Воскресенье, 19.08.2018, 06:56
Высшее образование
Приветствую Вас Гость | RSS
Поиск по сайту



Главная » Статьи » Физкультура и спорт. Здоровье

Технико-тактические задачи в обучении согласованности действий юных хоккеистов

Зыков А. В., Козин В. В.

Технико-тактические задачи в обучении согласованности действий юных хоккеистов

Аннотация. Хоккей - это стихия и порой сложно контролировать и управлять действиями спортсменов во время игры, однако грамотно составленный тренировочный процесс поможет свести к минимуму стихийность возникновения действий. Для решения данной проблемы предлагается использовать моделирование условий соревновательной деятельности при обучении технико- тактическим действиям в типовых игровых ситуациях.

Ключевые слова: техника, тактика, типовые ситуации, согласованность действий.

 

Спортсмены постоянно переходят от одного действия к другому, от ведения шайбы к передаче, от приема шайбы к выбору позиции для броска по воротам и т. д. И не всегда этот переход оказывается целесообразным, нередко спортсмены опаздывают с выбором действий или выполняют их в неподходящих условиях, что приводит к неудовлетворительному решению тактических задач в атакующих и оборонительных фазах игры [3]. Со стороны кажется, что игроки плохо владеют коньками, клюшкой, плохо удерживают шайбу или слабо бросают. Однако, на наш взгляд, у спортсменов отсутствует согласованность действий. В нашем понимании согласованность выражается, в первую очередь, в индивидуальной форме между реализуемыми действиями, а также между действиями и условиями в которых они осуществляются, что приводит к согласованности малогрупповой и командной. Отсутствие данной взаимосвязи является результатом слабой ассоциации между изучаемыми действиями в тренировочном процессе и соревновательными условиями.

Необходимость действовать в игровых ситуациях и находить выход из них является приоритетным для спортсменов игровиков, поскольку по определению игровые виды спорта и в частности хоккей именуются ситуационными. При этом многие специалисты-практики невольно, а иногда и намеренно превращают само действие в цель обучения или совершенствования, забывая о том, что действие является средством решения тактической задачи, а целью — выход из сложившихся условий игровой ситуации.

Ввиду этого проблемой является обучение согласованности действий через использование игровых ситуаций.

Зачастую тренеров групп начальной специализации и старших возрастов тренировочного этапа при подготовке к предстоящим соревнованиям волнуют вопросы селекционного характера, в частности можно услышать проблемы с подбором игроков, нехваткой так называемых «реализаторов» голевых моментов, отсутствия созидающих игроков нападения или разрушающих атакующие действия игроков защиты. Это наталкивает на мысль, что тренер из педагога превращается в специалиста по кадрам. При этом вопросы содержания тренировочного процесса, в плане подбора упражнений их структуры, взаимосвязи между собой, направленности организационно-методических указаний, рассматриваются поверхностно. Это не может не отражаться на результатах соревновательной деятельности, что с нашей стороны вызывает повышенный интерес к данному факту.

Безусловно, тренеры применяют различные упражнения, в том числе, которые, по их мнению, копируют игровые ситуации. Однако, по нашим наблюдениям, данные средства недостаточно отражают принципы, закономерности, условия возникновения игровых ситуаций в игровом процессе, к которым можно отнести: непрерывность возникновения ситуаций, взаимообусловленность между ситуациями через возникающие в них игровые задачи, принцип соответствия условий ситуации с конкретным участком поля. К условиям можно отнести: траекторию передвижения игроков, шайбы, количественный состав, плотность игрового пространства, скорость взаимодействий и противодействий между игроками.

Первое с чем сталкивается тренер при обучении игровым ситуациям, бесчисленное множество таковых. Возникает вопрос, каким ситуациям отдать предпочтение и если изучать лишь некоторые из них, не будет ли это малопродуктивным, поскольку изучение всего объема, не представляется возможным.

В научно-методической литературе данную проблему предлагается решать через типизацию игровых ситуаций. Однако данный подход недостаточно разработан и не учитывает категории, принципы типизации [4, 5, 6]. Как следствие, обучение действиям в типовых ситуациях является малопродуктивным для юных игроков ввиду отсутствия взаимосвязей между разными игровыми ситуациями. В данном случае несоответствие ситуационных игровых моделей в сознании спортсмена и реализуемых действий приводит к их рассогласованию [1, 2].

Игра в хоккей реализуется в трех игровых зонах: зона защиты, средняя и зона нападения. В каждой из этих зон необходимо иметь тактическую схему игры в нападении и защите. Которая включает в себя позиционное положение игроков, количественный состав игроков, траекторию передвижения снаряда (шайбы) и партнеров по команде, плотность игрового пространства, действия (технико-тактические приемы) которые необходимо применять в данных условиях и т.д.

Надо отметить, что наличие тактических схем или так называемого рисунка игры присутствуют в арсенале многих тренеров, к сожалению, данные знания предлагаются спортсменам в рамках теоретических занятий непосредственно перед играми и по ходу игрового процесса. Что в итоге не дает ожидаемых результатов, поскольку спортсмен не находился в данных условиях в тренировочном процессе.

На наш взгляд тактический рисунок игры должен быть отражен в каждом упражнении, точнее каждое средство это составная часть схемы игры. По нашим наблюдениям, в большей степени тренеров волнует сам факт выполнения действия — броска, приема, передачи или ведения шайбы. При этом, большинство упускают тот факт, что игра представляется как непрерывно возникающие задачи, решение которых требует определенной последовательности. А условия, в которых действуют спортсмены, такие как, направление, траектория передвижения игрока, позиционное положение выполнения действия, имеют тесную зависимость с участками поля, на которых реализуются действия.

И в этой связи, если упражнение не отражает уровни содержания игровой деятельности, последовательность возникновения задач, их решения, а также не соблюдается направление и траектория действий в соответствии с условиями игры, то спортсмены будут сталкиваться с отсутствием согласованности действий между партнерами.

Таким образом, тренировочное занятие должно иметь определенный замысел, в котором упражнения в виде игровых ситуаций имеют логическую последовательность перехода от ситуации к ситуации в рамках атакующих и оборонительных действий, в условиях игры зоны защиты, средней и зоны нападения. Каждая часть занятия может содержать одну или несколько типовых ситуаций, которые будут логически соединять участки поля игровой зоны (рис. 1).

Например, на занятии стоит задача обучить или совершенствовать прием, передачу шайбы, бросок по воротам, а также включить элементы противоборства с разным уровнем сопротивления и количественным составом. Мы предлагаем реализовывать данные технико-тактические приемы в условиях отражающих тактический замысел команды, связывающий воедино все участки поля, начиная с выхода из зоны защиты и заканчивая игрой в зоне нападения. Тем самым создавая ассоциативные связи между игрой и тренировочными упражнениями.

В подготовительной части занятия спортсмены создают предпосылки к предстоящей основной работе, как правило, это броски по воротам, для того чтобы разогреть вратаря и самим почувствовать шайбу, это прием, передача, различные элементы катания, необходимые для врабатывания в процесс. Так вот на наш взгляд данные технико-тактические действия уже с подготовительной части должны реализовываться в условиях приближенных к игровым. Это не обязательно должно быть жесткое сопротивление (противоборство) со стороны партнеров, однако траекторию передвижения шайбы, спортсменов необходимо приближать к соревновательной деятельности. Например, прием, передача шайбы и бросок по воротам, как одна из задач урока, может решаться в рамках замысла «выхода из зоны защиты», начиная с подготовительной части занятия. Где защитники и нападающие выполняют действия в соответствии с позиционным положением и траекторией передвижения своего амплуа (рис. 2).

На рисунке 2, показаны пять фаз одного упражнения в подготовительной части занятия («выход из зоны защиты»), где условно обозначены действия нападающих и защитников.Треугольником обозначен защитник, круг — нападающий, прямая линия — движение без шайбы, пунктирная линия — передача шайбы, волнистая линия движение с шайбой, ребристая линия — боковое катание, знак «следовательно» — бросок по воротам.

На рисунке 3, представлено упражнение основной части занятия, в котором решается задача обучения, единоборства один против одного в соответствии со спецификой амплуа. При этом средство обучения реализуется в средней зоне площадки, имея тесную связь с предыдущим упражнением, через траекторию передвижения игроков, позиционное положение и направленность развития атакующих и оборонительных действий.Треугольником обозначен защитник, круг — нападающий, прямая линия — движение без шайбы лицом вперед, пунктирная линия — передача шайбы, волнистая линия (полукольца) движение без шайбы спиной вперед, волнистая линия движение с шайбой, знак «следовательно» — бросок по воротам.

Рис. 1. Логическая структура обучения технико-тактическим действиям

Рис. 2. Типовые условия выхода из зоны защиты с броском по воротам

Рис. 3. Типовые условия игры в средней зоне

На рисунке 4 представлено упражнение имитирующие вход в зону нападения атакой сходу, затем атакой вторым темпом с взаимодействием партнера нападающего и защитника. Треугольником обозначен защитник, круг — нападающий, прямая линия — движение без шайбы, пунктирная линия — передача шайбы, волнистая линия движение с шайбой, ребристая линия — боковое катание, знак «следовательно» — бросок по воротам.

На рисунке 5 представлено упражнение заключительной части занятия по своему назначению необходимое для восстановления спортсменов после основной части занятия, в котором снижается частота сердечных сокращений, эмоциональное напряжение и т. д.При этом соблюдается тактический замысел, в структуре самого упражнения, выражающийся позиционным положением спортсменов, траекторией передвижения и решаемыми задачами, которые тесно увязываются с упражнениями основной и подготовительной частями занятия. Тактическая направленность физического средства в заключительной части имеет акцент на бросок по воротам игроками обороны и выбором позиции с целью перекрытия видимости вратарю игроками нападения.

Треугольником обозначен защитник, круг — нападающий, прямая линия — движение без шайбы, пунктирная линия — передача шайбы, волнистая линия движение с шайбой, ребристая линия — боковое катание, знак «следовательно» — бросок по воротам.

Рис. 4. Типовые условия входа в зону нападения

Рис. 5. Типовые условия игры в зоне нападения

Таким образом, согласованность действий в игре на наш взгляд во многом зависит от согласованности действий в тренировочном занятии между самим технико-тактическим приемом и условиями в которых оно реализуется, между упражнениями имеющими логическое продолжение по решаемым в них задачам, а также между частями занятия (подготовительная, основная, заключительная), через которые проходит идея непрерывно появляющихся атакующих и оборонительных
действий.

Литература:

1. Козин, В. В. Повышение результативности атакующих действий баскетболистов 15-17 лет на основе моделирования противодействий соперников: автореф. дис. ... канд.пед.наук / В. В. Козин. — Омск, 2009. — 24 с.
2. Козин В. В., ГераськинА.А., Родионов А. В. Теория и практика применения деятельностного подхода к подготовке спортсменов в игровых видах // Омский научный вестник.— 2014. — Вып. 1 (125). — С.167-173.
3. Козин В. В., КугаевскийС.А., Зыков А. В. Методология ситуационного подхода в технико-тактической подготовке спортсменов игровых видов // Омский научный вестник.— 2014.— Вып. 2 (126).— С.183-186.
4. Макаров, Ю.М. Игровая деятельность в спортивных играх. Познание, системность, развитие: монография/ Ю.М. Макаров.— Санкт-Петербург: Изд-во «Лема», 2013.— 237 с.
5. Портных Ю. И., Фетисова С. Л. Использование метода игрового проектирования в процессе обучения игровой соревновательной деятельности// Ученые записки университета имени П. Ф. Лесгафта. — 2010. — № 1 (59).— С. 85-88.
6. Шулятьев, В. М. Теоретико-методические и организационные основы подготовки резервов квалифицированных волейболистов: автореф. дис. ... д-ра пед. наук / В. М. Шулятьев.— Омск, 1997. — 43 с.

Международные спортивные игры «Дети Азии» -- фактор продвижения идей Олимпизма и подготовки спортивного резерва: материалы международной научной конференции, 7-8 июля 2016 г. / под общ. ред. М.Д. Гуляева. - Якутск, 2016.

Категория: Физкультура и спорт. Здоровье | Добавил: x5443 (02.08.2018)
Просмотров: 14 | Теги: хоккей | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
...




Copyright MyCorp © 2018 Обратная связь