Вторник, 28.02.2017, 03:51
Высшее образование
Приветствую Вас Гость | RSS
Поиск по сайту


Главная » Статьи » Законодательство. Государство и право

ТЕХНОЛОГИЯ ФОРМИРОВАНИЯ КОНСОЛИДИРОВАННОЙ БАЗЫ ДАННЫХ ДЛЯ ПЛАНИРОВАНИЯ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ПОТРЕБНОСТЕЙ

ТЕХНОЛОГИЯ ФОРМИРОВАНИЯ КОНСОЛИДИРОВАННОЙ БАЗЫ ДАННЫХ ДЛЯ ПЛАНИРОВАНИЯ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ПОТРЕБНОСТЕЙ


Рассмотрена технология формирования базы данных для решения задачи планирования муниципальных потребностей. Приведены методы консолидации, унификации данных и схема проверки корректности информации. Разработанные структура базы данных и методы контроля позволяют достичь компромисса между оперативностью обновления данных и обеспечением их актуальности.
 
Введение.

Реализация приоритетных направлений социального и экономического развития любого муниципального образования включает, в числе основных задач, решение задачи рационального распределения бюджетных средств [1]. Для централизованного контроля объёмов и состава продукции, закупаемой муниципальными организациями, необходим консолидированный информационный ресурс, объединяющий потребности муниципального образования в единую базу данных — реестр муниципальных потребностей. Организация такого ресурса позволит обеспечить объективный учёт нормативно обоснованных потребностей муниципальных образований в товарах, работах и услугах [2].

Системный анализ предметной области, обзор существующих разработок, анализ нормативно-правовой базы [3] и информационных источников данных показали, что задача автоматизированной поддержки формирования реестров муниципальных потребностей в настоящее врем решена фрагментарно. Поэтому необходимо создание общих правил и принципов формирования консолидированной базы данных реестра муниципальных потребностей. Для автоматизации процесса ведения реестра разработана технологи сбора, консолидации данных с возможностью актуализации сведений и внесения корректировок в реестр, которая включает создание структуры централизованной базы данных, разработку методов и средств информационного наполнения и контроля данных. Для автоматизации реестра муниципальных потребностей решены задачи обеспечения централизованного сбора данных, унификации данных, консолидации и актуализации, проверки корректности данных, реестра для аналитической обработки.

Исследования и разработка технологических подходов проводились на примере анализа потребностей г. Красноярска. Методический состав информации регламентируется нормативными актами муниципального образования [4].

Иерархическая организация сбора данных.

При формировании реестра выделены три уровня иерархической подчинённости организаций: уполномоченный орган, главные распорядители бюджетных средств и муниципальные заказчики (рис. 1).

Рис. 1. Процесс формирования реестра

Процедура формирования реестра заключается в следующем: суммы запланированных в бюджете ассигнований доводятся до главных распорядителей бюджетных средств и их подведомственных организаций; муниципальные организации формируют перечень потребностей в соответствии с выделенными бюджетными ассигнованиями; главные распорядители бюджетных средств собирают заявки с подведомственных муниципальных заказчиков; сведения поступают для консолидации и контроля в уполномоченный орган на ведение реестра муниципальных потребностей [5]. Данные от главных распорядителей бюджетных средств поступают в уполномоченный орган в специально разработанных формах (в виде Excel-таблиц). В заявках специалисты указывают следующий набор информации: наименование товаров (работ, услуг), детализацию (описание деталей потребности), объём предусмотренных бюджетных ассигнований (тыс. руб.), срок подачи документов, способ закупки и наименование муниципального заказчика.

В процессе формирования реестра можно выделить три основные задачи, требующие автоматизации: планирование расходов муниципальными заказчиками, составление сводной заявки главными распорядителями и консолидация заявок в единый реестр специалистами уполномоченного органа. На рис. 2 показана диаграмма потоков данных, отражающая неавтоматизированную схему планирования муниципального заказа.

Рис. 2. Планирование муниципального заказа

Проблема указанной выше схемы заключается в том, что невозможно решать задачу консолидации данных без включения в информационный обмен единых классификаторов и справочников и отсутствие автоматизированных методов контроля информации. Решение задач централизованного сбора данных требует создания средств консолидации, унификации и агрегирования информации, поступающей от главных распорядителей бюджетных средств и их подведомственных организаций.

Консолидация и унификация информации.

Создание единой информационной среды и разработка правил сбора и контроля данных выполнялись с использованием программы «Система ведения справочников» [6]. Инструментальная система позволила оперативно решить задачу разработки структур данных, выполнить информационное наполнение основных справочников, создать функции консолидации, проверки, исправления данных и агрегирования информации.

База данных системы создана с учётом требований соблюдения временной и ссылочной целостности данных. Используемая программная система позволяет вести историю изменения записей.
Обеспечение функций консолидации информации основано на разработке специализированных средств унификации данных — справочников и классификаторов. Основной справочник — «Номенклатура продукции». При сборе данных решалась проблема выбора или построения этого справочника.

Оценивались преимущества и недостатки подходов к построению справочника: на основе существующих федеральных классификаторов или ретроспективных данных о муниципальных потребностях предыдущих лет. В качестве критериев рассмотрены полнота представления данных, объём данных и возможность решать функциональные задачи. В итоге справочник построен на основе проекта «Структурированная номенклатура товаров, работ и услуг для государственных и муниципальных нужд» (разработка Министерства экономического развития РФ). Данный справочник позволяет упорядочить потребности в товарах, работах, услугах, например для автоматизации сбора прогноза объёмов продукции, закупаемой для муниципальных нужд, а также дополнен ретроспективными данными реестра, включёнными в отдельный раздел. Дополнительно для формирования реестра введены централизованные справочники муниципальных организаций, способов размещения заказа, категорий продукций. На рис. 3 представлена схема базы данных для ведения реестра муниципальных потребностей.

Рис. 3. Схема базы данных для ведения реестра муниципальных потребностей

Заполнение базы данных реестра муниципальных потребностей от главных бюджетных распорядителей выполняется процедурами импорта данных, настройки которых и параметры соединения сохранены в виде схем импорта. С помощью процедур импорта выполнена загрузка заявок от всех главных распорядителей бюджетных средств в единый реестр муниципальных потребностей.

Для решения аналитических задач при большом объёме реестра (~ 40 тыс. позиций) необходимо разработать дополнительные критерии группировки информации. Кроме разработанных на этапе проектирования системы справочников создан справочник «Группы реестра», в который вошли типовые группы товаров, работ и услуг. При создании справочника рассматривались аналитические материалы, подготовленные специалистами уполномоченного органа.

Поступившие заявки содержат ошибки, как по содержанию информации, так и по написанию. После автоматической загрузки данных необходимо выполнить проверку корректности данных, поиск и исправление ошибок. Разработаны методы контроля и приведения разрозненной информации из заявок к унифицированным справочникам и рекомендации по поиску содержательных ошибок.

Проверка корректности данных.

Для решения аналитических задач необходимо не только объединить разрозненные заявки в единой структуре данных, но и привести их к общим измерениям, по которым можно проводить сравнение данных. Проверка корректности данных выполняется в три этапа: автоматическая проверка, изменение данных и справочников и неавтоматизированный контроль данных (рис. 4).

 


Рис. 4. Проверка корректности данных реестра

При автоматической проверке данных осуществляется контроль заполнения обязательных полей, ввода числовых значений и соответствия строковой информации данным из справочников. В результате контроля стала возможна процедура автоматической проверки данных. Основные справочники дополнены значения ми из реестра. В процессе автоматизированного контроля данных выполнена проверка агрегированных данных на соответствие числовым критериям, например, суммы консолидированного бюджета главных распорядителей по заявке и по бюджетной росписи. Наличие неформализуемых критериев проверки данных потребовало выполнения ручного контроля , что позволило систематизировать типовые ошибки и построить алгоритм контроля данных (рис. 5).

Рис. 5. Алгоритм контроля данных

Алгоритм предназначен для развития автоматических процедур и является дополнением к проверке корректности заполнения информации из справочников. Предлагается фиксировать согласованные ранее данные, прошедшие процедуры размещения заказов, и, следовательно, изменения в них при корректировке реестра вносится не должны. Дополнительным контролем является проверка соответствия заявок статьям бюджетной росписи и корректности выбора способов размещения заказов.

Актуализация данных.

Важной задачей ведения консолидированной базы данных реестра муниципальных потребностей является поддержка функций внесения корректировок, поступающих от главных распорядителей бюджетных средств. Корректировки могут быть вызваны изменениями бюджета или перераспределением бюджетных ассигнований между статьями реестра.

Для внесения корректировок введено понятие «состояние реестровой записи». Главные распорядители бюджетных средств, изменяя планы закупок, формируют заявки для внесения в базу данных корректировок с указанием способа изменения данных. Целостность базы данных во времени обеспечивается организацией процесса изменения данных. Наличие истории изменения каждой записи базы данных, признака состояния реестровой записи и специального режима отмены записей (при необходимости их удаления) позволяет, выбирая способ просмотра данных, работать с реестром по состоянию на момент подписания или внесения корректировок. Автоматизация ведения истории изменения записей даёт возможность при решении задач контроля данных рассматривать все изменения, которые проводились с реестровыми записями в процессе наполнения и актуализации базы данных реестра муниципальных потребностей.

Внедрение консолидированной базы данных реестра муниципальных потребностей показало необходимость создания средств автоматической поддержки данных в актуальном состоянии.

Технология формирования базы данных реестра дополнена проектом схемы организации автоматизированных рабочих мест у главных распорядителей бюджетных средств. Дальнейшее развитие предполагает создание и внедрение специализированных программных систем на всех этапах формирования базы данных. На основе систематизации проведенного контроля данных и формализации методов исправления ошибок разработаны методические рекомендации.

Решение аналитических задач.

Созданная структура организации информации позволяет решать аналитические задачи выбора данных по категориям продукции, группам потребностей и другим значимым критериям, например, контролировать планируемые затраты согласно выделяемым бюджетным ассигнованиям, сравнивать потребности и объемы закупок муниципальных заказчиков и пр.

Внедрение программных средств для ведения и корректировки реестра муниципальных потребностей позволило поддерживать реестр в актуальном состоянии, проверять корректность вносимых данных, планировать и оценивать количество закупок по временным периодам, решать другие аналитические задачи, например, оценивать распределение рабочей нагрузки на специалистов уполномоченного органа по времени (рис. 6). Предложенная организация базы данных реестра муниципальных потребностей решает задачи контроля планируемых муниципальными заказчиками процедур размещения заказа.

Рис. 6. Планируемое количество закупок в течение года

На основании автоматизации функций проверки и унификации данных построим консолидированный реестр и проведём анализ потребностей всех муниципальных организаций с единых позиций. При внесении корректировок возможно контролировать расходование средств на протяжении всего бюджетного периода на основе данных актуального реестра [7].

Заключение.

Таким образом, создана едина технологи формирования консолидированной базы данных для ведения реестра муниципальных потребностей, предназначена для автоматизированной поддержки функций сбора, проверки и актуализации потребностей и позволяющая достичь компромисс между оперативностью обнов- лени данных и обеспечением их достоверности.

Разработанные подходы к организации данных позволяют контролировать исполнение бюджета в двух направлениях: от плановых объёмов бюджетных ассигнований, включённых в бюджет главных распорядителей бюджетных средств, к планируемым потребностям муниципальных заказчиков в конкретных товарах, работах и услугах. Эффективность процессов контроля повышается за счёт внедрения консолидированной базы данных.

В настоящий момент апробированы технологические и методологические подходы для централизованного сбора данных со всех уровней иерархии подчинения получателей бюджетных средств. Дальнейшим развитием технологии сбора, контроля и актуализации реестра будет создание специализированного программного обеспечения рабочих мест всех специалистов, участвующих в планировании муниципальных потребностей.

Библиографические ссылки

1. Черных Е.Н. Совершенствование инструментов управления государственными закупками на региональном уровне в свете 94-ФЗ // Госзаказ: управление, размещение, обеспечение. 2006. № 3. С.108—109.

2. Комплексная автоматизированная поддержка подготовки, размещения и контроля муниципальных заказов / В.Ф. Щербенин, Н.Ф. Лузан, Л.Ф. Ноженкова, Д.В. Жучков, О.С. Исаева // Материалы XX Всерос. науч.-практ. конф. «Проблемы информатизации региона». Т. 1. Красно рск: Сиб. федер. ун-т; Политехн. ин-т, 2007. С. 3—11.

3. О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд: федер. закон Рос. Федерации от 21 июля 2005 года № 94-ФЗ: принят Гос. Думой Федер. Собр. Рос. Федерации 8 июля 2005 г // Рос. газ. 2005. 28 июл .

4. Постановление главы г. Красно рска от 13 июля 2006 г. № 637. URL: http://krasnoyarsk.news-city.info/ docs/sistemsx/dok_ieqpeb.htm.

5. Исаева О.С., Кочетков С.Н., Морозов Р.В. Распределенная система планирования и контроля муниципального заказа // Материалы VII Всерос. науч.- практ. конф. (с международным участием) «Современные информационные технологии в науке, образовании и практике». Оренбург: ОГУ, 2008. С. 363—371.

6. Жучков Д.В., Никитина М.И., Виноградов К.А.
Система ведения базы данных нормативно-справочной информации // Врач и информационные технологии. 2004. № 3. С. 21—27.

7. Исаева О.С. Первый этап автоматизации сбора заявок от бюджетополучателей и формирования реестра муниципальных потребностей // Материалы Х Все- рос. науч.-практ. конф. «Проблемы информатизации региона». Т. 1. Красно рск: Сиб. федер. ун-т; Поли- техн. ин-т, 2007. С. 97—101.

__________________________

О.С. Исаева, канд. техн. наук (Институт вычислительного моделирования СО РАН, г. Красноярск)

Ключевые слова: системы поддержки муниципального управления, сбор и консолидация данных, унификаци данных, централизованные базы данных.

Категория: Законодательство. Государство и право | Добавил: x5443 (07.03.2015)
Просмотров: 626 | Теги: МУНИЦИПАЛЬНОГО, управления, данных, база | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
...




Copyright MyCorp © 2017