Среда, 24.05.2017, 16:45
Высшее образование
Приветствую Вас Гость | RSS
Поиск по сайту



Главная » Статьи » Законодательство. Государство и право

Таможенный контроль в контексте реализации новой концепции

О.В.Гречкина*

 

Таможенный контроль в контексте реализации новой концепции

 

В недрах пограничных и таможенных служб в 2008 году разработана и одобрена Концепция таможенного оформления и таможенного контроля в местах, приближенных к государственной границе Российской Федерации (далее — Концепция). Целью Концепции является обеспечение экономической безопасности Российской Федерации за счет совершенствования таможенного администрирования в условиях необходимости инфраструктурного развития приграничных субъектов и снижения транспортной нагрузки на крупные города Российской Федерации, вызванной возрастающим внешнеторговым оборотом.

Несомненно, в свете предложенной Концепции необходимо рассматривать вопросы совершенствования системы таможенного оформления и таможенного контроля. В частности:

1.      Необходимо формирование новых подходов к таможенному администрированию, в том числе, к развитию системы управления рисками, которые позволят таможенным органам Российской Федерации эффективно реагировать на происходящие изменения в соответствии с международной практикой и требованиями общества и государства.

2.      Таможенное администрирование должно быть направлено на повышение качества проведения таможенных процедур в отношении юридических и физических лиц как участников внешнеторговой деятельности. В этой связи необходимо разделение и законодательное закрепление по видам и степени таможенного контроля на государственной границе и внутри страны.

3.      Функции таможенных органов, расположенных в пунктах пропуска через таможенную границу Российской Федерации, должны быть направлены на пропуск товаров и транспортных средств с минимальными временными затратами и исключать осуществление полного цикла таможенного оформления товаров. Этим целям служит перенос основного акцента деятельности таможенных органов на контроль за качеством товаров до ввоза их на территорию Российской Федерации и после выпуска товаров в свободное обращение.

Для реализации этих положений необходимо в приоритетном порядке использовать возможности таможенных режимов, предварительное информирование и электронное декларирование, систему управления рисками, а также единую межведомственную автоматизированную систему сбора, хранения и обработки информации при осуществлении всех видов государственного контроля в сочетании с таможенным контролем на основе методов аудита, а также системного взаимодействия с налоговой службой и другими контролирующими органами. Внедрение электронного обмена информацией с другими контролирующими органами позволит внедрить принципы «одного окна» (однократное предоставление информации о пассажирах и товарах) и «одной остановки» (интегрированный государственный контроль).

Действующее таможенное законодательство не предусматривает обязательного представления предварительной информации. Согласно ст. 72 Таможенного кодекса Российской Федерации основой для получения предварительной информации является право перевозчика (либо иного лица, действующего по поручению перевозчика) представить документы и сведения в электронном виде до фактического прибытия на таможенную территорию Российской Федерации. Вместе с тем, аналогичное право должно быть предоставлено и другим лицам, осуществляющим внешнеэкономическую деятельность, в том числе и при вывозе товаров с таможенной территории Российской Федерации. Несомненно, решающим шагом в последовательном проведении таможенной реформы и повышении уровня таможенного администрирования должно стать создание системы предварительного информирования таможенных органов Российской Федерации1. Основные положения обязательного предварительного информирования, как и предварительного электронного декларирования (с учетом современных реалий таможенного администрирования), должны быть разработаны и отражены в нормах Таможенного кодекса Российской Федерации. Также необходимы изменения законодательства в части установления возможности осуществления выпуска товаров в свободное обращение до их ввоза на таможенную территорию Российской Федерации. 

В части регламентации таможенного контроля после выпуска товаров в свободное обращение в настоящее время поднимаются проблемы, в числе которых следующие вопросы: 

– увеличения времени периода проверки;

– установления процедуры признания незаконно ввезенными товаров, в отношении которых отсутствуют сведения об их выпуске;

– расширения полномочий таможенных органов при организации контроля после выпуска товаров в свободное обращение;

– усиления ответственности лиц за уклонение от проведения таможенного контроля после выпуска товаров в свободное обращение. 

          В соответствии с п. 2 ст. 361 Таможенного кодекса Российской Федерации проверка достоверности сведений после выпуска товаров и (или) транспортных средств в свободное обращение может осуществляться таможенными органами в течение одного года со дня утраты товарами статуса находящихся под таможенным контролем. Увеличение до трех лет срока проверки достоверности сведений после выпуска товаров и (или) транспортных средств следует увязывать с требованиями положений административного и уголовного законодательства Российской Федерации2. Федеральный законодатель, осуществляя правовое регулирование на основании статей 71 и 72 Конституции Российской Федерации, установил как административную, так и уголовную ответственность за нарушение правил перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу Российской Федерации и определили соответствующие составы правонарушений и санкции за их совершение. Соответственно, если уголовное законодательство Российской Федерации за преступления в сфере таможенного регулирования3 (за исключением ст. 194 УК РФ – «Уклонение от уплаты таможенных платежей, взимаемых с организации или физического лица») устанавливает 6-летний срок давности привлечения к уголовной ответственности, то законодательство Российской Федерации об административных правонарушениях устанавливает годичный срок давности привлечения лица к административной ответственности.

В этой связи возможность проведения форм таможенного контроля после выпуска товаров в свободное обращение, то есть со дня утраты товарами статуса находящихся под таможенным контролем, необходимо устанавливать по признаку отграничения конкурирующих норм данных отраслей законодательства. Таким признаком является крупный размер, установленный в настоящее время как стоимость незаконно перемещенных товаров в сумме, превышающей 250 тысяч рублей4. Поэтому в случае выявления факта незаконного перемещения товаров и транспортных средств, стоимость которых превышает установленный законом крупный размер, определенные формы таможенного контроля могут осуществляться в течение трех лет со дня утраты товарами статуса находящихся под таможенным контролем. В противном случае (если стоимость незаконно перемещенных товаров не превышает 250 тысяч рублей) целесообразность, в том числе затратность, проведения таможенного контроля в 3-х летний период не будет оправданой.

Исходя из приведенных рассуждений, представляется возможным внести изменения в п. 2 ст. 361 Таможенного кодекса Российской Федерации и изложить его следующим образом: «2. Проверка достоверности сведений после выпуска товаров и (или) транспортных средств может осуществляться таможенными органами в течение одного года со дня утраты товарами статуса находящихся под таможенным контролем, а в случае, если стоимость незаконно перемещенных товаров превышает 250 тысяч рублей, то такая проверка может осуществляться таможенными органами в течение трех лет со дня утраты товарами статуса находящихся под таможенным контролем».

Очевидно, что понятия «стоимость» и «таможенная стоимость» имеют существенные различия. В данном случае «определяя размер контрабанды, следует исходить из регулируемых цен на товары, незаконно перемещенные через таможенную границу, а в случае отсутствия таких цен – из фактической (рыночной) стоимости товара на момент совершения преступления. При отсутствии сведений о цене товара его стоимость может быть установлена на основании заключения экспертов»5. 

Процедура признания незаконно ввезенными товаров, в отношении которых отсутствуют сведения об их выпуске, как форма нормативной регламентации должна устанавливать четкий порядок совершения действий таможенных органов при выявлении фактов незаконного перемещения физическими и юридическими лицами товаров и транспортных средств через таможенную границу Российской Федерации. Придание статуса «незаконно ввезенных» товарам и транспортным средствам основывается на строгом соответствии положениям действующего законодательства. В соответствии с п. 10 ч. 1 ст. 11 Таможенного кодекса Российской Федерации незаконное перемещение товаров и (или) транспортных средств через таможенную границу есть совершение действий по ввозу на таможенную территорию Российской Федерации или вывозу с этой территории товаров и (или) транспортных средств с нарушением порядка, установленного Таможенным кодексом Российской Федерации. Согласно п. 8 ч. 1 ст. 11 Таможенного кодекса Российской Федерации стадия перемещения при ввозе товаров и транспортных средств начинается с момента фактического пересечения таможенной границы, а завершается выпуском ввезенных товаров (транспортных средств) таможенными органами в свободное обращение.    

Сам факт ввоза товаров и транспортных средств на таможенную территорию Российской Федерации не является посягательством на охраняемые законом интересы государства в сфере таможенного дела. Противоправным (незаконным), а именно посягающим на установленный порядок перемещения товаров и (или) транспортных средств через таможенную границу Российской Федерации и потому влекущим применение мер государственного принуждения, признается ввоз, совершенный помимо или с сокрытием от таможенного контроля, с обманным использованием документов, с недекларированием или недостоверным декларированием. Заметим, что перечисленные способы совершения незаконного перемещения товаров и (или) транспортных средств по-разному интерпретируются уголовным и административным законодательством6. Такое различие в значительной степени связано с бланкетностью и дефектностью уголовной нормы, однако административное законодательство под незаконным перемещением понимает аналогичные способы.

В этот же период (с момента пересечения таможенной границы при их прибытии и до момента выпуска для свободного обращения, уничтожения, отказа в пользу государства, обращения товаров в федеральную собственность) товары и транспортные средства находятся под таможенным контролем. Проверка достоверности сведений может также производиться таможенными органами после выпуска товаров и транспортных средств. При проведении таможенного контроля таможенные органы применяют, как правило, те формы таможенного контроля, которые достаточны для обеспечения соблюдения таможенного законодательства Российской Федерации. Вместе с тем, признание товаров и транспортных средств незаконно ввезенными не должно ассоциироваться с применением той или иной формы таможенного контроля. Придание товарам статуса «незаконно ввезенных» в правовом смысле возможно с момента возбуждения уголовного дела либо дела об административном правонарушении. При этом моментом возбуждения уголовного дела является вынесение постановления о возбуждении уголовного дела, дело об административном правонарушении считается возбужденным с момента вынесения документов, предусмотренных ч. 4 ст. 28.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Такими документами, например, являются: протокол осмотра места совершения административного правонарушения, протокол о применении меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении, протокол об административном правонарушении и др. Следует заметить, что отдельные формы таможенного контроля по основаниям проведения во многом уже сориентированы на выявление признаков правонарушений7. Это, в частности, относится к личному досмотру (ст. 373 ТК РФ), досмотру товаров и транспортных средств до подачи таможенной декларации (абз. 2 п. 1 ст. 372 ТК РФ) осмотру помещений и территорий (ст. 375 ТК РФ), специальной таможенной ревизии (п. 3 ст. 376 ТК РФ). Однако по основаниям, по преследуемым целям и по механизму процессуального оформления порядок применения форм таможенного контроля и мер обеспечения производства по административным правонарушениям различен. В этой связи применение форм таможенного контроля и нахождение товара в статусе «товара как предмета таможенного контроля» не является основанием для придания товарам статуса «незаконно ввезенных». Только с момента возбуждения уголовного дела или дела об административном правонарушении и признания товаров и (или) транспортных средств в качестве предмета или орудия правонарушения таким товарам может быть придан статус «незаконно ввезенных». В случае прекращения уголовного дела или дела об административном правонарушении статус «незаконно ввезенных» товаров отменяется с момента вынесения соответствующего постановления.

Следует также отметить, что при обнаружении таможенными органами незаконно перемещенных товаров у лиц приобретших эти товары на таможенной территории Российской Федерации в связи с осуществлением предпринимательской деятельности, полномочия таможенных органов, установленные п. 2 ст. 391 Таможенного кодекса Российской Федерации, должны толковаться однозначно и буквально. Наложение ареста, изъятие либо помещение на временное хранение таких товаров (равнозначно возбуждение дела о нарушении таможенных правил) может быть осуществлено только после реализации лицом права уплатить таможенные платежи либо обеспечить их уплату в пятидневный срок со дня вручения лицу извещения об обнаружении незаконно перемещенных товаров. В этой связи предлагается внести изменения в п. 2 ст. 391 Таможенного кодекса Российской Федерации: слова «со дня обнаружения у них товаров» заменить словами «со дня вручения лицу извещения об обнаружении незаконно перемещенных товаров».  

К вопросу об усилении ответственности лиц за уклонение от проведения таможенного контроля после выпуска товаров следует подходить достаточно взвешено. Принцип справедливости наказания и его соразмерности совершенному деянию, вытекающий из статей 19, 45 и 55 Конституции Российской Федерации, предполагает установление дифференциации этой ответственности в зависимости от тяжести содеянного, размера и характера причиненного ущерба, степени вины правонарушителя и иных обстоятельств, обусловливающих индивидуализацию при применении наказания. Характеризуя виды таможенных правонарушений, установленных главой 16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, нельзя не отметить специфику таможенных правонарушений, значительная часть которых содержит наказание в виде достаточно больших штрафных санкций. К примеру, по десяти видам правонарушений указанной главы предусмотрено наложение административного штрафа в размере, как правило, до двукратной стоимости товаров, явившихся предметами правонарушения, с конфискацией предметов правонарушения или без таковой. В этой связи постановка вопроса может быть изменена, и вместо усиления ответственности следует поднимать вопрос о введении новых составов правонарушений, предусматривающих административную (либо уголовную) ответственность лиц за уклонение от проведения таможенного контроля после выпуска товаров.

Несомненно, комплексная реализация Концепции позволит сформировать современную систему обеспечения экономической безопасности государства за счет совершенствования таможенного администрирования посредством упреждающего развития законодательной и нормативной правовой основы организации таможенного оформления и таможенного контроля.

 

 

* Гречкина Ольга Владимировна – доцент кафедры конституционного и административного права Южно-Уральского государственного университета, канд. юрид. наук, доцент.

1 Приказ ФТС России от 10 марта 2006г. № 192 «Об утверждении Концепции системы предварительного информирования таможенных органов Российской Федерации» // Таможенный вестник. 2006. – № 7.

2 Приказ ФТС России от 01 октября 2008 г. № 1221 «О решении коллегии ФТС России от 29 августа 2008г. «О проекте концепции таможенного оформления и таможенного контроля в местах, приближенных к государственной границе Российской Федерации»» // Документ официально опубликован не был. 

3 См, ст. 188 УК РФ – «Контрабанда», ст. 189 УК РФ – «Незаконные экспорт или передача сырья, материалов, оборудования, технологий, научно-технической информации, незаконное выполнение работ (оказание услуг), которые могут быть использованы при создании массового поражения, вооружения и военной техники», ст. 190 УК РФ – «Невозвращение на территорию Российской Федерации предметов художественного, исторического и археологического достояния народов Российской Федерации и зарубежных стран» // Собрание законодательства Российской Федерации. 1996. – № 25.  Ст. 2954.

4 См. примечание к ст. 169 Уголовного кодекса Российской Федерации.

5 Постановление Пленума Верховного суда Российской Федерации от 27 мая 2008г № 6 «О судебной практике по делам о контрабанде» // Бюллетень Верховного Суда Российской Федерации. – 2008. – № 8.

6 См., например, ст. 188 Уголовного кодекса Российской Федерации и ст.ст. 16.1 и 16.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

7 Халипов С.В. Таможенный контроль (административно-правовой анализ). Учебно-практ. пособие. – М.: Изд-во «ТАМОЖНЯ.РУ». – 2005. – С. 103. 

 

Категория: Законодательство. Государство и право | Добавил: x5443x (30.12.2012)
Просмотров: 475 | Теги: реализации, в контексте, новой концепции, Таможенный контроль, государственное устройство, Россия | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
...




Copyright MyCorp © 2017 Обратная связь