Понедельник, 23.07.2018, 11:04
Высшее образование
Приветствую Вас Гость | RSS
Поиск по сайту



Главная » Статьи » Физкультура и спорт. Здоровье

ТАКТИЧЕСКАЯ И ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА ГОЛКИПЕРА В ХОККЕЕ НА ПРИМЕРЕ ОПЫТА ИГРЫ И СПЕЦИФИКИ ТРЕНИРОВКИ ВЛАДИСЛАВА ТРЕТЬЯКА

В.И.Попков, Е.М.Сагоконь

ТАКТИЧЕСКАЯ И ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА ГОЛКИПЕРА В ХОККЕЕ НА ПРИМЕРЕ ОПЫТА ИГРЫ И СПЕЦИФИКИ ТРЕНИРОВКИ ВЛАДИСЛАВА ТРЕТЬЯКА

Проведён анализ игры и описана специфика тренировки голкиперов с учётом методических приёмов и опыта Владислава Третьяка. С опорой на наблюдение за тактикой и спецификой подготовки легендарного вратаря раскрыты физические и психологические возможности спортсмена для достижения победы в игре. В современных условиях недооценивается важная составляющая спортивного прошлого, где главный упор делался на усиленную физическую подготовку и психологическую составляющую личности. Совершенствование системы подготовки вратарей осуществимо при повышении эффективности процесса овладения спортсменом технической и тактической грамотностью, включающей в себя элементы из арсенала технических приёмов успешных и признанных голкиперов.

Ключевые слова: методика подготовки голкипера, этапы учебно-тренировочного процесса, психологическая подготовка спортсмена, психологический поединок в спорте, профессиональное мастерство вратаря.

 
Актуальность. Постоянный рост профессионального мастерства в хоккее заставляет специалистов подробно исследовать тактическую и техническую подготовку голкиперов и искать пути для её дальнейшего совершенствования.

Обзор специализированной научно-методической литературы показал, что проведённые исследования касаются мастерства высококвалифицированных вратарей и анализируют секреты вратарского искусства, физической, тактической и технической, а также психологической подготовки [1; 2; 4; 6; 12].

Большой прогресс в мировом хоккее заставляет наших специалистов вести поиски эффективных средств обучения хоккеистов, особенно вратарей, начиная с раннего возраста спортсменов [7; 8].

Важной особенностью хоккея является использование тактико-технических приёмов в регулярно меняющейся игровой обстановке [4; 5]. Соответственно, необходимо искать пути повышения уровня развития специфических качеств вратарей, совершенствуя тактико-техническое мастерство с ранних лет обучения [3; 7; 9]. Следовательно, научное обоснование специфического процесса подготовки голкиперов представляется актуальным.

Методы исследования — анализ научно-методической литературы, синтез, обобщение.

2017 год является юбилейным для российского хоккея, отмечающего 70-летие. Коммерциализация спортивной индустрии с элементами шоу и престижность работы за рубежом в профессиональной лиге, где подвиги совершаются за деньги, выявляют ряд назревших проблем в подготовке отечественных вратарей, имён которых давно нет на слуху. Шведы, чехи, финны штампуют высококлассных голкиперов, захватив лидирующие позиции в НХЛ. Российские вратари, хотя и заявляются на ведущие позиции в иерархии лиги, но неудачи, травмы, психологическая неуверенность зачастую выливаются в провалы.

Анализируя игры прошлых лет, можно с уверенностью назвать лучшим голкипером страны Владислава Третьяка. Его методы тактико-технической подготовки необходимо детально изучать специалистам для углублённого обучения и совершенствования мастерства молодых вратарей.

Владислава Третьяка знают во всём мире. Он отличался удивительной стабильностью игры и трудолюбием на тренировках. Не имел слабых мест в подготовке, одинаково сильно играл и на линии ворот, и на выходах. Специалисты отмечали особенность В. Третьяка в «"ближнем бою" при отражении бросков в упор, в единоборстве с нападающими» [11. С. 18]. Тактический расчёт в действиях, уверенность, собранность позволяли ему показывать высокое и стабильное мастерство.

Всем известно про три олимпийских золота прославленного хоккейного вратаря, о его карьере в качестве руководителя Комитета Госдумы РФ по физкультуре и спорту и Федерации хоккея России. Он «первый иностранный хоккеист, включённый в состав Зала хоккейной славы Национальной хоккейной лиги» [15. С. 6]. Его наследие заслуживает уважения и изучения.

Подвергая анализу методику тренировок спортсмена, выявляем один из важных методов В. Третьяка—интуитивный манёвр, умение быстро и чётко анализировать не только действия соперников, но и свои ошибки. Молниеносно «читать» мысли форварда, предугадывать, куда будет сделан бросок шайбы, следить за атакой, пасом нападающего, контролировать бросок игрока; знать всё про нападающих и про защитников; детально изучать их манеру игры перед матчем, их сильные и слабые стороны; под каждого из них подстроить свою тактику, также знать, с кем нужно выкатиться подальше в поединке, а кого встретить на линии ворот. Другим немаловажным методом психорегулирующей тренировки, которым владел Третьяк, являлось самовнушение. Для стимулирования внимания в процессе игры использовались такие установки: «внимание», «а вот сейчас отдохни, расслабь плечи», «я чувствую лёгкость, свежесть, дышу глубоко», «ты должен стоять хорошо», «нельзя пропускать шайбы»; для мгновенной мобилизации: «сейчас будет тяжело», «приготовься»; в случае попадания шайбы в ворота, что являлось ощутимым психологическим ударом, особенно на первых минутах матча: «ничего не случилось, я стою хорошо, анализ потом» [14. С. 86].

Главная составляющая перед матчем—чёткий психологический настрой, отрешённость от внешних раздражителей, установка на игру: «Я самый сильный, я всё умею. У меня всё будет хорошо» [15. С. 22]. Обязательное правило — думать только о победе.

Важный этап учебно-тренировочного процесса опытного вратаря — постоянное интеллектуальное развитие. Спортивное мастерство спортсмена не должно сузиться до размеров шайбы. Постоянные упражнения для выработки у хоккеистов волевых качеств — бокс, борьба, бег, прыжки с высоких стенок, с вышки в воду, атлетические упражнения. Канадский голкипер Эдди Джонстон был поражён физической подготовкой и акробатическими трюками В. Третьяка, выполнявшего их в то время, когда шайба оказывалась на противоположном конце катка. При амуниции, которая весит 15-20 кг «...он плюхался грудью на лёд и без помощи рук рывком вновь вскакивал на ноги, и так восемьдесят раз» [10. С. 63].

Третьяку было свойственны отличное владение клюшкой, ловушкой и, что немаловажно, хладнокровие. Тренировочный комплекс состоял из трёх тренировок в день, в год — 1 350 ч. За пропущенные на тренировке шайбы следовало наказание: пятьсот выпадов или сто кувырков через голову. Каждая шайба в сетке воспринималась как чрезвычайная ситуация. «Техника игры голкипера должна быть экономна по движениям» [13. С. 78]. Ловкость, быстрота, выносливость, особая наблюдательность, способность мгновенно ориентироваться, безупречная координация движений — главные требования к вратарю.

Анализ тренерской работы показывает, что не каждый тренер может дать необходимый психологический настрой на игру. Важно не перекладывать ответственность за соревнования только на игроков. «В критических ситуациях необходимо не кричать и не осыпать бранью игроков во время матча, иначе окончательно их можно сбить с толку. Как следствие, срывы, ошибки в момент матча и упущенная победа» [13. С. 68].

Анализ и изучение спортивной деятельности легендарного спортсмена позволили выявить несколько «фирменных» секретов защиты ворот. Безусловно, они связаны с игровым опытом и без него не представляют ценности. Один из приёмов — отбивание шайбы внешней стороной конька, вернее носком и нависшим над ним щитком, так быстрее преграждался путь шайбе. Главная особенность — принимая шайбу, надо обязательно остановиться.

При изучении и аналитическом разборе тактики В. Третьяка прослеживается игровой приём—игра «по глазам». Секрет — следить за глазами хоккеиста, у которого шайба, если он смотрит сначала на вратаря, а потом на шайбу, значит, сам будет бросать по воротам, если на партнёра по команде, а потом на шайбу, то последует передача партнёру. Таким образом, необходимо понять механизм движения нападающего и правильно выбрать позицию в воротах.

Вратарю необходимо совершенствовать варианты будущих действий в воротах. Продумывать различные варианты бросков из разных точек и способы их отражения. Третьяк заранее моделировал ход матча и представлял соперников, причём не абстрактных, а конкретных: при матче с канадцами моделировал «канадский вариант», со шведами «шведский» и т. д. [14. С. 89].
Важный психологический момент, который вывел для себя выдающийся вратарь, подобен закону сообщающихся сосудов: чем увереннее голкипер чувствует себя в воротах, тем неувереннее играют против него соперники. В психологическом поединке с форвардом голкипер должен сдерживать себя и не реагировать на ложные движения соперника. Уметь сочетать в ходе игры расслабление с моментальной собранностью, аккумулировать в себе запас сил для быстрых действий в каждом игровом эпизоде матча. Владея этой методикой,

В. Третьяк стремился разумно управлять своими возможностями во время хоккейного боя. «Когда шайба находилась в углу площадки, откуда бросок сделать практически нельзя, он "включался" в игру на шестьдесят процентов. Если шайба адресовалась противнику, который может бросить по воротам, он "включался" на девяносто пять процентов. В момент броска максимально мобилизовался на все сто процентов своих возможностей» [14. С. 98].

Исследуя специфику тактико-технических тренировок легендарного вратаря, отмечаем такие упражнения, обозначенные В. Третьяком как «ансамбль Моисеева» — для тренировки ног. Вратарь перескакивал на одной ноге через синюю линию, двигаясь по льду от одного бортика до другого, задача — перенести центр тяжести с одной ноги на другую, стараясь оттягивать носки ног как можно дальше, получалось что-то похожее на пляску вприсядку. «Крест» — для укрепления мышц ног — в полной вратарской амуниции совершать поочерёдные прыжки на одной ноге вправо-влево, вперёд-назад. «Городок Тихонова» — полоса препятствий для тренировки всех групп мышц—позволяла приобретать навыки мгновенной координации движений. «Ванька-встанька» — правильно падать и быстро вставать сначала на одно колено, потом на другое, затем 20-30 раз на оба сразу, при подъёме клюшку стараться не поднимать ото льда, этот приём необходим для «ближнего боя» с нападающим. «Ералаш» — игроки непрерывно бросают по воротам с точки сбрасывания [13. С. 79].

Задача атакующего — забросить шайбу, задача голкипера — поймать её в ловушку или отбить чем угодно — клюшкой, щитком, коньком. Для тренировки реакции вратаря необходима разминка с теннисным мячом, являющаяся каждодневной обязанностью, независимо от того, на льду или теннисном корте спортсмен, лето или зима на улице. Такой метод тренировки создан А. Тарасовым. Где бы ни находился вратарь — на сборах или отдыхе — он должен был постоянно бросать-ловить теннисный мяч. Одной рукой бросать мяч в стенку, другой — ловить его после отскока, что тренирует зрение и навыки ловли шайбы. Такое упражнение вырабатывало рефлекс, неосознанное, но прочно закреплённое в сознании движение. Срабатывают глубинные механизмы мозга, мгновенная реакция, при которой рука сама, уже автоматически, идёт на перехват шайбы. Если же думать в процессе матча, как и чем отбить шайбу, безнадёжно опоздаешь.

Во время технических тренировок совершенствовались такие элементы: выбор правильной стойки, выбор места, передвижение вратаря и руководство обороной. Основываясь на своём опыте, В. Третьяк старался не отбивать броски в падении или опускаясь на колени, так как это увеличивало опасность пропустить верхние или повторные шайбы. Вратарь должен уверенно стоять на ногах. Лежачего голкипера легче обмануть и обыграть. Частые падения — явный признак низкого мастер - ства или неуверенности.

Немаловажным фактором эффективности подготовки вратаря является безупречное владение коньками, как вперёд, так и назад. Это основа его тактического мастерства. Нужно уметь стремительно выкатиться навстречу нападающему и моментально вернуться в ворота, и всё это в тяжёлой вратарской экипировке. Безупречное катание поможет уверенно играть за воротами, что, безусловно, необходимо высококлассному голкиперу. Опытный вратарь успеет подобрать шайбу и вернуться в ворота прежде, чем атакующий соперник окажется рядом.

Подвергая анализу игру канадских вратарей, В. Третьяк вывел несколько способствующих успеху формул игры:
- выход из ворот на броски увеличивает сектор защиты;
- вратарю необходимо развивать высокую стартовую собранность, то есть во время игры уметь расслабляться и уметь скоординировать себя на молниеносную реакцию;
- голкипер должен увидеть момент отрыва шайбы от крюка клюшки и мысленно выстроить траекторию её полёта для воздвижения преграды в нужной точке траектории;
- психологический настрой на игру и высокая стрессоустойчивость.

Значимость технико-тактических действий и совершенствование мастерства голкиперов зависит от многих факторов. Тренеру необходимо рационально спланировать использование технико-тактических средств и психологических установок в учебно-тренировочном процессе.

Обобщая полученные результаты, можно с уверенностью утверждать, что вершины высшего пилотажа вратарского искусства в профессиональном хоккее достигают спортсмены, имеющие необходимое физическое и психическое здоровье, уравновешенность, а также высокоразвитую интуицию.

Список литературы

1. Верхошанский, Ю. В. Программирование тренировочных нагрузок по СФП высококвалифицированных хоккеистов в годичном цикле подготовки : метод. рекомендации / Ю. В. Верхошанский, В. В. Тихонов, В. И. Колосков. — М. : Госкомитет СССР по физ. культуре и спорту, 1989. — 44 с.
2. Горский, Л. Тренировка хоккеистов / Л. Горский. — М. : Физкультура и спорт, 1981. — 224 с.
3. Павлов, С. Е. Секреты подготовки хоккеистов / С. Е, Павлов. — М. : Физкультура и спорт, 2008. — 99 с.
4. Зайцев, В. К. Теория и практика профессионального спорта. Функционально-силовая подготовка хоккеистов / В. К. Зайцев, А. Н. Филиппенко. — М., 2001. — 151 с.
5. Ишматов, Р. Г. Построение учебно-тренировочного процесса хоккеистов высокой квалификации : учеб.-метод. пособие / Р. Г. Ишматов. — СПб. : Акад. хоккея, 2006. — 45 с.
6. Мудрук, А. В. Оценка и регистрация индивидуальных технико-тактических действий хоккеистов : учеб. пособие / А. В. Мудрук. — Омск : СибГУФК, 1998. — 15 с.
7. Мудрук, А. В. Обучение основам тактики хоккея : учеб. пособие / А. В. Мудрук, В. В. Мудрук, В. А. Блинов. — Омск : СибГУФК, 2005. — 40 с.
8. Никонов, Ю. В. Соотношение объёмов тренировочных заданий различной интенсивности при совершенствовании специальной физической подготовленности хоккеистов высокой квалификации : автореф. дис. ... канд. пед. наук / Ю. В. Никонов. — Минск, 1988. — 23 с.
9. Никонов, Ю. В. Подготовка высококвалифицированных хоккеистов / Ю. В. Никонов. — Минск, 2003. — 352 с.
10. Раззаков, Ф. И. Российский хоккей: от скандала до трагедии / Ф. И. Раззаков. — М. : Эксмо, 2012. — 448 с.
11. Раззаков, Ф. И. Владислав Третьяк. Легенда № 20 / Ф. Раззаков. — М. : Алгоритм, 2014. — 240 с.
12. Савин, В. П. Теория и методика хоккея : учеб. для вузов / В. П. Савин. — М. : Академия, 2003. — 400 с.
13. Третьяк, В. А. Верность / В. А. Третьяк. — М. : Физкультура и спорт, 1986. — 176 с.
14. Третьяк, В. А. Когда льду жарко. / В. А. Третьяк. — М. : Совет. Россия, 1979. — 160 с.
15. Третьяк, В. А. Путь к успеху / В. А. Третьяк. — СПб., 2016. — 28 с.

Для цитирования: Попков, В. И. Тактическая и психологическая подготовка голкипера в хоккее на примере опыта игры и специфики тренировки Владислава Третьяка / В. И. Попков, Е. М. Сагоконь // Физическая культура. Спорт. Туризм. Двигательная рекреация. — 2017. — Т. 2, № 4. — С. 131-136.

Категория: Физкультура и спорт. Здоровье | Добавил: x5443 (27.06.2018)
Просмотров: 37 | Теги: Третьяк, вратарь, голкипер | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
...




Copyright MyCorp © 2018 Обратная связь