Вторник, 23.07.2019, 11:00
Высшее образование
Приветствую Вас Гость | RSS
Поиск по сайту



Главная » Статьи » Правоохранительная деятельность

ТАКТИЧЕСКИЕ И ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ПОДГОТОВКИ К ПРИМЕНЕНИЮ ОГНЕСТРЕЛЬНОГО ОРУЖИЯ СОТРУДНИКОВ ПОЛИЦИИ ЗЕМЛИ СЕВЕРНЫЙ РЕЙН-ВЕСТФАЛИЯ (ГЕРМАНИЯ)

А.С.Калинников, кандидат педагогических наук, начальник кафедры тактико-специальной, огневой и физической подготовки Калининградского филиала Санкт-Петербургского университета МВД России

ТАКТИЧЕСКИЕ И ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ПОДГОТОВКИ К ПРИМЕНЕНИЮ ОГНЕСТРЕЛЬНОГО ОРУЖИЯ СОТРУДНИКОВ ПОЛИЦИИ ЗЕМЛИ СЕВЕРНЫЙ РЕЙН-ВЕСТФАЛИЯ (ГЕРМАНИЯ)

Огневая подготовка, личная безопасность, полиция, методика обучения, психологическая подготовка.

В настоящей работе дается оценка современным методикам обучения практической стрельбе сотрудников полиции земли Северный Рейн-Вестфалия (Гзрмания) с позиции требований, предъявляемых к организации огневой подготовки курантов и слушателей образовательных организаций МВД России. Затронуты проблемы, касающиеся формирования психологической готовности к применению оружия в служебной деятельности.

 
В настоящее время из-за увеличения количества о гнестрельного оружия и специальных технических средств у преступников качественно новое значение приобретает подготовка и повышение квалификации сотрудников полиции в области применения огнестрельного оружия. Особенно актуальными становятся вопросы целесообразности стоящего на вооружении оружия, его калибра, конструктивных особенностей предохранителей, оперативных возможностей при его использовании. Чтобы эффективно и действенно подготовить полицейских, недостаточно только развития навыков прицельной стрельбы. Сотрудники полиции должны использовать прежде всего альтернативные варианты предусмотренных законом способов и методов наряду с навыками стрельбы. Полицейские должны быть интеллектуально и физически подготовлены, что особенно важно в сложных, непохожих одна на другую ситуациях оперативно-служебной деятельности. Поэтому основными направлениями в ходе подготовки и повышения квалификации полицейских являются оперативная тактика, коммуникация, техники вмешательства/ самозащиты и стрельба. Именно такой комплексный подход позволяет эффективно подготовить сотрудников полиции к требованиям службы и наилучшим образом развить специальные навыки и способности [1, 2].

В полицейской академии земли Северный Рейн- Вестфалия создана специальная техническая комиссия, по рекомендациям которой проверяется, подходит огнестрельное оружие к выполнению определенных служебных задач или нет. Так, например, из тактических соображений для современного пистолета особое значение во время несения службы по патрулированию приобретает гарантированная фиксация расположенного снаружи предохранителя. Чтобы сохранялась высокая степень безопасности при обращении с пистолетом, предлагается в обязательном порядке использовать предохранитель ударника и рычаг для разрядки. Последний облегчает безопасную разрядку пистолета без участия спуска. Эти пассивные предохранительные устройства повышают безопасность обращения с пистолетом.

Обучение стрельбе полицейских Германии носило в прошлом военный и спортивный характер [4, 5]. В качестве характерных можно отметить такие его черты:

- магазины пистолетов заполнялись только тем количеством патронов, которое необходимо для выполнения упражнения; 84

- из учебных пистолетов стреляли холостыми патронами;

- стандартными изображениями цели были мишени с кольцами.

С принятием нового наставления по огневой подготовке (PDV 211) инструкции для обучения стрельбе были коренным образом изменены. До этого момента отрабатывались безопасность использования огнестрельного оружия и меткость в ходе выполнения упражнений в ограниченное время. Основной задачей было научить сотрудников высокой психомоторной уверенности при выполнении стрельбы. Такая уверенность и сейчас остается важнейшей предпосылкой для профессионального обращения с огнестрельным оружием. Отработка этого элемента находит свое отражение в ходе подготовительных упражнений учебных стрельб [3].

Так называемая «стрельба в соответствующих оперативным действиям условиях» в настоящее время стала основной составной частью огневой подготовки в тирах и на стрельбищах. Ключевыми элементами подготовки являются прежде всего разработка и тренировка возможностей, которые позволяют отказаться от использования огнестрельного оружия в некоторых некритичных ситуациях.

Современный процесс обучения сотрудников полиции земли Северный Рейн-Вестфалия применению - и неприменению - оружия включает в себя закрепление навыков принятия правильной, динамичной изготовки для стрельбы, а также тренировку способов извлечения оружия, приведения его в готовность. Основная задача огневой подготовки - достижение навыка стрельбы, который гарантирует как надежное применение огнестрельного оружия, так и точность попаданий в сложной оперативной обстановке. Поэтому в каждой тренировочной ситуации наряду с меткостью закрепляется и контролируется уверенность владения оружием в неожиданных ситуациях. Обучаемые в ситуациях стресса отрабатывают такие вопросы, как:

- извлечение пистолета из кобуры без визуального контроля за своими действиями;

- выполнение стрельбы после сборки оружия в ограниченное время;

- продолжение стрельбы после устранения задержек и переснаряжения магазинов патронами.

До появления нового наставления упражнения по обучению стрельбе ограничивались обычно пятью выстрелами. Магазины пистолетов заряжа
лись пятью патронами, и имел место эффект привыкания к определенному, строго ограниченному количеству патронов и полной автоматизации действий. Этот эффект называли «Синдром пяти выстрелов».

Учебная стрельба в современной форме уже не имеет ничего общего со старыми способами выполнения упражнений. Пистолет на огневой рубеж выносится готовым для применения, магазины заряжаются полностью, как это обычно бывает во время повседневной службы. Благодаря подбору упражнений с различным количеством выстрелов вышеописанный «синдром» проявляется теперь крайне редко.

На каждом занятии упор в подборе методических заданий делается на личную ответственность при обращении с огнестрельным оружием. Сотрудники полиции привыкают нести ответственность за правомерность своих действий. Если раньше команды при подготовке к стрельбе звучали, например, так: «Заполнить магазины! Зарядить оружие! Разрядить! Оружие в кобуры!», то сегодня ограничиваются двумя более общими: «Оружие подготовить к патрулированию» и «Начать тренировку».

Еще до начала выполнения стрельбы оценивается поведение и действия каждого сотрудника. Преподаватель наблюдает за обучаемыми при подготовке и проведении тренировки. При этом контролируются все необходимые действия с оружием и правильное их выполнение. Преподаватель вмешивается только при совершении ошибок. Команду «Огонь!» заменили на команду «Тренировка!», потому что преподаватель или инструктор не может отдать приказ полицейскому открыть огонь в реальной ситуации боевого столкновения. Быстро производимый (ранее, возможно, провоцировавшийся командой «Огонь!») выстрел теперь выполняется обучаемыми по их собственному усмотрению и под личную ответственность в соответствии с их индивидуальной оценкой обстановки.

Во время учебной стрельбы тренеры и преподаватели принципиально отказались от дифференцированной оценки результатов по сумме пробоин, как это обычно принято в спортивной стрельбе. Районы для поражения на мишенях изображаются геометрическими символами и соответствуют реальным соотношениям величин в случае применении огнестрельного оружия против людей или животных. В качестве оценки используются только два понятия: «попадание» или «промах». Применение разнообразных изображений и символов на мишенях не допускает привыкания к тому, чтобы стрелять всегда в центр, то есть к автоматизированному поведению стрелка, как это, например, имеет место в спортивной стрельбе.

Большое значение при обучении стрельбе в полицейской академии земли Северный Рейн- Вестфалия придается тренировке предупредительного выстрела. Основным для его выполнения всегда было простое правило: «Не целиться». В новом наставлении оно определено по-другому. Решающим обстоятельством теперь является то, что полицейский при выполнении предупредительного выстрела должен сводить вероятность ранения посторонних лиц к минимуму. Сотрудник должен быть в состоянии быстро прицелиться в объект, который не даст рикошета и по возможности эффективно попасть в этот объект одним выстрелом. Такое действие тактически более грамотно, оно нагляднее демонстрирует преступнику намерение полицейского, чем быстрый выстрел без прицеливания вверх.

При отработке всех видов упражнений необходимо хорошо видеть цель. Оружие рекомендуется перемещать от цели, пока не установлено, поразил ли выстрел мишень. Благодаря такому упражнению стрелок качественно выполняет и последующие выстрелы. Во время задержки проводится наблюдение за целью при прицеливании, чтобы установить достигнуто ли точное попадание в цель. Если такое попадание осуществлено, то следует самостоятельно прекратить стрельбу. Тем самым достигается оптимальное применение оружия в соответствии с ситуацией. Кроме того, минимизируется ущерб в правовом отношении. Тренировка сдвоенных выстрелов в быстрой последовательности не рекомендуется. Этот навык может привести к автоматическому выполнению нескольких выстрелов подряд без контроля обстановки, что в оперативной практике чревато для полицейского уголовно-правовыми последствиями.

Кроме навыков практических действий полицейские отрабатывают ситуативную компетенцию при принятии решений в экстремальных ситуациях, связанных с возможным применением огнестрельного оружия. В тире или в помещениях для тактической стрельбы проводятся тренировочные занятия на основе оперативной модели «Обеспечение личной безопасности в службе полиции» (представлена в виде схемы «Деэскалационная лестница»).

При этом в тренировку включаются специальные оперативные средства, находящиеся в распоряжении сотрудников. На схеме наглядно представлены варианты развития событий от мирного решения конфликта до применения оружия по преступнику. Преимущественное использование более мягких принудительных средств, прикрытий, постоянное изменение дистанции в ходе переговоров или временное отступление в качестве тактической альтернативы следует тренировать до появления устойчивых навыков.

Как представляется, опыт проведения практических занятий по огневой подготовке полицейских земли Северный Рейн-Вестфалия может оказать значительную помощь преподавателям и инструкторам по стрельбе. Однако его значение не является безусловным для проведения профессиональной тренировки с личным составом сотрудников полиции России.

Как положительный опыт можно использовать в тренировках элементы действий в парах, варианты входа и осмотра помещений с выбором приоритета во время стрельбы с партнером. Занятия могут также включать в себя такие элементы, как:

- разрыв дистанции и использование укрытия при явной угрозе нападения;

- принятие безопасного положения и дистанции при контроле задержанных, учитывая возможность использования ими огнестрельного оружия;

- принятие безопасных изготовок для стрельбы в соответствии с ситуацией;

- использование словесных предупреждений перед применением огнестрельного оружия (или других средств, например аэрозольных баллончиков);

- тренировка проникновения в помещения через дверные и оконные проемы.

 
Библиографический список:

1. Калинников А.С. Методические основы обучения тактической стрельбе из короткоствольного оружия // IV Балтийский юридический форум «Закон и правопорядок в третьем тысячелетии»: Материалы международной научно-практической конференции. Калининград: Калининградский филиал СПбУ МВД России, 2016. С. 117.
2. Калинников А.С., Ищенко К.В. Особенности подготовки сотрудников полиции к действиям против вооруженного преступника, находящегося в общественных, образовательных или дошкольных учреждениях. Калининград: Калининградский филиал СПбУ МВД России, 2014. 94 с.
3. Holtmann H. Schieb-/Nichtschieb - ausbildung der Polizei in Nordrhein-Westfalen // Deutscher Polizeiblatt, 2008. № 4. P. 9-13.
4. Von Prondzinski P. Schieb-/Nichtschieb - Aus- und Fortbildung und ihre Wirkungen // Deutsches Polizeiblatt, 1998. № 6. P. 2-4.
5. Balschmiter P. Der Erste Angriff nach einer Schubwaffen - anwendung // Deutsches Polizeiblatt. 1998. № 6. P. 18-21.

Источник: Научно-теоретический журнал "Вестник Калининградского филиала Санкт-Петербургского университета МВД России". № 3 (49) 2017.


Категория: Правоохранительная деятельность | Добавил: x5443 (12.07.2019)
Просмотров: 16 | Теги: полиция, личная безопасность, Огневая подготовка | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
...




Copyright MyCorp © 2019 Обратная связь