Пятница, 22.06.2018, 21:47
Высшее образование
Приветствую Вас Гость | RSS
Поиск по сайту



Главная » Статьи » Физкультура и спорт. Здоровье

ТЕХНИКА И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ПРЫЖКОВ ПРЯМОГО ТИПА

А.К.Эштаев

ТЕХНИКА И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ПРЫЖКОВ ПРЯМОГО ТИПА

Аннотация. В представленной статье рассмотрена проблема обучения прыжков прялюго типа с учетом уровня подготовленности гимнасток различного уровня подготовленности. Материалы педагогических наблюдений и результаты корреляционного позволили выявить влияние отдельных компонентов тренировочного процесса оказывать интегральное воздействие на соревновательный результат.

Ключевые слова: физическая подготовка, биохимические характеристики, корреляционный анализ, информативность, прыжковая подготовка, интегральные показатели.

 

Актуальность.В настоящее время не обнаружено методик обучения опорных прыжков, учитывающих специфические особенности данного вида многоборья. Существующие работы посвящены обучению спортсменок сохранению равновесия различной степени сложности. Однако они не дают полного ответа на вопрос о содержании методики начального обучения, сроков обучения и надежности выполнения сложных по координации соревновательных прыжков.

Указанные обстоятельства делают актуальным наше специальное научное исследование, которое поможет раскрыть содержание методики прыжковой подготовки гимнасток, и которое обеспечит успешность выполнения гимнастических соревновательных действий на снаряде.

Анализ научно-методической литературы и результаты проведенного исследования показали, что в среднем гимнастки, начав заниматься спортивной гимнастикой 5-6 летнем возрасте, достигают уровня МС в 14-15 лет, т.е. через 8-9 лет активных занятий в избранном виде спорта. Норматив МСМК достигается в среднем в 17 лет, т.е. через 1,5-2 года занятий после выполнения нормы МС. В то же время анализ биографических данных спортсменок мирового класса, которые начали заниматься спортивной гимнастикой 4-5 лет, имея основательную специальную (прыжковую) подготовку (на примере О.Чусовитиной), показывает, что данные спортсменки выполняли норматив МС уже 12-13 лет, при этом для выполнения нормы МСМК было затрачено менее 1,5 лет.

Цель исследования - разработать и экспериментально обосновать методику обучения юных гимнасток 8-11 лет программным опорным прыжкам.

Задача исследования. Экспериментально обосновать методические особенности обучения прыжков прямого типа в спортивной гимнастике.

Гипотеза исследования - научно обоснованный вариант обучения опорным прыжкам станет педагогически целесообразным и продуктивным, если будет строиться на основе учета биомеханических особенностей акробатических действий на прыжковом снаряде (прыжковый стол «Пегас»), а также специфики формирования двигательного навыка и развития специально-физических качеств у юных гимнасток 8-11 лет на этом виде гимнастического многоборья.

Организация исследования.Исследование проводилось с сентября 2014 г. по декабрь 2015 г. В нем принимали участие 18 юных гимнасток 1-го разряда (младшая группа), поделенных на две подгруппы по 9 человек в каждой. Одна из них, условна, названа экспериментальной (ЭГ), а вторая контрольной (КГ).

Следует также отметить, что данные спортсменки обладали более высокой скоростно-силовой и двигательной подготовленностью (табл. 1) и гораздо дольше демонстрировали свое высокое спортивное мастерство, находясь в сборных командах страны.

Результаты исследования. Разработанная программа совершенствования СФП в процессе тренировки позволила улучшить сумму баллов за выполнение соревновательных комбинаций гимнасток в исследуемых группах (рис.1). Если в контрольной группе она увеличилась в среднем на 1,1 %, то в экспериментальной средний прирост составил 3 -4 % (р< 0,01).

Результаты основного педагогического эксперимента позволили определить эффективность применения разработанной методики, основанной на интегральном развитии СФП гимнасток традиционными и нетрадиционными средствами (табл.2), т.е. используя в процессе тренировки дополнительные средства подготовки.

Кроме физического компонента в комплексное состояние готовности к соревновательной деятельности необходимо включать: техническую; психическую; функциональную; тактическую составляющие, которые широко освещены в публикациях ряда известных в мире теоретиков и практиков спортивной гимнастики (Ю.К.Гавердовский, Л.Я. Аркаев, В.М.Смолевский и др.).

Рис. 1. Результаты контрольных и официальных соревнований по опорному прыжку гимнасток экспериментальной и контрольной группы

Таблица 1
Результаты контрольных испытаний по специально-физической подготовленности гимнасток исследуемых групп до и по завершению

Таким образом, подсистема готовности, комплексно объединяющая физическую, техническую, психическую, функциональную и тактическую стороны готовности, может быть включена в систему соревновательной деятельности гимнасток как её отдельный элемент, имеющий определенные составляющие части и структуру.

Таблица 2

Суммарный показатель интегральных показателей СФП юных гимнасток

Как показывают результаты экспериментальных исследований, опорные прыжки характеризует их вариативность, разнообразие, амплитуда движений, динамичность. Полученные статистические результаты также выявили эти различия. В прыжках на соревновательную оценку основное влияние оказывают только сложность, техника и ритм упражнения (табл. 3).Отсутсгвие этого компонента в структуре прыжков можно объяснить тем, что умение динамично выполнять сверхсложные опорные прыжки, при высоком исполнительском мастерстве и технике является обязательным условием для мастеров международного уровня, а остальные компоненты только способствуют этому.

Таблица 3
Состав собственно соревновательных действий гимнастов

Полученные результаты, представленные в таблице 3 свидетельствуют также о том, что основными компонентам соревновательных прыжков являются сложность, техника выполнения, ритмическая структура, выразительность движений, композиционное построение всех фаз, которые проявляются комплексно, в сложном взаимодействии друг с другом. Об этом свидетельствует их высокая степень взаимосвязи с соревновательным результатом на уровне р<0,01.

Степень же влияния каждого компонента на соревновательную оценку была выявлена путем расчета коэффициентов корреляции (табл. 4).

Установлено, что соревновательный результат в прыжках зависит преиму¬щественно от сложности и техники выполнения упражнения, так как на их долю приходится 62,2 % - 76 % вариации в зависимости от структурной характеристики прыжка.

Проведенное исследование позволило определить процентный вклад каждого компонента в соревновательный результат в опорном прыжке гимнасток исследуемого возраста и уровня подготовленности.

Таблица 4

Величина взаимосвязи отдельных показателей СФП с соревновательной оценкой в опорном прыжке (при р< 0,01)

Установлено, что соревновательный результат в прыжках зависит преимущественно от сложности и техники выполнения упражнения, так как на их долю приходится 62,2 % - 76 % вариации в зависимости от структурной характеристики прыжка.

Проведенное исследование позволило определить процентный вклад каждого компонента в соревновательный результат в опорном прыжке гимнасток исследуемого возраста и уровня подготовленности.

Таким образом, в результате корреляционного анализа установлено, что все информативные компоненты проявили высокую степень надежности, которая определялась путем расчета коэффициентов корреляции между результатами повторной экспертизы (г=0,85-0,90).

Выявление эквивалентных двигательных заданий осуществлялось путем расчета коэффициентов корреляции между результатами, проверенными на информативность и надежность.

Изучение компонентов собственно тренировочных действий гимнастки на соответствие критериям информативности, надежности и эквивалентности позволило сократить их до целесообразного минимума: в парно-групповых видах до - 12, в акробатических прыжках до - 8.

Известно, что отдельные компоненты не проявляются изолированно (друг от друга, а оказывают интегральное воздействие на соревновательный результат. С целью изучения комплексного влияния были рассчитаны коэффициенты множественной корреляции, которые позволили определить суммарный вклад каждого отдельного компонента в судейскую оценку.

Полученные результаты свидетельствуют о том, что основными компонентам соревновательных прыжков являются сложность, техника выполнения, ритмическая структура, выразительность движений, композиционное построение всех фаз, которые проявляются комплексно, в сложном взаимодействии друг с другом. Об этом свидетельствует их высокая степень взаимосвязи с соревновательным результатом на уровне р<0,01.

Степень же влияния каждого компонента на соревновательную оценку была выявлена путем расчета коэффициентов корреляции. Установлено, что соревновательный результат в прыжках зависит преимущественно от сложности и техники выполнения упражнения, так как на их долю приходится 62,2 % - 76 % вариации в зависимости от структурной характеристики прыжка.

Проведенное исследование позволило определить процентный вклад каждого компонента в соревновательный результат.

Как показывают результаты, приведённых исследований, опорные прыжки характеризует их вариативность, разнообразие, амплитуда движений, динамичность.

Полученные статистические результаты также выявили эти различия. В прыжках на соревновательную оценку основное влияние оказывают только сложность, техника и ритм упражнения. Отсутствие этого компонента в структуре прыжков можно объяснить тем, что умение динамично выполнять сложные по динамике опорные прыжки, при высоком исполнительском мастерстве и технике является обязательным условием для гимнасток, а остальные компоненты только способствуют этому.

Литература

1. Аркаев Л.Я., Сучилин Н.Г. Как готовить чемпионов. /Теория и технология подготовки гимнастов высшей квалификации. М.: ФПС 2004.-326 с.
2. Гавердовский Ю.К. Обучение спортивным упражнениям. Биомеханика. Методология. Дидактика. - М.: Советский спорт, 2008. - С. 912.
3. Спортивная гимнастика (мужчины и женщины): Примерная программа спортивной подготовки для ДЮСШ, СДЮШОР и ШВСМ. - М.: Советский спорт, 2005.-420 с.
4. Умаров М.Н. Предмет и методы специализированной технической подготовки в гимнастике. // «Фан спортга». 2008. №3. -С. 39-44.
5. Умаров М.Н., Эштаев А.К. Программные требования гимнастики и технология их распределения по годам обучения. Методическое пособие. Т.: 2009. -124 с.
6. Хасанова Г.М. Построение соревновательного мезоцикла у юных гимнасток на этапе спортивного совершенствования. Дисс. канд. пед. наук. - Ташкент: УзГИФК, 2011. - С. 173.

Физическая культура, спорт, наука и образование: материалы I всероссийской научной конференции с международным участием, 29 марта 2017 года / под ред. С.С. Гуляевой, А.Ф. Сыроватской. - Чурапча: ЧГИФКиС, 2017 - 335 с.

Категория: Физкультура и спорт. Здоровье | Добавил: x5443x (27.04.2018)
Просмотров: 33 | Теги: Физическая подготовка, прыжок | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
...




Copyright MyCorp © 2018 Обратная связь