Понедельник, 11.12.2017, 04:52
Высшее образование
Приветствую Вас Гость | RSS
Поиск по сайту



Главная » Статьи » Физкультура и спорт. Здоровье

ФОРМИРОВАНИЕ ТЕЛЕСНОГО ЗДОРОВЬЯ В УСЛОВИЯХ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ФИЗКУЛЬТУРНО-СПОРТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

А.Н.Яковлев.Полесский государственный университет, г. Пинск, Республика Беларусь

ФОРМИРОВАНИЕ ТЕЛЕСНОГО ЗДОРОВЬЯ В УСЛОВИЯХ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ФИЗКУЛЬТУРНО-СПОРТИВНОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

В статье отражены научно-методические аспекты физкультурно-спортивной деятельности, которая оказывает влияние на формирование новых представлений о «теле» и «телесности» у школьников и студентов в социуме интеграционного образовательного пространства, ориентированного на создание условий для эффективной социокультурной трансформации в интересах общества.

Ключевые слова: физкультурно-спортивная деятельность; представления о «теле» и «телесности»; интеграция в системе образования; физическое развитие; физическая подготовленность; спортивные практики; телесно-двигательные характеристики.

 

Введение. Педагогический процесс, направленный на укрепление здоровья детей, школьников и студентов Республики Беларусь и Российской Федераций отражает состояние интеграционных механизмов, при которых функционирование образовательных учреждений осуществляется на основе достижений науки и практики.

Одним из путей повышения двигательной активности исследуемого контингента является комплексная индивидуализация тренировочной и соревновательной деятельности, которая позволяет конструктивно повысить эффективность учебного процесса и тренировочной деятельности с учетом особенностей научно-обоснованных подходов к физкультурно-спортивной деятельности. Несмотря на внимание, уделяемое учеными РБ и РФ вопросам физического воспитания, можно констатировать, что проблемы телесности человека недостаточно разработаны. Возникла необходимость в научно-исследовательской деятельности, направленной на системное изучение технологий физкультурно-спортивной деятельности в контексте социокультурных трансформаций общества, когда в условиях интеграционных процессов система образования выходит на новый качественный уровень [5].

Настоящие исследования обусловлены процессами трансформации системы физического воспитания, при которых осуществляется влияние на «окультуривание» тела в интересах личности и общества. Инновационно-конкурентный, социально- ориентированный путь развития личности встроен в экономическую модель модернизации экономики, которая трудовые ресурсы формирует с учетом конъектуры рынка, а физическая культура и спорт в этих условиях обеспечивают плавный переход к успешной жизнедеятельности [4; 5].

Появление новых видов спортивной практики обусловлено молодежной субкультурой, которая «вырабатывает» свои правила адаптации, главным образом, через экстремальные виды спорта - процесс гармонизации человека осуществляется при «покорении» области двигательной деятельности, освоения новых «живых движений, с учетом вариантов биологического развития, генетических особенностей и интеграции соматотипирования и функциональных возможностей.

Цель. Разработка научного направления целостной личностно ориентированной концепции основанной на верифицировании (проверка истинности) теоретических положений и модульных телесно-оздоровительных технологий в парадигме современного воспитательно-образовательного процесса по физическому воспитанию.
Методы. Оценки морфо-функционального состояния школьников и студентов в динамике состояния физического развития, физической подготовленности и функциональных возможностей организма с использованием комплекса педагогических, психологических, социологических, медико-биологических и математико-статистических методов исследования. Научные данные дополняются алгоритмом педагогического процесса с целью формирования в онтогенезе физических качеств исследуемого контингента на основе изосомного и изохронного принципа. Уровень развития физических качеств, эффективность инновационной педагогической системы подтверждается тестографическим методом исследования.

Результаты исследований и их обсуждение. В аспекте изучаемой проблемы построения прогностических моделей психолого-педагогической направленности следует учитывать необычную интерпретацию эмпирических данных, то есть, обеспечивать «.. .прорастание» биомеханического знания во внутренний мир субъекта и через него - в мир культуры и искусства.» [2; 3].

Следовательно, формирование культуры здоровья будет происходить в результате нового понимания проблемы телесности, которая видится как ключевое стратегическое направление науки, образования и культуры в целом.

Движение - это та реальность, которая рассматривается с позиций вариативности двигательного действии. Суть «живого» движения - формировать телесное здоровье, которое зависит от тренированности и совершенствования адаптации, суставных компонентов, мышечных групп, обеспечивающих работу позвоночно-двигательных сегментов позвоночника.

В систему представлений о телесном здоровье входят интегративные его показатели. Анализ психосоматических явлений дает основание полагать, что психосоматический показатель в сфере телесных функций находит отражение в жизнедеятельности человека, отмечает Г.А. Арина (1991) [1].

Здесь нет однозначного ответа, но можно вычленить 2 пути, 2 механизма прорыва в телесную сферу: носитель - телесные иннервации, а симптом - вариант нормального выражения чувств в телесных иннервациях с определенными переживаниями.

С позиции телесного здоровья туловище принимает на себя основную физическую нагрузку. Все суставы опорно-двигательного аппарата активно участвуют в двигательных действиях различной сложности, мощности и координации, так как на перераспределение нагрузки по законам биомеханики действуют сила тяжести и силы инерции, ограничивающие подвижность суставов конечностей и позвоночника при выполнении большинства спортивных и оздоровительных упражнений.

Таким образом, синергии - это готовые «блоки», из которых строятся движения человека.

Система физического воспитания в учреждениях образования предусматривает комплексное и систематическое изучение уровня развития физических качеств, ключевыми являются генетически детерминированные: выносливость и быстрота, которые определяют функциональное состояние организма и успешность личности в будущей профессиональной деятельности [4; 5].

В образовательном процессе, несмотря на публикации ученых, в настоящее время еще слабо изучены вопросы, связанные с восприятием школьниками собственной телесной воплощённости в формате психологии и педагогики здоровья, школа продолжает воспитывать личность, «отчужденную» от тела.

Система образования является одной из приоритетных сфер развития, так как социальная потребность в жизненных установках и моделях поведения способствует распространению инноваций в общественной жизни, что наиболее ярко отражено в интегрированных методах обучения - это предметные или специфические умения, получение новых знаний в учебно-творческих ситуациях; метапредметные или универсальные учебные действия в индивидуальной образовательной траектории, др.; личностные изменения, такие как социальные компетенции, личностное самоопределение, готовность к саморазвитию, др.

В образовательном процессе знаниевая модель замещена компетентностной, интегрированные психолого-педагогические методы обучения приобретают особую значимость и связь между классическими знаниями, умениями, навыками и важнейшими компетенциями, должна быть сформирована в процессе занятий физкультурно- спортивной деятельностью. Поэтому телесность школьников и студентов рассматривается с позиции двух ведущих дидактических стратегий (разум должен доминировать над телом, осуществлять его контроль - это возможность создать благоприятное впечатление о себе, соответствие принятым телесным канонам; телесность развивается путём включения тела в физическое действие, при котором субъект совершенствует приёмы спортивной и трудовой деятельности).

Многозначность понятия «постмодерн» можно представить в широком аспекте, который обозначает культурную эпоху, в том числе и формирование новых представлений о «теле» и «телесности» человека. Это новый исторический этап в формировании особенностей культуры постмодерна, где приоритет принадлежит фактору телесности, соматизация как телоцентризм достигла крайних пределов своего развития. В результате цивилизационных перемен в обществе можно определить системы координат: космос - индустрия - технологии, где природное тело как таковое перестало существовать и стало производным от экономики, политики, науки, спорта и т.д. Как результат такого процесса тело ориентировано на новый имидж, который часто формируется вопреки самой личности и становится инструментом воли, поэтому «выстроенный» образ приобретает реальность, когда объединяется с чувством или ощущением. Если это единство нарушено, он становится абстрактным.

В построенной «заданной» обществом соматической модели в период постмодерна выражены черты разных культур, которые по своему духу и мировоззрению являются чувственно-материальными культурами, где телесный фактор занимает центральное место. В хаотичном пространстве фрагментарности телесность выступает как единственный способ преодоления обозначенного кризиса.

Повышенное внимание к собственному телу является начальным этапом формирования отношения к себе как личности.

Применение новых педагогических технологий, характеризующихся насыщенным информационным потоком, интенсификацией обучения приводит к «отчуждению» учащихся от своих глубинных потребностей и, как следствие, ухудшению их здоровья.

В педагогическом процессе не принято включать внешний облик в систему ценностей личности, вводить его в систему, регулирующую переживания, взаимоотношения с окружающим миром. Телесное развитие воздействует как на внутренние, так и на внешние переменные. Интериоризация социальных реакций на изменение физического облика вызывает перемены в представлении учащихся и студентов о себе. Несоответствие половому стереотипу телосложение вызывает у них ряд психологических проблем и может оказывать воздействие на поведение и психику школьника по трём основным направлениям: телосложение воздействует на соответствующие физические качества и способности; внешность имеет определённую социальную ценность; образ физического «Я», отражен в собственных способностях подростка, через восприятие и оценку окружающими.

Телосложение и мнение о нём окружающих является одним из важных факторов самоидентификации (телесный канон - аспект социально-культурных представлений о маскулинности и фемининности).

«Телесность» в психолого-педагогическом дискурсе имеет социально- смысловую характеристику «выстраивания» психофизической и духовной модели становления растущего человека - всё это образует тот контекст, который важно учитывать на пути формирования у личности здоровьесозидающих идеалов.

Инновационная педагогическая система в условиях многоуровневого образования нуждается в эффективном механизме управлении интегрированными образовательными структурами.

Выводы. Телесное здоровье формируется при помощи образовательной программы (ключевые образовательные компетенции о неправильной «эксплуатации» позвоночного столба и формирование на этой «базисной» основе отрицательного отношение к неправильным позам и рискованным нагрузкам), приобретения умений и навыков противодействовать этим явлениям.

Физкультурно-спортивная деятельность должна осуществляться на основе существующих в науке современных научно-методических практико-ориентированных разработок; соответствующих нормативных требований с учетом гендерного аспекта и реализации личностных ценностных ориентаций; повышения качества непрерывного образования, направленного на реализацию жизненных ресурсов человека в аспекте нервно-психической и стрессовой устойчивости, профилактики развития заболеваний, связанных с профессиональной деятельностью.

Заявленное направление научных исследований не исчерпывает всей проблемы достижения индивидуализации обучения в процессе занятий физкультурно- спортивной деятельностью, а накопленные данные и их концептуализация внесут определенный вклад в области теории и методики физического воспитания и спортивной тренировки.

Разработки в области социально-философских, психолого-педагогических наук, теории и методики физического воспитания направлены на поиск интегративного, систематического описания физкультурно-спортивной деятельности как системы, ориентирующей на понимание феноменологических качеств человека как телесных (физических), так и духовных (нравственно-эстетических), что позволит системно и эффективно применять осуществляемые на здоровьесберегающей технологической основе научные разработки.

Литература

1. Арина Г.А. Психосоматический симптом как феномен культуры // Телесность человека: междисциплинарные исследования. - М., 1991. - С. 45-53.
2. Давыдов В.Ю. Методика проведения общероссийского мониторинга физического развития и физической подготовленности учащихся общеобразовательных школ, ССУЗОВ, ВУЗОВ: учебно-методическре пособие для студентов, преподавателей, слушателей ФПК. - Волгоград: Волгоградский государственный университет, 2004. - 87с.
3. Масловский Е.А., Власова С.В., Яковлев А.Н. Биомеханические подходы в профилактике нерациональной «эксплуатации» позвоночника // Оздоровительная физическая культура молодежи: актуальные проблемы и перспективы: тезисы докладов Междунар. науч.-практ. конф. - Минск: БГМУ, 2013. - 256 с.
4. Сляднева Л.Н. Телесная пластика как биомеханическая реальность // Теория и практика физической культуры. - 2005. - № 4. - С. 20-23.
5. Сляднева Л.Н., Курысь В.Н., Сляднев А.А. Телесная пластика как экспликация необратимости биодвижения // Теория и практика физической культуры. - 2012. - № 5. - С. 98-101.
6. Яковлев А.Н. Дифференцированная методика воспитания физических качеств у девушек 15-17 лет на уроках физической культуры в профессионально- техническом лицее: автореф. дис. ... канд. пед. наук. - Смоленск, 2003. - 16 с.
7. Яковлев А.Н. Исследование проблемы телесности в системе физкультурно- спортивной деятельности личности // Известия Сочинского государственного университета. - 2014. - № 1 (29). - С. 243-245.

Физическое воспитание и спортивная тренировка № 2 (20) - 2017

Категория: Физкультура и спорт. Здоровье | Добавил: x5443x (31.07.2017)
Просмотров: 116 | Теги: физкультурно-спортивная | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
...




Copyright MyCorp © 2017 Обратная связь