Понедельник, 18.11.2019, 22:32
Высшее образование
Приветствую Вас Гость | RSS
Поиск по сайту



Главная » Статьи » Культура. Общество. Психология

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ КУЛЬТУРЫ ОБЩЕНИЯ ДЕТЕЙ СРЕДСТВАМИ ИГРЫ

А.С.Соловиченко

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ КУЛЬТУРЫ ОБЩЕНИЯ ДЕТЕЙ СРЕДСТВАМИ ИГРЫ

Высокий уровень культуры общения является основным условием успешной адаптации человека в любой социальной среде. В этой связи в современном состоянии России особую актуальность вновь приобретает проблема развития культуры речевого общения детей дошкольного и младшего школьного возрастов. Как известно, именно в этот период закладывается фундамент моральных принципов, нравственной культуры, развивается эмоционально-волевая сфера личности, формируется продуктивный опыт повседневной коммуникации. Таким образом, любой процесс общения - это совокупность определённых норм, правил, способов, форм человеческого взаимодействия.

В общении общекультурные ценности (такие как добро, красота, правда, свобода, любовь, справедливость, равенство) обнаруживают себя в таких специфических, проявляющихся только в процессе общения как: тактичность, отзывчивость, предупредительность, учтивость, корректность, обходительность, снисходительность, деликатность, вежливость, толерантность.

По мнению современных исследователей, процесс воспитания осуществляется с помощью определённых средств, которые можно условно разделить на три группы: художественные средства, собственная деятельность, учебная деятельность. В данной статье мы детально коснёмся средств собственной деятельности.

К средствам собственной деятельности относятся: игра, труд, учение, художественная деятельность. Каждый вид деятельности имеет свою специфику, выполняя функцию средства воспитания, но данное средство - деятельность как таковая - необходимо, прежде всего, при воспитании практики нравственного поведения и общения. В коллективной деятельности (игре, труде) старшие дошкольники и младшие школьники осваивают умения коллективного планирования, учатся согласовывать свои действия, справедливо разрешать споры, добиваться общих результатов. Все это способствует накоплению морального опыта. В своих научных публикациях на это указывают С. А. Козлова и Т. А. Куликова [1, с. 107].

Исследование культуры общения личности невозможно вне культурно-исторического контекста. Каждая эпоха порождает и утверждает свои формы общения и принципы построения межличностных отношений. Одним из самых древних видов человеческой деятельности и межличностных отношений считается игра. Игра пронизывает все сферы человеческого бытия, сопровождает человека на протяжении всей его жизни. В философии сложилось целое направление, представители которого считают, что игра «старше» самой культуры, ибо является её предшественницей, - предаваясь играм, ритуалам, обрядам, человек «творит культуру» [2].

Игровая деятельность влияет на произвольности всех психических процессов - от элементарных до самых сложных. Так, в игре начинают развиваться произвольное поведение, произвольное внимание и память. В условиях игры дети лучше сосредоточиваются и больше запоминают, чем по прямому заданию взрослого. Сознательная цель - сосредоточиться, запомнить что-то, сдержать импульсивное движение - раньше и легче всего выделяется ребёнком в игре.

Необходимость слаженных, взаимосвязанных действий в большинстве игр предопределяла воспитание у играющих чувство локтя, взаимопомощи, коллективизма. Соблюдение играющими определённых традиционных правил отражало морально-этические, социально-нравственные нормы. Так игра воспитывала честность, справедливость, уважение к сопернику, чувство патриотизма, особенно в играх состязательного характера.

Речевое общение в процессе игры выполняет огромную роль. Общаясь, дети обмениваются мыслями, переживаниями, уточняют замысел и содержание игры. Словесный сговор в игре выполняет организующую функцию, содействует возникновению и укреплению взаимопонимания и дружбы между детьми, одинакового отношения к тем или иным фактам и явлениям окружающей жизни.

А. П. Усова, исследователь в сфере педагогики, в своих работах отмечает, что «.. .русская педагогика рассматривала народные детские игры как необходимое содержание воспитания не только в младенческий и дошкольный период жизни ребёнка, но и в годы его школьной жизни» [3]. В детском и подростковом возрасте чаще всего встречались такие русские спортивные игры, как городки, лапта, вышибалы, русский хоккей, кулачный бой, чиж и другие. У каждой игры своя история появления и свои правила, но особенностью является большая сложность и разнообразие видов деятельности, служащих содержанием и формой игры. Они требуют участия самых различных психических процессов: восприятия, мышления, воображения, памяти, внимания, воли, проявлении мышечной силы, ловкости, в них участвуют разнохарактерные эмоции и т. д.

И. Ф. Шиляева даёт собственное определение «культуре общения», и характеризует её как качественный уровень форм и способов взаимодействия человека с другими людьми, являющийся результатом, с одной стороны, социализацией, а с другой - саморазвитием личности [4, с. 337].

Чаще всего, культуру общения личности изучают с учётом разномасштабных факторов на четырёх уровнях: мега-уровне; макроуровне, мезоуровне и микроуровне. Воспитание культуры общения личности должно быть нацелено на субъект культуры, способного критически оценивать все достоинства и недостатки современной социокультурной ситуации, умеющего безошибочно распознавать процессы, разрушающие основы культуры, и по мере сил противодействовать им.

В последнее время игра часто рассматривается уже ни как форма проведения свободного времени во дворе, а как игра за компьютером и в интернете. О поколении современных детей шутят, что они родились с компьютерной мышью в руке. Широкое использование компьютера в развитии детей привело к тому, что они иначе воспринимают информацию, иначе мыслят, чем их родители и учителя. Психологи, социологи, психиатры, медики, изучая проблему формирования мышления современных детей и подростков, влияние компьютера и интернета на их физическое и психическое здоровье, приходят к неоднозначным выводам.

Таким образом, несмотря на динамичные процессы урбанизации и всесторонней технизации социальных взаимодействий, которые ведут к замкнутости, отчуждённости, индивидуализму в общении, ценность «духовного» общения не исчезает, а «ценность» утилитарного общения обретает своё подлинное значение.

Список литературы

1. Козлова С. А. Дошкольная педагогика / С. А. Козлова, Т. А. Куликова. Москва, 2000. 416 с.
2. Рамазанова Л. А. Дворовые игры нашего детства (воспоминания) // История повседневности. 2017. № 3.
3. Усова А. П. Роль игры в воспитании. Москва, 2006. 258 с.
4. Шиляева И. Ф. Культура общения современной личности: детерминанты и факторы развития // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. 2011. №3. С. 337-340. - (Серия: Педагогика, психология).

Источник: Инновационные технологии в гуманитарной сфере: материалы VII Международной научно-практической конференции молодых учёных, аспирантов и соискателей (28 февраля 2019 г.) / редкол.: Е. А. Полякова [и др.]; Алт. гос. ин-т культуры. – Барнаул : Изд-во АГИК, 2019.


Категория: Культура. Общество. Психология | Добавил: x5443 (02.11.2019)
Просмотров: 16 | Теги: общение, Игра | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
...




Copyright MyCorp © 2019 Обратная связь