Среда, 07.12.2016, 11:34
Высшее образование
Приветствую Вас Гость | RSS
Поиск по сайту


Главная » Статьи » Физкультура и спорт. Здоровье

Теоретическая разработка и экспериментальное обоснование эффективности методики применения физических упражнений у школьников с задержкой пс

Нь.Н.Блахирова, В.С.Голокова

Теоретическая разработка и экспериментальное обоснование эффективности методики применения физических упражнений у школьников с задержкой психического развития

Физическая культура и спорт являются частью культуры общества, приобщение к которой, безусловно, способствует адаптации любого, а тем более, у ребенка с задержкой психического развития к окружающему миру. Однако участие в спортивно-соревновательной деятельности требует формирования научно-методической основы для организации и проведения спортивно-ориентированных занятий для лиц с отклонениями в умственном развитии.

В отечественной литературе описывается, что спортивно - ориентированные занятия, как одна из форм организации двигательной деятельности учащихся в процессе физического воспитания, способствует оптимальному развитию физических способностей в специальных коррекционных школах седьмого вида. Использование физических упражнений спортивной направленности будут не только развивать двигательные качества, но и добиться максимальных результатов в скоростно-силовых видах спорта.

Цель исследования - оценка эффективности методики применения физических упражнений спортивной направленности, в процессе физического воспитания школьников с ЗПР.

Задачи:

1. Изучить состояние теоретической разработанности проблемы физического воспитания, спортивной подготовки детей с ЗПР.
2. Выявить двигательные способности, влияющие на спортивные результаты детей с ЗПР.
3. Разработать методику и экспериментально обосновать эффективность применения физических упражнений спортивной направленности, развивающих и совершенствующих двигательные способности и физические качества детей с ЗПР.
4. Повысить у учащихся мышечную силу, чувство временных интервалов, восприятие пространства.

Объект исследования - использования физических упражнений спортивной направленности в процессе адаптивного физического воспитания учащихся 5-8 классов специальной коррекционной школы № 34 седьмого вида г. Якутска.

Предмет исследования - физические упражнения спортивной направленности, спортивные и подвижные игры в процессе адаптивного физического воспитания детей с ЗПР.

Методы исследования:

- анализ и обобщение данных научной литературы;
- педагогическое тестирование, соревнование.;
- педагогический эксперимент, статистическая обработка данных.

В процессе исследования учащимся 5—8 классов специальной коррекционной школы предлагались упражнения (без чрезмерных отягощений) с использованием повторного и интервального методов в основной части урока:
- в упражнениях, выполняемых в среднем и вариативном темпе, направленных на укрепление опорно-двигательного аппарата и увеличение мышечной массы.
- в упражнениях, выполняемых максимально быстром темпе, направленных на повышение скоростно-силовых способностей;
- в упражнениях на воспитание силовой выносливости.

К упражнениям с использованием повторного интервального методов относились: бег 5 по 200 метров; бег трусцой; повторный бег на длинных отрезках дистанции, челночный бег.

На уроках применялись:
- средства развития гибкости - активные динамические упражнения, включающие разнообразные наклоны туловища, пружинистые, маховые, рывковые, прыжковые движения; динамические пассивные упражнения с самозахватом, с помощью воздействия партнера, с использованием дополнительной опоры или массы собственного тела.
- средства развитии координации - гимнастические упражнения на развитие равновесия - прохождение по гимнастической скамейке на носках с различными положениями рук, после выполнения серии поворотов; ходьба по горизонтально подвешенному канату.
- средства развития силовых способностей - упражнения с внешним сопротивлением, сгибание и разгибание рук, в упоре лежа, прыжки на одной и двух ногах.

Организация исследования

Исследования проводились в специальной коррекционной школе интернат 7 вида №34 г. Якутска. В эксперименте приняли участие 32 школьника в возрасте 11-15, 12 девочек и 20 юношей разделенные на две группы: экспериментальную (ЭГ) и контрольную (КГ).

С помощью математической обработки данных показана динамика двигательных способностей учащихся специальной коррекционной школы седьмого вида на протяжении экспериментального периода. Представлена сравнительная характеристика показателей двигательных способностей до и после педагогического эксперимента учащихся с ЗПР.

Для определения физических способностей были отобраны тестовые задания. Исследовались: скорость выполнения упражнений, координация, силовые качества выносливость и гибкость (табл.1).

Таблица 1
Средние значения показателей физических способностей учащихся специальной коррекционной школы седьмого вида до и после эксперимента:

Результаты исследования и их обсуждение.

Несмотря на небольшой процент роста скоростных двигательных способностей (тест «прыжок в длину»):
У контрольной группы изменения составили 1,7%, а у экспериментальной группы 20% от первоначальной величины (P>0,05), все же следует считать их хорошими достижениями, учитывая что, быстрота это одно из физических качеств, которое в меньшей степени развито у детей с ЗПР в с илу существующих нарушений нервных процессов.

Гибкость измерялась по величине наклона туловища вперед из положения стоя. Изменения составили у контрольной группы 12% (Р<0,05) а у экспериментальной 21%(P<0,001).

Силовая выносливость определялась по тесту подтягивания на перекладине. Изменения составили у контрольной группы 56% (p<0,001), а у экспериментальной 168% (P<0,01).

Как показал эксперимент, ученики экспериментальной и контрольной групп с трудом воспринимают временные интервалы и мышечные усилия, неправильно воспроизводят пространственные параметры движений. Выявлено, что девушки, как правило, недооценивают данные характеристики движений, юноши же, наоборот, переоценивают. Однако в ходе занятий спортивно-тренировочного характера произошло значительное улучшение вышеперечисленных характеристик в экспериментальной и практически незначительные изменения в контрольной группе.

Выводы

Занятия спортивно-ориентированной направленности значительно повышают эффективность работы по развитию и совершенствованию двигательных способностей учащихся при использовании соревновательного метода обучения, и со временем позволят добиться максимальных результатов в спорте, то есть победы в соревнованиях.

Практическая значимость исследований в целом определяется возможностью широкого использования полученных данных для организации и проведения ориентированных занятий с детьми школьного возраста имеющих нарушения в умственном развитии, что будет способствовать укреплению их здоровья, максимальному развитию двигательных способностей, готовности принять участие в спортивных соревнованиях по программе Специальной Олимпиады.

Литература:

1. Исаев Д. Н. Умственная отсталость у детей и подростков. Руководство / Д.Н. Исаев.- СПБ.2007, с. 137-138
2. Веневцев С.И., Дмитриев А.А. Оздоровление и коррекция психофизического развития детей с нарушением интеллекта средствами адаптивной физической культуры. - М.: советский спорт, 2004 г - 106с.
3. Теория и организация адаптивной физической культуры: учебник. В 2т. Т. 1: Введение в специальность. История, организация и общая характеристика адаптивной физической культуры / под общей ред. Проф. С.П. Евсеева.- 2-е изд., сипр. и доп. - М.:Советский спорт, 2005.-296с.
4. Фирсановав Н.А. Характеристика здоровья и физического развития детей 1-3 лет с ЗПР /Н.А.Фирсанова// Адаптивная физическая культура 2004№3 с34

Современные проблемы физической культуры и спорта: материалы вузовской научно-практической конференции молодых ученых, студентов, аспирантов, соискателей и школьников (от 27 февраля 2013 года, с. Чурапча, Республика Саха (Якутия)). - Чурапча: ООП ФГБОУ ВПО «ЧГИФКиС», 2013.-176 с.

Категория: Физкультура и спорт. Здоровье | Добавил: x5443 (14.07.2016)
Просмотров: 61 | Теги: физические упражнения | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
...




Copyright MyCorp © 2016