Понедельник, 18.11.2019, 22:53
Высшее образование
Приветствую Вас Гость | RSS
Поиск по сайту



Главная » Статьи » Культура. Общество. Психология

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ ЗАРУБЕЖНЫХ И ОТЕЧЕСТВЕННЫХ УЧЁНЫХ К ПОНЯТИЮ «ФОЛЬКЛОРНАЯ ТРАДИЦИЯ»

Д.Н.Коровникова,

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ ЗАРУБЕЖНЫХ И ОТЕЧЕСТВЕННЫХ УЧЁНЫХ К ПОНЯТИЮ «ФОЛЬКЛОРНАЯ ТРАДИЦИЯ»

В последние годы значительно возрос интерес к фольклору как к ценному источнику информации о жизни, быте, духовной и художественной культуре русского народа в разные периоды его истории. Приступая к рассмотрению понятия «фольклорная традиция», мы изучаем, прежде всего, теоретические подходы зарубежных и отечественных учёных.

Понятие состоит из двух частей: слово «фольклор», с английского языка слово «folc-lore» переводиться - «народ», «народная мудрость» и «традиция» от лат. «tradition» - «предание», «обычай». Фольклор и традиция - это международные термины, которые означает «народное знание», «народный обычай». Под этими терминами подразумевается совокупность всей духовной и материальной культуры народа, а именно мировоззрение, верования, приметы, ритуалы, обычаи, обряды, праздники, художественное творчество, декоративно-прикладное искусство.

По мнению, Т. И. Баклановой, «фольклор» - это произведения и виды жанров традиционного народного творчества. А фольклорная традиция - это совокупность художественных произведений различных видов и жанров, созданных народом на основе его самобытных представлений, обрядов, привычек и навыков практической и общественной деятельности, передаваемых из поколения в поколение [1].

Английский учёный и археолог Уильям Джон Томс (1803-1885), впервые употребил словообразование: «Folk-lore» в 1846 году. В дальнейшем, в 1879 году он был официально принят английским фольклорным обществом и понимался в двух значениях. В самом широком смысле фольклор понимался как «совокупность форм неписаной истории» народов, существовавших на земле в первобытные эпохи. В узком смысле данным словом обозначались «древние нравы, обычаи, обряды и церемонии прошлых эпох, превратившиеся в суеверия и традиции низших классов цивилизованного общества».

Поиски термина для обозначения той же области в национальной духовной культуре идут параллельно в других странах. Во Франции, Италии, Испании, Португалии надолго закрепляется термин «народные традиции» («Traditions populaires»). В Германии и Австрии образуется свой аналогичный термин - «Volkskunde».

С. Ю. Неклюдов, специалист по семиотике фольклора, определяет фольклор, как своего рода «голос из прошлого», а понятие «фольклорная традиция», как совокупность текстов народной культуры, передаваемых устным путём, не принадлежащих определённому автору.

В. В. Лесевич описывал поле фольклора как «общую совокупность народного знания - все то, что знает народ по преданию. Эта обширная и сложная масса разнообразных высказываний народа обо всей своей внутренней и внешней жизни во всех её разветвлениях»[2].

С точки зрения социальной педагогике фольклорные традиции являются в настоящее время духовным ресурсом в социальном воспитании подрастающих поколений. Как способ существования части этнической культуры фольклорная традиция выступает одной из форм познавательной деятельности человека. Транслируемый фольклорный текст Впередаёт традиционные (представления об основополагающих ценностях человеческой жизни. Выражая важнейшие ценности и жизненные смыслы средствами своего языка, фольклорные традиции способствуют гармонизации |внутреннего| и |внешнего| мира человека, регуляции его отношений с обществом и природой, ориентируют на фундаментальные истины, (приобретённые обществом в I формах традиционной народной культуры.

А. В. Артёмкин определяет Ифольклорную традицию как специфический способ существования (наследования, аккумуляции, хранения, трансляции и развития) этнического слоя культуры определённого народа, представленного аутентичной сферой творчестш на современном этапе, (сохраняющего) её стилистические основы. При этом русская фольклорная традиция представляет собой трёхступенчатую иерархию уровней - локального, регионального и общенационального, - каждый из которых в свою очередь обладает внутренней иерархической структурой [3].

В фольклорном искусстве от одного поколения к другому передаются не только идеи, темы и проблемы, но и способы, приёмы их воплощения в идейно-художественной словесной структуре того или иного жанра. Совокупность образно-содержательных и структурно-эстетических компонентов создаёт фольклорную традицию, как региона, так и конкретных фольклорных жанров, в нем бытующих. Фольклорной традиции искусства устного слова свойственна прочность, но вместе с тем она обладает и способностью изменяться, развиваться [4].

Народный фольклор как огромный пласт культуры, несомненно, привлекает интерес общества, Авторы занимаются изучением как локальных, так и общенациональных фольклорных традиций. Наш интерес к этой теме обусловливается её актуальностью и стремлением сохранить подлинные старинные фольклорные образцы в деятельности современных клубных учреждений.

Фольклор - неповторимое художественное творчество, но его своеобразие сформировалось вне авторской индивидуальности, помимо и сверх её. «Безличность» и составляет его особенность. Традиции фольклора непосредственно запечатлены народным, в прямом смысле этого слова, массовым творчеством. Таков характер фольклорной традиции, и в этом состоит её отличие от традиции, которая присуща литературному, авторскому творчеству. Фольклор живёт, обновляется благодаря прочной и плодотворной традиции. Необходимо способствовать сохранению и развитию этой традиции.

Остаётся заметить, что, сосредоточившись на изучении понятия «фольклорная традиция» с тех позиций, с которых она была охарактеризована известными учёными, мы обретаем возможность оставаться в границах фольклористики как науки и никуда не уходить. Фольклорная традиция не должна быть отождествлена ни с бытовыми этнографическими явлениями, ни с историей языка, ни с литературной традицией, ни с каким иным феноменом культурной жизни, которые изучают другие специалисты. Напротив, изучая фольклорную традицию как творческий процесс, мы становимся на почву исследования фольклора в его собственной художественной специфике.

Список литературы

1. Бакланова Т. И. Народная художественная культура. Москва, 2012. 36 с.
2. Путилов Б. Н. Фольклор и народная культура. Санкт-Петербург, 1994. С. 17.
3. Артёмкин А. В. Воспитательный потенциал музыкальных традиций // Вестник МГОУ. Серия: «Педагогика». 2010. № 1. С. 194-197.
4. Кругляшова В. П. Фольклорная традиция и её судьбы в современном русском фольклоре уральского промышленного региона. Свердловск, 1989. 25 с.

Источник: Инновационные технологии в гуманитарной сфере: материалы VII Международной научно-практической конференции молодых учёных, аспирантов и соискателей (28 февраля 2019 г.) / редкол.: Е. А. Полякова [и др.]; Алт. гос. ин-т культуры. – Барнаул : Изд-во АГИК, 2019.


Категория: Культура. Общество. Психология | Добавил: x5443 (25.10.2019)
Просмотров: 26 | Теги: фольклор | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
...




Copyright MyCorp © 2019 Обратная связь