Воскресенье, 04.12.2016, 17:17
Высшее образование
Приветствую Вас Гость | RSS
Поиск по сайту


Главная » Статьи » Законодательство. Государство и право

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ В РОССИИ И РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ

К.В.Востриков

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ В РОССИИ И РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ

Даётся теоретический анализ подходов российских и белорусских учёных функционирования института государственной службы. Характеризуются отношения внутри данного института в связи с новыми задачами и требованиями, предъявляемые к государственной службе Российской Федерации и Республики Беларусь

Ключевые слова: государственная служба, Российская Федерация, Республика Беларусь.

 

Государственная служба является важным институтом в системе государственного управления всех стран. Качество государственной службы во многом выражается в эффективности государственного управления. Современная государственная служба должна быть, в первую очередь, открытой и нацеленной на результат, так как она осуществляет связующую функцию между обществом и государством, она представляет государство населению и трансформируется под влиянием общественных изменений.

Юрий Ирхин [4] полагает, что современному этапу развития общества соответствует идея государственной службы как публично-правового института, что подразумевает:
— обеспечение государственной службой действенности, практической реализации норм, законов, политики государства посредством увязывания воедино системы государственных органов, конкретного государственного органа, государственного служащего, гражданина, всего общества;
— публичный характер государственной службы: её способность к инновациям, гибким изменениям, «разумную прозрачность», использование рыночных механизмов, принципов обратной связи, «электронного правительства», эффективное взаимодействие с гражданскими организациями, в идеале — подлинное служение обществу.

Исследователи выделяют целый ряд проблем в институте государственной службы России и республики Беларусь. Стоит учесть тот факт, что изучение института государственной службы республики Беларусь базируется на российском опыте и представлении. В Республике Беларусь учёными также проводятся исследования в сфере государственной службы.

Важно отметить, что в Республике Беларусь сходное с западным понимание общих принципов, на которых должна строиться государственная служба, чтобы преодолеть неэффективность аппарата и недоверие граждан. Это выражается в обеспечении правовыми нормами открытости системы государственной службы непосредственно и через органы средств массовой информации, её функционирование как демократической государственной службы; прозрачность принимаемых государственными органами решений, затрагивающих права и законные интересы граждан, включая участие граждан в процессе подготовки этих решений; этичность, наличие норм и правил поведения государственного служащего, ответственного за выполнение должностных обязанностей.

Однако, исходя из множества проблем, решение которых необходимо для эффективного функционирования института государственной службы как в России, так и в республики Беларусь, многие исследователи сходятся во мнении о необходимости реформирования данного института.

Например, О.И. Чуприс выделяет, что на сегодняшний день в Республике Беларусь одной из главных проблем, которую пока не удаётся решить, является коррумпированность чиновников. Коррупция стала привычным явлением в жизни граждан и общества, с одной стороны, с другой — одной из основных угроз национальной безопасности, сохранения и развития выраженного социального неравенства вопреки усилиям государствах [7]. Стоит заметить, что в России такую проблему также не удаётся полностью решить.

Кардашевский В.В. также полагает, что «система государственной службы, являясь важным механизмом эффективного государственного управления, подлежит реформированию. В настоящее время административно-правовое регулирование государственной службы является одной из важнейших проблем, качественное решение которой позволит осуществлять современное государственное управление, повысить престиж и авторитет государства. Государственная служба, по сути, является тем институтом, который служит обществу в интересах его развития и безопасности» [5].

Российский исследователь Ирхин считает, что проблемы реформирования государственного аппарата имеют двойную природу: с одной стороны, это - ответ на вызовы наступившего XXI века; с другой - насущная необходимость решения вопросов, связанных с приведением в соответствие новых реалий в сфере рыночной экономики и принципов демократизации общественной жизни в России с новациями государственного устройства страны [5].

Нельзя не согласиться с мнением B.C. Комаровского о том, что исходным условием открытости госструктур является доверие к ним граждан. На основе этого B.C. Комаровский сделал вывод, что необходимо повысить информированность граждан о деятельности институтов власти. К тому же «большинство госслужащих не только осознаёт ненормальность положения с открытостью и прозрачностью деятельности властных структур для граждан, но и имеет достаточно чёткое представление о системе мер, которые могут способствовать решению проблемы» [6]. Особенно это актуально для республики Беларусь в связи с тем, что государственная служба как социально-нравственный институт имеет важное идеологическое значение. Она носитель государственной идеологии, и на сегодняшний день авторитет государственной власти напрямую зависит от нового уровня и содержания государственной службы как института профессиональных управленцев.

Также существует такая проблема, как мотивация реформирования аппарата, как в обществе, так и в самом аппарате.

Без решения обозначенного круга проблем ни о какой прозрачности и эффективности работы аппарата говорить не приходится.

Белорусский исследователь Л.С. Вечер полагает, что для эффективного функционирования госслужбы необходимы определённые социальные и правовые условия [1]. Так, в демократическом обществе социальную основу составляют, прежде всего, приоритеты и ценности гражданского общества, правового демократического государства, интересы, права и свободы человека и гражданина (обеспечение и защита прав и свобод личности, верховенство закона, гласность, демократизм службы и т.п.). Принципиально важным является непрерывное развитие государственных служащих, обусловленное темпами роста научного знания, динамикой обновления технологий, информационным «взрывом» и т.д. Человек, чтобы поспевать за временем, должен всю свою жизнь напряженно развиваться в интеллектуальном отношении. Можно выделить, по меньшей мере, три группы элементов, обеспечивающих это развитие: 1) формирующую роль коллектива государственного органа по месту службы (его повседневное социально-психологическое и профессиональное воздействие); 2 структуру сквозного (от поступления до выхода в отставку) профессионального роста каждого государственного служащего; 3) общественное мнение об исполнении должностных функций и поведении государственных служащих [6].

Стоит отметить, что российских исследователей, в отличие от белорусских, заинтересовал и тендерный аспект в рамках системы государственной службы. Т.Я. Дзанагова считает, что эффективность государственной службы во многом зависит ещё и от того, насколько в законодательных актах учтены интересы мужчин и женщин и как они представлены на уровне принятия решений. По её словам, «в 90-е годы в России активно формировались специальные институциональные механизмы разработки и реализации тендерной политики на федеральном и региональном уровнях: специальные комиссии в Администрации Президента Российской Федерации, при Правительстве России, в Совете Федерации, специальный Комитет Государственной Думы, специальный департамент в Министерстве труда и социального развития Российской Федерации, комиссии и комитеты в субъектах Российской Федерации и др. Но уже в 2004 году были ликвидированы единственные правительственные структуры, хоть в какой-то мере отвечавшие за состояние дел в сфере тендерного равноправия: комиссия по вопросам положения женщин, департамент по делам детей, женщин и семьи, который работал в составе тоже ликвидированного Министерства труда и социального развития, из входивших в состав национального механизма структур сохранились и работают только Комитет Государственной Думы по делам женщин, семьи и молодёжи и Общественная комиссия при Председателе Совета Федерации по обеспечению равных прав и равных возможностей мужчин и женщин в России и специальная комиссия при Правительстве Российской Федерации. Т.е. тендерные отношения в России развиваются не так быстро, как бы это хотелось, более того, тендерное неравенство усиливается, причём наиболее ярко оно прослеживается в системе государственной службы» [2].

То есть в системе государственной службы женщины в основном преобладают на должностях, не предполагающих принятия ответственных решений.

Также Дзанагова полагает, что реализация тендерной политики в системе государственной службы может стать важным ресурсом для укрепления российской системы государственной службы и, исходя из этого, делает вывод, что: 1) необходима активная позиция государства в вопросах повышения тендерного образования в России; 2) необходимо изменение оценки эффективности работы, государственных служащих основе их профессионального вклада в порученное дело; 3) необходимо привлечь СМИ к пропаганде тендерного равенства в России в целом и в системе государственной службы в частности [2].

Многие исследователи полагают, что реформирование государственной службы в России напрямую связано с проведением административной реформы.

Стоит отметить, что в Российской Федерации, как справедливо заметил заведующий кафедрой государственного управления СПбГУ, известный российский политолог Л.В. Сморгунов, реформирование института государственной службы протекает в рамках административной реформы, в то время как в республике Беларусь - реформируется как отдельная ветвь государственного управления. Сложность такого подхода определяется необходимостью перестройки функционирования всего государственного управленческого аппарата, переучиванием кадров государственных служащих, научения их взаимодействию с пока слабым гражданским обществом и поддержкой его рациональных инициатив [4]. Успешная реализация реформы государственной службы невозможна и без адекватного представления о настроениях, ожиданиях, установках, оценках - всего комплекса параметров сознания современного корпуса государственных служащих.

«Согласно мировой практике, на начальном этапе реформ основными факторами успеха в системе государственной службы являются:
- последовательность и воля руководства в проведении реформ;
- разъяснение целей и смысла реформ госслужащим и обществу;
- организация обучения и повышение квалификации кадров;
- создание для госслужащих материальных и других стимулов в поддержку реформ;
- для российских и белорусских условий особое значение имеет также кодификация функциональных обязанностей, полномочий, ответственности госслужащих применительно ко всем структурам власти и внутри них. Для успеха реформы необходимо обеспечить одновременное продвижение на всех указанных направлениях» [6].

Дорофеев О.В. говорит об оценке эффективности государственной службы, точнее, таких показателей, которые позволили бы оценить эффективность работы госслужащего, т.е. выполнение им его должностных обязанностей и степень выполнения поставленных целей и задач. В итоге, получается система показателей трёх уровней.

Первый уровень характеризует весь спектр явлений, отношений и процессов, влияющих на нормальную жизнедеятельность людей, здесь наиболее ярко проявляется общий социальный эффект функционирования национальной системы государственной службы.

«Показатели второго уровня отражают ведомственную эффективность, меру достижения стратегических целей и тактических задач отдельных министерств, служб и агентств. Переход на среднесрочное бюджетное планирование, ежегодная разработка докладов об основных направлениях и результатах деятельности субъектов бюджетного планирования придали особую значимость этой группе показателей» [3].

Показатели третьего уровня призваны отразить вопросы эффективности конкретного государственного служащего посредством должностного регламента. «Он включает в себя показатели эффективности и результативности профессиональной служебной деятельности гражданского служащего и связанные с ними условия оплаты труда» [3].

О необходимости существования оценки эффективности говорят и белорусские исследователи Н.Б. Антонова, Л.М. Захарова, Л.С. Вечер, которые полагают, что общественные усилия и затраты по формированию госслужбы приобретают смысл лишь в том случае, если она действительно повышает уровень государственного управления общественными процессами.

Однако разработка таких показателей является очень ёмким и сложным процессом, не только для России и республики Беларусь, но и для зарубежных стран, где специалисты не смогли обосновать и аргументировать такие показатели и, соответственно, закрепить их на законодательном уровне.

Показатели результативности зависят и от внешней среды, на которую государственный служащий не может оказать определённого влияния.

В конечном счёте, эффективность госслужбы, её социальная полезность определяются тем, как, каким образом и насколько качественно она обслуживает потребности человека, помогает ему в жизни. И задача государства состоит в том, чтобы постоянно повышать и одерживать эту эффективность.

Список литературы

1. Вечер Л.С. Государственная кадровая политика и государственная служба: практикум. - Минск: Академия управления при Президенте Республики Беларусь, 2008. - 279 с.
2. Дзанагова Т.Я. Тендерные проблемы в системе государственной и муниципальной службы РФ и пути их преодоления // Государственное и муниципальное управление в XXI веке: теория, методология, практика. - М., 2012. - № 5. - С. 213-218.
3. Дорофеев О.В. Повышение эффективности государственной службы в контексте реформы административной сферы в РФ // Государственное и муниципальное управление в XXI веке: теория, методология, практика. - М., 2011. - № 1. - С. 115-119.
4. Ирхин Ю. Проблемы реформирования государственной службы в России в зеркале общественного и экспертного мнений. - 2007. - № 3. - С. 97-112.
5. Кардашевский В.В. Государственная служба в России [Электронный ресурс] // Проблемы местного самоуправления: справ.-информ. портал. — Электрон. дан. — М., 2012. — URL: http://www.samoupravlenie.ru/53-10.php (дата обращения: 7. 10. 2014).
6. Комаровский B.C. Реформирование государственной службы России: проблемы и перспективы решения задач первого этапа // Социология власти. — М.: Статут, 2003. — № 5. — С. 13-18.
7. Чуприс О.И. Догматические и легальные подходы к определению сущностных признаков государственной службы // Юридическая наука и образование. — Минск: Право и экономика, 2010. — № 3. — 380 с.
 

Социогуманитарный вестник Кемеровского института (филиала) РГТЭУ № 2(15). 2015

Категория: Законодательство. Государство и право | Добавил: x5443 (26.04.2016)
Просмотров: 170 | Теги: БЕЛАРУСЬ, государственная служба | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
...




Copyright MyCorp © 2016