Пятница, 09.12.2016, 06:52
Высшее образование
Приветствую Вас Гость | RSS
Поиск по сайту


Главная » Статьи » Рынок. Предпринимательство. Бизнес

ТЕНДЕНЦИИ И ПРОБЛЕМЫ РЕИНДУСТРИАЛИЗАЦИИ ЮЖНОГО УРАЛА

Е.С.Зарубежнов

ТЕНДЕНЦИИ И ПРОБЛЕМЫ РЕИНДУСТРИАЛИЗАЦИИ ЮЖНОГО УРАЛА

Работа выполнена при финансовой поддержке гранта Президента РФ, проект № МК-2853.2015.6

Рассматриваются проблемы развития промышленного производства в регионе и на федеральном уровне. Обосновывается актуальность реализации программы реиндустриализации. Рассмотрены существующие противоречия, являющиеся основными причинами стагнации производительных сил в перерабатывающих отраслях Челябинской области. Проведён анализ современной хозяйственной ситуации в области. В качестве объекта анализа выбрана металлургическая отрасль на примере Челябинского цинкового завода. Представлены инструменты для реализации реиндустриальной политики. Приводится ряд положительных и отрицательных явлений в экономике региона, которые рассматриваются через призму концепции реиндустриализации. Предлагаются мероприятия, которые смогут оказать благотворное влияние на проект реиндустриализации экономики региона.

Ключевые слова: реиндустриализация, импортозамещение, металлургия, структурные преобразования, технологический уклад, промышленность, экономическая система.

 
Реиндустриализация России неоднократно выступала предметом исследования в работах отечественных учёных — С. Ю. Глазьева [3], С. Г. Кара-Мурзы [8], О. С. Сухарева [12]. Особая роль «постиндустриальных» секторов экономики, в частности культуры, образования, здравоохранения, в восстановлении отечественной промышленности отмечалась в исследованиях А. В. Бузгалина [15], А. И. Колганова [7], Г. П. Журавлёвой [5]. Также интерес представляют работы, описывающие наиболее приемлемые способы производства для успешной модернизации производительных сил: либеральная ветвь исследователей обосновывала преимущества рыночного фундаментализма (В. Л. Иноземцев [6]); о первостепенности новой модели планирования и планового регулирования пропорций общественного производства заявляют сторонники идеи государственного капитализма (С. С. Губанов [4]); консервативное крыло отмечает первостепенное значение государственного вмешательства в рыночные отношения (С. Д. Бодрунов [2]). Особую важность в данном исследовании имеют работы экономистов, занимающихся проблемой региональной реиндустриализации,— В. И. Бархатова [1], О. А. Романовой, А. И. Татаркина [13], В. П. Шуйского [14].

Для решения задачи по реиндустриализации экономики России требуется интенсивное развитие ведущих производственных секторов экономики, систематическое обновление их технологической основы и динамичного наращивания конкурентных преимуществ. В настоящее время можно определить ряд направлений по реализации этих задач, позволяющих начинать движение к достижению поставленной цели. Учитывая сложную ситуацию в экономике страны, можно ожидать частичного торможения по отдельным направлениям и проектным решениям. Но необходимо использовать все возможности для изыскания и получения ресурсов и продолжения работы в каждом из направлений. Определённые перспективы открываются в связи с созданием Евразийского экономического союза (ЕАЭС) и началом в 2015 г. совместной деятельности, а также усилением тенденций развития экономического сотрудничества России со странами Востока, в первую очередь с Китаем и Индией, с которыми у Российской Федерации успешно развиваются и технологические отношения, и инвестиционные программы.

Для реализации программы по реиндустриализации экономики требуется провести стимулирование инновационного развития действующей промышленности, освоения на предприятиях новой, а также импортозамещающей продукции, модернизации и технологического переоснащения производств. Провести разработку новых материалов и модификаторов в промышленности, в том числе на основе нанотехнологий. Для этого требуется воспитание креативной молодёжи и кадровое обеспечение. Для реиндустриализации экономики в регионах необходимо заинтересовать в этом органы государственной власти и субъекты бизнеса (в том числе на принципах государственного и частного партнёрства). Требуется поддержка общественности в целях повышения эффективности региональной экономической системы. Всё это должно реализовываться за счёт средств федерального бюджета, бюджета областей, муниципальных бюджетов и частных средств. Программа реиндустриализации регионов должна быть органично интегрирована, а также согласована с направлениями федеральной политики и должна учитывать интересы бизнес-сообществ регионов. Правовую основу реиндустриализации экономики регионов должны составлять Конституция, Указы Президента, федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации.

Рассмотрим концепцию внедрения реиндустриализации в российской экономике. Сакраментальный вопрос внедрения политики индустриализации государства в России возник ещё в прошлом веке, но интерес бизнеса и политиков к этому вопросу отсутствовал до недавнего времени. Стремление бизнеса получить прибыль «здесь и сейчас» сформировало определённые правила игры и направленность интересов бизнеса, вектор которого далёк от модернизации и создания нового и высокотехнологичного производства. На протяжении долгого времени в России было выгодно не производить, а продавать и перепродавать товары невысокого уровня передела. Кроме того, производство, которому положили начало наши предки в 1950-1960-е гг., требовало довольно крупных вложений в капитализацию и модернизацию либо полного обновления. В 1990-е гг. большинство заводов, которые принадлежали государству, отошли в частную собственность, лучшие земельные участки стали принадлежать не колхозам, а представителям бизнеса и бюрократической элиты. Те, в свою очередь, развития и никакого освоения этим землям не дали, а в дальнейшем в условиях рыночной экономики и капитализации стали на этих участках строить коттеджные посёлки и дома. Заводы также по прошествии определённого промежутка времени утратили своё прямое назначение, были разорены, перепроданы и стали торговыми комплексами либо офисными зданиями. На протяжении уже 20 лет обсуждается вопрос улучшения промышленной структуры государства, но картина остаётся неизменной. В середине июня 2015 г. Росстат опубликовал данные о промышленном производстве по итогам второго квартала текущего года. Так, по данным ведомства, промышленное производство в мае продолжило падение — оно ускорилось до 5,5 % после 4,5 % в апреле. За пять месяцев снижение составило 2,3 %. В начале года ожидалось, что по итогам текущего года промышленное производство покажет слабый рост примерно в 0,6 % (рис. 1).
 

Рис. 1. Динамика промышленного производства России, % год к году

Сегодня, в период экономической и политической нестабильности, с введением санкций против России, мы впервые оказались перед фактом полного отсутствия импортозамещения и своей несостоятельности самообеспечения себя всем тем, что мы имели на протяжении долгого времени. «Проблема импортозамещения, то есть замены на российском рынке товаров иностранного производства отечественными, не нова и периодически поднимается, в том числе и руководством страны. В первую очередь, импортозамещение связывают с решением одной из основных задач экономики России — её диверсификацией. Однако попытку разработать целостную политику власти предприняли только после введения санкций»,— так говорилось в послании Президента РФ Федеральному Собранию в конце 2014 г. о преодолении критической зависимости от зарубежных технологий и промышленных товаров. К использованию данной ситуации в связи с санкциями для выхода на новые рубежи развития Президент РФ В. Путин призывал и в ходе прямой линии в апреле 2015 г. Политика президента по модернизации и реиндустриализации получила своё развитие и на данный момент реализуется в направленности политики и бизнеса.

Это ярко демонстрирует Стратегия 2020. Одной из важнейших и острейших проблем российской экономики является задача восстановления стагнирующего промышленного производства и выведения его к 5-му и 6-му технологическим укладам (С. Ю. Глазьев).

Минпромторг сформировал перечень приоритетных критических видов продукции и услуг программного обеспечения, импорт которых необходимо или желательно заместить отечественными аналогами. «Перечень охватывает 23 отрасли и сегмента, более 800 видов продукции и технологий — по 20 % из них это можно сделать в ближайшей перспективе, по большей части — примерно до 2020 г., а по 5 % — скорее всего, не удастся»,—уточнил первый заместитель министра промышленности и торговли РФ Г. Никитин на парламентских слушаниях в Российском экономическом университете им. Г. В. Плеханова (табл. 1).

Данные показывают, что начавшиеся процессы импортозамещения коснулись в первую очередь товаров пищевой промышленности. Этого и следовало ожидать, учитывая санкции по ввозу продуктов питания. Более слабые процессы отмечаются в лёгкой промышленности (хлопчатобумажные ткани). Также в тяжёлой промышленности выделяется сокращение импорта стальных труб, которое было компенсировано ростом внутреннего производства и расширением товарного ассортимента соответствующей продукции. Следует отметить, что во многих секторах производства, в частности в автомобильной промышленности, существует высокий потенциал импортозамещения. «Грех не воспользоваться сложившейся ситуацией, когда появились экономические предпосылки импортозамещения, включая повышение конкурентоспособности нашей продукции»,— считает Г. Никитин. Но для его реализации необходимы господдержка отечественных производителей и снижение процентных ставок по кредитованию и налогообложению для облегчения долговой нагрузки предприятий.

Анализ промышленного потенциала Челябинской области. Челябинская область — один из наиболее крупных в экономическом отношении субъектов Российской Федерации. Среди регионов России она занимает 4-е место по объёму отгруженной продукции в обрабатывающих производствах, 6-е — по уровню социально-экономического развития и качеству управления финансами, 9-е — по строительству жилья и 11-е — по объёму валового регионального продукта. Производственный потенциал области определяют металлургический, машиностроительный, аграрно-промышленный, топливно-энергетический и строительный комплексы.

Таблица 1
Импорт и внутреннее производство важнейших товаров в январе 2014 — апреле 2015 г.

Предприятия Челябинской области в чёрной металлургии производят 30,8 % всероссийского выпуска стали, 27 % проката, 15,4 % стальных труб. 1 674 тыс. человек заняты в различных отраслях экономики, или 47,3 % от численности на селения Челябинской области. На северо-западе области располагаются уникальные крупнейшие центры атомной промышленности (города Снежинск и Озёрск), а на западе — центры ракетостроения и космической техники (рис. 2).
 

Рис. 2. Структура промышленного комплекса Челябинской области: 1 — обрабатывающие производства, 90,3 %; 2 — производство и распределение электроэнергии, газа и воды, 7,6 %; 3 — добыча полезных ископаемых, 2,1 %

Челябинской области принадлежит долгосрочный кредитный рейтинг Ааl.гu, который характеризуется высоким уровнем развития промышленности, ростом доходов областного бюджета, растущей инвестиционной привлекательностью, низким объёмом накопленного государственного долга Челябинской области, хорошей кредитной историей, а также высоким качеством управления.

В Челябинске сконцентрирован ряд предприятий чёрной и цветной металлургии (Челябинский металлургический комбинат, Челябинский электрометаллургический комбинат, Челябинский трубопрокатный завод, Челябинский цинковый завод), а также предприятий, производящих электронное оборудование,— «Теплоприбор» и «Промышленная группа "Метран"». Приоритетным направлением развития металлургического комплекса Урала на период до 2020 г. является инновационное обновление отрасли, что гарантирует повышение её экономической эффективности, ресурсосбережение, решение экологических проблем и повышение конкурентоспособности продукции, а также увеличение поставок на мировой рынок.

Лидерами пищевой индустрии области являются «ЦПИ — Ариант», «Хлебпром» и «Первый хлебокомбинат».
Челябинск обладает значительным научно-образовательным потенциалом, на его территории находятся ведущие вузы Челябинской области.

Для реализации программы реиндустриализации экономики Челябинской области, по нашему мнению, нужно начинать с промышленного комплекса, который, в свою очередь, может выступить реаниматором станкостроительного и машиностроительного направлений. Для анализа рассмотрим Челябинский цинковый завод. ОАО «Челябинский цинковый завод» (ЧЦЗ) — вертикально-интегрированная компания, в которой представлен полный технологический цикл производства металлического цинка: от добычи и обогащения руды до выпуска готовой продукции в виде рафинированного цинка и сплавов на его основе.

На долю компании приходится более 60 % российского и около 2 % мирового объёма производства цинка. Внедрены самые современные в Европе научно-производственные технологии. Завод реализует программу модернизации, обеспечивая производство цинка качества special high grade, что подтверждается регистрацией Лондонской биржей металлов торговой марки CZP SHG (chelyabinsk zinc plant special high grade), гарантирующей чистоту металла не ниже 99,995 % по содержанию цинка. В 2003 г. был введён в строй новый комплекс электролиза цинка, что расширило производственный потенциал завода до 176 тыс. т цинка SHG. Дальнейшее развитие производства, расширение сырьевой базы призваны укрепить лидирующие позиции компании в цинковой отрасли России и максимально обеспечить растущие потребности отечественной промышленности в цинке высочайшего качества и сплавах на его основе. Продукция данного завода используется в различных отраслях промышленности: при цинковании стального листа для металлоконструкций и автомобилестроения, в машиностроении и химической промышленности.

В июне 2007 г. ЧЦЗ приобрёл оборудование ведущего британского производителя цинковых и алюминиевых сплавов для литья под давлением, компании Brock Metal (Norton Canes, Cannock, Staffordshire, Великобритания), что способствовало расширению ассортимента продукции за счёт продуктов с высокой добавленной стоимостью.
ЧЦЗ входит в «Группу ЧТПЗ», которая объединяет такие предприятия, как Челябинский трубопрокатный завод, подразделение по производству и реализации трубодеталей «ЧТПЗ-Комплексные Трубные Системы» (в него входят предприятия «СОТ», Магнитогорский завод механомонтажных заготовок, Завод специальных монтажных изделий), металлоторговая компания «МеТриС», компания по заготовке и переработке металлолома «ЧТПЗ-Мета». В 2006 г. ЧЦЗ, реализуя стратегию вертикальной интеграции, приобрёл 100 %-й контроль над компанией «Nova Цинк» — оператором расположенного в Казахстане Акжальского месторождения свинцово-цинковых руд (Шетский район Карагандинской области). В 2005-2010 гг. среднегодовой объём производства Акжальского ГОКа составил 38 тыс. т цинка в концентрате, что удовлетворяет потребности ЧЦЗ на 20 % от полной производственной мощности. В 2005 г. степень извлечения цинка из руды на месторождении составила 91 %, среднее содержание цинка в производимом концентрате — 53,4 %. Следующим шагом стало подписание ЧЦЗ в январе 2007 г. лицензионного соглашения с Роснедрами на разведку и разработку Амурского цинкового месторождения в Брединском районе Челябинской области сроком на 25 лет. Данное предприятие успешно реализует стратегию государства по реиндустриализации и внедряет новые технологии, используя объекты интеллектуальной собственности (табл. 2).

Но у данного предприятия есть возможные риски, связанные с истечением сроков действия патентов. Истечение сроков действия патентов, не использующихся из-за отсутствия финансовых вложений на их реализацию, может привести к необходимости патентования новой или усовершенствованной технологии для обеспечения патентной чистоты. Также при отсутствии патентов на изобретения, которые созданы и используются на ЧЦЗ, возможны судебные тяжбы со сторонними организациями, претендующими на исключительное право.

Таблица2
Объекты интеллектуальной собственности, применяемые на Челябинском цинковом заводе

Производство цинка в мире в 2014 г. составило 13,513 млн т. Это примерно на 5 % больше по сравнению с 2013 г. Потребление металла было на уровне 13,809 млн т — это на 6,5 % больше, чем в 2013 г. Данное увеличение потребления цинка обусловлено увеличением объёмов потребления в Китае (на 11,7 %), США (на 3,0 %), Индии (на 0,4 %), Южной Кореи (на 6,7 %), Японии (на 1,6 %) и Европе (в общей сложности на 0,6 %).

Рост производства, соответственно, наблюдался в Китае (на 14,3 %), Казахстане (на 2,6 %), Европе (в общей сложности на 3,5 %). Наблюдался рост на 1,4 % в производстве цинкового концентрата по сравнению с 2013 г. Данный рост был достигнут увеличением производства на рудниках Китая, США, Европы, Мексики. ILZSG прогнозирует мировое потребление цинка в 2015 г. на уровне 14,1 млн т — на 1 % больше, чем в 2014 г. Планируется, что производство рафинированного цинка в 2015 г. в мире вырастет также на 1 % — до 13,7 млн т. По оценкам экспертов, баланс мирового рынка цинка в ближайшие 2 года останется дефицитным. ЧЦЗ остаётся лидером на российском рынке и подтверждает репутацию надёжного партнёра у зарубежных потребителей. В 2015 г. предприятие планирует выйти на уровень производства в 170 тыс. т цинка. В течение 2014 г. цены на цинк характеризовались высокой волатильностью — изменялись от 1 942 долл./т в марте до 2 420 долл. в июле. Средняя цена на цинк в течение 2014 г. составила 2 164,46 долл. Максимальная амплитуда колебания цен в течение года составила 478 долл. В течение первого квартала 2015 г. наблюдался стабильный уровень цен на уровне 2 000-2 150 долл. Максимальный достигнутый уровень котировок составил 2 183,50 долл./т, минимальный — 1 985 долл./т. Во втором квартале 2015 г. наблюдался высокий уровень волатильности цен.

Предприятие выбрало приоритетным направлением следование современным стандартам социальной ответственности и партнёрства между бизнесом, работниками и обществом. Цинковый завод является одним из ярких примеров удачного развития промышленности нашей страны. Но и на этом предприятии не всё так гладко: оборудование устаревает и изнашивается, происходит закрытие отдельных цехов и сокращение персонала.
Вообще степень износа основных средств промышленного сектора Челябинской области — явление отрицательное.

Так, в секторе добычи полезных ископаемых и обрабатывающем производстве уровень износа превысил 40 %. Также тяжёлая ситуация наблюдается в сфере производства и распределения электроэнергии. Остаётся острой ситуация по отсутствию достаточного количества железорудной базы для чёрной металлургии, рудной базы по бокситам, олову, вольфраму, редкоземельному сырью (иттриевая группа). Наличие на предприятиях Челябинской области повышенных, по сравнению с зарубежными предприятиями-аналогами, удельных расходов сырья, материальных ресурсов и энергоресурсов в натуральном выражении на производство однотипных видов металлопродукции накладывает негативный отпечаток на развитие промышленности в целом.

Необходимые мероприятия по реиндустриализации металлургического комплекса.

Приоритетным направлением по модернизации производственных процессов является разработка энергосберегающих технологий и расширение собственной энергетической базы. Далее нужно провести работы по ускорению структурных пре - образований с выводом неэффективных мощностей или диверсификацией производств. Также важной задачей является обеспечение на промышленных предприятиях высококвалифицированных кадров.

Реиндустриализация промышленности Челябинской области базируется на ряде отраслевых стратегий и программ развития, целью которых является увеличение доли конкурентоспособной отечественной продукции за счёт развития и создания новых высокотехнологичных производств. Вопросы реиндустриализации и технического перевооружения промышленности в последние годы являются приоритетными в деятельности и политике государственных структур Челябинской области. Разработка новых технологий переработки сырья и производство новых видов продукции высокого передела дадут толчок для развития промышленного производства. В данном вопросе при активном взаимодействии с руководителями промышленных предприятий и организаций региона сформирована сводная информация по перспективам кратко-, средне- и долгосрочного развития отраслевых предприятий. Реализация данных программ осуществляется в рамках предоставления различных форм государственной поддержки Челябинской области, в том числе областной государственной гарантии. Реиндустриализация металлургических производств области позволяет повысить экономическую и энергетическую эффективность, снизить негативное воздействие на окружающую среду, а также стимулирует производство продукции высокого передела, способствующего повышению её качества и конкурентоспособности. Некоторые инвестиционные проекты металлургических предприятий Челябинской области, реализуемые за счёт собственных и привлечённых средств, правительство РФ определило как приоритетные. Реализация этих проектов даёт мультипликативный эффект для всех отраслей промышленности. Ярким примером является пуск стана «5000» на Магнитогорском металлургическом комбинате — это и обеспечение трубных компаний штрипсом для производства труб большого диаметра, и обеспечение спроса топливно-экономического комплекса в этих трубах, и обеспечение спроса мостостроения, котлостроения, энергетического и атомного машиностроения и строительства. Также пуск первого в России рельсобалочного стана по производству 100-метровых рельсов на Челябинском металлургическом комбинате позволит «Российским железным дорогам» отказаться от импортных закупок и одновременно ускорить необходимую перекладку железнодорожных путей, требующих немедленной замены, и прокладку новых, современных, соответствующих мировому уровню железных дорог темпами, в 4 раза превосходящими ныне реализуемые.

Основным результатом реализации программы реиндустриализации области будет обновление промышленного комплекса, которое обеспечит повышение его экономической эффективности, ресурсосбережения, экологической безопасности и рост конкурентоспособности продукции в требуемых номенклатуре, качестве и объёме поставках как на внутренний, так и на внешний рынки. Но в свете последних событий по признанию «Мечел» банкротом можно констатировать факт снижения производственного потенциала Челябинской области. На 15 июня 2015 г. долг «Мечел» составляет 6,772 млрд долл., из которых 69 % приходится на государственные банки России, 23 % — на иностранные, 8 % — на бонды. Сбербанк уже заявил о намерении инициировать банкротство трёх дочерних структур «Мечела» — Челябинского металлургического комбината, холдинговой компании «Якутуголь» и Братского завода ферросплавов. Общая сумма задолженности «Мечел» перед Сбербанком составляет 83,6 млрд р., в том числе по состоянию на 1 июля просрочено более 11,8 млрд р. Так как «Мечел» является оборонным предприятием страны, то его банкротство указывает на неудачу в политике реиндустриализации экономики Челябинской области и России в целом.

Промышленная система, которая сформировалась в период плановой модели хозяйствования и дошла до нас в том виде, в каком она сейчас есть, может развиваться (реиндустриализоваться) по нескольким (не противоречащим друг другу) направлениям:
— структурная диверсификация сложившейся промышленной системы, поддержанной импортозамещающей политикой государства;
— формирование новых производств.

Исходя из этого, по нашему мнению, направление развития, которое предполагает всевозможные формы деструкции далеко несовершенной промышленной системы Южного Урала, не допустимо. В данном случае на ликвидированной базе, с выращенной производственной цепочкой добавленной стоимости, более мелкого, высокотехнологичного и производительного субъекта хозяйствования, отвечающего задачам региональной и федеральной экономической, технологической и военной безопасности, не появится. Это уже тенденции деиндустриализации, которые в ранг вектора развития мир в прошлом уже закладывал. Негативный опыт уже известен.

Список литературы

1. Бархатов, В. И. Инновационно-креативная экономика как альтернативный путь деиндустриализации экономики России / В. И. Бархатов, О. В. Дьяченко // Журн. экон. теории. — 2013. — № 3. — С. 65—79.
2. Бодрунов, С. Д. Формирование стратегии реиндустриализации России : монография / С. Д. Бодрунов ; Ин-т нового индустриал. развития. — СПб., 2013. — 680 с.
3. Глазьев, С. Ю. Эволюция технико-экономических систем: возможности и границы централизованного регулирования / С. Ю. Глазьев, Д. С. Львов, Г. Г. Фетисов. — М. : Наука, 1992. — 207 с.
4. Губанов, С. С. Державный прорыв. Неоиндустриализация России и вертикальная интеграция / С. С. Губанов. — М. : Книж. мир, 2012. — 224 с.
5. Журавлёва, Г. П. Экономическая политика современной России: модернизация и реиндустриализация / Г. П. Журавлёва // Вестн. Тамбов. ун-та. Сер. Гуманитар. науки. — 2014. — № 3 (131). — С. 26—32.
6. Иноземцев, В. Л. Воссоздание индустриального мира. Контуры нового глобального устройства / В. Л. Иноземцев // Россия в глобал. политике. — 2011. — № 6. — С. 98.
7. Колганов, А. И. Реиндустриализация как ностальгия? Полемические заметки о целевых акцентах альтернативной социально-экономической стратегии / А. И. Колганов, А. В. Бузгалин // Социс. — 2014. — № 3. — С. 120—130.
8. Постиндустриализм. Опыт критического анализа : монография / В. И. Якунин, С. С. Сулакшин,
B. Э. Багдасарян, С. Г. Кара-Мурза, М. В. Деева, Ю. А. Сафонова. — М. : Науч. эксперт, 2012. — 288 с.
9. Реиндустриализация российской экономики: императивы, потенциал, риски / С. Д. Бодрунов, Р. С. Гринберг, Д. Е. Сорокин // Экон. возрождение России. — 2013. — № 1 (35). — С. 19—48.
10. Романова, О. А. Реиндустриализация как определяющая тенденция экономического развития промышленных территорий / О. А. Романова, Н. Ю. Бухвалов // Фундамент. исслед. — 2014. — № 6. — C. 151—155.
11. Статистический ежегодник по Челябинской области : стат. сб. / Федер. служба гос. статистики. — Челябинск, 2013. — 489 с.
12. Сухарев, О. С. Экономическая политика реиндустриализации России: возможности и ограничения / О. С. Сухарев // Приоритеты России. — 2013. — № 24 (213). — С. 2—24.
13. Татаркин, А. И. Промышленная политика: генезис, региональные особенности и законодательное обеспечение / А. И. Татаркин, О. А. Романова // Регион. экономика. — 2014. — № 2. — С. 9—22.
14. Шуйский, В. П. Реиндустриализация России. Возможности импорта технологий / В. П. Шуйский // Мировая экономика. — 2014. — № 3. — С. 15—22.
15. Экономическая система России: анатомия настоящего и стратегии будущего (реиндустриализация и/или опережающее развитие) / под ред. А. В. Бузгалина. — М. : Ленанд, 2014. — 200 с.

Вестник ЧелГУ № 18 (373) 2015. Экономические науки. Выпуск 51

Категория: Рынок. Предпринимательство. Бизнес | Добавил: x5443x (19.08.2016)
Просмотров: 79 | Теги: РЕИНДУСТРИАЛИЗАЦИЯ | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
...




Copyright MyCorp © 2016