Суббота, 23.03.2019, 09:50
Высшее образование
Приветствую Вас Гость | RSS
Поиск по сайту



Главная » Статьи » Физкультура и спорт. Здоровье

Связь личностной тревожности шахматистов с спортивными достижениями

Меньщиков В. Я., Смутнева Е. П.

Связь личностной тревожности шахматистов с спортивными достижениями

Аннотация. В статье представлены результаты исследования связи социально-психологических качеств спортсмена со спортивной эффективностью. Авторами проведен сравнительный анализ эффективности индивидуально-личной и командно-групповой форм спортивной деятельности, социально-психологических качеств (конфликтности) и эгоцентризма у подростков-шахматистов с различным уровнем личностной тревожности.

Ключевые слова: подростки-шахматисты, личностная тревожность, конфликтность, формы спортивной деятельности, сравнительный анализ.

 

Проблема тревожности занимает особое место в современном научном знании. Пожалуй, немного найдется таких психологических явлений, значение которых одновременно оценивается и чрезвычайно высоко: как «центральная проблема современной цивилизации, важнейшая характеристики нашего времени — «XX век — век тревоги», «жизненное чувство современности», и достаточно узко, даже функционально: психическое состояние, вызываемого специальными условиями эксперимента или ситуации (соревновательная, экзаменационная тревожность), личностное образование, «осевой симптома» невроза и т.п.

Не удивительно поэтому, что этой проблеме посвящено очень большое количество исследований, причем не только в психологии и психиатрии, но и биохимии, физиологии, философии, социологии. По некоторым источникам, количество публикаций по данной проблеме с каждым годом увеличивается почти в геометрической прогрессии. Необходимо, правда, отметить, что все это в большей степени относится к западной науке, в отечественной литературе исследований по проблемам тревожности довольно мало и они носят достаточно фрагментарный характер. Можно думать, что это обусловлено не только известными социальными причинами, но и влиянием, которое оказали на развитие западной общественной и научной мысли такие направления, как психоанализ (известно, что именно З. Фрейдом тревожность в отличии от конкретного страха была введена в обиход психологии), экзистенциальная философия, психология и психиатрия, а также школа научения. И все же, несмотря на значительное количество работ, указания на неразработанность и неопределенность проблемы, многозначность и неясность самого термина «тревожность» занимают значительное место при ее обсуждении.

Проблема эффективности спортивной деятельности подростка-шахматиста во многом определяется личностными особенностями спортсмена. При этом остается для тренера достаточно трудная задача оценки степени влияния характерологических качеств личности шахматистов на спортивные достижения с учетом специфики данного вида спорта. В настоящее время эта проблема далека от практического решения, для чего требуются дополнительные научные исследования.

С точки зрения спортивной психологии проведено достаточно много научных исследования по данной проблеме. Можно указать работы таких отечественных ученых как: А. Ц. Пуни, П. А. Рудикэ они явились создателями двух основных научных школ — санкт-петербургской (ленинградской) и московской, из зарубежных учёных можно выделить — Л. — Э. Унестоль, Е. У. Скрип- чер, Э. Г. Шиллинг.

Большинство работ спортивной психологии посвящено исследованию влияния психофизиологических свойств личности спортсмена на результативность спортивной деятельность. Однако, на наш взгляд, заслуживает внимание мало изученная проблема исследования связи социально-психологических качеств спортсмена с спортивной эффективностью. При этом, имеются исследования влияния социально-психологических качеств со спортивной деятельностью в командных видах спорта и при этом недостаточно исследований для индивидуальных видах спорта, например шахматы.

Рис.1. Диаграмма спортивной эффективности шахматистов при различных видах соревнований

По отношения к тревожности исследователи предоставляют иногда противоречивые сведения и трудно понять, каково системное влияние этого, с одной стороны, индивидуально-психологического, с другой, социально- психологического качества личности на спортивную эффективность шахматиста.

В исследовании принимали участие обучающиеся, мальчики спортсмены- шахматисты ДЮСШ № 4 г. Камышина, в возрасте 13-15 лет, в количестве 44 чел.

Рис. 2. Диаграмма социально-психологических качеств подростков- шахматистов с различным уровнем личностной тревожности

Для решения первой эмпирической задачи по результатам психодиагностики проведен сравнительный анализ эффективности индивидуально-личной и командно-групповой форм спортивной деятельности у подростков-шахматистов с различным уровнем тревожности. Эффективность спортсменов оценивалась как количество побед спотсменов-шахматистов за год в процентах в официальных соревнованиях. Результаты полученных данных представлены на диаграмме (рис. 1) и в таблице 1.

Таблица 1.
Результаты сравнительного анализа эффективности индивидуально-личной и командно-групповой форм спортивной деятельности у подростков-шахматистов с низким уровнем тревожности по U-критерию Манна-Уитни

Из данной диаграммы и таблицы видно, что подростки-шахматисты с высоким уровнем личностной тревожности показывают достоверно более высокие результаты в индивидуальной игре по сравнению с командной игрой. Этот результат, с нашей точки зрения, говорит, что такое качество как тревожность личности играет существенную роль в спортивной деятельности человека и должно учитываться даже в таком виде спорта как шахматы.

Для решения второй поставленной задачи был проведен сравнительный анализ социально-психологических качеств (конфликтности) подростков-шахматистов с различным уровнем личностной тревожности. Эта задача выбрана нами из того факта, что шахматы представляют достаточно стрессовый, конфликтный вид спорта и это также влияет на результативность спортивной деятельности. Данные, полученный нами, представлены на диаграмме (рис. 2) и в таблице 2.

Таблица 2.
Результаты сравнительного статистического анализа социально-психологических качеств подростков- шахматистов с различным уровнем личностной тревожности по U-критерию Манна-Уитни

Как видно из данных выше диаграммы (рисунок № 2) и таблицы № 2, что в ситуации конфликта спортсмены с высоким уровнем личностной тревожности имеет достоверно более низкие показатели сотрудничества и компромисса. Этот факт косвенно подтверждает результаты, полученные нами при решении первой задачи, что высоко тревожные спортсмены более склонны к индивидуальной деятельности (индивидуальной игре).

Нами также получен результат, что достоверных различий соперничества, избегания и приспособления у спортсменов-шахматистов с высоким и низким уровнем личностной тревожности не обнаружено, хотя высоко тревожные спортсмены имеют некоторую тенденцию к противоборству в ситуации конфликта.

Нами также проведен сравнительный анализ эгоцентризма у спортсменов-шахматистов. Результаты показаны на диаграмме (рис. 3).

Рис. 3. Диаграмма социально-психологических качеств подростков- шахматистов с различным уровнем личностной тревожности

Из данной диаграммы видно, что в среднем уровень эгоцентризма выше у спортсменов с более высоким уровнем личностной тревожности, что дополнительно подтверждает результат исследования о влиянии тревожности на мотивационную тенденцию спортсмена.

Подростки-шахматисты с высоким уровнем личностной тревожности показывают достоверно более высокие результаты в индивидуальной игре по сравнению с командной игрой. Этот результат говорит, что такое качество как тревожность личности является значительным фактором эффективности спортивной деятельности, которая в меньшей степени ориентированы на общие достижения.

В ситуации конфликта спортсмены-шахматисты с высоким уровнем личностной тревожности имеет достоверно более низкие показатели сотрудничества и компромисса. Данный факт косвенно указывает, что высокий уровень личностной тревожности спортсменов снижает эффективность в командно-групповых формах спортивной деятельности.

Достоверных различий соперничества, избегания и приспособления у спортсменов-шахматистов с высоким и низким уровнем личностной тревожности не выявлено. Однако, имеется некоторая тенденция к противоборству в ситуации конфликта у подростков-спортсменов с более высоким уровнем тревожности.

Уровень эгоцентризма по полученным результатам выше у спортсменов с более высоким уровнем личностной тревожности. Данный факт говорит, что действительно подростки-шахматисты с более высоким уровнем тревожности в больше степени имеют эгоцентрическую мотивацию.

Полученный результат необходимо учитывать тренерам при подготовке спортсменов к соревнованиям.

Таким образом, в целом, наши гипотезы о связи личностной тревожности и эффективности спортивной деятельности спортсменов-шахматистов подтвердилась.

Литература:

1. Андреева А. Д. Особенности отношения к учению подростков и старших школьников: Дис. ... канд. пси- хол. наук. М., 1989.
2.  Божович Л. И. Избранные психологические труды: Психология формирования личности. М.: Международная педагогическая академия, 1995.
3. Василюк Ф. Е. Психология переживания. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1984.
4. Выготский Л. С. Соч.: в 6 т. Т. 3, 4. М.: Педагогика, 1983, 1984.
5. Данилова Е. Е. Психологический анализ трудных ситуаций и способов овладения ими у детей 9-11 лет: Дис. ... канд. психол. наук. М., 1990.
6. Залученова Е. А. Соотношение самооценки и уровня тревожности и его влияние на личностные особенности: Автореф. дис. ... канд. психол. наук. М., 1995.

Международные спортивные игры «Дети Азии» -- фактор продвижения идей Олимпизма и подготовки спортивного резерва: материалы международной научной конференции, 7-8 июля 2016 г. / под общ. ред. М.Д. Гуляева. - Якутск, 2016.


Категория: Физкультура и спорт. Здоровье | Добавил: x5443 (17.11.2018)
Просмотров: 53 | Теги: Шахматист | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
...




Copyright MyCorp © 2019 Обратная связь