Вторник, 16.10.2018, 00:55
Высшее образование
Приветствую Вас Гость | RSS
Поиск по сайту



Главная » Статьи » Физкультура и спорт. Здоровье

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ КОМПЕТЕНТНОСТНО ОРИЕНТИРОВАННОЙ ПОДГОТОВКИ ЛЕГКОАТЛЕТОВ-СТАЙЕРОВ К САМОСТОЯТЕЛЬНЫМ ЗАНЯТИЯМ

Ю.В.Тягунова

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ КОМПЕТЕНТНОСТНО ОРИЕНТИРОВАННОЙ ПОДГОТОВКИ ЛЕГКОАТЛЕТОВ-СТАЙЕРОВ К САМОСТОЯТЕЛЬНЫМ ЗАНЯТИЯМ

Аннотация. Предоставлено исследование теоретических аспектов компетентно ориентированной подготовки легкоатлетов-стайеров к самостоятельным занятиям. Обозначены основополагающие компетенции легкоатлета-стайера. Отмечается важная роль компетентностного подхода для построения образа специалиста и проектирования его обучения. Выявлено, что формирование компетенций в современной системе образования происходит средствами его содержания.

Ключевые слова: компетентностно ориентированная подготовка, самостоятельные занятия, легкоатлеты-стайеры

 

Введение.В современном обществе образование может выполнять свои функции только постоянно развиваясь, находясь в режиме постоянного поиска, объединяя традиции и новации. Мировые тенденции предъявляют высокие требования к системе высшего образования, а именно, подготовить не только относительно хорошего исполнителя профессиональных функций, но и субъекта профессиональной деятельности, который осознает цели и ответственен за ее результаты, способен самостоятельно и компетентно принимать решения, готов к саморазвитию и самореализации в профессиональной деятельности.

Основой для построения образа специалиста и проектирования его подготовки применяется компетентностный подход, акцентирующий внимание на результате образования, подразумевающим способность человека действовать в различных проблемных ситуациях. В работах А.Г. Бермуса, В.А. Болотова и др. заложены отечественные основы теории компетентностного подхода: сущность, содержание и структура профессиональной компетентности, условия и технологии ее формирования [1,2].

В работах В.Ф. Костюченко, Р.С. Наговицына и др. освещены проблемы формирования и оценки физкультурных компетенций у студентов непрофильных вузов. Следует отметить, что средства, методы и условия формирования физкультурных компетенций еще недостаточно разработаны [4,6].

Актуальность проектирования практико-ориентированных сред для формирования физкультурных компетенций отражена в трудах В.И. Григорьева, П.В. Манжелей и др., но не освещены такие аспекты, как структура, содержание и процедура их построения с учетом требований стандартов последнего поколения и физкультурно-спортивных потребностей студенческой молодежи [3,5].

Основное содержание работы. В результате проведения пилотажного анализа литературы в области компетентностного подхода и рассмотрения компетенций, выделенных в других видах спорта, мы предлагаем следующие структуру и
содержание компетенций легкоатлета-стайера:

1. Общие компетенции - совокупность знаний, умений и навыков осуществления спортивной деятельности в области легкой атлетики, мотивационно-ценностные ориентации для развития основных физических и психологических качеств, повышения физической работоспособности, укрепления здоровья.

Формирование общих компетенций легкоатлетов-стайеров в процессе спортивной подготовки интегрирует и инициирует развитие общей выносливости, гибкости, силовых, скоростных, общих координационных физических качеств, нервно-психической устойчивости, коммуникабельности, повышение физической работоспособности, закаливание организма, повышение устойчивости к неблагоприятным условиям природной среды и факторам профессиональной деятельности.

2. Медицинские компетенции. Они включают врачебный, направленный на изучение состояния здоровья и влияния на организм регулярных физических нагрузок.

Основная форма врачебного контроля - врачебное исследование. Рекомендуется проходить врачебный осмотр не менее 2-х раз в год.

Углубленной формой врачебного контроля является диспансеризация. Она представляет собой систему мероприятий по укреплению здоровья и длительному сохранению высокой спортивной работоспособности, направляемых на то, чтобы предупредить и выявить ранние признаки нарушения здоровья и функционального состояния.

Углубленные диспансерные обследования проводятся 1-2 раза в год и включают в себя обследование физического развития по следующим показателям: рост, масса тела, толщина жировой прослойки, становая динамометрия, кистевая динамометрия, ЧСС, цвет кожи, осанка, форма спины, окружность грудной клетки и др.

3. Компетенции владения основами самостоятельных занятий спортом. Они включают в себя: планирование объема и интенсивности физических упражнений с учетом других видов нагрузок (работа, учебный процесс и др.); расчет часов самостоятельных занятий; управление самостоятельными занятиями; определение цели; учет индивидуальных особенностей и проделанной работы; корректировку тренировочных планов.

Компетенции владения гигиеническими основами самостоятельных занятий. Это прежде всего знания о гигиене питания, питьевого режима и гигиене тела, а также гигиенические требования к местам проведения занятий, одежде и обуви.

В процессе тренировочных занятий должны предприниматься меры по профилактике травматизма. Необходимо учитывать внутренние факторы, вызывающие спортивные травмы. К ним относятся занятия в состояниях утомления и переутомления, а также при наличии в организме хронических очагов инфекции, при склонности к спазмам кровеносных сосудов и мышц и других болезненных состояниях.

Компетенции владения самоконтролем. Самоконтроль - это регулярные наблюдения спортсмена с помощью доступных приемов за состоянием своего здоровья, функциональным состоянием организма, физическим развитием, физической подготовленностью и их изменениями под влиянием регулярных занятий спортом.

Основными задачами самоконтроля являются:
Расширение знаний о физическом развитии.
Приобретение навыков в оценивании психофизической подготовки.
Знакомство с простейшими доступными методиками самоконтроля.
Определение уровня физического развития, тренированности и здоровья для корректировки нагрузки при занятиях физическими упражнениями.

Самоконтроль позволяет своевременно выявить неблагоприятные воздействия физических упражнений.

Чтобы самоконтроль был эффективным, необходимо иметь представление об энергетических затратах организма при нервно-психических и мышечных напряжениях, возникающих при систематической нагрузке. Важно знать временные интервалы отдыха и восстановления физической работоспособности, а также приемы, средства и методы, с помощью которых можно эффективнее восстанавливать функциональные возможности организма.

Наиболее удобная форма самоконтроля - это ведение дневника, содержание и построение которого может быть различным. Он должен включать в себя как субъективные, так и объективные показатели самоконтроля.

Для дневника самоконтроля достаточно использовать небольшую тетрадь. Дневник должен состоять из двух частей.

I часть. Показатели, которые отражают сдвиги в организме под влиянием занятий физическими упражнениями (самочувствие, сон, аппетит, желание тренироваться, работоспособность, самооценка, пульс и др.).

II часть. Содержание тренировочного занятия (выполняемые упражнения, рабочее отягощение, количество серий, количество повторений в серии и др.).

В дневнике также следует отмечать случаи нарушения режима и то, как они отражаются на занятиях и общей работоспособности.

Следует отметить, что систематические наблюдения вырабатывают привычку вдумчиво относиться к тренировкам, своему образу жизни, с большим эффектом использовать физическую культуру для сохранения и укрепления здоровья, повышая работоспособность.

Заключение: Содержательный анализ современных концепций компетентностного подхода в системе образования показал, что формирование компетенций происходит средствами содержания образования. В итоге у учащегося развиваются способности и появляются возможности решать в повседневной жизни реальные проблемы - от бытовых, до производственных и социальных. Заметим, что профессиональные компетенции включают в себя компоненты функциональной грамотности учащегося, но не ограничиваются только ими.

В ходе научной работы были обозначены следующие компетенции легкоатлетов-стайеров необходимые для самостоятельных занятий: общие, медицинские, владения основами самостоятельных занятий спортом, владения гигиеническими основами самостоятельных занятий и владения самоконтролем.

Литература

1. Бермус, А.Г. Проблемы и перспективы реализации компетентностного подхода в образовании:Интернет-журнал «Эйдос». 2005. 10 сентября. Режим доступа к журн. URL:http://www.eidos.ru/iournal/2005/0910-12. htm, (дата обращения: 15.12.2016)
2. Болотов, В.А. Компетентностная модель: от идеи к образовательной программе / В.А. Болотов, В.В. Сериков //Педагогика. 2003. № 10. С. 15-20.
3. Григорьев, А.Ю. Формирование двигательной компетенции студентов в процессе физического воспитания в вузе: дис. ... канд. пед. наук.Тула, 2011. 170
4. Костюченко В.Ф. Интеграция образовательных маршрутов - веление времени / В.Ф. Костюченко, Ю. Войнар, Д. Наварецки // Межвуз. сб. по вопр.физ.воспит. студентов. СПб., 2006. С. 17-29.
5. Манжелей, И.В. Самостоятельная работа студентов по дисциплине «Физическая культура»: учебно-методическое пособие / И.В. Манжелей, А.Г. Молодкин. Тюмень: Вектор Бук, 2006. 82 с.
6. Наговицын Р.С. Компетентностный подход к формированию физкультурной компетентности будущих педагогов // Гуманитарные научные исследования: Электрон.журн. 2014. № 1. Режим доступа к журн. URL:http://human.snauka.ru/2014/01/5508. (дата обращения: 15.12.2016)

Физическая культура, спорт, наука и образование: материалы I всероссийской научной конференции с международным участием, 29 марта 2017 года / под ред. С.С. Гуляевой, А.Ф. Сыроватской. - Чурапча: ЧГИФКиС, 2017 - 335 с.

Категория: Физкультура и спорт. Здоровье | Добавил: x5443x (17.04.2018)
Просмотров: 87 | Теги: легкоатлет | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
...




Copyright MyCorp © 2018 Обратная связь