Суббота, 03.12.2016, 20:43
Высшее образование
Приветствую Вас Гость | RSS
Поиск по сайту


Главная » Статьи » Культура. Общество. Психология

Судьбы российской интеллигенции в эпоху реформ

Судьбы российской интеллигенции в эпоху реформ

Б.А.Мизрахи

Известно, что определение «интеллигент» имеет российское происхождение. Ни на Западе, да и на Востоке не укоренилось понятие «интеллектуал». Мы знаем, какую роль сыграла интеллигенция на протяжении двух последних столетий в Российской истории. Вот как характеризует русскую интеллигенцию академик Дмитрий Сергеевич Лихачев: «Просветительские, творческие, истинно гуманистические традиции формировались в нашей стране веками. Это и традиции глубокой образованности, приверженности общечеловеческим ценностям и высокого профессионализма – все это и есть особенности русской интеллигенции».

Что представляет собой интеллигенция на новом этапе развития общества? Существует ли она как консолидированная общественная сила? Не наступает ли век интеллектуалов-прагматиков западного образца? Наследует ли российская молодежь то, что было накоплено предшествующими поколениями?

Пережив все перипетии полутора столетий, наша интеллигенция в основном сохранила в себе, я бы сказал, генный код предыдущих поколений. Во-первых, жажду знаний, стремление не просто обладать этими знаниями, но и передать их людям. Служение народу, ответственность перед ним была как раз отличительным признаком интеллигента. Во-вторых, порядочность, внутренняя, а точнее врожденная нравственность, переходящая в жертвенность, в одержимое утверждение добра. И, наконец, в-третьих, искренняя готовность служить не только своему народу, но и всему человечеству. Российскому интеллигенту было всегда дело до того, что происходило в других странах.

В обществе сейчас многое изменилось. Укоренились тенденции индивидуализма. Часть людей причисляющих себя к интеллигенции заражены национализмом. Многие не прошли искушения материальными ценностями, отойдя от духовных. Сохраниться ли теперь в первозданном виде феномен русской интеллигенции?

Александр Исаевич Солженицын в своей статье "Образованщина" делает такой вывод: "...политика Советского государства в отношении уцелевших осколков интеллигенции путем зачисления в нее всех государственных служащих, а затем и всех лиц, имеющих образование "выше среднего", привела к разложению интеллигенции и к образованию нового слоя, имеющего мало общего с дореволюционной интеллигенцией". Дмитрий Сергеевич Лихачев, развивая мысль Солженицына, уточняет: "Это, может быть, и несколько резко, но Александр Исаевич понимает под обозначением "образованщина" слой людей образованных, однако продажных, просто слабых духом".

Октябрьский переворот 1917 года и его роковые последствия практически лишили культурный потенциал страны "золотого запаса". Сталинский террор обесценил его окончательно. В результате эмиграции, длившихся десятилетиями массовых расстрелов и репрессий российская интеллигенция практически вырубалась под корень. Это отразилось самым пагубным образом на общекультурном, а, следовательно, на экономическом, научном, политическом развитии государства. И неминуемо сказалось - сказывается и поныне! - на состоянии общества в его гражданских ипостасях. Мы до сих пор не можем воссоздать в России полноценное гражданское общество.

Не случайно сегодня вспыхнули споры, прежде всего, среди самой интеллигенции, о ее месте в современном обществе, о сущности ее просветительской миссии, о сокрушительной цене постоянных интеллигентских метаний. И это не просто разногласия - идет спор о судьбе русской цивилизации. И если говорить о нашей отечественной интеллигенции, то беда в том, что, сыграв решающую роль на старте либеральных реформ, она сегодня, увы, далеко не лидер этого процесса.

В результате перестройки и последующих реформ 44 % интеллигенции попало за черту бедности, а ее гражданская позиция во многом стала зависеть от куска хлеба. Вытеснением в рыночную экономику, к сожалению, значительная часть интеллигенции так и не смогла стать средним классом в европейском понимании этого термина.

Неоднократно говорилось, что интеллигенция неоднородна. Есть тут и прогрессивно настроенные люди, и реакционеры, и занимающиеся политикой, и далекие от нее. Если вспомнить элитную чиновничью группу Союза писателей СССР, то она последовательно, еще со времен перестройки, выступала против любых шагов по реформированию экономики, общественного устройства.

Оппонирующая ей часть интеллигенции, напротив, пыталась и пытается активно участвовать в преобразованиях. Голос ее звучит сильнее, ибо она понимает, что несет в общество созидательный заряд. К сожалению, она не всегда последовательна. Это легко объяснить: когда были провозглашены и начали осуществляться основные принципы свободы и либеральной экономики, то вместе с ними пришло резкое разделение общества на очень богатых и очень бедных, а середина провалилась. Это привело к растерянности многих представителей интеллигенции. Вдохнуть новый импульс в интеллигенцию, заразить ее позитивной энергией стало бы самой большой нравственной победой последнего времени.

В нашей стране молодежь чутко реагирует на поведение интеллигенции. Если говорить о влиянии на нее таких людей, как А. Сахаров, Д. Лихачев, А. Солженицын, то оно всегда проявлялось не столько в колоссальных научно-просветительских трудах и книгах, как в их повседневной гражданской позиции, в реакции на события в стране и в мире.

Это влияние, - и в отношении к правам человека, и в этике диалога личности и власти. Как раз здесь и кроется отличие в подходе к интеллигенции со стороны власти и общества: первая ценит в интеллигенции продукт, а второе (общество) - ее нравственность, правдивость, соответствие написанного и сказанного конкретным поступкам. Именно поэтому писатели  Г. Бакланов, Б. Васильев, Д. Гранин, великий М. Ростропович, К. Лавров и многие другие – в последние годы имели колоссальное влияние на души людей.

И чем больше в стране таких моральных авторитетов, с которыми люди сверяют себя сами, тем выше нравственность общества. Подлинная российская интеллигенция должна чувствовать и понимать власть, но всегда придерживаться независимости суждений и не путать духовную власть с властными полномочиями! Взяв на себя миссию подвижничества, искренне прилагая силы к служению народу, такая интеллигенция имеет в обществе неоспоримый морально-нравственный авторитет.

Значение интеллигенции в духовном возрождении России, в развитии гражданского общества становиться стрежневым. Особенно сегодня, когда мир переходит от логики монолога к диалогу разных логик, стремящемуся совместить прежние исторические эпохи и их мировоззренческие ценности с эпохой и ценностями, только еще нарождающимися.

Категория: Культура. Общество. Психология | Добавил: x5443 (08.02.2016)
Просмотров: 71 | Теги: интеллигенция | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
...




Copyright MyCorp © 2016