Четверг, 19.10.2017, 22:58
Высшее образование
Приветствую Вас Гость | RSS
Поиск по сайту



Главная » Статьи » Рынок. Предпринимательство. Бизнес

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ ЛОГИСТИКИ

ГЛЕБОВ Р.Ю.,
соискатель (ФГБОУ ВПО «Калининградский
государственный технический университет»)

 

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ ЛОГИСТИКИ

 


Непрерывный характер развития эко-
номики определяет необходимость измене-
ния способов и форм организации бизнеса
и использования новых концепций его реа-
лизации.  Динамизм  рыночного  окружения
требует  радикальной  реструктуризации
компаний,  формирования  системы  равно-
правного  взаимодействия  производителя
(продавца) и клиента на основе взаимодо-
полняющих  отношений  между  участника-
ми  рыночного  пространства  и  управления
этими  отношениями,  базирующегося  на
инициативной  стратегии  активного  роста.
Ее  ключевыми  характеристиками  являют-
ся увеличение рыночных долей и прибыли,
непрерывное  улучшение  качества  труда
и  новых  продуктов,  высокая  производи-
тельность труда, низкие затраты ресурсов,
ускоренная  реакция  на  изменения  потреб-
ностей  рынка,  минимальный  объем  запа-
сов  и  потерь,  предельно  ориентированные
на  потребителя  организация  и  управление
с  минимальным  числом  его  уровней,  что
указывает  на  неизбежность  трансформа-
ции иерархических образований в плоские
структуры,  отличающиеся  прозрачностью,
меньшим  временем  принятия  управленче-
ских решений и большей адаптивностью [1].
Несмотря  на  отмеченные  изменения,
происходящие  в  экономике,  логистика  и  ее
потенциал  дают  предпосылки  к  видению
перспектив,  которые  коммутируются  с  реа-
лизацией  как  традиционных,  так  и  иннова-
ционных форм организации деятельности в
современных  условиях.  Состояние  логисти-
ки в РФ характеризуется недостаточным ис-
пользованием логистических активностей в
национальной  экономике,  о  чем  свидетель-
ствует индекс развития логистики, который,
по данным исследований Всемирного банка,
озвученным  в  докладе  президента  Нацио-
нальной  логистической  ассоциации  и  Меж-
дународного  центра  логистики,  составил
2,61 и определил 69-е место России в миро-
вом рейтинге стран. Отставание РФ от евро-
пейских  государств  во  многом  объясняется
недостаточным вниманием, уделяемым фор-
мам организации логистической деятельно-
сти, способным повысить конкурентоспособ-
ность,  результативность  и  эффективность
функционирования  субъектов  экономиче-
ской  деятельности,  существенно  сократить
разрыв между действием и результатом дей-
ствия. Организационную форму следует по-
нимать  как  совокупность  взаимозависимых
структурных, пространственных, культурных
и  технологических  компонентов,  которая
придает  потоку  внутрифирменных  событий
определенный характер, образ и порядок.
Формы  организации  логистики  долж-
ны  рассматриваться  вкупе  с  развитием
экономических  отношений  и  эволюцией
логистики.  В  настоящее  время  целостно-
го  рассмотрения  процесса  трансформации
логистики в современных условиях пока не
предложено.  Недостаточно  проработанны-
ми  остаются  вопросы  сетевой  организации
логистики,  проблемы  формирования  логи-
стических кластеров, направления развития
системной формы логистики, что не позво-
ляет  участникам  рыночных  отношений  обо-
снованно выбирать стратегию развития.
Развитие  логистики  как  одной  из  со-
ставляющих  экономической  системы  обще-
ства  непосредственно  связано  с  общими
эволюционными  тенденциями.  Необходимо
выделить  ряд  принципиальных  изменений  в
экономическом  развитии,  которые  следует
учитывать  и  при  реализации  логистики,  ос-
новными из которых, на наш взгляд, являют-
ся  переход  от  доминирования  производства
товаров к сервисной экономике; выдвижение
знания  в  основной  ресурс  социально-эконо-
мического  развития  с  последующей  транс-
формацией  капиталоемкого  производства
в  наукоемкое;  системное,  стратегическое
соединение  в  товарах  и  моделях  развития
передовых технологий производства и выпу-
ска товаров; выравнивание информационных
возможностей  всех  участников  бизнес-про-
цессов;  изменение  роли  дистрибуции  и  кон-
центрации логистических каналов; усиление
влияния  научной  и  инновационной  деятель-
ности  на  производственные  процессы.  Пе-
риод  развития  экономики,  наделенный  от-
меченными  особенностями,  в  настоящее
время  именуется  различными  понятиями  в
зависимости  от  того,  какое  свойство  этой
новой  экономической  системы  рассматри-
вается  более  глубоко:  информационная
экономика  (information  economy),  сетевая
экономика  (network  economy),  интернет-эко-
номика (Internet economy), экономика знаний
(cognitive  economy),  новая  экономика  (new
economy).  Множественность  свойств  совре-
менной  экономики  дает  основание  предста-
вить их в виде вполне определенной после-
довательности  и  соподчиненности  в  связи  с
тем,  что  появление  отмеченных  категорий
сопряжено с той или иной доминирующей си-
лой,  влияющей  на  развитие  экономической
системы в конкретный момент времени [4].
В  научной  литературе  уделяется  до-
статочно  внимания  перспективам  развития
логистики  и  факторам,  способствующим
этому  развитию.  На  наш  взгляд,  перечень
факторов,  определяющих  тенденции  и  на-
правления  развития  логистики  в  условиях
неоэкономики, несколько изменились с точ-
ки  зрения  приоритетности  и  оказываемой
силы  влияния  каждого  из  них.  Безусловно,
неоспоримо  влияние  процессов  укрупнения
масштабов  ведения  бизнеса,  вызванных
процессами  глобализации.  Наблюдается
трансформация логистической деятельности
под влиянием информатизации общества и
доминирования рынка потребителя. Однако,
рассматривая развитие логистики как мето-
дологии  управления  потоковыми  процесса-
ми в сложных хозяйственных системах, сле-
дует осуществить конкретизацию факторов,
определяющих  влияние  на  концептуальные
положения современной логистики, и выде-
лить  факторы,  оказывающие  воздействие
на используемый логистический инструмен-
тарий.  Выделение  факторов,  влияющих  на
инструментарий  логистики,  необходимо  в
связи с тем, что все развитие современной
логистики  связано  именно  с  системными
совершенствованиями инструментария дви-
жения материальных и информационных по-
токов для улучшения качества логистичекой
деятельности  и  уменьшения  логистических
издержек.
Логистическая  концепция  с  учетом
изменений,  вызванных  процессами  гло-
бализации,  требует  установления  новых
партнерских  отношений  с  потребителями
(клиентами)  и  поставщиками,  постоянной
готовности к внедрению технических и орга-
низационных  инноваций,  а  также  перехода
в  пользу  комплексных  решений  логистиче-
ских проблем. Специализация производства
приводит  к  повышению  функциональности
логистики на основе аутсорсинга, предпола-
гающего отказ от собственного бизнес-про-
цесса  и  приобретение  услуг  по  реализации
этого бизнес-процесса у сторонней профес-
сиональной  организации.  Виртуализация
экономики  базируется  на  законе  экономии
времени,  постулатами  которого  выступают
ликвидация  ненужных  затрат  времени  и  их
минимизация. Соблюдение данного закона в
логистике обеспечивается за счет активного
применения  информационно-коммуникаци-
онных  технологий,  основой  которых  явля-
ется  Интернет,  что  позволяет  использовать
электронную  коммерцию  и  абстрагировать-
ся от пространственного параметра сделки,
фиксирующего местонахождение заказчика
и поставщика в момент ее заключения, по-
могает  сконцентрироваться  на  временном
параметре ее исполнения.
Среди  факторов,  определяющих  на-
правление развития логистического инстру-
ментария, основными являются следующие:
информатизация  общества,  глобализация
экономики,  индивидуализация  предложе-
ния,  повышение  требований  к  экологиче-
ской составляющей деятельности рыночных
субъектов, инновационность экономики. Вы-
деленные  факторы  определяют  методы  и
средства, применяемые для достижения це-
лей и задач логистики.
Наблюдаемые  изменения  экономиче-
ского  климата,  приводящие  к  обострению
конкурентной  борьбы,  требуют  адаптации
предприятий  к  системе  взаимоотношений,
имеющих  место  в  современной  экономике,
посредством  эволюции  организационной
формы [2].
Логистическую  деятельность  всегда
отличал  повышенный  динамизм  к  восприя-
тию разного рода новаций. Это объясняется
спецификой данной деятельности, позволя-
ющей ускорить реакцию компании на конку-
ренцию,  рыночную  конъюнктуру  и  требова-
ния потребителей в отношении качества не
только  товаров,  но  и  обслуживания,  пред-
лагаемого  со  стороны  рыночного  субъекта.
В  данной  связи  трансформацию  организа-
ционных  форм  логистики  целесообразно
рассматривать через эволюцию самой логи-
стики, так как именно в своем развитии ло-
гистика из образа мышления и инструмента
оптимизации отдельных составляющих биз-
неса переросла в современную универсаль-
ную концепцию, затронувшую и организаци-
онные формы деятельности.
Основой  генезиса  организации  ло-
гистики  является,  на  взгляд  автора,  эволю-
ционная  теория,  постулатами  которой  вы-
ступают  целесообразность,  адаптация  и
самоорганизация.  Согласно  эволюционной
теории, существующие в настоящий момент
времени  организационные  формы  в  целях
обеспечения  дееспособности  и  долгосроч-
ной устойчивости стратегических процессов
развития  должны  выполнять  определенные
действия,  включающие  в  себя  постоянную
реорганизацию  изнутри,  направленную  на
оптимизацию  организационной  структуры
субъекта;  построение  деятельности  пред-
приятия  вокруг  проектирования  ключевых
деловых  процессов;  создание  и  развитие
специальных аналитических служб, занима-
ющихся прогнозированием изменений усло-
вий рынка и имитационным моделированием
соответствующих  модификаций  организа-
ции деятельности; обеспечение информаци-
онной прозрачности взаимоотношений меж-
ду рыночными субъектами; стимулирование
познавательной мотивации и создание кли-
мата,  благоприятствующего  самообучению
и  развитию  творческого  потенциала.  Сово-
купность  перечисленных  действий  позво-
ляет  адаптироваться  к  динамичному  окру-
жению,  обеспечивает  целесообразность
управленческих  решений  и  задает  вектор
поступательного  развития,  определяющий
наиболее  жизнеспособные  организацион-
ные формы. Как следствие, рыночные субъ-
екты,  имеющие  наиболее  прогрессивную
форму организации логистической деятель-
ности, получают дополнительные конкурент-
ные  преимущества  за  счет  оперативности
действий в условиях изменчивости внешней
среды  и  разработки  адекватной  логистиче-
ской стратегии.
Динамизм  внешней  среды  способ-
ствует  появлению  новых  факторов  конку-
рентоспособности  логистики.  В  настоящее
время отмечают такие факторы, как время,
качество, затраты, скорость реакции на за-
просы потребителей, интеграцию, гибкость,
инновативность,  оказывающие  влияние  на
логистическую  стратегию.  Однако  следует
отметить,  что  любая  стратегия,  в  том  чис-
ле  и  логистическая,  определяется  формой
организации деятельности, которую компа-
ния  применяет  для  достижения  поставлен-
ной цели и оптимизации результатов своего
функционирования.
В  данной  связи,  на  наш  взгляд,  не-
обходимо  рассматривать  форму  организа-
ции  логистики  как  дополнительный  фактор
конкурентоспособности  компании,  который
является  основополагающим  при  разработ-
ке ее поведения на рынке и определяет ско-
рость реакции на происходящие изменения.
Логистические  стратегии  и  их  содержание
достаточно  подробно  изложены  в  совре-
менной  научной  литературе.  Однако  связь
между  факторами  конкурентоспособности
и организационными формами логистики не
нашла должного отражения в теоретических
разработках.
Системная  форма  организации  логи-
стики  предусматривает  наличие  структур-
ных  частей,  находящихся  в  определенных
взаимосвязях  и  взаимоотношениях.  Ретро-
спективный  анализ  показывает,  что  деком-
позицию  логистической  системы  можно
проводить  посредством  определения  на-
турально-вещественного  состава  объектов
управления  логистической  системой,  при
котором выделяют такие элементы системы,
как  запасы,  склады,  транспорт,  информа-
цию, кадры и т.д; функционального состава
элементов  логистической  системы,  предпо-
лагающего в рамках логистической системы
устанавливать блоки, отвечающие за выпол-
нение  конкретной  логистической  функции,
основными  из  которых  являются  закупки
(снабжение),  производство,  сбыт;  структур-
ного  (объектного)  состава  логистической
системы,  предусматривающего  выделение
подсистем,  звеньев  и  элементов  в  рамках
логистической  системы.  С  позиции  орга-
низационных  форм  управления  логистикой
именно  объектная  иерархия  представляет
наибольший интерес [5].
Структурная  декомпозиция  позволяет
четко  проследить  наличие  связей  как  между
составляющими внутри системы (внутренние
связи),  так  и  между  составляющими  разных
логистических  систем,  взаимодействующих
в  процессе  перемещения  экономических  по-
токов  во  внешней  рыночной  среде  (внешние
связи).  Внутренние  связи,  таким  образом,
формируют внутренние цепи, внешние связи, 
соответственно,  внешние  цепи.  Поэтому,  на
наш взгляд, необходимо разграничивать поня-
тия «логистическая цепь» и «цепь поставок».
Логистическая  цепь  характеризует
взаимодействие  структурных  составляющих
в  рамках  функционирования  конкретной  ло-
гистической системы, т.е. способствует уста-
новлению внутренних связей. Цепь поставок
состоит из ряда видов деятельности и орга-
низаций, через которые материальные пото-
ки проходят во время своего перемещения от
поставщика  начального  уровня  до  конечных
потребителей и формируют внешние связи.
Библиографический список:
1. Владимирова И.Г. Теория транснационализации компаний: организационные аспекты:
Монография. М.: Граница, 2008.
2. Евтодиева Т.Е. Характерные особенности организационных форм логистики в услови-
ях неоэкономики. Самара: Изд-во Самар. гос. экон. ун-та, 2011. 168 с.
3. Земляк С.В. Методика расчета ключевых показателей эффективности (КПЭ) системы
управления маркетинговыми технологиями // Маркетинг. М: 2006. №5.
4. Зуева О.Н. Логистика потоковых процессов домашних хозяйств // РИСК: Ресурсы. Ин-
формация. Снабжение. Конкуренция. 2008. №2.
5. Матковская Я.С. Коммерциализация рыночных инноваций - парадигма инновационного
маркетинга / Матковская Я.С. // Маркетинг. №4.








 

 

Категория: Рынок. Предпринимательство. Бизнес | Добавил: x5443x (14.12.2012)
Просмотров: 748 | Теги: логистические системы, логистический канал, транспортная инфраструктура | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
...




Copyright MyCorp © 2017 Обратная связь