Среда, 12.12.2018, 07:01
Высшее образование
Приветствую Вас Гость | RSS
Поиск по сайту



Главная » Статьи » Физкультура и спорт. Здоровье

Технология подготовки юных спортсменов в хоккее с мячом

С.С.Добровольский, В.Е.Могилев, В.П.Усенко

Технология подготовки юных спортсменов в хоккее с мячом

Аннотация. В статье представлены результаты исследования, посвященного разработке методов исследования показателей физической и технико-тактической подготовленности юных хоккеистов в годичном цикле подготовки и дальнейшей разработке учебно-тренировочной программ совершенствования двигательных действий юных хоккеистов.

Ключевые слова: хоккей с мячом, учебно-тренировочный процесс, показатели физического развития и физической подготовленности, годичный цикл.

 

В настоящее время в хоккее с мячом назрела необходимость совершенствования системы подготовки спортивного резерва, которая нуждается в более современных технологиях обеспечения подготовки юных спортсменов на всех этапах тренировочного процесса. Особенно это важно на начальных этапах спортивной тренировки. В этой области требуется разработка вопросов организации и планирования тренировочного процесса с учётом развития физиологических механизмов и функциональных возможностей организма спортсменов [1] .

Процесс достижения высоких результатов в спорте, немыслим без стройной, научно обоснованной методики тренировки, обеспечивающей эффективный рост функциональных возможностей спортсменов и становление их спортивного мастерства [2]. Это обуславливает необходимость разработки инновационных методов и средств оптимизации учебно-тренировочного процесса в хоккее с мячом и разработки новых спортивных технологий в подготовке юных спортсменов.

В хоккее с мячом, как и в других спортивных играх, сегодня особое место занимают проблемы индивидуализации и дифференциации процесса функциональной подготовки. Выявление индивидуально-типологических особенностей юных хоккеистов на этапе предварительной подготовки может являться ориентиром и для программы функциональной подготовленности, соответствующей требованиям игрового амплуа юного хоккеиста на этапах начальной и углублённой специализации [3].

В связи со значительным повышением тренировочных и соревновательных нагрузок, связанных с удлинением спортивного сезона и расширением географии участия в соревнованиях на спортивных сооружениях с искусственным льдом, значительно повысились требования к физической и технико-тактической подготовленности хоккеистов. Всё это требует дальнейшего совершенствования методики тренировочного процесса, разработки научно-обоснованных тренировочных программ для повышения уровня мастерства в хоккее с мячом.

Значительное повышение требований к технико-тактическим действиям в условиях единоборства и дефицита времени в хоккее с мячом, влечёт за собой необходимость разработки современных тренировочных программ для юных спортсменов, позволяющих оптимизировать функциональное состояние организма для повышения уровня специальной физической подготовленности, достижения высоких показателей игровой деятельности.

Однако до настоящего времени в хоккее с мячом в достаточной степени нет научно обоснованных педагогических методик оптимизации и совершенствования тренировочного процесса юных спортсменов. От решения данных вопросов, именно на ранних этапах спортивного совершенствования, в большей мере зависит рост показателей физической подготовленности и успешность овладения сложными технико-тактическими навыками.

На основе вышеизложенного наше исследование является достаточно актуальным и посвящено разработке методов исследования показателей физической и технико-тактической подготовленности юных хоккеистов и в дальнейшей разработке учебно-тренировочной программ совершенствования двигательных действий юных хоккеистов.

Объектом исследования является учебно-тренировочный процесс юных спортсменов в хоккее с мячом.

Цель работы: исследование показателей психофизической и технико-тактической подготовленности юных хоккеистов в годичном цикле подготовки

Задачи исследования:
— определить особенности двигательной деятельности игроков в хоккее с мячом;
— изучить исходные показатели генетической предрасположенности юных спортсменов к определённым видам деятельности, психофизические особенности процессов адаптации к физической деятельности, уровня тренированности и энергообеспечения;
— исследовать физическую и технико-тактическую подготовленность в годичном цикле тренировки;
— разработать технологию подготовки юных спортсменов.

Проблема обоснования и разработки новых технологий оптимизации тренировочного процесса в современном хоккее с мячом связана ещё и с тем, что игрокам необходимо достигать максимально возможного индивидуального уровня своих специальных физических и технических возможностей за достаточно короткий период времени.

При разработке тренировочных программ для юных хоккеистов разного игрового амплуа необходимо учитывать модельную структуру двигательной и соревновательной деятельности игроков на тех или иных игровых позициях. Содержание программ должно предусматривать развитие двигательных качеств, доминирующих у игроков каждой игровой специализации и механизмов, обеспечивающих их специальную работоспособность.

Проведенные нами исследования с применением методики видеоанализа «Dartfish 7» позволили определить основное содержание соревновательной деятельности хоккеистов с мячом [4]. Хоккей с мячом характеризуется высокой двигательной активностью игроков и динамическим характером нагрузки от умеренной до максимальной. Периоды значительного напряжения и интенсивности чередуются с паузами относительного расслабления. Этот вид спорта отличается большим разнообразием выполняемых технико-тактических действий. Правилами игры в хоккей с мячом предусмотрено время матча (90 мин), включающее в себя не только так называемое «чистое» игровое время (активная фаза), но и многие остановки в игре (пассивная фаза). Соотношение фаз не является постоянной величиной, а зависит от ряда факторов (напряжённость матча, погодные условия, мотивация участников и т.д.). Установлено, что в десяти зарегистрированных матчах Чемпионата России среди команд Суперлиги среднее время активной фазы составляет 76 мин, пассивной фазы — 14 мин.

Хоккей с мячом относится к видам спорта, в которых большая часть двигательных действий состоит из активных передвижений, характеризующихся разными скоростями выполнения, и включает в себя различные перемещения из разных исходных положений, с изменениями ритма и темпа.

Демонстрируемые хоккеистами сложные технико- тактические приёмы, выполняемые на высоких скоростях, в экстремальных условиях борьбы, с большим числом единоборств, быстрой сменой игровых ситуаций, обуславливают привлекательность и зрелищность хоккея с мячом.

Видеоанализ соревновательной деятельности хоккеистов с мячом (по результатам видеосъемки официальных матчей чемпионата страны) выявил, что медленные пробежки спортсменов по ходу матча составляют от 57 мин. до 62 мин., ускорения на различные расстояния от 8 мин. до 9 мин., 40 сек., рывки от 4 мин., 10 сек. до 5 мин., 20 сек., прыжки и борьба за мяч от 1 мин. до 1 мин., 45 сек.

Частота сердечных сокращений (ЧСС) у хоккеистов с мячом во время матча может колебаться от 95 до 210 ударов в минуту. Среднее значение величины ЧСС (в зависимости от игрового амплуа) по данным, полученным с помощью командной системы мониторинга сердечного ритма «The polar system», в игре составляет 143-162 уд/мин. (в зависимости от игровой ситуации) .

Комплексное тестирование показателей физической подготовленности и функционального состояния юных хоккеистов 13-14 лет различных игровых амплуа проводилось в начале и в конце подготовительного периода (сентябрь — ноябрь 2014 г.), в конце соревновательного периода (март 2015 г.) и в переходном периоде (июнь 2015 г.). Всего в обследовании участвовал 31 юный хоккеист, в том числе 7 нападающих, 12 полузащитников, 12 полузащитников, из них 4 центральных, 8 бортовых, 7 защитников и 5 вратарей.

Для комплексной оценки юных хоккеистов мы использовали как общепринятые, но достаточно надёжные методы, так и инновационные методики определения физической, технико-тактической подготовленности и психоэмоционльного состояния.

В последние годы, при спортивном отборе основное значение приобретает определение генетического статуса юного спортсмена.

Определение генетической предрасположенности начинающих спортсменов к развитию комплекса двигательных качеств и их психологических способностей является одной из важнейших задач спортивного отбора. В настоящее время имеется много генетических маркеров, однако их широкому практическому применению мешает недостаточная разработанность и высокая стоимость исследований [5]. Ведутся исследования различных биометрических аспектов для оценки фено- типических особенностей человека. В настоящее время в спортивной практике широко используются методы пальцевой дерматоглифики [6]. Отмечается достаточно высокая объективность и информативность морфогене- тических маркеров для оценки предрасположенности индивида к развитию определённых физических качеств и функциональных возможностей [7] .

Нами проведено обследование 24 юных спортсменов по хоккею с мячом 13-14 лет двух учебно-тренировочных групп.
Исследование проводилось на программно-аппаратном комплексе, состоящем из сканера отпечатков пальцев и программы для определения способностей человека по дерматоглифическим маркерам отпечатков пальцев. Кроме этого, нами проведено сравнение полученных результатов с экспертной оценкой тренеров.

Наибольший интерес представляло определение сферы деятельности, совпадение с амплуа спортсмена, его темперамент и возможность развития двигательной деятельности (координации, силы, выносливости и скорости) .

Экспертные оценки хоккеистов выявили подгруппы с оценкой 4,5 балла — 5 человек, 4 балла — 9 человек, 3,5 балла — 8 человек и с оценкой 3 балла — всего 2 человека.

Большинство юных хоккеистов показали достаточно высокую «предрасположенность» к профессиональной деятельности в области спорта (от 30 до 100%). В группе оцененной экспертами на 4,5 балла, средний показатель составил 54,6%; на 4 балла — 63,8%; на 3,5 балла — 73,9%. Из двух человек (с экспертной оценкой в 3 балла) у одного спортсмена 23%, а у другого 34% «предрасположен - ности» к занятиям хоккеем.

Судя по определению генетической предрасположенности к сфере профессиональной деятельности, первичный отбор в группы по хоккею с мячом был проведён достаточно квалифицированно. В целом оценка по рекомендуемой сфере профессиональной деятельности была даже выше, чем у членов сборной команды России по хоккею с мячом.

При анализе показателей прогнозируемой сферы деятельности выявлен несколько неожиданный для нас результат — средний показатель сферы «творчество» у юных спортсменов равнялся 51,9%, а у спортсменов высшей квалификации — 68,3%. Это свидетельствует о том, что высоких результатов в хоккее с мячом можно достигнуть, лишь обладая достаточно высоким творческим потенциалом. Этот показатель, вероятно, следует учитывать в процессе спортивного отбора.

Одним из важных показателей, определяемых с помощью дерматоглифики, является игровое амплуа в командных видах спорта. В предложенной классификации мы позволили себе заменить термин «разыгрывающий» на «полузащитник», поскольку с точки зрения тренеров по хоккею с мячом это более верно. Совпадение игрового амплуа обследованного хоккеиста с прогнозируемым позволяет дать рекомендацию о смене амплуа на более подходящее, или хотя бы попытаться проверить это на практике. Совпадение в 100% наблюдалось у первой обследованной нами группе игроков (с экспертной оценкой в 4,5 балла) (полузащитник, один случай), еще у одного хоккеиста 90% (полузащитник, близкое амплуа — защитник — 100%), у одного юного хоккеиста — 62% (нападающий, близкое — полузащитник — 100%). Следует отметить, что в 2-х случаях было выявлено явное расхождение реального амплуа с прогнозируемым (16 и 13%). В этом случае давались рекомендации по смене амплуа.

В остальных группах 90-100% совпадение было зафиксировано в 4 случаях, 50-89% — в 7 случаях и менее 50% — у 7 спортсменов. При этом сильное расхождение было отмечено у 4-х хоккеистов. В среднем уровень совпадений амплуа составил более 50% в 75% случаев, а резкого расхождения — у 6 хоккеистов.

В ряде случаев тренеры, да и сами игроки, соглашались с данными нами рекомендациями по смене амплуа.

Анализ показателей двигательных качеств (координации, выносливости, силы и скорости) не выявил корреляции с экспертной оценкой. Некоторая связь обнаружена с амплуа спортсмена, но достоверных отличий не было.

На основании анализа литературных данных и собственных исследований мы считаем возможным включение показателей пальцевых дерматоглифов в комплексное обследование юных спортсменов по хоккею с мячом.

С целью комплексного контроля за наиболее важными показателями спортсменов, влияющие на результативность соревновательной деятельности нами проведены исследования сорока юных хоккеистов.

Для оценки текущего психофизического состояния юных спортсменов использовались аппаратные программные комплексы (АПК) «НС-Психотест» и «Омега- Спорт».

Тестирование психомоторики у хоккеистов с мячом связано с влиянием на качество игры скорости реакции, реакции на движущийся объект, объема и концентрации внимания и т.д., проявляющиеся в игровых действиях или способствующие принятию решения о действии. На основе анализа ритма кардиосигнала определялся уровень адаптации к физической нагрузке, уровень и резервы тренированности, энергообеспечение организма, психоэмоциональное состояние, а также интегральный показатель «спортивной формы».

Определение общей физической подготовленности проводилось в течении годичного цикла, использовались общепринятые тесты. Скоростные способности определялись по бегу на 30 м с высокого старта, ловкость (координация) — по челночному бегу 3*10 м, скоростно- силовые — по прыжку в длину с места и силовые способности — путём подтягивания на высокой перекладине.

Специфика работы хоккеиста с мячом, заключающаяся в выполнении упражнений на коньках на закрытых или открытых ледовых площадках вызывает необходимость использования для характеристики физической подготовленности специальных тестов (девять контрольных упражнений, являющиеся некоторыми составными частями игры) .

Оценка технико-тактической подготовленности и соревновательной результативности проводилась не только тренером, а и с использованием технических средств — видеосъёмки и видеоанализа с помощью системы «Dartfish 7». С помощью предложенной методики удалось определить не только количественные, но и качественные параметры выполнения технико-тактических приёмов игры. Коллективные действия команды складываются из действий отдельных игроков. Из 90 минут игры 76 мин приходится на так называемую активную фазу игры.

Технико-тактическая подготовленность юных хоккеистов с мячом связана с освоенными техническими приемами, с их эффективностью, надежностью, экономичностью.

На основе проведенного нейросетевого анализа (компьютерной программой «Дедуктор») построена модель успешной команды и игроков, определены прогнозные индивидуальные значения множества показателей контроля двигательной деятельности и способностей юных хоккеистов.

Проведенные нами исследования позволили разработать инновационную технологию подготовки юных спортсменов, составными частями которой являются мониторинг генетических способностей и психофизической подготовленности юных игроков в хоккее с мячом, на основе которых разработаны командные и индивидуальные программы тренировки (системы управляющих воздействий) для создания «успешной» команды и индивидуальной коррекции подготовки каждого юного игрока. Внедрение в практику подготовки разработанной нами технологии позволили команде по хоккею с мячом значительно повысить свою спортивную результативность.

Учебно-тренировочный процесс должен проводиться с учётом не только игрового амплуа спортсмена, но и его индивидуальных возможностей, изменяющихся в соответствии с адаптацией к физической работе и возрастными особенностями. Только в этом случае возможна оптимизация тренировочного процесса, обеспечивающая наибольший тренировочный эффект.

Для оптимизации учебно-тренировочного процесса важным условием становится комплексное обследование юных хоккеистов. При планировании следует учитывать показатели физического развития и физической подготовленности, определяемой как общепринятыми, так и специально разработанными тестами. Кроме этого, мы считаем целесообразным внедрять новые методы, такие, как дерматоглифика, исследование психофизического состояния (НС-Психотест), контроль уровня тренированности систем организма (Омега-С), моделирование и прогнозирование уровня подготовленности (Дедуктор). Необходимо в процессе тренировок и соревнований использовать методы регистрации нагрузок и техники спортсмена аппаратами типа «Polar», «Dart fish» и другими.

Одной из главных задач, решение которой в дальнейшем позволит на этапах начальной и углубленной специализации быть ориентиром для определения игрового амплуа юного хоккеиста, является выявление индивидуально-типологических особенностей детей, начинающих заниматься хоккеем с мячом.

Всё вышеизложенное диктует необходимость детальной разработки программ учебно-тренировочного процесса с учётом спортивной специализации и индивидуальных способностей организма каждого юного хоккеиста с мячом.

Литература:

1. Шамардин А. А. Целевая функциональная подготовка юных футболистов: Моногра фия.— Волгоград: Волгоградское научное издательство, 2009. — 264 с.— ISBN 978-5-98461-560-0
2. Гужаловский, А. А. Этапность развития физических (двигательных) качеств и проблема оптимизации физической подготовки детей школьного возраста [Текст]: автореф. дис. ... д-ра пед. наук: 13.00.04: [ГЦОЛИФК] /Гужаловский Шамардин А. А. Целевая функциональная подготовка юных футболистов: Моногра- фия.— Александр Александрович — М., 1979.— 25с.
3. Сучилин А. А. Теоретико-методологические основы подготовки резерва для профессионального футбола:
Монография. / Сучилин Анатолий Александрович.— Волгоград: ВГАФК, 1997.— 237 с.
4. Бальсевич В. К. Перспективы развития общей теории и технологий спортивной подготовки и физического воспитания [Текст] / В. К. Бальсевич // Теория и практика физической культуры. — 1999.— № 4.— С. 2126, 39-40.
5. Кононенко П. Б. Основы подготовки в хоккее с мячом [Текст]: учебное пособие / П. Б. Кононенко, О. З. Зи- ганшин, С. В. Галицын, Д. В. Чилигин) .— Хабаровск: ДВГАФК, 2015.— 135 с. — ISBN 978-5-8028-0175-8
6. Сологуб Е. В. Взаимосвязь показателей пальцевой дерматоглифики и психологических особенностей в условиях стресса на примере спортсменов академической гребли /Е.В. Сологуб, Т. Ф. Абрамова, Т. М. Никитина //Вестник спортивной науки. — 2011.— № 6.— С. 41-46.
7. Физическое развитие, физическая подготовленность и психофизическое состояние некоторых групп населения Дальнего Востока России: монография /В.Е. Могилёв [и др.]; под ред. В. Е. Могилёва. — Хабаровск: ДВГАФК, 2014.— 232 с.— ISBN 978-5-8028-0172-7

Международные спортивные игры «Дети Азии» -- фактор продвижения идей Олимпизма и подготовки спортивного резерва: материалы международной научной конференции, 7-8 июля 2016 г. / под общ. ред. М.Д. Гуляева. - Якутск, 2016.

Категория: Физкультура и спорт. Здоровье | Добавил: x5443 (28.05.2018)
Просмотров: 166 | Теги: хоккей с мячом | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
...




Copyright MyCorp © 2018 Обратная связь