Понедельник, 05.12.2016, 07:27
Высшее образование
Приветствую Вас Гость | RSS
Поиск по сайту


Главная » Статьи » Культура. Общество. Психология

ТЕЛЕУТЫ КЕМЕРОВСКОЙ ОБЛАСТИ: ЭТНИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ И МЕЖНАЦИОНАЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ ПО ДАННЫМ ЭТНОМОНИТОРИНГОВЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ

В.В.Поддубиков, Т.П.Шикер

ТЕЛЕУТЫ КЕМЕРОВСКОЙ ОБЛАСТИ: ЭТНИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ И МЕЖНАЦИОНАЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ ПО ДАННЫМ ЭТНОМОНИТОРИНГОВЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ1

В статье обобщены результаты работ, выполненных в рамках научно- исследовательских проектов, поддержанных Российским гуманитарным научным фондом (№ 13-01-00170), Российским фондом фундаментальных исследований (№13-06-98081) и ФЦП «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России на 2009-2013 гг.» (№ 14.B37.21.0494).

Анализируются современные этнические процессы, протекающие в среде бачатских телеутов Кемеровской области. Авторы опираются на первичные статистические данные, материалы социологических опросов и интервью, полученные в процессе реализации годового цикла (2011 г.) работ по проведению в регионе этнологического мониторинга. Представленные факты и выводы публикуются впервые.

Ключевые слова: этнологический мониторинг, прикладная этнология, государственная национальная политика, коренные малочисленные народы Сибири, проблемы этнической социологии и этнодемографии.

 

Как известно, проблема межнациональных отношений в Российской Федерации является одной из наиболее актуальных. Попытки её решения осуществляются на всех уровнях организации системы государственного управления - от федерального до регионального и даже муниципального. Однако, как показывает практика государственного регулирования межнациональных отношений последних десятилетий, именно региональный уровень является наиболее важным звеном в цепи практических попыток решить наиболее острые проблемы и разработать эффективные решения по поддержанию в стране стабильных форм толерантных межэтнических отношений. Региональный уровень, по сути, выступает в роли центра принятия наиболее важных (в практическом отношении) решений. Именно здесь формируется комплекс конкретных инструментов национальной политики, которые проходят апробацию и внедряются в область политической практики. В этом отношении позитивно выглядит развивающаяся в последние годы в Кемеровской области практика прикладных этнологических исследований, нацеленных на научную оценку текущих в регионе этносоциальных процессов.

Цель настоящей статьи - на материалах этнологического мониторинга 2011 г., осуществлённого в местах традиционного проживания бачатских телеутов, дать научную оценку социальным проблемам и процессам этнического развития коренной малочисленной народности в контексте важнейших принципов политического курса государства в направлении гармонизации межэтнических отношений и решения проблем коренных малочисленных этносов, продекларированных в новой редакции Концепции национальной политики Российской Федерации, утверждённой в декабре 2012 г. [1]. Авторы в основном опираются на материалы социологического опроса, проведённого в местах традиционного проживания телеутов Кемеровской области летом 2011 г., отражающие специфику общественного мнения населения коренной малочисленной народности по существу оценки наиболее актуальных проблем современного этапа её развития.

Опрос был проведён в 7-ми населённых пунктах Гурьевского и Беловского муниципальных районов Кемеровской области, отнесённых распоряжением Правительства РФ [2] к числу мест традиционного проживания коренных малочисленных народов (рис. 1) с применением квотированной выборки по признакам национальности, пола, возраста и социального статуса респондентов. Общее число участников опроса составило 200 чел., в том числе 91 чел. телеутской национальности. Учитывая общую численность телеутов в России, равную 2520 чел. (согласно результатам переписи населения 2010 г.), использованную выборку следует считать в достаточной степени репрезентативной (3,6 % всего населения этической группы).
 

Рис. 1. Число респондентов по населённым пунктам

Прежде всего, представляют интерес некоторые аспекты этнической идентичности телеутов в контексте сложившейся в регионе этнической ситуации, в которой они не просто составляют численное меньшинство населения, но также являются уязвимым этнокультурным сообществом, вопрос о сохранении этнической культуры которого широко обсуждается на уровне региональной национальной политики.

Как показывают данные, представленные на рис. 2, наиболее значимые для телеутов этномаркирующие признаки - самосознание и этническая территория. Это вполне закономерно, если учесть специфику современной этнополитической ситуации в местах традиционного проживания этнической группы. Вопрос об этнической территории телеутов - один из наиболее острых и нерешённых. С одной стороны, практически все населённые пункты, где проживают представители телеутской народности, включены в перечень мест традиционного проживания коренных малочисленных народов. С другой - постоянно существует угроза изъятия части земель под развитие добывающих производств угольных компаний региона. В этих условиях этническая территория не просто осознается телеутами как ценность, она возведена на уровень этнической маркерации и непосредственно увязывается в общественном сознании с перспективой сохранения телеутского этноса. В этой связи стоит заметить, что от решения «земельного вопроса» будут в значительной степени зависеть возможные оценки телеутами степени эффективности власти в решении проблем сохранения коренных малочисленных этносов, их культуры и исконной среды обитания.

 

Рис. 2. Распределение ответов респондентов на вопрос: «Что для Вас означает быть человеком определённой национальности?»

 

Другим важным направлением исследования стало выяснение характера восприятия респондентами своей этнической принадлежности. Важно было определить, насколько актуальной является этническая идентичность малочисленного этноса в современной практике межэтнических отношений. По результатам опроса было установлено, что в Гурьевском муниципальном районе гордятся своей национальной принадлежностью только 53,57 % респондентов-телеутов. В Беловском районе данный показатель составляет всего 45,74 %. При этом существенной можно считать группу респондентов, равнодушных к своей национальности: в Гурьевском муниципальном районе Кемеровской области таких участников опроса оказалось 21,43 %, а в Беловском - 28,72 % (табл. 1).

Таблица 1. Стратификация респондентов по восприятию своей национальной принадлежности («Как Вы воспринимаете свою национальную принадлежность?»)

На основании этих данных можно сделать вывод об «ослабленном» состоянии этнической идентичности, находящейся в процессе постепенного разрушения. Особенно это заметно в Беловском муниципальном районе, где ассимиляционные процессы интенсивнее, чем в соседнем - Гурьевском, вследствие более высокого уровня интеграции с русским населением.

Также интересными представляются показатели, которые демонстрируют отношение респондентов к влиянию национальности на поступки и различные действия людей. В Гурьевском муниципальном районе 58,33 % опрошенных ответили, что поступки людей не зависят от их национальной принадлежности, в Беловском - 61,70 %. Процентное соотношение респондентов, признающих влияние национальности на поступки и действия людей, достигло следующих отметок: в Гурьевском районе - 15,48 %, в Беловском - 10,64 %.

В этой связи очевидно, что в общественном сознании телеутов национальность уже не является основной характеристикой личности, определяющей её способности и действия. Однако для некоторых респондентов принадлежность к определённому этносу всё ещё означает принадлежность к определённым «образам», типам человеческой деятельности и поведения (табл. 2).

Таблица 2. Влияние национальности на действия людей («Как Вы считаете, влияет ли национальность человека на его поступки?»)

Особо следует отметить тот факт, что как в Гурьевском, так и в Беловском муниципальных районах респонденты отмечают факты недружелюбного к ним отношения из-за их национальной принадлежности (табл. 3). Основной причиной возникающей напряжённости межэтнических отношений являются различного рода бытовые разногласия и противоречия.

Таблица 3. Факты недружелюбного отношения из-за национальной принадлежности респондентов («Приходилось ли Вам сталкиваться с недружелюбным к себе отношением из-за Вашей национальности?»)

Если рассматривать межнациональные отношения через призму межэтнических брачных связей, то, исходя из ответов респондентов, национальность не всегда, но всё же учитывается (табл. 4) при выборе брачного партнёра. Как видно, на фоне растущего числа смешанных в этническом смысле браков с участием телеутов в их среде всё же сохраняется некоторое стремление заключать браки с учётом национальной принадлежности. Однако это не делает телеутов закрытым сообществом. Около 1/3 опрошенных, согласно результатам исследования, состояли в брачных отношениях с представителями других национальностей (табл. 5).

Таблица 4. Влияние национальной принадлежности на выбор супруга («Как Вы считаете, следует ли учитывать национальность при выборе мужа/жены?»)

Таблица 5. Брачные отношения с представителями других национальностей («Состояли ли Вы в браке с представителями других национальностей?»)

В целом, результаты проведённого исследования обнаружили комплекс проблем, актуальных в контексте новой редакции Концепции государственной национальной политики Российской Федерации. Очевидно, что все они требуют непрерывного мониторинга и решения с опорой на научные данные.

Телеуты представляют собой уязвимое малочисленное этническое сообщество, находящееся в процессе последовательной интеграции в доминирующее общество и переживающее на этом пути значительные трансформации на уровне этнической идентичности и традиционных культурных практик. Именно по этой причине результаты опроса зафиксировали переходное состояние бытующих форм самоидентификации и ослабевание этнокультурных компонентов внутригрупповой консолидации. Это, в частности, проявляется в снижении значимости национальности как признака личности при оценке себя и окружающих людей и сворачивании практики внутриэтнической эндогамии.

Очевидно, что телеуты в настоящее время - в значительной степени открытое сообщество, утратившее большую часть традиционных барьеров, ограничивающих внешние этнокультурные воздействия. Фактически, это означает, что происходящие социокультурные трансформации ни отменить, ни эффективно контролировать невозможно. На уровне государственной практики национальной политики речь может идти лишь о мерах, способных смягчить процесс интеграции малочисленного этноса в структуру доминирующего общества, минимизируя при этом риски роста напряжённости в системе межэтнических отношений, признаки которой также прослеживаются по результатам проведённого нами исследования. Они, в частности, заметны в выявленных фактах недружелюбного отношения к участникам опроса со стороны представителей численно доминирующих этнических групп, а также в склонности некоторой части респондентов считать, что национальность человека определяет его поступки и возможные действия. По сути, это есть определённая основа для развития негативно окрашенных этностереотипов, выполняющих аксиологическую функцию в системе межэтнических отношений. Их возможное развитие входит в прямое противоречие с принципами, положенными в основу Концепции государственной национальной политики России.

Список литературы

1. Концепция государственной национальной политики Российской Федерации. Утверждена Указом Президента Российской Федерации от 15 июня 1996 г. № 909.
2. Правительство Российской Федерации. Распоряжение от 8 мая 2009 г. № 631-р «Об утверждении перечня мест традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Российской Федерации и перечня видов традиционной хозяйственной деятельности».

Социогуманитарный вестник Кемеровского института (филиала) РГТЭУ № 3(12). 2013

Категория: Культура. Общество. Психология | Добавил: x5443x (27.06.2016)
Просмотров: 73 | Теги: мониторинг | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
...




Copyright MyCorp © 2016