления уровня развития координации движений рук (реагирующей, кинестетической, ориентационной, ритмической и способности к переключению двигательных действий). Обучающая часть представлена комплексами упражнений, направленными на развитие координации движений рук у юных гимнасток на этапе начальной подготовки.

Ключевые слова: методика развития, координация движений, координационные способности, художественная гимнастика.

 

В условиях тренировочной и соревновательной деятельности различные виды координационных способностей (далее КС) обычно проявляются как в тесном взаимодействии друг с другом, так и с другими физическими качествами, а также с различными сторонами подготовленности спортсмена — технической, тактической, психологической [1, 2].

В связи с этим, целенаправленное развитие различных видов КС прямо или косвенно благоприятствует развитию отдельных физических качеств и расширению технического арсенала спортсмена [5, 6, 7]. Правила соревнований в художественной гимнастике постоянно усложняются и к подготовленности гимнасток предъявляются более высокие требования на начальном этапе.

С целью развития координации движений рук у юных гимнасток в учебно-тренировочном процессе нами была разработана методика.

Основными в подготовке гимнасток явились задачи на развитие специальных КС рук, играющих ведущую роль при подготовке к будущей специфической работе с предметами: реагирующая способность, кинестетическая способность (тактильно-кинестетическая, способность к воспроизведение пространственных и силовых параметров движений), способность к переключению двигательных действий, ритмическая и ориентацион- ная способности, а также согласованная работа правой и левой руки [3, 4].

Нами были использованы специальные упражнения, разработанные с учетом специфики мышечной деятельности, сенситивных периодов развития различных видов координации движений и их взаимосвязи с физическими качествами.
Методика включает в себя тестирующую и обучающую части (рис.).

Тестирующая часть включает в себя батарею тестов для выявления уровня развития координации движений рук (реагирующей, кинестетической, ориентаци- онной, ритмической и способности к переключению двигательных действий). Оценка осуществляется с помощью шкал дифференцированной оценки.

В обучающей части представлены комплексы упражнений, направленные на развитие координации движений рук у юных гимнасток на этапе начальной подготовки.

Особенности методики развития координации движений рук:
— целенаправленное развитие координации движений рук преимущественно средствами ОФП;
— развитие координации движений рук осуществляется параллельно с работой над базовыми элементами с предметами;
— все общеразвивающие и специальные упражнения выполняются гимнастками ведущей и неведущей рукой.

Учитывая тот факт, что художественная гимнастика является сложнокоординационным видом спорта, который требует более длительной и углубленной подготовки, мы разработали и внедрили в практику занятий художественной гимнастикой учебно-тренировочную программу, рассчитанную на 6 месяцев (72 занятия) и включающей в себя 2 этапа. Обучающая часть методики внедрялась в вариативный компонент учебно-тренировочного занятия. Упражнения на развитие координации движений рук проводились 3 раза в неделю в подготовительной, основной и заключительной частях учебно-тренировочного занятия, продолжительность вариативного компонента составляла 20-25 мин. Средством для развития координации движений рук явились специально направленные физические упражнения, систематизированные в комплексы, а также игры и упражнения на гибкость и расслабление мышц верхних конечностей.

При подборе физических упражнений мы использовали упражнения эффективно воздействующие на различные сенсорные системы: двигательную, зрительную, тактильную, слуховую.

В методику были включены:

1. Одновременно-однонаправленные упражнения, то есть такие упражнения, когда движения руками выполняются одновременно и в одних и тех же направлениях. Это движения с симметричной координацией из симметричных исходных положений, одновременно работают одноименные мышцы обеих рук.

2. Упражнения циклического характера с перекрестной координацией. Это движения с одновременной работой мышц-антагонистов двух рук при циклическом повторении двигательных сочетаний.

3. Упражнения, выполняемые с поочередной работой одноименных мыши двух рук. Эти упражнения представляют собой движения с ассиметричной координацией из симметричных исходных положений.

4. Упражнения последовательные или одновре- менно-разнонаправленные, то есть выполняемые одновременной двумя руками в разных плоскостях с одновременной работой неодноименных мышц. Такие упражнения представляют собой движения с ассиметричной координацией из ассиметричных исходных положений.

5. Разноритмичные упражнения, то есть такие упражнения, во время выполнения которых одна рука прекращает движение, а потом вновь включается в него. Работа мышечных групп, участвующих в движении, идет с нарушением ритма. Упражнения выполняются как с ассиметричными,так и с симметричными движениями и исходными положениями.

Данные упражнения выполняются руками в различных плоскостях — в одной, двух, трех и со сменой плоскостей.

Упражнения с предметами составляют основное содержание технической подготовки в художественной гимнастике. Условные рефлексы образуются быстрее, когда действует не один, а целый комплекс раздражителей, т.е. когда ребенок не только видит предмет, но и слышит его название, может различать форму, величину, массу предмета.

Рис. 1. Структурно-логическая схема методики развития координации движений рук у девочек, занимающихся художественной гимнастикой на этапе начальной подготовки

Согласно данным ряда исследователей, изучающих особенности развития осязательного восприятия у детей (способности кожного и двигательного анализатора отражать пространственные и физические свойства предмета), форма относится к числу физиологически сильных компонентов предметного раздражителя и считается наиболее информативным признаком, отражающим качества, свойства, характеризующие предмет.

Использование разнообразных по форме, весу, фактуре материалов предметов (мяч, скакалка, обруч, булавы) на начальном этапе подготовки в художественной гимнастике способствует развитию не только координации движений рук, связанной с функциями держания, хватания, манипулирования, но и формированию и развитию предметного мышления ребенка. Комплексы упражнения с предметами предусматривали не освоение основной формы движения с предметом, а изменение условий выполнения всех основных структурных групп движений специфичных для данного предмета.

Таким образом, данная методика позволяет осуществить развитие средств и методов предметной подготовки. Развивая координацию движений рук, создается необходимый запас для освоения технически сложных элементов художественной гимнастики и повышается надежность исполнения соревновательных композиций.

Упражнения с предметами выполнялись изолированно от движений телом, но по мере освоения движений с предметом, работа рук сочеталась с движениями ногами, туловищем по нарастающей сложности. При разработке обучающей части методики мы руководствовались положением, что развитие координации движений рук должно идти по следующим принципам: от простого к сложному, от известного к неизвестному. При проведении занятий использовались как специфические, так и неспецифические для художественной гимнастики предметы. Применялись предметы различного веса и размера (малые мячи, эспандеры, массажные мячи).

В нашей методике мы учли одно из главных методических положений о наиболее оптимальном сочетании упражнений на развитие координации движений с заданиями на развитие физических качеств. Мы предположили, что уровень развития координации движений рук возрастет в том случае, если он будет целенаправленно развиваться совместно с быстротой, силой и гибкостью суставно-связочного и нервно-мышечного аппарата рук.

Для формирования способности к быстроте реакции применялись задания для развития простых реакций (смена движения по сигналу, ускорением или замедлением темпа, сменой направления движений), так и для развития сложных реакций выбора: по одному сигналу выполнялась остановка, по другому — смена направления и другое.

Для формирования кинестетической способности (дифференцирование пространственных и силовых параметров движений) применялись бросковые упражнения по ориентирам с мячом, обручем, скакалкой, упражнения в парах — перекаты мяча, обруча партнеру на заданное расстояние. Для развития тактильно-кинестетической чувствительности использовались различные по форме, весу, фактуре материала предметы, по мере освоения упражнения выполнялись без зрительного контроля.

Для развития способности к ориентации в пространстве применялись специальные задания: изучение исходных положений рук в пространстве (в стороны, вверх, угловые характеристики — 45 град., 60 град.), смена плоскости и направления движений предметом по сигналу (зрительному, слуховому), повторение упражнений с выключением зрительного контроля, броски и метание мяча из различных и.п. в цель, выполнение упражнения после прыжка с поворотом, упражнения в парах и т.п.

Для формирования ритмической способности упражнения выполнялись со сменой ритма, под счет, под музыкальное сопровождение.

Способность к переключению двигательных действий формировалась при смене движения после действия слухового или зрительного сигнала, изменение плоскости работы с предметом и направления движения.

В методике применялись упражнения как для мелких мышц рук («Зайчик», «Солдатики», «Хлопки» и др.), так и упражнения, вовлекающие в работу крупные мышцы рук и пояса верхних конечностей («Вентилятор»). Использовались упражнения симметричные, когда обе конечности выполняют одинаковые по форме и направлению движения («Регулировщик», «Бабочка»), а также асимметричные, когда конечности выполняют одновременные движения в разных направлениях («Пропеллеры», «Ветряная мельница») и последовательные движения правой и левой рукой, которые следуют одно за другим с отставанием на половину амплитуды («Барыня», «Волна», «Веселый художник»). По мнению М. С. Рузиной (1998), осуществление и автоматизация асимметричных движений руками требует создания принципиально новых нейронных связей, тем самым расширяя резервные возможности функционирования головного мозга ребенка.

Кроме того, юные гимнастки выполняли движения как одной рукой (мономануальные), так и двумя руками (бимануальные). Помимо динамических упражнений использовались и статические — задания на удержание положения кистей и пальцев рук.

Таким образом, критерием эффективности разработанной нами методики является улучшение показателей развития координации движений рук у юных гимнасток на этапе начальной подготовки, а также успешность освоения базовых элементов художественной гимнастики.

Литература:

1. Бурцев, В. А. Сущность и содержание спортивной культуры личности / В. А. Бурцев, К. Б. Тумаров, И. Л. Сафронов // Образование и саморазвитие: научный рецензируемый журнал / ФГАОУ ВПО «Казанский (Приволжский) федеральный университет, ООО «Центр инновационных технологий» Казань. — № 6 (28).— 2011.— С.119-125.
2. Бурцев, В. А. Исследование показателей ценностного отношения подростков к здоровью и здоровому образу жизни / В. А. Бурцев, С. Д. Зорин // Теория и практика физической культуры. — 2008. — № 2.— С.46-47.
3. Бурцев, В. А. Сущность и содержание спортивной культуры личности / В. А. Бурцев, К. Б. Тумаров, И. Л. Сафронов // Образование и саморазвитие: научный рецензируемый журнал / ФГАОУ ВПО «Казанский (Приволжский) федеральный университет, ООО «Центр инновационных технологий» Казань. — № 6 (28).— 2011.— С.119-125.
4. Бурцев, В. А. Теоретико-методологические аспекты спортивной культуры личности / В. А. Бурцев, Е. В. Бурцева, Н. Д. Бобырев // Фундаментальные исследования. — 2015.— № 2. — Ч.25.— С. 5655-5659.
5. Бурцев, В. А. Технологическая модель формирования спортивной культуры студентов в процессе спортивно ориентированного физического воспитания / В. А. Бурцев, Е. В. Бурцева, Ф. Р. Зотова // Фундаментальные исследования.— 2015. — № 2. Ч.23.— С.5178- 5182.
6. Бурцев, В. А. Психологические механизмы развития ценностного отношения студентов к физ- культурно-спортивной деятельности в процессе формирования спортивной культуры личности / В. А. Бурцев, Е. В. Бурцева, Г. Р. Данилова // Современные проблемы науки и образования. — 2015. — № 4. — Режим доступа: http://www.science- education.ru
7. Драндров, Г. Л. Характеристика готовности студентов к самостоятельной физкультурно-спортивной деятельности / Г. Л. Драндров, В. А. Бурцев, Е. Н. Авксентьев // Фундаментальные исследования. — № 9 (часть 11).— С.2550-2555.

Международные спортивные игры «Дети Азии» -- фактор продвижения идей Олимпизма и подготовки спортивного резерва: материалы международной научной конференции, 7-8 июля 2016 г. / под общ. ред. М.Д. Гуляева. - Якутск, 2016.

Категория: Физкультура и спорт. Здоровье | Добавил: x5443 (25.06.2018)
Просмотров: 18 | Теги: движения рук | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
...




Copyright MyCorp © 2018 Обратная связь