Воскресенье, 04.12.2016, 00:49
Высшее образование
Приветствую Вас Гость | RSS
Поиск по сайту


Главная » Статьи » Культура. Общество. Психология

СУЩНОСТНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА АВТОРСКОЙ КУКЛЫ И ВОПРОСЫ ХУДОЖЕСТВЕННОСТИ В КОНТЕКСТЕ СОВРЕМЕННОЙ ЭСТЕТИКИ

М. А.Лейдекер

СУЩНОСТНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА АВТОРСКОЙ КУКЛЫ И ВОПРОСЫ ХУДОЖЕСТВЕННОСТИ В КОНТЕКСТЕ СОВРЕМЕННОЙ ЭСТЕТИКИ

Рассматриваются вопросы современной художественности, проявляющейся в авторской кукле как произведении искусства. К сфере художественного авторскую куклу позволяет отнести воплощение в ней уникального художественного образа. Подчеркивая равноправие авторской художественной куклы и произведений классических видов искусства, автор статьи составляет схему анализа и интерпретации авторской художественной куклы.

Ключевые слова: авторская кукла, художественность, современное искусство, современная эстетика.

 
Невероятно популярная в последнее время авторская кукла является предметом полемики в среде искусствоведов. Некоторые не воспринимают этот вид творчества всерьез, предвзято относясь к нему как дамскому рукоделию. При этом ни авторов, ни коллекционеров нет нужды убеждать в том, что авторская кукла может быть настоящим художественным произведением. В термине «авторская художественная кукла» ключевой категорией, позволяющей рассматривать объект как произведение искусства, является именно художественность.

Художественность - эстетическая категория качества того или иного произведения, определяющая его принадлежность к области искусства. «Для художественности, - подчеркивает И. Б. Роднянская, - существен признак завершенности и адекватной воплощенности творческого замысла, того "артистизма", который является залогом воздействия произведения на читателя, зрителя, слушателя»1. Не стоит путать художественность с другими эстетическими категориями, например с категориями прекрасного и безобразного, с которыми она связанна весьма опосредованно. И безобразное, и прекрасное являются неотъемлемой частью жизни и сущности человека.

Прекрасное - эстетическая категория, наиболее полно характеризующая традиционные эстетические ценности. Прекрасное нельзя отождествлять ни с красивым, ни с художественным, ни с эстетическим. Эстетическое шире прекрасного. В современном эстетическом знании понятие красивого принято связывать с внешними, чувственными качествами предмета. Прекрасное же всегда внутренне красиво. Красота характеризует предметы с их внешней, не всегда существенной стороны. Прекрасное связано с глубоким содержанием и совершенной формой2.

С категорией художественности непосредственно связано и понятие «художественное произведение» (произведение искусства), и «художественный образ». Художественное произведение - продукт художественного творчества, в котором в чувственно-материальной форме воплощен замысел его создателя- художника, а также продукт, который отвечает определенным категориям эстетической цен- ности3. Однако стоит особенно отметить, что категории эстетической ценности в ситуации современной культуры весьма неоднозначны, о чем будет сказано ниже.

Любое произведение искусства, в том числе и авторскую художественную куклу, характеризует присутствие в нем художественного образа. В самом широком смысле художественный образ - всеобщая категория художественного творчества, форма истолкования и освоения мира с позиции определенного эстетического идеала, путем создания эстетически воздействующих объектов. Художественным образом также называют любое явление, творчески воссозданное в художественном произведении4. Художественный образ - это образ искусства, который создается автором художественного произведения с целью наиболее полно раскрыть описываемое явление действительности.

В то же время смысл художественного образа раскрывается лишь в определенной коммуникативной ситуации, и конечный результат такой коммуникации зависит от личности, целей и даже сиюминутного настроения столкнувшегося с ним человека, а также от конкретной культуры, к которой он принадлежит. Поэтому нередко по прошествии одного или двух веков с момента создания произведения искусства оно воспринимается совсем не так, как воспринимали его современники и даже сам автор5.

Понятие «художественность» в современной ситуации крайне неоднозначно. ХХ в. ознаменован множеством открытий в области творчества. Появление и бурное развитие некоторых из них выявили значительный художественно-творческий потенциал искусства, расширение его видового, жанрового и стилевого разнообразия, то есть изменение не только границ художественности, но и самого феномена художественности как такового. В ХХ в. появившиеся произведения зрители не всегда оценивают как художественные, в отличие от самих авторов, критиков и других агентов мира искусства. В современных эстетических теориях прослеживается смещение предмета исследования, и важнейшую роль в этом играет само искусство. Если традиционная эстетика концентрировала внимание преимущественно вокруг проблемы прекрасного и в основном понималась как философия красоты, эстетизируя и сущность искусства, то современные теории пытаются противопоставить себя классической эстетике, в качестве философии нового искусства. Не случайно сегодня в эстетических исследованиях все большее внимание обращают на реальную практику искусства и новый художественный опыт, а сами художники сопровождают свои творения теоретическими изысканиями, пытаясь тем самым обосновать возможность нового видения окружающего мира. Однако, многообразие форм и неоднозначность восприятия художественного процесса, наблюдаемые в различных видах и направлениях искусства, ставят проблему уточнения его специфики. Сохраняется ли возможность назвать все объекты искусства художественными? Изменяется ли - и если да, то как - сама художественность?

Е. В. Рубцова в своей работе «Историчность парадигм искусства и проблема современной художественности» предлагает учитывать историческую изменчивость самого искусства и самих представлений о нем. Автор утверждает, что сама категория «художественность» по-прежнему используется как в своем классическом, традиционном варианте по отношению к произведениям прошлого, так и для оценки современных художественных объектов. Сегодня художественная ситуация сложна и многообразна и не дает возможности определить художественность на значимой основе применительно к искусству второй половины ХХ - начала XXI в.

Особенность существования современного мира искусства такова, что понятия, используемые для рассуждения об артефактах творчества, характеризуются высоким уровнем неопределенности, что делает их невосприимчивыми к определениям, не учитывающим исторический аспект существования искусства. В современном искусстве, по мнению Е.В. Рубцовой, категория художественности признается универсальной, но не как проекция сущности искусства, а как проекция его реального исторического развития и функционирования, которые определяются в своем конкретном существовании по-разному, в зависимости от социокультурного контекста. Представив развитие искусства через смену парадигм, автор полагает художественность не сущностью искусства, которая задана раз и навсегда, а феноменом историческим, изменяющимся, но раскрывающим особенности существования искусства в различных социально-исторических контекстах. Выделяются четыре парадигмы, охватывающие историческую типологию существования искусства, обозначенные как: внеэстетическая, эстетическая, художественная, постхудожественная.

В рамках каждой парадигмы искусства выявляется своеобразное понимание художественности. Внеэстетическая парадигма понимает искусство, например, как мимезис - подражание миру. Эстетическая парадигма, эстетизируя искусство, трактует его, к примеру, как созидание прекрасного. Художественная, предлагая теорию «искусства для искусства», исходит из идеи «художественного искусства». Но возможности этих парадигм, несмотря на их вариативность, оказались ограниченными в условиях нового социокультурного контекста, появления постмодернизма и неклассической эстетики. В этой ситуации во второй половине ХХ в. внимание исследователей было направлено на спецификацию новых условий существования художественности. Акцентировалось внимание как на исторически изменчивых условиях существования самого искусства, так и на меняющихся содержательно категориях, с помощью которых анализируются и оцениваются художественные объекты6.

Новые виды искусства, особенно относящиеся к акционизму, закономерно заставляют пересмотреть традиционные представления о художественности: искусство провозглашает собственную открытость окружающему миру, используя все его объекты и процессы в качестве материала для творений. Современная художественная ситуация предполагает одновременно альтернативный и универсальный характер «постхудожественной» парадигмы, признающей множественность смыслов и, как следствие, дефиниций и теорий.

Альтернативный характер современной художественной стратегии проявляется в стремлении противоречить многим традиционным представлениям о творчестве, художественной профессии, мастерстве, индивидуальности, духовности, и вообще всем предполагаемым ценностям и функциям «высокого» искусства. В рамках новейшей парадигмы существуют различные, но равнозначные подходы к искусству, и, более широко, к творчеству вообще. Представив современную парадигму искусства как «постхудожественную», исследователи признают ее принципиально иной, нетрадиционный характер: она полностью исключает из ряда признаков художественности норматив- ность7, тем самым открывая авторам широчайшее поле для творчества. Самый яркий пример тому - включение авторских кукол в сезонные выставки в Союзе художников наряду с произведениями живописи, графики, скульптуры и декоративно-прикладного искусства.

Такие признаки художественности нового типа, как парадоксальность, процессуальность, провокативность являются не жесткими критериями, а свойствами, существующими наряду с другими. В искусстве второй половины ХХ в. принцип парадокса становится одним из ведущих: непредсказуемы и сами элементы произведений, и их связи, и конструкция в целом. Так, свидетельством парадоксальности современного искусства является популярное направление в авторской кукле - появление авторских игровых кукол. Парадокс заключается в том, что современная авторская кукла в целом близка мелкой скульптурной пластике. Обычно она жестко закреплена на подставке и не предполагает непосредственного манипуляционного взаимодействия с собой. Авторская игровая кукла, напротив, изначально создается как имеющая игровой потенциал и могущая участвовать в играх (это особенно касается текстильной и шарнирной куклы), однако образность зачастую не предполагает адресацию детской аудитории, а цена и ориентированность на экспонирование в галерее или покупку взрослым коллекционером заставляют вступать в некое противоречие форму и содержание объекта. Подходящая по форме для игры кукла, на деле оказывается произведение искусства, с преобладающей чисто эстетической функциональностью.

Понятие процессуальности отражает смещение акцентов, произошедшее в современном искусстве, с самого объекта на процесс его создания или восприятия. Произведение перестало восприниматься как «автономная сущность», как «мир-в-себе» и «мир-для- себя», и начало рассматриваться как результат коммуникативного акта, вовлекающего в себя не только объект/процесс, но и его производителя (художника) и потребителя (воспринимающего/зрителя). Именно в современной художественной ситуации авторская кукла стала невероятно популярна. Она, воспринимается как объект и персонаж одновременно. С одной стороны, кукла как объект вызывает непосредственное желание взаимодействовать с ней: повертеть в руках, подвигать конечности, рассмотреть и потрогать детали костюма. С другой стороны, кукла - всегда персонаж, она вовлекает зрителя еще и в более сложное взаимодействие уже на внутреннем уровне: каждый человек при взгляде на куклу невольно наделяет ее характером, эмоциями и историей жизни, ситуациями, в которых ее личностные особенности могли бы раскрыться, начиняя воспринимать ее уже не как объект, а субъект взаимодействия. Неотъемлемой частью образа куклы является ее имя, что еще раз указывает на субъект-субъектные отношения зрителя и работы кукольника. Такое взаимодействие произведения и аудитории не характерно для других пространственных видов искусства, где преобладают субъект-объектные отношения. Не удивительно: редко кому приходит в голову наделять индивидуальным именем и характером шкаф или стол, пусть даже они и высокохудожественны. Создание кукольного произведения, как и его восприятие - это взаимодействие с предметом на совершенно новом уровне. Это одновременно создание предмета и персонажа, виртуальной личности, которая неизбежно вовлекает зрителя во взаимодействие-игру, пусть даже и умозрительную.

Провокативность современной художественности связана с выявленной тенденцией отказа от нормативности: нарушением общепринятых табу, как социальных, так и художественных.

И эта тенденция современного искусства также в полной мере находит свое отражение в авторской кукле. Традиционным является представление о кукле как собирательном женском образе, идеале красоты определенной эпохи. Современная авторская художественная кукла может как воплощать этот идеал в гипертрофированном виде (куклы сестер поповых, или Марины Бычковой), так и отражать полную его противоположность. Куклы-монстры Аманды-Луизы Спейд тому лучшее доказательство. Работы этого автора - синтез эстетики безобразного, нашедшей такое широкое применение в современном искусстве, и современных гуманистических представлений о физической красоте и совершенстве как необязательном для счастливой жизни и гармоничного развития факторе. Ее работы призывают зрителя задуматься о важности красоты как эстетической категории, помогают понять, что красота - понятие крайне относительное и субъективное.

Как уже было отмечено, теоретики и философы искусства уже давно перестали отождествлять художественные и эстетические ценности. Эстетические ценности понимаются исследователями узко и связаны с одной стороны, с непосредственно воспринимаемыми (чувственными или структурными) особенностями произведения, с другой стороны - с вызываемым этим произведением эстетическим переживанием. Специфические ценности произведения искусства, то есть художественные ценности, не могут быть, по их мнению, сведены к узко понимаемым эстетическим ценностям. Как правило, эстетические ценности (в случае с неоавангардистскими произведениями это не обязательно) являются одним из компонентов художественной ценности, создаваемой также и другими свойствами произведения (познавательными, философскими, новаторскими и т. п.)8.

Необходимо отметить, что в последнее время все более сильными в искусствоведении и художественной критике можно считать тенденции конвенционализма. Проще говоря, искусством называют то, что договорились так называть. Объективных критериев определения художественной ценности современного произведения сейчас нет.

На первый план в данном случае выступает художественный критик, галерист или куратор выставки. То, что он лично, исходя из своего жизненного опыта, эстетического чутья, образования и эрудированности, посчитает достойным внимания произведением искусства, то этим произведением и станет. Ирония ситуации заключается в том, что один и тот же объект, помещенный в разные контексты, сегодня может быть и простым бытовым предметом, и мусором, и произведением искусства. Эти тенденции косвенно затрагивают и сферу авторской художественной куклы. Как уже было отмечено ранее, зачастую отнесение того или иного объекта классу кукол может часто быть весьма условным. В качестве примера можно привести простое противоречие: почему работы Ханса Беллмера называют сюрреалистическими куклами, а братьев Джейка и Диноса Чепменов - скульптурами.

Признаков современной художественности выделяется множество, но, в сущности, по мнению автора настоящей работы, продукт творчества только тогда будет художественным произведением, когда он является полноценным высказыванием автора, в полной мере реализует поставленные художественные задачи. В зависимости от эстетической парадигмы, в которой работает автор, это может быть и ориентация на новизну, нестандартность и оригинальность решения, свежесть авторской трактовки традиционного сюжета, иногда даже стремление шокировать зрителя, и опора на вечные эстетические ценности, - поставленных художественных сверхзадач может быть множество. Однако, прежде всего, произведение искусства должно вызывать эмоциональный отклик. Если такового не имеется, то произведение не состоялось. В любом из случаев, апеллирует ли работа непосредственно к эмоциям зрителя, или через разум должна в процессе рефлексии вызвать эмоциональную реакцию на остроумное художественное высказывание, задача всегда одна - не оставить зрителя безразличным и равнодушным. Если поставленная задача (вне зависимости от того, какую именно задачу ставил художник в конечном итоге: шокировать, умилить, вызвать эстетическое удовольствие, отвращение или негодование) не решена - работа не состоялась как художественный артефакт. Вот почему так сложно сказать, является ли тот или иной объект произведением искусства: невозможно вывести единственно правильные, подходящие для любой ситуации и произведения критерии художественности. По сути, представление о художественности работы напрямую зависит от зрителя, его эмоциональной реакции на произведение и его зрительского опыта.

Несмотря на то, что художественность - категория, не регламентированная достаточно четко, ее наличие обязательно для рассмотрения авторской куклы как произведения искусства, что подчеркнуто в самой терминологии «авторская художественная кукла». По мнению Б. П. Голдовского, «художественная кукла - явление художественной культуры, особый жанр искусства (в США называется фигуративной скульптурой), самоценный художественный объект, близкий станковой и малой скульптуре, с родовыми чертами куклы»9. Таким образом, именно художественность можно назвать сущностной характеристикой авторской куклы, тем, что отличает ее от поточных изделий и от результатов хобби-творчества кукольников-любителей. По своей сути авторская кукла - не только персонаж, манекен в эстетичном и грамотно сшитом костюме, но прежде всего гармоничное произведение, где материал и технико-технологические приемы его создания - это форма, а художественный образ - содержание и цель проведенной работы.

Авторская художественная кукла, как уже было сказано, - синтетический вид искусства, включающий элементы скульптуры, живописи, дизайна костюма, декоративно-прикладного искусства. Соответственно, в арсенале выразительных средств, создающих художественный язык куклы, великое множество техник и приемов. В авторской кукле, органически связанной с декоративно-прикладным искусством материал зачастую диктует образность, а образ - в свою очередь - материал. От выбора материалов, их грамотного использования и наиболее подходящего для воплощения авторского замысла сочетания зависит успешность воплощения художественного образа будущей куклы, ее художественная ценность.

Для анализа и интерпретации авторской куклы как художественного произведения автором настоящей статьи была разработана и применена в ходе занятий со студентами по курсу «Анализ и интерпретация произведений искусства» схема анализа авторской куклы. За основу был взят список параметров качества исполнения авторской куклы, предложенный членами Национального института американских художников-кукольников NIADA10. Схема была доработана автором в соответствии с классической схемой анализа любого произведения искусства. Она включает следующие параметры.
1. Автор, название, материал, размер, год.
2. Тема / сюжет // иконография образа.
3. Особенности авторской трактовки образа.
4. Художественное своеобразие:
4.1. пропорции/масштаб;
4.2. анатомия, лицо;
4.3. композиция;
4.4. движение (логическая и убедительная пластика персонажа, гармоничное расположение фигуры в пространстве композиции);
4.5. ритмическая организация, сочетание фактур/рисунков (узоров);
4.6. колористические особенности;
4.7. концепция костюма;
4.8. использование/качество аксессуаров;
4.9. подставка / мебель / постамент.
5. Пробуждение эмоционального отклика у зрителя (логика в подборе элементов и законченность образа; гармония, привлекающая внимание и заинтересовывающая зрителя).
6. В чем уникальность куклы, специфика авторской техники.
7. Вывод о том, какую цель ставил художник при создании данного произведения, какую хотел воплотить идею, удалось ли ему это.

Подводя итог разговора о художественности, стоит еще раз подчеркнуть, что, несмотря на то, что художественность - есть суть авторской куклы, жестких критериев, позволяющих ее определить нет и не может быть. Искусствоведы, и в частности Б. П. Голдовский, отмечают, что «они [критерии], конечно, есть, но все они субъективны, потому что оценку дают люди, живущие в то или иное время, в той или иной среде, получившие то, или иное воспитание. Они мерило ценности произведения искусства. Они создатели, критики и потребители. Вся история человечества в какой-то степени была посвящена выработке этих критериев: гармония, композиция, эмоциональное воздействие, метафоричность, наличие художественного образа»11.

Примечания
1 Рубцова, Е. В. Историчность парадигм искусства и проблема современной художественности : дис. . канд. филос. наук / Е. В. Рубцова. - Екатеринбург, 2004. - С. 7.
2 Рубцова, Е. В. Историчность парадигм искусства и проблема современной художественности. - С. 73.
3 Академик: словари и энциклопедии. - URL:http://dic.academic.ru/dic.nsf/fin_enc/31 325. - Дата обращения:  13.01.2015.
4 Там же.
5 Бычков, В. В. Эстетика : учебник / В. В. Бычков. - М.: Гардарики, 2004. - С. 267.
6 Там же. - С. 191.
7 Там же. - С. 193.
8 Американская философия искусства: основные концепции второй половины ХХ века - антиэссенциализм, перцептуализм, институционализм : антология / под ред. Б. Демидо- ка, Б. Орлова. - Екатеринбург: Деловая книга,1997. - С. 27.
9 Голдовский, Б. П. Художественные куклы. Большая иллюстрированная энциклопедия / Б. П. Голдовский. - М.: Дизайн Хаус, 2009. - С. 137.
10 Баева, Т. Взгляд на работу. Критерии оценки авторской куклы / Т. Баева // PTO^R™. - 2009. - № 1 (1) - С. 7.
11 Голдовский, Б. П. Авторская кукла как произведение искусства / Б. П. Голдовский // Pto^R™. - 2010. - № 2 (2). - С. 16.

Вестник ЧелГУ № 15 (370) 2015. Филология. Искусствоведение. Выпуск 96

Категория: Культура. Общество. Психология | Добавил: x5443x (01.07.2016)
Просмотров: 138 | Теги: авторская кукла | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
...




Copyright MyCorp © 2016