Четверг, 23.11.2017, 10:39
Высшее образование
Приветствую Вас Гость | RSS
Поиск по сайту



Главная » Статьи » Физкультура и спорт. Здоровье

ТЕХНОЛОГИИ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЯ НА УРОКЕ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В АСПЕКТЕ ГУМАНИСТИЧЕСКОГО ПОДХОДА В ОБРАЗОВАНИИ

Г.О.Рощина, О.В.Иерусалимцева, Е.И.Чешуина
Институт развития образования, Ярославль, Россия

ТЕХНОЛОГИИ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЯ НА УРОКЕ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В АСПЕКТЕ ГУМАНИСТИЧЕСКОГО ПОДХОДА В ОБРАЗОВАНИИ

Представлены основные выводы по исследованию проблемы использования технологий здоровье- сбережения на уроках физической культуры в аспекте гуманистического подхода в образовании. Описаны сущность технологий здоровьесбережения и необходимость их использования на уроках физической культуры с точки зрения физиологии и педагогики, предложены способы их классификации и содержательного наполнения.

Ключевые слова: технология здоровьесбережения, гуманистический подход в образовании, аксиологический подход, аксиологические принципы, формирование «здорового стиля жизни».

 
Проблема здоровья в образовании стала одной из ключевых в последнее время. С одной стороны, это связано, со сменой образовательной парадигмы на деятельностную, ориентированную на личностное развитие каждого ребёнка, в том числе и физическое развитие, а с другой стороны, интенсивное внедрение инноваций в современной школе оставляет очень мало шансов для сохранения физического капитала ребёнка.

Урок физической культуры принято ассоциировать со здоровым образом жизни, процессом сохранения и укрепления здоровья обучающихся. Однако ежегодно увеличивается количество освобождённых от уроков физической культуры, случаев травматизма при выполнении различных, порой несложных физических упражнений. Снижение двигательной активности приводит к затруднению венозного оттока крови из области головы и нижних конечностей, кислородному голоданию, переутомлению, снижению умственной активности.

В то же время использование технологий здоровьесбережения на уроке физической культуры является предметом дисскусий, так как «узких» и чётко разработанных технологий в этом направлении по существу нет.

Под технологией мы понимаем средство, с помощью которого может быть реализована новая образовательная парадигма, связанная с гуманизацией образования, способствующая самоактуализации и самореализации личности. Термин «технология здоровьесбережения» более ёмкий, чем «технологии физического обучения», ибо он подразумевает ещё и воспитательный аспект, связанный с формированием и развитием личностных качеств обучаемых [3].

В ярославском Институте развития образования было проведено исследование по выявлению сущности технологии здоровьесбережения на уроке физической культуры, по разработке основных положений таких технологий и возможностей их использования в учебно-воспитательном процессе в аспекте гуманистического подхода в образовании. В исследовании приняло участие более 2 000 педагогов.

Гуманистический подход мы рассматривали как следствие аксиологического подхода в педагогике, то есть это подход, ориентированный на разностороннее развитие личности, где человек рассматривается как «высшая ценность общества и самоцель общественного развития» [3].

В основе гуманистического подхода лежат аксиологические принципы, направленные на развитие творческого потенциала обучающихся, формирование привычки к постоянному обучению и улучшению себя в рамках единой гуманистической системы ценностей при равнозначности традиций и инноваций.

Актуальность разработки технологии здоровьесбережения на уроке физической культуры заключается в необходимости минимизировать последствия преобладания умственного труда школьника над физическим, ведущим к патологическим изменениям в обмене веществ и постоянстве внутренней среды организма, которые в таком состоянии не могут обеспечивать оптимальную работу всех систем [2].

Под технологией здоровьесбережения на уроке физической культуры мы понимаем сформированные в определённой последовательности комплексы физических упражнений (техник), позволяющих сохранить и укрепить имеющиеся у обучающегося навыки рационального расходования своего физического потенциала, на основе формирования ценности человеческой жизни и стремления к успешности и долголетию.

Нами были определены цели использования технологии здоровьесбережения на уроке физической культуры:
- поддержание уже имеющегося физического здоровья обучающихся с учётом индивидуальных особенностей развития;
- обеспечение внешних и внутренних условий для максимальной функциональной активности в учебной и внешкольной жизни;
- нивелирование негативного влияния процесса обучения на развитие ребёнка;
- формирование «здорового стиля жизни».

Предметом изменений в процессе применения технологий здоровьесбережения является не только эмоционально-волевая сфера личности обучающегося, но непосредственно физическое состояние его организма, всех его систем (сердечно-сосудистой, дыхательной, нервной). Это особенно важно, учитывая тот факт, что школьный период в жизни человека совпадает с формированием его индивидуального анатомо-физиологического «портрета», правильная и своевременная поддержка и корректировка которого может не только способствовать долголетию человека, но и создать принципиально новую модель само- сохранительного поведения [1].

Содержание технологий здоровьесбережения должно включать комплекс мер по формированию физической и психологической (осознанной и бессознательной на уровне привычки) сопротивляемости и приспосабливаемости к разрушительному воздействию различного рода нагрузок, являющихся частью учебного процесса.

В соответствии с целями использования технологий здоровьесбережения на уроке физической культуры нами были определены основные типы таких технологий:
- технологии, направленные на поддержание уже имеющегося физического здоровья обучающихся с учётом индивидуальных особенностей развития, нивелирование негативного влияния процесса обучения на развитие ребёнка;
- технологии, позволяющие обеспечить внешние и внутренние условия для максимальной функциональной активности в учебной и внешкольной жизни; формирование «здорового стиля жизни».

К первому типу относятся комплексы спортивно-оздоровительных дыхательных упражнений (техник), обеспечивающие внутренние условия для максимальной функциональной активности обучающегося: дыхательной гимнастики А. Н. Стрельниковой, китайской гимнастики цигун, вьетнамской гимнастики, дыхательной гимнастики йоги, информационной методики биологической обратной связи, позволяющих выработать динамический стереотип правильного носового дыхания.

В нашем институте уже разработаны видеокурсы для педагогов и самостоятельного изучения старшеклассниками в рамках индивидуального образовательного маршрута «Спортивно- оздоровительные дыхательные упражнения» и «Дыхательные упражнения спортивно-оздоровительной йоги». Данные курсы обеспечивают методическое сопровождение курсов повышения квалификации учителей физической культуры, профессиональной переподготовки по специальности «Физическая культура», «Физическая культура. ОБЖ», «Адаптивная физическая культура». Также активно применяются «БОС-технологии», такие как «Стимул».

Технологии, позволяющие обеспечить внешние условия для максимальной функциональной активности в учебной и внешкольной жизни и формирование «здорового стиля жизни», включают в себя технологии физического просвещения, мотивирования и формирования представления о человеке как целостной, многомерной и интегративной системе, понимания, что развитие одной из её составляющих обязательно приведёт к совершенствованию всей системы. Данные технологии не просто формируют здоровый образ жизни, а приводят к формированию здорового стиля жизни.

Такие технологии зачастую являются информационными, представленными в форме различных гаджетов. Это прежде всего M-health- технологии по мониторингу физической активности, затраченным калориям, здорового и сбалансированного питания. Эти технологии предполагают использование, например, сотового телефона как инструмента мотивации и социальной кооперации по вопросам управления своим здоровьем. Существует масса популярных мобильных приложений для мотивации к ведению здорового образа жизни. Например, повышение приверженности здоровому образу жизни с помощью теории «Микрожизней» Дэвида Шпигельхальтера, когда каждые 30 мин человек получает информацию о том, как те или иные его действия повлияли на его возможность жить долго или, наоборот, снизили жизненную устойчивость. Это и бесплатная программа Moves для оценки уровня двигательной активности на смартфонах, мониторы физической активности в форме браслета на руку, носимые мониторы физиологических параметров, шагомеры.

Контроль и управление своим физическим состоянием важен, так как это требование обеспечения нормальной циркуляции крови. Известно, что при увеличении, как и при уменьшении физической активности, происходит изменение объёма крови, используемого организмом, по сравнению с предыдущим отрезком времени. Резкий переход от интенсивной умственной деятельности к физической активности на уроке физкультуры сопровождается застоем крови в области шеи, а резкий переход от физической активности к состоянию статического покоя сопровождается застоем крови в нижних конечностях и брюшной полости.

Необходимо учитывать, и не только учителю физической культуры, но и самому обучающемуся данные особенности физиологии человека. Поэтому на уроке физической культуры необходимо наибольшее внимание уделять упражнениям, которые направлены на тренировку мышц шейно-грудного отдела, нижних конечностей и брюшного пресса. Это позволит тренировать те части тела, которые отвечают за циркуляцию крови во время статического состояния во время умственной деятельности.

В Европе для увеличения двигательной активности в университетах и школах существуют велозарядные станции для подзарядки мобильных телефонов. Они просты в использовании, недороги и могут быть использованы на уроках физической культуры для маломотивированных обучающихся.

Кроме того, в рамках проектной деятельности для мотивации здорового образа жизни у детей можно использовать следующие темы проектов: соревнования между классами «С шагомером — к здоровью!»; «Взял здоровую еду в столовой — получил жетон на зарядку мобильного телефона на велотренажёре»; «Ободряющие и вознаграждающие СМС-сообщения при выполнении поставленной задачи (количества шагов, выполненных заданий и т. д.)»; «Регистрация каждого ученика в "облачной" программе для ведения индивидуального дневника»; «Разработка мобильного игрового приложения на основе теории "микрожизней" для свободного распространения».

Здоровый стиль жизни в аспекте гуманистического подхода позволяет «рассмотреть специфику активности личности в реализации здорового образа жизни в индивидуальной жизнедеятельности», то есть является способом самоактуализации и гармонизации личности в условиях жизнедеятельности.

Формирование здорового стиля жизни является идеальной задачей для системы образования в целом и учителя физической культуры в частности.

Список литературы

1. Камакина, О. Ю. Отношение к здоровью детей младшего школьного возраста и их родителей : дис. ... канд. психол. наук / О. Ю. Камакина. - Ярославль, 2010. - 234 с.
2. Петрова, Г. С. Здоровьесберегающие технологии в системе физического воспитания студентов / Г. С. Петрова // Изв. Тул. гос. ун-та. Сер. 3. Гуманитар. науки. - 2012. - № 2. - С. 499-503.
3. Сластёнин, В. А. Педагогика : учеб. для вузов / В. А. Сластёнин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов. - М. : Академия, 2011. - 608 с.

Для цитирования: Рощина, Г. О. Технологии здоровьесбережения на уроке физической культуры в аспекте гуманистического подхода в образовании / Г. О. Рощина, О. В. Иерусалимцева, Е. И. Чешуина// Физическая культура. Спорт. Туризм. Двигательная рекреация. - 2016. - Т. 1, № 2. - С. 42-45.

Категория: Физкультура и спорт. Здоровье | Добавил: x5443x (29.08.2017)
Просмотров: 79 | Теги: здоровьесбережение | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
...




Copyright MyCorp © 2017 Обратная связь