Понедельник, 18.11.2019, 22:40
Высшее образование
Приветствую Вас Гость | RSS
Поиск по сайту



Главная » Статьи » Образование. Научная деятельность

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ В ХОРЕОГРАФИЧЕСКОМ КОЛЛЕКТИВЕ

М.В.Чухрай

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ В ХОРЕОГРАФИЧЕСКОМ КОЛЛЕКТИВЕ

На протяжении многих столетий известными учёными проводились исследования на наличие творческих способностей у людей. Было доказано, что творческие способности - это потребность в творческой деятельности - есть у каждого человека с рождения, однако очень часто они остаются им нереализованными. Каждый ребёнок ищет возможности развивать свои творческие способности, нередко сталкиваясь с сопротивлением окружающим его миром. Из-за того, что человек не раскрыл свой творческий потенциал в детстве, в будущем у него может сложиться мнение, что данный вид деятельности ему не доступен. В то время как творческая деятельность позволяет раскрыть свою индивидуальность. Творчество отражает внутренний мир человека, его переживания, надежды, стремления. В. В. Давыдов считает, что «творчество является уделом всех.., оно является естественным и постоянным спутником детского развития».

В раннем возрасте у детей проявляется склонность к какому-либо виду деятельности. Выполняя её, ребёнок испытывает радость, удовольствие. Чем больше ребёнок занимается этим видом деятельности, тем больше ему хочется это делать, ему интересен не результат, а сам процесс. В научной литературе существует множество трактовок, определений термина «способности».

По мнению Б. М. Теплова, способности - это индивидуально-психологические особенности, отличающие одного человека от другого, определяющие успешность выполнения деятельности или ряда деятель- ностей, не сводимые к знаниям, умениям и навыкам, но обусловливающие лёгкость и быстроту обучения новым способам и приёмам деятельности [1, с. 20].

Под способностью в более специальном смысле слова обычно разумеют сложное образование, комплекс психических свойств, делающих человека пригодным к определённому, исторически сложившемуся виду общественно полезной деятельности (С. Л. Рубинштейн)

Г. М. Ярошевский считал, что творческие способности - это процесс создания чего-то нового, подразумевающий, как изменения в сознании и поведении индивида, так и производимые им продукты, которые он отдаёт другим. Исходя из этого, не только созданные картины, машины, теории, но и все факторы личностного роста человека следует рассматривать как творческие. Однако, некоторые учёные, напротив, сужают термин «творчество», включая в него только познавательную деятельность, которая ведёт к новому или необычному видению проблемы, или ситуации.

«Творчество - синоним оригинального склада мышления, то есть способность постоянно ломать привычные рамки накопленного опыта. Творческий ум - это ум активный, пытливый, обнаруживающий проблемы там, где другие их не видят, считая, что на все есть готовый ответ; он чувствует себя как рыба в воде в переменчивой ситуации, там, где другим мерещатся одни опасности; он способен принимать свои, ни от кого... не зависящие, самостоятельные решения, он отрицает то, что ему навязывают, по-новому оперирует предметами и понятиями, не давая себя опутать никакими конформистскими соображениями». В этом подробном определении творчества, которое дал нам Дж. Родари, хранятся все необходимые ингредиенты творческой личности, признаваемые современной наукой.

Л. С. Выготский определяет творчество как деятельность, «которая создаёт нечто новое, все равно будет ли это созданное творческой деятельностью какой-либо вещью внешнего мира, или известным построением ума или чувства, живущим и обнаруживающимся только в самом человеке». Ребёнок, который занимается каким-либо видом творческой деятельности, а в частности, хореографией, несомненно, обладает такими качествами, как дисциплинированность, трудолюбие и терпение, перечисленные свойства так же необходимы любому человеку в повседневной жизни [2, с. 3].

Зарубежные учёные отмечали, что продуктивность творческого мышления определяется следующими свойствами интеллекта:

- гибкостью (подвижностью) мыслительных процессов;

- умением изменить намеченный путь в решении задачи;

- темпом развития мыслительных процессов при обобщении имеющейся информации;

- умением видеть и поставить новый вопрос, а затем решить его своими силами;

- широтой ума;

- умением вникать в сущность явлений, предвидеть результаты исследований;

- умением логически мыслить;

- умением осуществить критическую оценку мыслительной деятельности.

С психологической точки зрения дошкольное детство является подходящим временем для развития творческих способностей потому, что в этом возрасте дети очень пытливы, у них имеется огромное желание узнавать окружающий мир. И родители, поощряя любознательность, сообщая детям знания, привлекая их в разные виды деятельности, способствуют расширению детского эксперимента. А накопление опыта и запас знаний - это необходимая предпосылка для будущей творческой деятельности. Кроме того, мышление дошкольников наиболее свободно, чем мышление более взрослых детей. Оно ещё не задавлено догмами и стереотипами, оно наиболее самостоятельно. А это свойство необходимо всячески совершенствовать.
Из всего выше сказанного можно сделать вывод, что дошкольный возраст, даёт прекрасные возможности для развития способностей к творчеству. И от того, как были использованы эти способности, во многом станет зависеть творческий потенциал взрослого человека.

Можно выделить ряд эффективных форм развития и совершенствования творческих способностей, применяемых на занятиях в хореографических коллективах, сущность которых заключается в формировании их активной деятельности воспитанников. В своей работе «Развитие творческих способностей ребёнка на занятиях хореографией как условие гармонизации личности» М. А. Осипова анализирует следующие формы активизации творческого потенциала участников танцевального коллектива [3, с. 18]:

1. «Творческие задания». В данной форме рассматривается необходимость двигательного опыта дошкольников, их навыков и умений напрямую зависит от их активности и приводит к развитию навыка исполнения. Данный этап рассматривается как интенсивный тренинг. Творческие задания состоят из простых импровизаций, танцевальных переплясов и подвижных игр.

Позднее для средних и старших групп детям на занятиях предлагаются задания на развитие наблюдательности, фантазии, смелости сценического и публичного выступления. Такая деятельность способствует раскрытию их внутреннего мира, развитию образного мышление, приближает их к знаниям через чувства, эмоции, а не только через разум. Эмоциональное восприятие музыки, умение точно предавать образ, сюжет посредством движений, мимики, пластики - важные элементы танцевального искусства.

2. «Этюды». Этюдами называются творческие задания на движения. Они могут быть сюжетными и бессюжетными; групповыми и индивидуальными. Малоактивные, застенчивые дети более уверенно себя чувствуют в групповых этюдах. Возможность смотреть на сверстников позволяет им исправлять свои ошибки, и чувствовать себя более свободно. В индивидуальных этюдах дети выполняют игровые задания самостоятельно. Они сами находят движения, позволяющие образно и эмоционально предать образ сюжета. Такой вид творческого этюда помогает увидеть степень развития ребёнка, его творческие способности, избежать заимствований.

Сюжетные этюды делятся на следующие виды:

2.1. Динамические этюды: позволяют раскрыть какую-либо ситуацию, сюжет в развитии, например: «На лыжах», «Играем в снежки», «Собираем ягоды», «Хитрая лисичка» и т. п. В работе над созданием динамического этюда можно выделить несколько этапов:

- создание изобразительного образа: «Скачут зайчики», «Бежит лисичка»;

- создание изобразительного образа в контрасте: «Мишка спит» — «Мишка собирает грибы»;

- создание выразительного образа: «Кошечка заболела», «Солнечный зайчик».

2.2. Статические этюды: легче всего дети создают и изображают образ по иллюстрации (картинке) с музыкальным оформлением: «Кукла спит», «Солдатик стоит», «Собачка отдыхает». Они дают возможность ребёнку самостоятельно придумать композицию, используя жизненный опыт в соответствии с возрастом: «Птичка сидит на ветке», «Солнышко улыбается». Для создания выразительного статического образа необходимо развивать мимику и общую пластику, а также координацию движений.

2.3. Переходные этюды из динамических в статические. Игра «Замри», «Море волнуется раз», «Одуванчики». По условиям игры виды движений чередуются. Этот тип сочетает в себе выразительные возможности динамических и статических этюдов. Для этого вида творческих заданий предпочтение отдаётся яркой изобразительной музыке.

3. «Творческие этюды». К творческим этюдам относятся и специальные театральные игры для детей. Это - маленький спектакль, в котором должно происходить определённое событие в предполагаемых ситуациях, обстоятельствах, условиях. Например, этюд «Угадай, что я делаю».

Цель: объяснить заданную позу, развивать воображение, память.

Ход: педагог предлагает принять определённую позу и объяснить её.

Или творческий этюд «Превращения предмета».

Цель: развивать сообразительность, воображение и фантазию.

Ход: предмет кладётся на стул в центре круга или передаётся от одного ребёнка к другому. Каждый должен действовать с предметом по- своему, оправдывая его новое предназначение.

4. Работа с воображаемым предметом обогащает фантазию, развивает творческое воображение, логику и последовательность действий.

Например, игра «Король».

Цель: развивать действия с воображаемыми предметами, умение действовать согласованно.

Ход: на роль короля выбирается ребёнок. Остальные - работники, они договариваются между собой, что будут делать, на какую работу наниматься. Дети, действуя с воображаемыми предметами, демонстрируют его различные профессии: готовят, стирают, вышивают, поливают цветы и т.д. Король должен отгадать.

Игра «День рождения».

Цель: развивать навыки действия с воображаемыми предметами, воспитывать доброжелательность и контактность в отношениях.

Ход: выбирается ребёнок, который приглашает детей на день рождения. Гости они приходят и приносят воображаемые подарки. Именинник (и другие гости) отгадывают. Темы, как на правило, близкие и понятные детям - Ссора, Встреча, Знакомство, Угощение, Разговор по телефону и т. д.

Сочиняя этюд, дети должны дать ответы на многие вопросы: где я нахожусь, откуда пришёл, почему, когда, зачем. Можно предложить этюды на основные эмоции: Грусть, Гнев, Радость, Удивление, Страх. Можно на пять органов чувств: Слух, Зрение, Обоняние, Осязание, Вкус. Например, попробовать на вкус горькое лекарство, конфету; ощутить запах краски, готовящегося пирога.

5. Сценическое воплощение образов животных побуждает наблюдать за ними, проникать в их внутренний мир, вызывает тёплые чувства к «братьям нашим меньшим». Дети легко принимают правила игры и работают сначала индивидуально, а потом с партнёром, где уже требуется соотносить свои действия с движениями партнёра, устанавливая необходимый контакт. Например, детям очень нравится образ - «пушистик». Они сами выбирают, кем они будут - котёночком, щеночком, цыплёночком и т. д. И с большим удовольствием изображают, как котёночек лакает над молоко, потягивается, изгибая спинку, умывается и т. д.

6. Сочинение танцевальных импровизаций (в целях развития творческой инициативы детей). Творческий потенциал детей столь высок, что педагогу остаётся только направлять их фантазию, а также создавать благоприятную атмосферу на занятиях, помня о том, что лишь доброжелательное отношение с детьми освобождает их от эмоциональной и физической скованности. Иногда дети предлагают темы для творчества.

Самостоятельная творческая деятельность детей помогает им легче и быстрее войти в удивительный мир музыки и танца, способствует их всестороннему эстетическому развитию.

Постановка танцевальных номеров с использованием элементов детского творчества. Овладев техникой исполнения движений, ребёнок с удовольствием танцует самостоятельно, придумывает движения, играет, перевоплощаясь в музыкальный образ, варьируя движения в соответствии с характером музыки, выраженным в ней настроением. Детям очень нравится, когда и придуманное упражнение включается в комплекс по повседневных упражнений и называется их именем: «Юлина разножка», «Танин Кузнечик» и т. д.

7. Родители, присутствуя на открытых занятиях, подготовленных специально для них, гордятся самостоятельно подготовленными выступлениями своих детей. Выполнение творческих заданий и заданий на импровизацию объединяет детей общей деятельностью, в которой возникают ощущения взаимной зависимости, учит чуткости по отношению к товарищу, воспитывает чувство коллективизма, ответственности перед коллективом.

Таким образом, развитие творческих способностей осуществляется на занятиях хореографией через различные творческие упражнения. Каждое занятие - это поступательное звено в единой цепи воспитания. Вместе с тем, специфика воспитательной работы в хореографическом коллективе обусловлена органичным сочетанием художественно- исполнительских, общепедагогических и социальных моментов в её проведении и обеспечении.

Эти задачи решаются в процессе вовлечения детей в художественно-исполнительскую деятельность, в организацию учебно-творческой работы.

На основании вышеизложенного, можно сделать вывод о том, что развитие творческих способностей детей является неотделимой частью общественной жизни. Творчество - это процесс деятельности человека, производящий качественно новые духовные и материальные ценности, где особую роль в процессе развития творческих способностей занимает деятельность учреждений дополнительного образования детей.

Список литературы

1. Богоявленская Д. Б. Психология творческих способностей : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. Москва, 2002. 320 с.
2. Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте : Психологический очерк : кн. для учителя. Москва, 1991. 93 с.
3. Осипова М. А. Развитие творческих способностей на занятиях хореографией как условие гармонизации личности: Инновационный педагогический опыт. Муром, 2016. 31 с.

Источник: Инновационные технологии в гуманитарной сфере: материалы VII Международной научно-практической конференции молодых учёных, аспирантов и соискателей (28 февраля 2019 г.) / редкол.: Е. А. Полякова [и др.]; Алт. гос. ин-т культуры. – Барнаул : Изд-во АГИК, 2019.


Категория: Образование. Научная деятельность | Добавил: x5443 (03.11.2019)
Просмотров: 19 | Теги: хореография | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
...




Copyright MyCorp © 2019 Обратная связь