Вторник, 19.09.2017, 14:35
Высшее образование
Приветствую Вас Гость | RSS
Поиск по сайту



Главная » Статьи » Рынок. Предпринимательство. Бизнес

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ВНЕДРЕНИЯ ИННОВАЦИЙ В ТУРИЗМЕ И ГОСТИНИЧНОМ БИЗНЕСЕ

Е.В Печерица, кандидат социологических наук, доцент
Санкт-Петербургский государственный экономический университет

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ВНЕДРЕНИЯ ИННОВАЦИЙ В ТУРИЗМЕ И ГОСТИНИЧНОМ БИЗНЕСЕ

Исследование выполнено в рамках реализации Программы стратегического развития СПбГЭУ на 2014-2016 гг., проект 2.2.3. «Научно-исследовательское и образовательное сопровождение развития туристической индустрии на базе научно-образовательного центра социально-экономического и гуманитарного развития международного и регионального туризма»

Рассматриваются особенности внедрения инноваций в гостиничном и туристском бизнесе. В настоящее время конкуренция на рынке туризма и гостиничных услуг в Российской Федерации возросла как никогда. Туристы всё чаще сталкиваются с проблемой несоответствия цены и качества предоставляемых услуг. Одним из решений повышения качества туристских услуг может стать внедрение инноваций в работу отелей и туристских фирм.

Ключевые слова: туризм, гостиницы, инновации технологические, продуктовые инновации, управленческие инновации, кластеры.

 
В настоящее время туризм, являясь глобальным социально-экономическим явлением, функционирует порой в условиях весьма жёсткой конкуренции и характеризуется большой степенью подверженности инновационным процессам [7]. Внедрение новых технологий совершенно необходимо особенно в современный век стремительных изменений во всех областях жизни. Инновации прочно вошли в нашу жизнь и проявляются в виде новых информационных, телекоммуникационных, связанных с управлением и человеческим фактором технологий.

В литературе сегодня можно найти большое количество определений понятия «инновация». Дословное толкование этого слова — нововведение, новинка, новое изменение. Данный термин прочно вошёл в экономику, политику, менеджмент.

В наше время с инновацией связывают изменения в новых продуктах, процессах и технологиях. Зачастую инновациями называют достижения научно-технического прогресса.

В России данное понятие стало использоваться с переходом к рыночной экономической системе. С инновациями в нашу экономику пришли такие явления, как инновационная деятельность, инновационный потенциал, инновационный процесс, инновационные технологии и т. д.

В связи с широким использованием данной де - финиции в современной научной литературе есть множество определений данного термина.

Среди зарубежных авторов можно назвать Й. Шумпетера и П. Друкера [12; 1]. Так, Й. Шум- петер (который внедрил данное понятие в экономической среде и литературе) считал инновацией то изменение, которое внедряет и использует новые потребительские товары, новые производства, новые рынки или новые формы того, как организована промышленность.

Другое определение инновации можно встретить в международных стандартах: в них инновация — это итоговый результат новой деятельности, которая воплотилась в новом продукте, новой услуге, новом процессе, новом подходе, которые получили на рынке практическое применение и пользу [2].

Таким образом, инновацией можно считать изменение, которое применяется в организации или на предприятии и приносит пользу экономического или социального характера. С помощью инновации можно выводить новые виды продукции на рынок (так называемые продуктовые инновации), новые услуги инновационного характера, разного рода инновационные процессы (в том числе производственные) и технологии, управленческие, кадровые инновации. На самом деле в практике предприятия разные виды инноваций вполне совместимы и реализуются, как правило, совместно, так как многие процессы и технологии неотделимы друг от друга.

Инновации решают не только вопросы технологического производственного плана, но и являются средствами, которые направлены на решение коммерческих задач, извлечения максимальной прибыли. Инновации обеспечивают более высокую конкурентоспособность предприятия по сравнению с другими, являясь залогом его экономического роста [3].

Более того, инновации имеют ориентацию на потребителя товаров или услуг, возможно, на какую-то потребность рынка. Инновации могут удовлетворить спрос на рынке.

Любая инновация имеет свои характерные признаки [4].

Во-первых, инновации всегда связаны с практическим применением, то есть несут практическую, хозяйственную пользу.

Во-вторых, они приносят выгоду тому, кто их применяет. Она может быть экономической или социальной. Чем выгодней внедрение инновации, тем быстрее она проникает на рынок и начинает приносить пользу.

В-третьих, применение инновации должно быть именно первым, новым, ранее не использовавшимся до этого.

В-четвёртых, процесс внедрения инновации или её создания — это всегда творчество, сотворение нового. Те организации, которые не ориентированы на передовое, не могут и создать инновации. То есть для внедрения инновации нужна соответствующая среда, условия, которые должны быть созданы на предприятии.

Для успешного проявления инновационного характера развития организации должны взаимодействовать все указанные выше специфические особенности инновации.

Таблица 1
Виды инноваций

Различают разные виды и классификации инноваций. Основные из них, описанные в литературе, представлены в табл. 1. В отечественной литературе выделяют разные основания для классификации инноваций: по типу новизны рынка, от глубины производимых изменений, учитывающих сферу деятельности предприятия.

Инновации выполняют ряд функций.

Во-первых, с помощью инноваций привлекаются новые производительные силы, которые способствуют росту производительности труда, ведут к повышению эффективности производства; с их помощью происходит сокращение разных затрат.

Во-вторых, инновации играют важную роль в повышении уровня жизни людей. Это достигается за счёт того, что с помощью применения инновационных технологий производится разнообразное количество продуктов и услуг, которые удовлетворяют потребности каждого человека.

В-третьих, инновации выполняют такую функцию, как поддержание равновесия на рынке между спросом и предложением.

В-четвёртых, благодаря инновациям идёт развитие творческого потенциала человеческого интеллекта, они стимулируют его и становятся результатом творчества.

Особенности развития инноваций в туристической сфере. В каждом бизнесе есть свои особенности применения инноваций.

Туризм — это такая отрасль, в состав которой входят различные фирмы, учреждения и предприятия, занимающиеся организацией отдыха туристов, предоставляющие потребителю разнообразные туристские услуги [9].

Инновация в туризме представляет собой систему организационно-экономических, научно- исследовательских, технологических и других мероприятий, которые направлены на полное обновление туристской услуги, в частности механизма её реализации и продвижения для достижения экономического, социального или другого эффекта. Туристская отрасль играет важную роль в экономике страны. В некоторых странах она является самой важной статьёй дохода в бюджет государства [10].

С введением нового связано и повышение качества туристических услуг. Это тоже немаловажно для современного состояния предприятия. И, наконец, инновации, могут стать своеобразным средством решения многих проблем предприятия.
Непосредственно для туристического предприятия могут применяться следующие виды инноваций.

Продуктовые инновации. Они подразумевают использование новых материалов (например, экологически чистых), появление новых полуфабрикатов, а также разного рода комплектующих. Продуктовые инновации создаются непосредственно для потребителей услуг. Сюда можно отнести следующее.

Во-первых, появление и разработка новых туристических продуктов (туров). Совсем недавно в качестве инноваций выступали аграрный (сельский, зелёный), авантюрный (приключенческий), экологический, подводный и другие виды туризма. Привлекающими внимание видами новых продуктов стали, например, тур французской фирмы Poseidon Arctic Voyages Ltd., разработавшей для туристов экспедиции на Северный полюс и в Российскую Арктику. В Финляндии и Малайзии придумали вид «тюремного» туризма. Некоторые фирмы Японии предлагают туры типа дачного туризма (посадка картофеля, сбор урожая и т. п.).

Во-вторых, в туризм привлекаются новые виды ресурсов, которые можно отнести к туристским. Например, вовлечение в данную орбиту природ- но-антропогенных объектов (создание прудов, лесопарков и т. д.); в сферу туризма втягиваются также объекты техногенного характера (шахты, рудники, фабрики и заводы); их выбирают в силу их экзотичности (джайлоо-туризм, представляющий собой туры в самые отдалённые от цивилизации места, населённые аборигенами, именно там, без связи, водопровода и электричества, бок о бок с местными туристы живут по законам племени; туры к затонувшим кораблям; сталкинг-туризм — посещение городов, заводов и фабрик, территорий и зданий, заброшенных и разрушающихся, и др.).

В-третьих, туристическая отрасль активно осваивает новые сегменты рынка: космический туризм, экстремальный туризм в пустыни, экваториальных субтропиках и джунглях, психологический туризм. Расширение сегмента также идёт и за счёт создания возрастных групп для туризма — профессиональный туризм, детский туризм, туризм пожилых.

В-четвёртых, создаются не только новые продукты, но и в качестве таковых можно назвать появление новых территорий, но не природного характера, а тематического. Например, такой парк может объединять множество развлекательных объектов по одной теме (парки Диснейленда во США, Франции, Японии, Германии). Появились примеры парков, представляющих оставленные декорации после фильма «Звёздные войны» (Тунис).

Технологические инновации. Они касаются разных сфер работы современного туристического комплекса. Можно выделить несколько таких инновационных направлений.

Во-первых, связанные с безопасностью гостиницы. Это разного рода системы пожаротушения, видеонаблюдения, пропускной системы, электронных ключей, связи, просмотра передач (радио, домашний кинотеатр, эфирное и спутниковое телевидение), энергоснабжения, освещения, водо-, газоснабжения, микроклимата, кабельная подсистема и т. д. Причём, что касается энергоснабжения, то появляются отели, которые называются экоотелями. В них устанавливаются солнечные батареи, от которых происходит питание отеля.

Примером такого инновационного отеля может служить проект отеля в Дубае «Гидрополис». Это будет сооружение, частично погружённое в воду на 20 м и частично возвышающееся над водой. Подводная часть отеля будет выполнена в виде медузы. В ней расположатся 220 номеров люкс. Окна отеля будут под водой, и его жители смогут видеть в них море, подводный мир, рыб и растения. Площадь подводной части «Гидрополиса» составит 75 000 м2.

Во-вторых, вводятся новшества в системе транспортного обслуживания туристов, направленные на комфорт, ускоренную доставку туристов.

Инновации в области управления. Как правило, они связаны с внедрением новых систем управления персоналом предприятия, новых форм продаж, рекламы и маркетинга. Для этого внедряются разного рода управляющие компьютеризованные системы, позволяющие не только эффективно руководить, отслеживать важнейшие вопросы деятельности гостиницы, но и анализировать работу с потребителями, создавать клиентские базы и т. п.

В качестве примера инноваций в сфере туризма можно привести кластеры.

Туристские кластеры формируются на базе туристических активов в регионе и представляют собой совокупность предприятий различных секторов, так или иначе связанных с обслуживанием туристов.

Основная масса учёных понимает туристский кластер как сконцентрированную на некоторой территории группу взаимосвязанных компаний: турагентов, туроператоров, отелей, транспортных компаний, НИИ, вузов, предприятий торговли и массового питания, других организаций, взаимодополняющих друг друга, достигая при этом синергетического эффекта от взаимодействия отдельных компаний.

Другие авторы рассматривают кластер как совокупность организаций из тесно связанных между собой отраслей, имеющих отношение к индустрии гостеприимства и сконцентрированных по географическому принципу.

Также необходимо отметить такую важную составляющую, с помощью которой обеспечивается управление регионального туризма, как геоинформационные технологии. С их помощью принимаются важные управленческие решения. Возможность эффективного управления в туристской сфере возрастает на основе ГИС- технологий и централизованных банков пространственно скоординированной информации.

Результаты исследования и их обсуждение.
Продуктовые инновации: психологический туризм. В настоящее время в качестве примера инновации в туризме можно привести психологический туризм. По-другому его также называют психотуризм, пситуризм. В качестве инновационного продукта предлагаются психологические туры. Таким образом, в психологическом туре соединяются возможности психологии как науки, применения её знаний в данной области и какой-либо традиционный вид туризма. Например, тур может проходить в экзотических местах, люди могут жить в палатках, созерцать красоты внешнего мира, гармонизировать свой внутренний мир и т. п.

Психологический туризм предлагает потребителям отдых, нацеленный на физическое и психологическое восстановление их здоровья. Данный турпродукт использует такое направление в психологии, как гештальт- психология.

На протяжении тура клиенты получают квалифицированное психологическое сопровождение. В качестве примера можно привести такие туры, как «Познай и пойми себя», «Гармония», «Антистресс».

Такого рода туры могут применяться и для корпоративных целей, когда, например, какая- нибудь организация имеет стремление гармонизировать деловые отношения, уменьшить количество конфликтов и т. п. В табл. 2 представлена программа психологического тура «Познай и пойми себя».

Таким образом, можно сказать, что психологические туры являются своего рода инновацией в сфере туризма.

Таблица 2
Программа психологического тура «Познай и пойми себя»

Ещё одной своеобразной инновацией можно считать семейный лагерь. В качестве примера можно привести семейный экологический профильный лагерь «0чаг-2010», который работал несколько лет назад в живописном месте на берегу пруда Канчелей в окрестностях с. Белое Озеро Николаевского района Ульяновской области. Лагерь был оборудован всем необходимым для полноценного отдыха и оздоровления его участников.

Для этого в лесу были оборудованы столы и скамейки для занятий и приёма пищи, костровое место, а также сходни для подходов к воде, построили даже туалет, также организовали еже - дневное снабжение лагеря питьевой водой и свежим хлебом. Каждый участник лагеря имел свой спальник и туристический коврик, дети и взрослые разместились в 20 палатках.

В лагере дети и взрослые ходили на экскурсии в лес, посещали особо охраняемые территории; проводили исследования; занимались спортивно-оздоровительной деятельностью (спортивные соревнования, купание в открытом водоёме); также была предусмотрена трудовая деятельность (дежурства у костра, трудовые десанты); велась активная культурно-досуговая деятельность (творческие конкурсы, концерты, игровые программы); проводились беседы с родителями.

Дети и взрослые вели совместную деятельность:
- изучали состояние природных объектов;
- оказывали посильную помощь лесничествам;
- участвовали в спортивных играх;
- занимались прикладным творчеством (изготовление композиций из растений).
Такие виды туризма помогают решать не только психологические проблемы, но и сплачивают семьи.

В качестве примера другой инновации можно привести сельский и аграрный туризм [11]. Он только начал развиваться в России. Его суть заключается в том, что туристы посещают сельскую местность с целью отдыха и (или) организации развлечений на сельских территориях в экологически чистых (относительно городских поселений) районах. Причинами выбора сельского туризма можно выделить такие: привлекает традиционный образ жизни в селе, деревенские устои; наличие простого быта; оздоровление в чистом экологическом районе; возможность питаться экологически чистыми продуктами; насущная необходимость в спокойной размеренной жизни; возможность приобщиться к другой культуре и обычаям.

Также ещё одним примером инновации в сфере туризма может считаться этнографический туризм.

Этнографический туризм — это:
- знакомство с местными традициями, обрядами, обычаями, укладом жизни, бытом, национальной кухней;
- изучение и знакомство с национальной музыкальной, песенной и танцевальной культурой;
- возможность участия в национальных обрядах, народных гуляньях;
- покупка изделий местных народных художественных промыслов и посещение интерактивных мастерских для участия в процессе создания продукции народно-художественных и декоративно-прикладных промыслов [5. С. 32].

Технологические инновации. «Зелёные» технологии в строительстве гостиниц для туристов. Есть несколько направлений применения данных инноваций. Во-первых, использование «зелёных» технологий при строительстве гостиниц. В частности, в Европе строятся энергосберегающие здания, то есть здания с нулевым потреблением энергии (крупные гостиничные операторы, например, сеть Hayatt). Это использование систем рассеивания света. Здание не перегревается, сокращаются потребности в кондиционировании воздуха. Отель оборудован фасадными жалюзи, которые способны накапливать энергию. В них встроены блоки солнечных батарей, которые позволяют в жаркое время суток обеспечивать гостиницы дополнительной электроэнергией для системы кондиционерования.

Во-вторых, стены здания защищают специальными панелями, которые отражают свет. Такие панели являются защитой от перегрева, позволяют накапливать тепло.

В-третьих, некоторые гостиницы в Европе используют ветровые турбины, которые устанавливают на крышах зданий. Они также позволяют использовать дополнительные источники энергосбережения. Таким образом, применение подобного рода «зелёных технологий» окупается за пять-шесть лет. Они позволяют значительно экономить энергию и ресурсы.

В мире создана Ассоциация «зелёных» отелей, которая предлагает всевозможные инновации. Выходят каталоги экологической продукции для отелей. Примерами такого использования инноваций является установление в отелях специальных дозаторов, которые контролируют расход мыла и шампуня. Такие устройства уменьшают воздействие на окружающую среду. Сегодня двенадцать крупных гостиничных сетей, включая «Марриотт», «Старвуд», «Хайатт» и «Хилтон», принимают участие в программе Hotel Carbon Measurement Initiative [6]. Цель данной программы — уменьшение объёмов производимых отелями выбросов углерода.

Например, гостиничная сеть Four Seasons каждый год высаживает миллионы деревьев в 34 странах мира.

Управленческие инновации на примере развития кластеров в России. Научная проблематика изучения туристского кластера носит прикладной характер, имеющий свою специфику. Являясь комплексным понятием, «кластер» в общем виде определяется как «группа соседствующих взаимосвязанных компаний и связанных с ними организаций, действующих в определённой сфере и характеризующихся общностью деятельности и взаимодополняющих друг друга». При определении туристских кластеров в России основной упор делается на их прямое государственное управление [8].

Примерами успешного функционирования туристских кластеров являются кластер в Белокурихе Алтайского края, в Республике Алтай, Сахалинский туристский кластер и др.

Итак, подведём итоги вышесказанному.

Во-первых, существует множество подходов к пониманию того, что такое «инновация». Инновация есть итоговый результат новой деятельности, которая воплотилась в новом продукте, новой услуге, новом процессе, новом подходе, которые получили на рынке практическое применение и пользу.

Во-вторых, инновации не только решают вопросы технологического производственного плана, но и являются средствами, которые направлены на решение коммерческих задач, извлечение максимальной прибыли. Для успешного проявления инновационного характера развития организации должны взаимодействовать все указанные выше специфические особенности инновации.

В-третьих, в отечественной литературе выделяют разные основания для классификации инноваций: по типу новизны рынка, в зависимости от глубины производимых изменений, учитывающих сферу деятельности предприятия.

В-четвёртых, непосредственно для туристического предприятия могут применяться следующие виды инноваций: продуктовые инновации, технологические инновации, инновации в области управления.

Для эффективности внедрения инноваций на предприятиях туристической сферы важен кластерный подход. Необходимость поддержания и развития туристских кластеров отмечается практически во всех документах стратегического развития туристской сферы в России, как на федеральном, так и региональном уровнях. В связи с этим проблемы выявления туристских инноваций, их воздействия на экономику региона, а также управления новациями в сфере туризма приобретают всё большую актуальность.

Список литературы

1. Друкер, П. Классические работы по менеджменту / П. Дракер. - М. : Harvard Business Review, 2008. - 220 c.
2. Колмаков, В. В. Теория и методология организации и управления экономическими системами / В. В. Колмаков, И. А. Лиман, И. В. Майстер, А. Г. Полякова. - Тюмень, 2010.
3. Кузнецов, Д. И. Роль инновационной деятельности в обеспечении региональной конкурентоспособности / Д. И. Кузнецов, А. Г. Полякова // Инновации в науке. - 2011. - № 2-2. - С. 92-97.
4. Курушина, Е. В. Управление инновационным развитием на основе эволюционного подхода / Е. В. Курушина, В. А. Курушина // Совершенствование стратегического управления корпорациями и региональная инновационная политика : материалы VI Рос. науч.-практ. конф. с междунар. участием. - Пермь, 2013. - С. 163-168.
5. Мубаракшина, Ф. Д. О предпосылках формирования типологии мини-гостиниц для этнографического туризма / Ф. Д. Мубаракшина, А. В. Степанчук // Изв. Казан. гос. архитектур.-строит. ун-та. - 2009. - № 1 (11). - С. 30-35.
6. Нездойминов, С. Г. Эколого-экономическая эффективность внедрения «зелёных» технологий в индустрии гостеприимства / С. Г. Нездойминов // Экономика и соврем. менеджмент: теория и практика. - 2013. - № 27. - С. 31-35.
7. Новиков, В. С. Инновации в туризме : учеб. пособие для студентов вузов / В. С. Новиков. - М. : Академия, 2012. - 208 с.
8. Соколов, С. Н. Рекреационные географические кластеры и проблемы их конкурентоспособности / С. Н. Соколов // Вестн. Нижневарт. гос. ун-та. - 2001. - Вып. 2.
9. Шарафанова, Е. Е. Некоторые аспекты инновационной деятельности предприятий туризма и гостиничного бизнеса / Е. Е. Шарафанова // Инновационные процессы в сфере сервиса: проблемы и перспективы : сб. науч. тр. по результатам II Междунар. науч.-практ. конф. - СПб., 2010. - С. 346-351.
10. Шарафанова, Е. Е. Стратегическое управление организацией: эволюция или революция? / Е. Е. Ша- рафанова // Инновации. - 2005. - № 7. - С. 106-108.
11. Шарафанова, Е. Е. Особенности формирования кадрового потенциала для сельского туризма в России / Е. Е. Шарафанова, В. В. Метлюк // Сельский туризм: опыт, проблемы, перспективы : сб. тр. I Междунар. науч.-практ. конф. / С.-Петерб. гос. ун-т сервиса и экономики. - СПб., 2012. - С. 97-103.
12. Шумпетер, Й. Теория экономического развития. Капитализм, социализм и демократия : в 2 ч. - Ч. 2. / Й. Шумпетер. - М. : Эксмо, 2008. - 460 с.

Для цитирования: Печерица, Е. В. Теоретические и практические аспекты внедрения инноваций в туризме и гостиничном бизнесе / Е. В. Печерица // Физическая культура. Спорт. Туризм. Двигательная рекреация. - 2016. - Т. 1, № 2. - С. 34-41.

Категория: Рынок. Предпринимательство. Бизнес | Добавил: x5443x (29.08.2017)
Просмотров: 23 | Теги: гостиницы, туризм | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
...




Copyright MyCorp © 2017 Обратная связь